Сказание о самовольной реинкарнации
Было семнадцать мне лет, когда вдруг мне сказал мой учитель :
«Если действительно ты научиться чему-то всерьез
хочешь, то вот мой совет : отправляйся-ка к этому свами».
Тут же он мне описал и пещеру в отвесных горах,
где обитал тот мудрец : милях в трех от местечка Ганготри,
чуть в стороне от пути, что ведет на великий Гамакх :
вечный, как боги, ледник, он исток есть священного Ганга.
Мне удалось без труда обиталище йога найти :
там вековая сосна над ущельем склонилась глубоким.
Прямо за бурым стволом был в пещеру извилистый вход.
В дальнем углу там сидел в позе лотоса статный мужчина :
талия, плечи и грудь в треугольнике точном сошлись,
мускулов в теле игра мне напомнила древних атлетов,
волосы и борода у него походили на снег :
ими достойно лицо, как оправой алмаз, окаймлялось.
Мало я видел людей безусловно прекрасных, как он.
Больше всего потрясло меня в жителе этой пещеры
то, что по возрасту он девяностый насчитывал год.
После того как его я приветствовал жестом сердечным :
точно родного отца, и как сыну ответил он мне,
не удержавшись, спросил, чем питаются в здешней пещере :
молод ведь я еще был и к изысканной пище привык.
Колледж два года назад я, замечу попутно, закончил.
«Вон там, в пологом углу корнеплодов немного лежит,
можешь ты выбрать один, и в костре подержав призатухшем,
пару минут, его съешь». Сделал все я, как он и сказал.
Вкусен был тот корнеплод. Он напомнил мне рисовый пудинг.
«Буду тебя я учить совершенно без помощи слов», –
свамиджи мне сообщил. И действительно, в полном молчаньи
сутки, другие прошли. На исходе же третьего дня
стал я склоняться к тому, что нет смысла в моем пребываньи
рядом с таким молчуном : он не сможет меня научить,
видно, совсем ничему. С ним я время напрасно теряю.
«Мальчик, прислали тебя не за книжным познаньем сюда, –
мысли мои прочитав, мне ответил безмолвный вдруг свами, –
но лишь за тем за одним, чтобы опыт живой получить :
тело оставить мое я намерен к утру послезавтра».
Тут он опять замолчал, зато мой развязался язык :
«Этого делать нельзя, грех великий есть самоубийство,
и уж кому как не вам эту истину знать надлежит?»
«Мальчик, рубашку сменив, разве стал ты другим человеком?
или с обложкой иной станет также и книга другой?
наволочку заменив, разрушаешь ты разве подушку?» –
«Да, но какое у вас совершенное тело еще.
Счастлив я был бы иметь вполовину прекрасное тело.
Грех вам его покидать : оно может служить и служить».
Долго ответа я ждал – терпеливо, в течение ночи.
Утром в пешеру вошел мой товарищ : он тоже адепт
свамиджи был моего. Почему он теперь нас наведал,
я бы не смог объяснить. Но мне стал он вдруг сходу внушать,
что я не должен мешать совершить свами махасамадхи :
так в нашей веры зовут добровольный из тела уход.
«Полон он внутренних сил. Позавидовать можно здоровью.
Телом изящно сложен. Для простых он людей – идеал.
Тело свое укреплять и духовно поддерживать должен,
людям примером служа, как в гармонии тело и дух», –
так я ему возражал. Возмущение в сердце кипело.
Даже успел я сказать, что и йогой нельзя называть
глупый его суицид. Право, жаль, что полиции нет здесь.
Было бы лучше всего свами этого взять под арест.
«Все он мне тут говорил, что я вижу одно только тело,
видеть же мне надлежит что-то большее... где же оно?» –
«Друг мой, ты очень неправ. Жизнь скрывает великие тайны.
Должен очистить ты ум, что твой колледж в тебе замутил.
С этой ведь целью тебя твой учитель сюда и направил.
Странно мне даже тебе о простых столь вещах говорить» –
«В сущности я ничего необычного не совершаю, –
свамиджи вдруг произнес, – если тело покинуть пора,
вовремя мы узнаем. И вставать на пути у природы
мы никогда не должны. Помогает природе лишь смерть :
нас уничтожить она и не может и даже не хочет.
Суть ее только в одном : нас от нашего тела разъять...» –
«Но я совсем не хочу жить без тела...» – «Послушай, мой мальчик,
в теле нельзя вечно жить. Разлагаться оно и стареть
с возрастом обречено. Смерть и есть апогей разложенья.
Ум как бессмертное в нас неподвержен и в малом ему.
Через дыхание ум с телом бренным пожизненно связан.
Если дыхания нет, неизбежно приходит и смерть
Но перестав и дышать, тем не менее ты существуешь...» –
«Существованье мое как без тела почувствую я?» –
«А как ты чувствуешь мир, когда ходишь совсем без рубашки?
Но это все пустяки... завтра утром, часов этак в пять
я прекращаю дышать и хочу, чтобы вы мое тело
в близ протекающий Ганг погрузили – нетрудно для вас?»
«Что вы, да я и один справлюсь с этой задачей простою», –
тут же, к нему подойдя и подмышками руки скрестив,
я оторвал от земли его с легкостью, точно ребенка.
Ночь моя в мыслях прошла. И товарищ мой тоже не спал.
Ровно без четверти пять в позу лотоса свами уселся
и, улыбнувшись, спросил : «Что ты хочешь еще от меня?
Смело теперь говори : я исполню любое желанье», –
«Что вы мне можете дать, если вас уж не будет в живых?» –
слезы невольно в глазах у меня в этот миг навернулись.
Он же опять не сумел добродушной улыбки сдержать :
«Разве тебе не сказал твой учитель, что нам после смерти
ученикам помогать точно так же, как в жизни, легко?»
Молча ему я кивнул, продолжая безудержно плакать.
Также приятель мой был неподдельной печалью объят.
«Ладно, я сделаю так : мое тело теперь я оставлю.
Но так и быть, ради вас очень скоро другое возьму.
Случай поможет мне в том : через три с половиной недели
будет укушен змеей у реки молодой человек.
Место зовется Ассам : там, в долине реки Брахмапутры,
есть деревенька одна посреди живописных холмов...»
В точности он описал ту низину бамбуковой рощи,
где, в двух шагах от реки, наблюдая, как стадо слонов
плещется в мутной воде, молодой человек слишком близко,
видно, к гнезду подступил : обиталищу двух черных кобр.
Так что я должен спешить. И, отыскав бездыханное тело,
подле него пребывать. Ибо если отыщут его
люди другие, тотчас, совершив похоронную тризну,
пламени прах предадут, а останки и пепел – реке.
Все это нам рассказав, погрузился в безмолвие свами.
И, спустя пару минут, внятно : «Аумм...» он звук произнес.
И – навсегда замолчал. Я проверил биение сердца,
также и пульс, и зрачки : может снова начнет он дышать.
Нет, жизнь ушла из него. А точнее, сам жизнь он оставил.
Слово мы дали ему отнести его тело к реке.
Молча к нему подойдя, мы удобно его обхватили.
Стали затем поднимать, но – как странно! – совсем не смогли
тело его оторвать от землистого пола пещеры...
Сук мы толстенный тогда принесли от соседней сосны :
сунув под бедра ему, мы рычаг самодельный создали.
Также и он не помог тело свамиджи перевернуть.
Час незаметно минул в изощренных, но тщетных попытках :
все, что пришло нам на ум, испытали мы... но ни на дюйм
сдвинуть с земли не смогли к нему чудно приросшее тело.
То, что случилось потом, не забыть мне уже никогда,
кто-то вдруг тихо сказал за минуту до солнца восхода :
«Ну, а теперь мы его в Ганг священный одни понесем».
Не было вкруг ни души. Мы с товарищем переглянулись.
Явно услышал и он непонятные эти слова.
Вдруг и само по себе поднялось в воздух свамиджи тело.
Медленно, как по воде, в направлении Ганга оно
в воздухе и поплыло... так плыло оно три сотни ярдов
(шли мы послушно за ним), а потом в середину реки
плавно спустилось оно и из глаз наших быстро исчезло,
хоть был совсем неглубок в тех местах полноводный наш Ганг.
Долго не мог я забыть левитации опыт чудесный,
хоть мне учитель не раз объяснял все законы ее,
что точно так же просты, как любые законы Вселенной,
ибо в основе всего лишь единственный принцип лежит :
правит материей дух, так имеющий уши – да слышит!
Но мне, однако, пора мой правдивый закончить рассказ,
времени много уже на меня мой читатель потратил.
Час мы еще провели, потрясенные зрелищем тем,
что даже в этих местах есть не правило, но – исключенье.
Ну а потом – разошлись. Путь лежал мой на юго-восток,
в округ приморский Ассам, и в долину реки Брахмапутры.
Вовремя прибыв туда, я в бамбуковой роще осел.
Странные мысли пришли мне на ум в медитациях долгих :
что, если предупрежден человек будет тот молодой
мною – а кем же еще? Все должно совершиться ведь завтра.
И на моих же глазах... ну а что если есть и семья
у человека того, есть жена, есть и малые дети.
Всю в размышленьях таких я провел и последнюю ночь.
Утром в назначенный час я разбужен был рокотом трубным :
стадо большое слонов в предрассветной плескалось воде.
Тут же я встал и пошел, уязвленный предчувствием скорбным.
Скоро дошел до реки и не мог облегченья сдержать :
видно, еще не пришел тот, кто нынче придти будет должен.
Вдруг из-под низких кустов, влево, ярдов в семи от меня
кто-то с испугом вскочил : я лицо его в страхе увидел.
Может, явленье мое в этом месте и в этот момент
он совершенно не ждал... следом вопль его страшный раздался :
резким движеньем своим потревожил он рядом змею.
В шею пришелся укус. Через три он минуты скончался.
Горько тогда пожалел я о замысле гордом моем.
Плача, пошел я к реке. Там, как свойственно нам, искупавшись,
сел медитировать я. В час закатный же снова пришел
к месту, где труп возлежал. Тот сидел как ни в чем ни бывало,
жестом, известным лишь мне, поприпетствовав скромно меня.
Также улыбка и взгляд показались мне странно знакомы.
Стал он со мной говорить, точно были приятели мы :
просто меня он спросил, не напрасно ли время в пещере
с ним я когда-то провел. А на прежнего свами теперь
был он совсем непохож. Я ж тогда мои странные чувства
так и не смог побороть : чтобы тот, кого близко я знал,
вновь предо мною стоял, но в другом, непривычном мне теле.
Видя смущенье мое, распрощался тот садху со мной.
Наши с ним жизни пути так ни разу потом не скрестились,
хоть и по нынешний день о нем думаю я с теплотой.
Так вот единственный путь избежать с Царем Смерти свиданья
гуру мне мой подсказал : это был его главный урок.
Свидетельство о публикации №222122400872