Я помню чудное мгновенье часть третья

               
                «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет
                делаться, и нет ничего нового под солнцем».
                Екклесиаст

    Погрешу против Библии, но позволю себе не согласиться с Екклесиастом.
    Живете ли вы с удовольствием и с интересом? А ведь интерес в жизни – одно из главных условий активной работы мозга.
    Когнитивные способности зависят от пластичности мозга, т.е. его способности перестраивать нейронные цепи. Все психические процессы поддерживаются нейронными импульсами, которые бегут от одного нервного центра в другой. Формирование новых нейронных цепей зависит от генов, которые вам достались от ваших родителей, а также от информации, поступившей извне.   Пластичность мозга зависит от быстроты формирования нейронами новых связей.
    Насыщенная, богатая впечатлениями, полученной информацией жизнь стимулирует нейронную пластичность. При этом в мозге становится больше нейронных клеток, которые улучшают память. Как вы думаете, чем отличается «смышленый человек» от обычного? А ведь такие люди сразу выделяются из толпы. Отличается, в основном, скоростью прохождения нервных импульсов. Т.е., для решения стоящей перед ним задачи он перебирает мысленно много вариантов, которые услужливо предоставляет ему тренированный мозг за ничтожный (с точки зрения человека) промежуток времени. Конечно, «быстрое мышление» включает в себя экспертные знания. Внешние впечатления являются импульсами «быстрого мышления» и во многом определяют выбор. Здесь вводятся понятия: «текучий интеллект» и «кристаллизованный интеллект». Текучий интеллект – это способность рассуждать логически и решать задачи, независимо от того, много или мало мы знаем. Кристаллизованный интеллект отвечает за то, как мы используем накопленные нами знания.
    Полноценная «интересная» жизнь складывается из многих факторов: социальные контакты, зрительные и осязательные впечатления, моторные (физическая нагрузка), когнитивные (чтение, размышления, изучение нового).  Все это, как отдельные кубики, при составлении которых мы получаем словосочетание «пластичность мозга». Если выбросить какой-нибудь кубик, мы не сможем прочесть его.
    Конечно, важны все составляющие, но, пожалуй, социальные контакты (вживую, не по телефону или компьютеру) играют очень большую роль. Отсутствие их ведет к хроническому стрессу, а стресс и депрессия вводит организм в дисбаланс. И если вы работаете «на удаленке», мало контактируете с людьми «вживую», обстановка однообразная, то у вас есть риск понижения иммунитета на инфекционные болезни, даже если вы работаете в комфортных для тела условиях.
      «Когда не стало интернета
       Мы вышли из своих домов.
       Друг друга трогали руками,
       Пытались даже говорить»        (подсмотрено в интернете)

    Человек – существо социальное, контакты «вживую» с себе подобными необходимы, ; с точки зрения эзотериков, это обмен энергией.
    Психолингвист Татьяна Черниговская настоятельно рекомендует для поддержания мозга в хорошем состоянии читать сложные тексты. В общем смысле, это тексты, которые требуют осмысления, дают новую информацию, заставляют задуматься о жизни, и – внимание – в которых вы сталкиваетесь с незнакомыми терминами, понятиями. Они заставляют вас искать объяснение в энциклопедии, словаре, интернете. К «сложным текстам» можно отнести классические произведения великих философов, писателей, научно-популярные журналы, которые еще чудом сохраняются у нас среди горы «глянцевых» и «гламурных». Даже если вы прочтете не все статьи из них, выберете то, что вас заинтересует, польза для мозга будет огромная. Конечно, умственные усилия создают напряжение, а поэтому подчас неприятны.
    Если говорить о моторных функциях, то физические упражнения сами по себе стимулируют мозг. Очень рекомендуется развивать у себя мелкую моторику пальцев рук. Это способствует координации нервной, мышечной и костной систем, улучшает речь, воображение, двигательную память.
    Также уже широко известное утверждение, что наш кишечник является как бы вторым мозгом, нашло подтверждение. Установлено, что кишечная микрофлора вносит свой вклад в нейронную пластичность. Это связано с так называемыми «короткоцепочными жирными кислотами», которые выделяют кишечные бактерии.   Короткоцепочные жирные кислоты образуются в толстом кишечнике при обработке полезными бактериями пищи, и затем проникают через стенки кишечника в кровь.
    Таким образом, сигналы, приходящие к мозгу от внутренних органов, могут влиять на его пластичность. В ходе экспериментов подопытных мышей искусственно лишали микрофлоры; в результате их нейронные цепи теряли пластичность в сравнении с контрольной группой. Связь между микрофлорой кишечника и мозгом работает в обе стороны: бактерии посылают мозгу химические сигналы, мозг влияет на бактерии через нервы, идущие к кишечнику, а также через иммунную систему.
    В кишечнике обитают несколько сотен видов микроорганизмов. Употребление антибиотиков, нездоровая пища, переедание нарушают его нормальное функционирование. Переедание пагубно сказывается на здоровье еще и потому, что в желудке при приеме пищи должно соблюдаться условие: примерно 1/3 объема – твердая пища, 1/3 - жидкая пища, и одна треть желудка должна оставаться пустой. Это свободное место нужно для образования газов при переработке пищи, которые создают достаточное давление для открытия сфинктера в двенадцатиперстную кишку, иначе туда попадет плохо переработанная пища. Пища, богатая клетчаткой, и достаточное количество воды (1,5 литра) помогут вашему организму справиться с нагрузкой. Нездоровый кишечник (по самым разным причинам) пагубным образом сказывается на вашем мышлении.
    Однако, постоянная трудоемкая умственная деятельность перенапрягает нервную систему, и уровень глюкозы в крови может падать. Замечено, что люди творческого труда при работе увлекаются до такой степени, что забывают поесть, но при этом многие обожают сладкое.
    Таким образом, можно сделать вывод, что если человек живет в автоматическом режиме «работа-дом», не интересуется особенно ничем, не стремится получать новые знания, навыки, хотя бы по своему роду деятельности, то со временем его умственные способности слабеют. В практической жизни он все больше ориентируется на «принцип социального доказательства» - если все так думают (делают), значит, это правильно. И он незаметно для себя попадает в число тех, у кого изо рта вылетает то, что им вливают в уши, минуя мозг.
    Екклезиаст жил давно, темп жизни тогда был другой. Просто он получил по жизни все возможные на тот момент знания.
    А нам еще учиться, учиться и учиться……
    Как завещал нам В.И.Ленин.



       Литература
    1.Даниэл Канеман  Думай медленно, решай быстро  АСТ  2014
    2.Татьяна Черниговская   Как научить мозг учиться    лекция аудио
    3.Наука и жизнь №9  2017
    4.Наука и жизнь №2  2022


Рецензии