Н. Фонвизина-прототип героинь великих произведений

Наталия Дмитриевна Фонвизина (урождённая Апухтина) (1 [13] апреля 1803 (по другим сведениям 7 [19] апреля 1805[1]) — 10 [22] октября 1869) — жена декабриста Михаила Фонвизина, затем декабриста Ивана Пущина.


 
Наталия Дмитриевна Фонвизина - единственная дочь крупного, но разорившегося орловского помещика Дмитрия Акимовича Апухтина (1768—1838), костромского уездного предводителя дворянства.

Дед со стороны отца — А. И. Апухтин, симбирский и уфимский наместник (1783-84), член суда над Пугачёвым. Дед со стороны матери — П. И. Фонвизин, директор Московского университета.

В. А. Жуковский 3 августа 1811 года пишет ей стихи:

«Тебе вменяют в преступление, что ты
милее всех детей! Ужасный грех! И вот моё определение: Пройдёт 5 лет и десять дней! Не будешь ты тогда милее всех детей! Ты будешь страх сердец и взоров
восхищение!»

Литературный прототип

Исследователи считают, что Наталья Апухтина-Фонвизина-Пущина послужила одним из прототипов героинь произведений классической русской литературы: в частности, Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), Сонечки Мармеладовой в романе Достоевского "Преступление и наказание" (1866) , Наташи Ростовой в черновом варианте неопубликованного романa Л. Н. Толстого «Декабристы», задуманного в 1856 году и написанного в ноябре 1860 — начале 1861 года и переработанного писателем в роман "Война и мир" (1863—1869 гг.). Известно, что Толстой встречался с декабристами, читал их воспоминания, включая «Исповедь» Н. Д. Фонвизиной. И, вероятно, главной героиней романа «Декабристы» Л. Н. Толстой предполагал сделать Наталью Дмитриевну.

Жизнь в литературе началась у Натальи Апухтиной рано: с детских лет ей посвящали свои стихотворения Василий Жуковский (<В альбом 8-летней Н. Д. Апухтиной>) (см. выше) и Александр Одоевский (Зачем ночная тишина..., 1829):

Зачем ночная тишина
Не принесет живительного сна
Тебе, страдалица младая?
Уже давно заснули небеса,
Как усыпительна их сонная краса
И дремлющих полей недвижимость ночная!
Спустился мирный сон, но сон не освежит
Тебя, страдалица младая!
Опять недуг порывом набежит,
И жизнь твоя, как лист пред бурей, задрожит,
Он жилы нежные, как струны, напрягая,
Идёт, бежит, по ним ударит; и в ответ
Ты вся звучишь и страхом, и страданьем,
Он жжёт тебя, мертвит своим дыханьем
И по листу срывает жизни цвет...
О ней писали Сергей Дуров и Н. А. Некрасов в поэме "Русские Женщины" (1872)[5]

"Евгений Онегин"
Современники за строками Пушкина:
«А та, с которой образован
Татьяны милый идеал...
О много, много рок отъял!»
видели Наталью Апухтину, жену двух декабристов, Михаила Фонвизина и Ивана Пущина, последовавшую за мужем в Сибирь, проведшую в ссылке 25 лет и потерявшую в разлуке сыновей.

История несостоявшейся свадьбы Наталии Апухтиной в чём-то напоминает сюжет "Евгения Онегина": столичный жених пропадает внезапно, узнав о разорении семьи, и появляется уже после свадьбы Натальи Aпухтиной с Михаилом Фонвизиным, фактическим кредитором семьи, которому Апухтины были должны 60 000 рублей.

Наталья Апухтина вспоминала: «Вот я и замуж согласилась более выйти потому, что папенька был большой суммой должен матери Михаила Александровича и свадьбой долг сам квитался, потому, что я одна дочь была и одна наследница»[5].

Рассказ Натальи Апухтиной об этой встрече сo сбежавшим молодым человеком перекликается со строками романа Пушкина ("Евгений Онегин", XIX):

и бровь её не шевельнулась:
Ей-ей! не то чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
"Преступление и наказание"
Достоевский с петрашевцами познакомились с Натальей Фонвизиной в январе 1850 года в Тобольске, в пересыльной тюрьме. За время пребывания Достоевского на каторге Фонвизина была едва ли не единственным его корреспондентом. "С каким удовольствием я читаю письма ваши, драгоценнейшая Наталья Дмитриевна! Вы превосходно пишете их, или, лучше сказать, письма Ваши идут прямо из Вашего доброго, человеколюбивого сердца легко и без натяжки (Достоевский, переписка зима 1854). Достоевский называл её ангелом и воплотил её ангельские черты в Сонечке Мармеладовой.[источник не указан 2335 дней]

"Война и мир"
В 1856 году декабристы после амнистии возвращались из Сибири, и Толстой начинает роман, героем которого должен стать вернувшийся из ссылки декабрист. Он встречается с декабристами, читает их мемуары, в том числе и "Исповедь" Фонвизиной. Образ Натальи Фонвизиной очаровал Толстого душевной красотой. Толстой писал декабристу П. Н. Свистунову: "Тетрадь замечаний Фонвизиной я вчера прочитал невнимательно и хотел уже было её отослать, полагая, что я все понял, но, начав нынче, опять читал её, я был поражен высотой и глубиною этой души. Теперь она уже не интересует меня, как только характеристика известной, очень высоко нравственной личности, но как прелестное выражение духовной жизни замечательной русской женщины". В набросках к несозданному роману "Декабристы" Толстой планировал назвать главную героиню Натальей. Роман "Декабристы" так и не был написан. Толстой признавался, что не мог поставить в центре романа старого, больного, хотя и несломленного человека. Следовало начать сначала и рассказать всю историю декабристского движения, которая начиналась на Сенатской площади. Так Толстой подошёл к отечественной войне 1812 года и здесь не мог остановиться на поражении Наполеона и причинам наполеоновских войн. Таков замысел "Войны и мира", другого романа, главная героиня которого по-прежнему зовется Наташа. В романе описывается семейная жизнь Фонвизиных:

"Hаташа не следовала тому золотому правилу, проповедоваемому умными людьми, в особенности французами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна ещё более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа. Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное -- пение. <...> Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все противное этим правилам. <...> Взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа, показалось бы ей так же странным, как украшать себя для того, чтобы быть самой собою довольной. Украшать же себя для того, чтобы нравиться другим, -- может быть, теперь это и было бы приятно ей, -- она не знала, -- но было совершенно некогда. Главная же причина, по которой она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов, состояла в том, что ей было совершенно некогда заниматься этим.

Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, -- была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, -- и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать.<...>

Наташа не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных -- графини Марьи, брата, матери и Сони. Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятна, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше."

Примечания
 Фонвизина Наталья Дмитриевна Архивная копия от 1 марта 2016 на Wayback Machine. Фёдор Михайлович Достоевский - Антология жизни и творчества
 Владимир Муравьев. Святая дорога. — ПРОСПЕКТ МИРА. ЧЕТНАЯ СТОРОНА.
 ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 2126. — Оп. 1. — Д. 107. — С. 25. Метрические книги церкви Вознесения Господня близ Сретенки.. Дата обращения: 16 июля 2021. Архивировано 16 июля 2021 года.
 Там же.. Дата обращения: 16 июля 2021. Архивировано 16 июля 2021 года.
 Владимир Рогоза, Была ли жена двух декабристов Наталия Фонвизина-Пущина прототипом Татьяны Лариной? http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25336/ Архивная копия от 23 февраля 2009 на Wayback Machine
Литература
В. Колесникова «Усладительная болезнь моего сердца…» Журнал «Наука и религия», № 10, 1991
Русские портреты XVIII—XIX столетий. Изд. Вел. Кн. Николая Михайловича. СПб. 1906. Т. II вып III. № 78.
Сараскина Л. И. Испытание будущим. Ф. М. Достоевский как участник современной культуры. 2010.
Ссылки
Биография Н. Д. Фонвизиной
Декабристы в Енисейской губернии
Скобелева Т.С. «Итак, она звалась…» «Московский журнал», № 1, 2001 г.
Исаева Н. А. Прототип Татьяны Лариной - Натали Фонвизина-Пущина
Владимир Рогоза Была ли жена двух декабристов Наталия Фонвизина-Пущина прототипом Татьяны Лариной?

(Материал из Википедии)


Рецензии