Контрапунктный этюд о давании чаевых

               



                1.



И вот наступил, наконец, долгожданный переезд на новую квартиру, и вам – обращаюсь к вам как к российскому собрату-эмигранту, ведь нас теперь на немецкой земле больше, чем коренных немцев – привезли новую мебель, за доставку заранее оплачено фирме, двое иностранцев-рабочих, на своем родном языке непрерывно обмениваясь деловыми репликами, во мгновение ока расставили все как нужно в вашей гостиной, потом они дали вам подписать соответствующий документ, –
        и вот они уже в дверях, сейчас они уйдут, и вы их, судя по всему, никогда больше увидите, но прежде чем это произойдет, свершится – а может и не свершится – некая крошечная житейская мистерия первостепенной важности, –
        и вот в чем она заключается : ведь у вас в кошельке лежит бумажная пятерка, десятка или двадцатка – так, на всякий случай, вы просто знаете, что в подобных делах принято давать чаевые, но, с другой стороны, без этого можно и обойтись, в конце концов, хотя доставщики сделали свое дело без претензий, все же это их работа, и она тоже неплохо оплачивается хозяином, а кроме того, –
         вдруг им сегодня уже дали шикарные чаевые? вдруг ваши им покажутся несерьезными и, вместо признательности и благодарности, они будут смеяться в лифте над вашей скупостью? вдруг у них в «заначке» гораздо больше сбережений, чем у вас?


                2.


        Короче говоря, в этом тонком и деликатном деле : давать или не давать? столько «за» и «против» – ну точь-в-точь как в принятии или отвержении бытия Божия – что само по себе разумное и взвешенное решение становится абсолютно невозможным, и приходится полагаться на интуицию, на настроение, на случай... но так оно и  должно быть, ибо в настоящей мистерии всегда присутствует элемент некоторой непредсказуемости, –
         итак, перед вами встает гретхеновский вопрос : давать или не давать? вопрос, если разобраться, космического масштаба, потому что, во-первых, деньги – это не просто деньги, но эквивалент суммарных материальных – а подчас и духовных – возможностей на этой земле, во-вторых, как уже сказано, вы встретились с этими людьми в первый и в последний раз, в-третьих, они эти деньги не обязательно заслужили, и в-четвертых, даже если вы, решив во что бы то ни стало сэкономить, заполучите слабые укоры совети, последние исчезнут раньше, чем затихнут голоса рабочих в подъезде... итак, давать или не давать, –
но не давать как раз и значит отказаться принять участие в мистерии жертвоприношения : ведь никак иначе не сможете вы выказать чужому человеку ваше чувство – не говорю : любви – но хотя бы просто искренней и бескорыстной симпатии, и никаким другим путем не докажете вы наличие в вашем характере самого, пожалуй, прекрасного качества : щедрости, потому как добрые дела в отношении близких родственников и друзей пока не в счет : даже в Евангелиях на это обращено внимание... да, вот оно, мистическое жертвоприношение, сокрытое в сердцевине повседневной жизни, –
         и если вы, любезный читатель, находитесь в данный момент в его эпицентре, однако не знаете или делаете вид, что не знаете, как поставить точку над i, поспешите : доставщики уйдут и не вернутся, а вот представится ли вам еще один случай спасти душу, неизвестно.


                3.


                Есть очень путь простой приблизиться к познанью
                того, в чем главный подвиг состоит святых :
                по доброте души одной, а не по званью
                давать при случае побольше чаевых,

                ибо нет большей жертвы в этом мире грешном
                для женщин, но и в большей степени мужчин,
                чем жестом четким, ритуальным и неспешным
                кому-то и как бы без видимых причин

                отдать часть своих денег, точно правя балом –
                предел, увы! нередко нашей доброты :
                так что в поступке этом до смешного малом
                таится много непонятной красоты.


Рецензии