Жить после смерти

Перефразируя Толстого “Все, кто не терял своих близких, чувствуют себя одинаково, а те, кто терял, по-разному”.

Так просто-то не умрёшь, ритуалов и событий последующих не оберёшься. Впрочем, умершему всё равно, а вот оставшимся приходится соблюдать приличия. Да так, что даже осознать произошедшее времени не остаётся.

Только я хотел понять, что человека уже нет в этом мире, как что-то происходило, иногда бытовое, что требовало срочного вмешательства. Нужно было ехать куда-то, встречать кого-то, встречаться с кем-то, разговаривать и держать лицо. Потом известные события в мире. В итоге я живу в реальности, где есть туманный вертикальный слой, призрачная стена, куда нет-нет да и заглядываешь. Это чувство нереальности, неверия, недоумения не покидает. Разумом я понимаю, что этого человека уже нет, но мне думается, он жив, просто уехал куда-то и вернётся весной, когда всё расцветёт. Я не боюсь сойти с ума (если ума нет, с чего сходить?), наоборот, это ощущение двойной реальности помогает расширить горизонты, если можно сказать так. Причём он жив не в банальном общепринятом смысле, что жива память о нём и т.п., а как-то иначе, вроде физически, но в ином месте, не измерении, а в другом географическом месте.

Говорят, горе надо пережить, изжить. А у меня не было осознания этого горя. Был ряд исполнения традиций, ритуалы для приличия. И я до сих пор не понял, что произошло. Для меня на момент события ничего из ряда вон выходящего не произошло. Были люди, люди, люди. Они приезжали, приходили, прилетали. Они говорили, молчали, сидели, уходили.

Я не видел его неживым. Я запомнил его живым. Но кажется, это было так давно, что я не могу вспомнить его лицо.

Осталось сожаление. Думаю, с годами оно будет только расти. Сожаление, некоторое чувство вины, сострадание даже и удивление.

Любое событие даёт нам опыт и знания. Это событие очень ясно показало мне, что я знал прежде теоретически - да, уходили близкие, иногда даже молодые, ровесники тогда, в те давние годы, но их уход не оставлял столько багажа - человек не просто смертен, а он может уйти внезапно, без предупреждений, без знаков, без озарений интуиции, уйти вероломно, оставив после себя у живых сожаление, досаду, что ничего не успели, и недоумение. Прежний мир искажается, он не такой непоколебимый, как был раньше годами. Ты остаёшься с пониманием, что в любой момент можешь потерять кого угодно, и хоть на стенку лезь, ничего не сделаешь, от тебя ничего не зависит. Вот здесь наступает неумолимый экзистенциальный кризис. Он борется с твоим космическим оптимизмом.

Как любят говорить, всё, что нас не убивает бла-бла-бла. Да, мы остаёмся с силой и знанием. И раной на душе, надеюсь, это не звучит пафосно. И чувство, доселе незнакомое, что мы постарели, огрубели, где-то броня пошла трещинами, а где-то окрепла.

И ты снова стоишь, как одинокий железный дровосек, посреди пустой, чёрной и холодной вселенной. И бытие кажется долгом, обязанностью. Всё пустое, никчёмное, легковесное, но всё равно надо жить.

   


Рецензии