Заметка на полях о пазуе во время чтения
Следует предположить, что афинский Акрополь, картины Леонардо, музыка Баха или Моцарта в свое время не казались современникам настолько гениальными, как нам, –
то есть все эти феномены были, конечно, по достоинству оценены, но до такой степени превозносимы современниками, как спустя определенное время потомками, они уж точно не были, –
и вот встает закономерный вопрос : были ли они и «на самом деле» тогда столь же гениальными, как теперь, или само время создало их гениальность, –
и как же нам ответить на этот вопрос? и можно ли на него вообще ответить? а ведь он не так глуп, как кажется, –
иными словами, все законченно и незаконченно одновременно : законченно, потому что свершилось во времени и пространстве, и незаконченно, потому что продолжает осмысляться, а значит и переоформляться в сознании, –
так что и детство наше, строго говоря, заканчивается не юностью, а смертью, потому что лишь со смертью прекращается процесс осознания детства, –
если же пойти еще дальше и вообразить себе, что возможно осмыливать прожитую жизнь, находясь в ином измерении или спустя сотни лет, припомнив, скажем, реинкарнацию – подобные случаи ведь есть и зафиксированы документально –
то это уже будет прямая параллель осознания своей жизни с чтением книги, –
во всяком случае, выражение наших глаз, когда мы, отложив книгу в сторону, задумываемся о ее содержании, или когда пытаемся осмыслить свою жизнь, совершенно идентично.
Свидетельство о публикации №222122501039