Просвещение против пропаганды. Часть 1. Предпосылк

Вместо предисловия
Предлагаемая вашему вниманию статья является текстом или, можно сказать, стенограммой первого из четырех видеороликов на тему "Просвещение против пропаганды", размещенных на Ю-Тубе- https://youtu.be/6JEitsmAuLs.

Предпосылки появления пропаганды
Почему так важна тема пропаганды?
По очень простой причине.

Пропаганда влияет не только на нашу жизнь но и на нашу безопасность.

Пропаганда может перепрошить сознание чесловека и сделать его покорным орудием и даже оружием в чужих руках.

И это не преувеличение.
Вы в этом сомневаесь?
Вам кажется, что то, что несут с экрана пропагандисты ничего кроме улыбки не вызывает?

Вы думаете, что кто же поверит в этот бред?

Но пока вы снисходительно относитесь к этим клоунам, они медленно меняют ваше сознание.
Меняется мировоззрение и система ценностей. Ваша система ценностей

Вы думаете, что это невозможно?

Говорят, что доктору Геббельсу принадлежит фраза что ложь повторенная тысячу раз становится правдой.
Вспомните, что сделало министерство пропаганды и просвещения под его руководством с десятками миллионов человек в Фашистской Германии?

Они с согласились с рассовой теорией и восторгом начали вторую мировую войну.

Это было давно? С тех пор все поменялось?

Хорошо, давайте вспомним Руанду начала 90-х годов. Меньше 30-ти лет назад.

Радио "Тысячи холмов" разжигало ненависть одного народа страны - хуту, против другого - тутси.

В результате воздействия пропаганды в стране было вырезано около миллиона человек, 20 % населения страны.
Воздействие пропаганды привело к геноциду.

Ученый из Гарвардского университета Дэвид Янагизава-Дротт
с цифрами в руках доказал, непосредственную связь между качеством приема пропагандистского радио и количеством жертв.

Чем увереннее радио прием, тем больше жертв.

Вдумайтесь в эти цифры - погиб миллион человек из-за того, что радио
транслировало пропагандистские передачи.

Кто-то скажет - это было в Африке, к нам это не имеет отношения.
Ок.
Сегодня вооруженное вторжение России в Украину поддерживает большинство россиян.
Жители России кто покорно, а кто и с энтузиазмом, отправляются на войну убивать соседей.
А матери и жены мобилизованных переживают только из-за того, что на фронте их плохо кормят.

Конечно это не про всех, но про значительную часть, к сожалению, правда.
Почему это происходит?

Причина в том, что по телевизору с утра до вечера крутят передачи разжигающие ненависть.

Если обесточить Главную Телебашню, мы все увидим как поддержка войны стремительно пойдет на спад.

Информационное оружие - возможно, самое страшное оружие сегодня.
Оно, конечно, не такое быстрое как атомная бомба, зато радиус поражения пропаганды и количество жертв - не ограничены.

И признаки поражения для жертвы незаметны и в этом особое коварство информационного оружия. Пропаганда убивает личность медленно, но верно. И эффективность воздействия на человека не имеющего средств защиты - 100%.

От пропаганды невозможно защититься с помощью внешних средств - нет таких таблеток и шапочки из фольги тоже вряд-ли помогут...

Сознание человека очень уязвимо и поэтому легко может быть подвержено пропагандистскому воздействию.

Тем не менее - защититься можно, но для этого важно понимать что такое пропаганда и знать, какие методы ей используются.

Мы же научились мыть руки и не питаться испорченными продуктами.
Это вопрос знания, понимания и привычки.

Представляю вам первый из четырех роликов о пропаганде и управлении общественным сознанием.
Он называется - Предпосылки.

В связи с тем, что пропаганда последнее время имеет строго негативную коннотацию, каждое СМИ старается отмежеваться от этого явления.

Что, дескать, пропаганда - это у них, а у нас новости и информационное сопровождение.

У них пропаганда всегда оголтелая и чёрная, а у нас, если всё же встречается, то исключительно патриотическая или здорового образа жизни. В общем - белая и пушистая.

Забегая вперёд, хочу сказать что пропаганда - это абсолютно естественное и, более того, неизбежное явление в современном мире.

И именно поэтому надо хорошо понимать с чем мы имеем дело.

Но, для того чтобы понять и принять это, необходимо разобраться в причинах появления пропаганды и ее целях и методах.

Говоря о пропаганде, мы подразумеваем индоктринацию или кому-то может больше понравится термин зомбирование, но в целом - это внушение или навязывание идей и мнений без их критического осмысления.

Давайте разберёмся во всём по порядку: откуда к нам пришла пропаганда, зачем, в чем ее цель и почему нам от неё никуда не деться.

Чтобы лучше понять день сегодняшний, часто бывает необходимо внимательно посмотреть на день вчерашний.

Власть всегда старалась использовать все доступные каналы влияния на своих граждан.

История показывает нам как зарождение пропаганды начиналось как способа обоснования властями каких-то своих решений и действий.

Уже почти 4000 лет назад в Месопотамии, в ХVIII веке до н.э.
в Своде Законов Хаммурапи появилась преамбула, в которой указано, что законы Вавилонского царства стоят на страже справедливости и
служат для защиты бедных слоев населения.

Однако, понятное дело, ни о какой защите речь не шла и законы были на стороне правящих классов.

Но так был создан прецедент, выдвижения на передний план красивой идеи, которая маскировала истинное положение вещей.

Кроме того, из глиняных табличек с клинописными хрониками Шумеро-Аккадского царства можно узнать подробности о войнах того времени.

И в этих описаниях виден знакомый прием по расчеловечиванию образа врага, прием о котором мы знаем и из истории Второй Мировой Войны и из геноцида тутси.
И сейчас мы его наблюдаем...

Вот как, например, в Аккаде описывали своих врагов -
«Поведением — люди, да разуменьем — собаки. Обликом же — сущие обезьяны».

Все ровно так, как и теперь. Ничто не ново под луной.

Само слово «пропаганда» обозначает «процесс распространения».
Термин стал использоваться почти на 3000 лет позже чем пропаганда появилась в Шумерах.

Так называлась созданная папой Григорием XV в 1622 году Конгрегация распространения веры. Пятьсот лет назад.

Конгрегация – это монашеское объединение, созданное под определенные цели.

Задачей Конгрегации распространения веры, как и следует из названия,
была, если говорить сегодняшним языком – популяризация идей христианства и миссионерская деятельность.
То есть обращение неверующих или сторонников других религий в христианство.
Конгрегация готовила миссионеров, и обеспечивала миссии духовной литературой.
Никаких политических целей конгрегация перед собой не ставила.

До XIX века - понятие пропаганды соотносилось, в основном, с распространением религии.

В то время в городах существовало самоуправление на основе профессиональных гильдий и люди совершенно не нуждались ни в указаниях сверху, ни в какой-то дополнительной мотивации
для формированию общин.

Ситуация начала меняться, когда стали появляться официальные политические партии, когда стали возможными на государственном уровне разные точки зрения, разные видения будущего и
разные подходы к управлению государством.

Партии прошли этапы развития от аристократических групп и политических клубов к современным массовым партиям.

В конце XVII века в Англии появились тори и виги, через 100 лет во Франции образовались партии якобинцев и жирондистов.

И только спустя еще полвека, с введением в Европе и Америке условно всеобщего избирательного права, были созданы первые партии современного типа – в 30-х годах ХIХ века в Англии возникла Лейбористская и Консервативная партии, а в США – Республиканская и Демократическая.

Появление избирательного права и публичности отдельных институтов власти, продиктовало появление потребности влиять на население, которое теперь превратилось в электорат.

По мере выстраивания вертикали власти и зарождения бюрократии,
на службу государственного аппарата внедрялась пропаганда,
как новая и эффективная технология распространения нужных идей.

Таким образом, развитие пропаганды шло рука об руку со становлением демократических институтов.

Окончательно пропаганда сформировалась как средство управления массами, в общем, совсем недавно, каких-то 100 лет назад - во время Первой Мировой войны, когда стояла задача поднятия патриотического и боевого духа для мобилизации населения на фронт.

Ежедневные газеты появились еще в ХVII веке, но они носили преимущественно новостной характер. Их политическая роль в значительной степени усилилась только в XX веке.

А уже в 20-х годах XX века в дополнение к периодическим газетным изданиям появилось радиовещание, которое в кратчайшие сроки стало мощнейшим фактором донесения информации и воздействия на умонастроение населения.

Радио звучало как фон, и информация проникала в головы радиослушателям без критического осмысления.

Известна фраза Геббельса о том, что без радио они бы не пришли к власти так успешно и быстро.

Таким образом в начале ХХ века сложились три главные предпосылки для успешного развития пропаганды:

1. Избирательное право;
2. Публичная политика;
3. Технические средства распространения информации – радио и газеты.

С 50-х годов к техническим средствам подключилось и стало стремительно развиваться телевидение.

Появление телевидения совпало по времени с началом холодной войны.
За сорок лет противостояния социалистической и капиталистической систем противоборствующе стороны достигли серьезных высот в искусстве применения пропаганды.
Ведь нужно было не только обрабатывать собственное население, но и вовлекать страны третьего мира.

Пропаганда шла не только через газеты, радио и телевидение,
но и через кино, литературу и изобразительное искусство.
И, что очень важно, через систему образования.

И, только буквально в последние 10 лет на сцене появляется еще один мощный медиаресурс - интернет.

Таким образом, пропаганда, как способ формирования общественного мнения, хоть и имеет тысячелетние древние корни, тем не менее является совсем молодой технологией.

Но скорость ее развития и последствия, которые она приносит в нашу повседневную жизнь заставляют серьезно задуматься и изучать это социальное явление.

В начале ХХ века в США развернулась хоть и заочная, но очень серьезная и важная дискуссия между американским журналистом и автором концепции общественного мнения Уолтером Липпманом и крупнейшим американским философом, представителем направления прагматизма Джоном Дьюи.

Предметом дискуссии был вопрос о способах организации управления большинством.

Вопрос стал актуален в связи с тем, что это самое большинство оказалось допущенным к избирательным урнам и тем самым, к влиянию на общественные процессы и мироустройство как таковое.

И, вы понимаете - голосование, как важнейшая демократическая процедура, не могла быть пущена на самотек.

Точки зрения в споре были диаметрально противоположными и взаимоисключающими.

Не смотря на то, что зачинщиков спора уже давно нет в живых, спор так и не закончен и тема управления общественным сознанием сейчас не только, по-прежнему, актуальна, но вопрос стоит так остро, как никогда.

Речь идет об управлении нами, поэтому мы не можем быть безучастны.

А чтобы иметь свое мнение по данному поводу – нужно несколько углубиться в предмет спора и суть подходов каждой их сторон.

Сегодня мы определили - какие три важнейшие предпосылки предопределили появление и развитие пропаганды в течение прошлого века.

При следующей встрече мы поговорим о точках зрения Уолтера Липпмана и Джона Дьюи. и попробуем понять, чья из точек зрения побеждает, и чья из них нам ближе.

Видеоверсия - https://youtu.be/6JEitsmAuLs


Рецензии