Краткая история одного лезвия

В начале девяностых, когда я был аспирантом МГУ, философию преподавал нам один уважаемый профессор, которому к той поре шел, похоже, десятый десяток (его учеником, кстати говоря, являлся прежде известный логик и писатель, враг брежневского социализма, советский эмигрант Александр Зиновьев, ставший позже яростным критиком Ельцина).
По его словам, всем известная работа Аристотеля «Метафизика» - труд компилятивный. Когда знаменитый философ ушел из жизни, от него остались кучи пергаментов, посвященным вопросам логики, изучения природы, а также общества и государства. Их требовалось как-то систематизировать.
То, что касалось природы, последователи поименовали ФИЗИКОЙ. А вот то, что затрагивало проблемы т. н. «первой философии» (постижения мира в целом) Андроник Родосский объединил в одно сочинение под названием «МЕТАФИЗИКА» (т.е. «вне, после физики»). Слово это, возникшее совершенно случайно, стало жить своей жизнью. Вся теологическая и мистическая галиматья за две с половиной тысяч лет после Аристотеля философскими школами могла быть определена как «метафизическая».

* * *
Почти ровно семьсот лет назад, в 1324 году, был подвергнут репрессиям католической церкви английский философ Уильям Оккам. За свои богословские труды.  Его вызвали к папскому двору в Авиньон (тогда было время т.н. «авиньонского пленения пап», когда Святой Престол перебрался из Ватикана во Францию). Оккам как оппонент папства вынужден был уехать к императору Священной Римской Империи Людвигу Баварскому, очевидному врагу Авиньона.  При встрече с Людвигом Оккам якобы произнес: «Tu me defendas gladio, ego te defendam calamo» - «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером (рукописным трудом)». Оккам стал жить в Мюнхене, где умер от чумы в 1349 или 1350 году.
Оккам был так называемым «номиналистом», утверждая, что существуют лишь отдельные вещи, а общее, универсалии находятся в «душе и словах», а их признание в качестве объективной реальности приводит к абсурду. В божественном, «метафизическом» разуме нет никаких «прообразов вещей». Реальны лишь отдельные вещи, а познание объективного мира начинается с опыта и фиксируется через ощущения и постижения наблюдателя.
В числе прочего Оккам вывел одну максиму, которую потом стали называть «ЛЕЗВИЕМ/БРИТВОЙ Оккама»: «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitate» - «Сущностей не следует умножать без необходимости».

* * *
О чем бы ни заходил разговор ныне, и "метафизика", и "лезвие Оккама" всегда с нами. Чем более рационален человек, тем смелее берет он в руки оккамовское орудие, отсекая всякую метафизическую чушь. В определенном смысле эта Бритва давно уже отрезала от продвинутой общественности древние теологические мифы.


Рецензии