15серия Благополучный россиянин

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РОССИЯНИН, 22-серийный сценарий Ирины Неклюдовой по роману И.А.Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» (1871г) 15 СЕРИЯ (3часть, 3глава)
СВЯТИЛИЩЕ НАУК

ИНТ. СПАЛЬНЯ НИКОЛАЯ. НОЧЬ.

Николай спит. Заходит Андрей с зажженной свечой. Будит Николая.

АНДРЕЙ
(Показывая синяк на груди)
Брат, я влюблён, «со всем пылом юношеской страсти», я давно объяснился в любви, но пока не получил никакого ответа. Нет, ты посмотри, посмотри. Я Анниньку решительно не понимаю. Сегодня в саду я начал её целовать, она кинулась ко мне, но потом вдруг оттолкнула, начала плакать и кричит: «Отойдите, отойдите, не троньте меня». Боится, должно быть. Нет, она, должно быть, влюблена в кого- нибудь. Она на тебя что-то смотрит очень странно; всё краснеет.

НИКОЛАЙ
Оставь меня! Это смешно.

ИНТ. СПАЛЬНЯ АНДРЕЯ. УТРО.

Николай заходит в спальню Андрея.

НИКОЛАЙ
Андрей, вставай. Уже давно пора завтракать.

Андрей крепко спит. Стены его комнаты увешаны листками, вырезанными из петербургских журналов. Это стихи, написанные Андреем и напечатанные там.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Специально развесил, чтобы каждый вошедший знал - здесь живёт поэт.

Николай читает недавнее, прикреплённое сверху других.

НИКОЛАЙ
Белокура панинька, Плывёт лебёдка Аннинька.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Аннинька действительно смотрит на меня несколько странно и как-то боязливо протягивает мне свою руку.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

В гостиной весело, шумно. Тут Новицкий, Малинин, Лиза, Андрей, Николай, Леночка.

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
Оверин успел свести некоторые очень приятные знакомства, как-то: со своей прачкой и с пьяницей-сапожником, живущими в нашем доме. Старуха прачка приходит к нему под окно поговорить то о пропавшей простыне, то о сыне, который служит в солдатах, и Оверин всегда очень внимательно успокаивает и утешает ее.

НАТ. У КВАРТИРЫ НОВИЦКОГО И ОВЕРИНА. ДЕНЬ.

СТАРУХА ПРАЧКА
Вот блаженный-то, Господи, спаси и сохрани.

Старуха уходит. К дому подходит пьяный угрюмый САПОЖНИК.

САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
Барин, не пожалейте пятачок на опохмелку.

Оверин скрывается в окне. Сапожник машет огорчительно рукой.

САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
Вот ведь...

Оверин появляется в окне. Подаёт пятак.

САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
Спаси Бог, барин. Доброго Вам здоровьица.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

НОВИЦКИЙ
Менее невинны его отношения с сапожником. Этот последний познакомился с ним очень оригинальным образом, попросив Христа ради пятачок на опохмелку. У Оверина были деньги, и он дал ему. Через четверть часа сапожник явился, уже значительно овеселевший, благодарить своего благодетеля.

НАТ. У КВАРТИРЫ НОВИЦКОГО И ОВЕРИНА. ДЕНЬ.

Появляется повеселевший сапожник. Стучит в окно. Оверин выглядывает. Волос его взлохмачены.

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
Что теперь лучше?

САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
Лучше.

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
И голова не болит?

САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
Нет, совсем хорошо.

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
А если теперь еще выпить?

САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
Еще будет лучше.

Оверин удивляется, но даёт сапожнику еще пятачок.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

НОВИЦКИЙ
Сапожник явился через несколько времени и
действительно был еще веселее.
— А если теперь еще вы выпьете? — Спросил Оверин.
- Теперь отлично бы еще выпить. - Ответил сапожник.
Оверин передавал в этот день сапожнику до десяти пятачков и с удивлением наблюдал, что новый его знакомый час от часу пьянеет сильнее и сильнее, а наконец, взяв последний пятачок, не может уже выразить языком своей глубокой благодарности и замертво падает на землю.
Выспавшись под оверинским окошком, сапожник уже не попросил, а потребовал у Оверина пятачка, как у единственного виновника своей болезни.
Так как вообще отказывать, да еще в деньгах, было вовсе не в характере Оверина, то сапожник скоро понял всю выгоду своего положения и в короткое время пропил у своего благодетеля все деньги. Дело дошло до того, что Оверин занял у меня шестьдесят копеек и решился питаться одним хлебом впредь до получки своего жалованья.

МАЛИНИН
Как же он так?

НОВИЦКИЙ
Но у Оверина было платье. Попечитель его, видя, с каким ребенком ему пришлось водиться, сам распорядился сшить Оверину довольно приличную одежду. К сожалению, не вся она пошла впрок. В то время, когда Оверин питался одним хлебом, его приятель сапожник вовсе не полагал оставить своей привычки напиваться пьяным, несмотря на то, что ему было категорически объяснено, что денег больше нет.

НАТ. У КВАРТИРЫ НОВИЦКОГО И ОВЕРИНА. ДЕНЬ.


САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
Барин, ты виноват в болезни моей.

ОВЕРИН
Нет денег. Не могу помочь.

САПОЖНИК ПЬЯНИЦА
У вас есть разные вещицы, можно бы заложить на время.

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
А вот фрак, я его все равно не ношу!

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

НОВИЦКИЙ
Сапожник, окончательно истомленный продолжительной трезвостью, намекнул как-то Оверину, что у того есть вещи,
которые можно заложить на время. Фрак был пропит, очередь
доходила до сюртука, но тут я заметил, что не всё платье у
Оверина налицо, и отобрал у него посредством хитрости ключ от комода. С этого времени, когда в распоряжении Оверина ничего не осталось, кроме хлеба (он всегда покупал его караваями, на том основании, что черствый хлеб удобоваримее мягкого), свеч, колбасы, паюсной икры и мелу, сапожнику взять было нечего, и дружба начала значительно охлаждаться.

Лиза единственная не смеётся во время рассказа Новицкого.

ЛИЗА
А на какой факультет поступает Оверин?

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
Конечно, на математический. Сейчас он занят
усовершенствованием лейденской банки. Так увлечён, что мы практически не разговариваем.

МАЛИНИН
Я думаю, что лучше изучать естественные науки, например физиологию... Нужно же, наконец, знать строение собственного тела.


НИКОЛАЙ
Чем же ты после будешь питать это тело, когда узнаешь его строение? ...Сделаешься пьяницей-учителем естественных наук? Дальше не пойдешь со своей физиологией.

МАЛИНИН
Да, это правда, нет карьеры, но всё-таки
естественные науки. Впрочем, на какой ты факультет поступишь, на такой и я.

НИКОЛАЙ
Естественные науки скоро выйдут из моды. Мы лучше поступим на юридический. Вон толкуют все о новом судопроизводстве.

МАЛИНИН
Это действительно!

НОВИЦКИЙ
Я с вами. Плохой медик вреден, а плохой юрист, при честных намерениях, всё-таки может быть полезным.

АННИНЬКА
А Ольга вбила себе в голову, что ей стоит только поучиться немного древним языкам и истории, чтобы сделаться русским Маколеем.

АНДРЕЙ
Ольга знает довольно порядочно новые языки.

ЛИЗА
Вы слышали? Она хочет сделаться русским Маколеем!

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
Нет, мы её когда-нибудь одолеем!

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Если не околеем.

НИКОЛАЙ
Попали в колею…

ИНТ. УЛИЦА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

По улице бежит рассерженная Лиза.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ ЛИЗЫ
Эта проклятая Ольга! Эти несносные Шрамы! Подумаешь, знает новые языки. Я тоже выучу французский и немецкий и...

Лизу видит пьяный ИЗВОЗЧИК.

ИЗВОЗЧИК
Баринька, садитесь, подвезу, куда скажите. А хотите, могу забрать с собой!

ЛИЗА
Сейчас.

Лиза ставит ногу на тумбу, снимает с ноги резиновую галошу и бьёт ею несколько раз по лицу извозчика, остолбеневшего от удивления. Мимо идёт КВАРТАЛЬНЫЙ, хватает Лизу за руку.

КВАРТАЛЬНЫЙ
Лизавета Николаевна, Вы так всех извозчиков перебьёте! Кто ж нас возить будет?
(извозчику)
Уезжай быстро. С тобой потом разберусь.

ЛИЗА
Пьяница, негодяй!

КВАРТАЛЬНЫЙ
Да я чуть-чуть... Так сказать, чтобы сбросить груз забот... Ах, Вы о нём. Позвольте, я сопровожу Вас до дома. Что ж Вы так поздно одне? А если бы другой квартальный Вас застал, который Вас не знает? Вы уж в следующий раз будьте осторожнее, голубушка. Это же скандал, кутузка!

ЛИЗА
(с галошей в руках)
Я Вам не голубушка!

ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

КВАРТАЛЬНЫЙ
Николай Николаевич, доставил лично. Вы уж не оставляйте вашу сестру без внимания!

Лиза убегает вверх по лестнице. Николай протягивает квартальному деньги.

КВАРТАЛЬНЫЙ
Покорнейше-с благодарю.

ИНТ. КОМНАТА ЛИЗЫ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

НИКОЛАЙ
Опять поссорилась с Ольгой? Ты представляешь, где бы могла быть сейчас? В жандармском отделении среди... Хорошо, что квартальный узнал тебя! Думай о будущем! Не поддавайся на либеральные провокации этой выскочки Ольги! А это что такое?

Николай берёт со стола лист бумаги.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Адрес к университетскому начальству? «Мы, наравне с мужчинами хотим изучать естественные науки». Подписан тобой, Леночкой и Аннинькой? Никакого тебе университета!

Николай разрывает листок и выходит из комнаты, хлопнув дверью. Лиза вздрагивает, но высовывает язык, дразня. Кричит вдогонку.

ЛИЗА
Женщины имеют такие же права, как и мужчины! ...Всё равно я
буду учиться! Всегда будет по-моему!


ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. УТРО.

Лиза стоит у входной двери. Она одета в верхнюю одежду, на обуви - калоши. Николай и Андрей пытаются выйти за дверь.

ЛИЗА
Да, и так будет повторяться каждое утро, пока вы не сведёте меня в университет!

АНДРЕЙ
Лизонька, в университет женщин в калошах не пускают. Это вредит учебному процессу. Пускают только без калош.

НИКОЛАЙ
Хорошо, завтра ты будешь в университете. Сегодня, в первый день, нам нужно спокойно во всём разобраться.

Николай мягко отстраняет сестру от двери. Они с Андреем выходят. Лиза, сердясь, смотрит на дверь, снимает одну калошу, кидает её в дверь. Снимает вторую калошу, кидает туда же. Снимает пальто, вешает на вешалку,
поворачивается, гордо поднимается по лестнице на верхний этаж. Выходит Савелий, старый дворецкий деревенского дома Негоревых, поднимает калоши, ставит на место.

САВЕЛИЙ
Эх, баринька, зачем тебе эти науки? Сидела бы лучше дома... Как же хорошо было в деревне…

НАТ. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПРОСПЕКТ. УТРО.

Университет находится чуть поодаль от проспекта в окружении собственного сада. Можно подъехать и на пролётке, но Андрей и Николай решают пройтись пешком. Они спрыгивают на землю.

АНДРЕЙ
(извозчику)
Евграф, поезжай домой.

Николай и Андрей заходят в ажурные ворота. Впереди красивое здание университета. Повсюду посажены деревья, проложены аллеи. Ощущение величия и уюта. Вокруг много студентов.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Я вступаю в святилище наук со страхом божиим и трепетом. Моя мечта сбылась.

ПЕРВАЯ ПРИХОЖАЯ УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.
Николай и Андрей подходят к большой доске объявлений. Андрей смотрит на расписание факультета естественных наук. Николай смотрит расписание первого курса юридического факультета. Сегодня три лекции: закон божий, история
русского законодательства и энциклопедия юридических наук.
На соседнем стенде разные объявления. «Продаются прошлогодние записки политической экономии профессора Слепцова», «Продаются логарифмы Коллета», «Ищут товарища в комнату» и проч.

ИНТ. КОРИДОР УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

Много молодежи, по большей части одетой довольно неказисто, есть солидные старички с крестами на шеях, и офицеры, и два-три женских платья. Некоторые старшекурсники объясняют первокурсникам университетские премудрости и посвящают их в университетские тайны.

ПЕРВЫЙ СТАРШЕКУРСНИК
(покровительственно)
У вас что вторая лекция?

СТУДЕНТ-НОВИЧОК
(скромно)
История русского законодательства.

ПЕРВЫЙ СТАРШЕКУРСНИК
(презрительно)
Фиалковский?! Мины под фортецию правды подводить будет. А потом?

СТУДЕНТ-НОВИЧОК
Энциклопедия юридических наук.

ПЕРВЫЙ СТАРШЕКУРСНИК
Профессор Герц.
(шамкая, передразнивая Герца)
«Декарт - отец науки»...

ВТОРОЙ СТАРШЕКУРСНИК
Вот Фиалковский, это дельный малый. А Герц, этот был, кажется, гувернером при Симе, Хаме и Иафете.

ТРЕТИЙ СТАРШЕКУРСНИК
Да, годится в Погодинское Древлехранилище.

Студент-новичок растерян и не понимает, что ему говорят. Николай смотрит вокруг.

ЧЕТВЁРТЫЙ СТАРШЕКУРСНИК
Вы не подписывайтесь сгоряча на записки. Тут иногда фокусы бывают.

ПЯТЫЙ СТАРШЕКУРСНИК
Эй, математики, идите в аудиторию!

ШЕСТОЙ СТАРШЕКУРСНИК
Я вам, пожалуй, подарю герцовские записки.

СЕДЬМОЙ СТАРШЕКУРСНИК
Надо будет купить Менделеева.

СТУДЕНТ
У вас на первой лекции поп?

ДРУГОЙ КТО-ТО
(хвастливо)
Поп. Да я не пойду слушать.

Николай Негорев идёт в аудиторию.

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

В аудитории пусто, но на передней скамейке сидит Малинин. Перед ним раскрытая тетрадка и остро очинённый карандашик. Николай садится подле него. Достаёт из кармана свою тетрадь.

МАЛИНИН
(благоговейным шепотом, точно в алтаре)
Скоро ли профессор придет?

Николай молчит. Заходит Новицкий. Садится рядом с ними.

НИКОЛАЙ
Оверин здесь?

НОВИЦКИЙ
Нет, не пошел. «Чего я, говорит, там не видал». Андрей сейчас чуть не подрался в курительной. Он ещё не знает на
какие диковинки способен наш брат, семинарист, сможет всё
доказать, если захочет.

ИНТ. КУРИТЕЛЬНАЯ КОМНАТА УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

Андрей и КРЕСТОЦВЕТОВ в окружении МОЛОДЫХ людей.
Крестоцветов - небольшой сухощавый человек с арбузной
головой, перерезанной почти пополам широчайшим ртом, который он, по-видимому, очень заботился держать закрытым, потому что, разинув свою пасть, чтобы сказать фразу, он
тотчас же стукал челюстью и наглухо сжимал губы, которые
были так тонки, что от закрытого рта оставался на арбузной
голове только небольшой красноватый шрам.

КРЕСТОЦВЕТОВ
Поступать в университет тому, кто хочет учиться, глупо! Вот я, семинарист, поступил сюда с единственным намерением сделаться как можно скорее титулярным советником.

АНДРЕЙ
Значит, ты очень умён? А на что ещё распространяются твои умственные намерения?

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

Входит СВЯЩЕННИК-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, сопровождаемый ТОЛПОЮ СЛУШАТЕЛЕЙ, которые торопливо размещаются. Подле
Новицкого садится ГОСПОДИН С СЕДЫМИ БАКЕНБАРДАМИ и точно статуя неподвижно смотрит на кафедру. Священник- преподаватель поправляет волосы. Скромно, спокойно и внятно рассказывает. Его слушают с интересом.

СВЯЩЕННИК-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Наша первая лекция будет об истории первых времён христианства.

Открывается дверь, заходит Стульцев. Он деловито кивает головой, здороваясь с кем-то, останавливается у притолоки, на самом видном месте.

ИНТ. КОРИДОР УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

НИКОЛАЙ
(Малинину и Новицкому)
Мне понравилась его лекция. Тем более он сообщил факты
совершенно для меня новые.

К ним пробирается Стульцев.

СТУЛЬЦЕВ
Я нарочно пришел сюда, чтобы поймать вас. Не видали ли вы здесь Владимира Александровича и Ольгу Петровну?

НИКОЛАЙ
Шрамов не видал.

МАЛИНИН
Что ты думаешь о священнике?

СТУЛЬЦЕВ
Ну, ну, и он тоже ошибается... Он... - материалист!

В коридоре полно людей. Вдалеке виден Володя Шрам, который проталкивается куда-то. Перед ним две женские фигуры.

НОВИЦКИЙ
Вон, кажется, наш либерал и кавалер с семейством. Ольга и Аннинька впереди. Не пойдемте к ним. Пойдёмте в курильную.

Новицкий тянет за собой Николая. Растерянный Малинин остаётся со Стульцевым.

ИНТ. КОРИДОР УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
Боже мой, Софья Васильевна! Вас здесь совсем затолкали. Как вы здесь?
Семён Новицкий протягивает обе руки СОФЬЕ ВАСИЛЬЕВНЕ (18), которую толпа действительно прижала к стене, и жаль было смотреть, как она трусливо оглядывается по сторонам, выжидая возможности пройти. Она не красива, но очень женственна. Скромная детская фигурка с робкими манерами. Маленькое круглое личико. Болезненная жалостная улыбка, тоскующий взгляд. Чёрные волосы гладко причёсаны. Платье бедно, но опрятно.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(будто прося прощения) Не знаю, как и выбраться.

НОВИЦКИЙ
Постойте, я вас выведу.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(голос мягкий)
Ах, будьте столько добры.

НОВИЦКИЙ
Как вы сюда попали?

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Я хотела подписаться на записки, да, оказывается, очень поторопилась.

Новицкий и Николай провожают её в швейцарскую (гардеробную).

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
В этой маленькой женщине столько простой нежности и женственности, что глядя на неё, становится невольно хорошо.

ИНТ. ГАРДЕРОБНАЯ. УТРО.

Новицкий подаёт Софье Васильевне потёртый черный бурнус. Она надевает его и протягивает руку для прощания. В другой её руке - зонтик.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Скажите, пожалуйста, когда надо прийти?

НОВИЦКИЙ
(улыбаясь)
Да уж вы не ходите; я вам подпишусь.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Спасибо. Мне нужны лекции по химии профессора
Штокгауера.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
До свиданья, господин Новицкий. Благодарю вас. До свиданья, господин...

Софья Васильевна краснеет.

НОВИЦКИЙ
Негорев. Позвольте вас познакомить: Софья Васильевна Лохова.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
До свиданья, господин Негорев.

Софья Васильевна подаёт Николаю свою маленькую ручку, боязливоулыбается и идёт мягкой торопливой походкой.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Идёт, как пишет.

НОВИЦКИЙ
Знаете вы, кто это?

НИКОЛАЙ
Лохова. Фамилия что-то знакомая.

НОВИЦКИЙ
Это дочь известного Лохова.

НИКОЛАЙ
Неужели! Шулера и мошенника, надувшего на несколько тысяч простодушное купечество водопроводами? И
содержавшегося сейчас в остроге?

НОВИЦКИЙ
(мечтательно)
Да... замечательная женщина.

НИКОЛАЙ
Это он её так забил?

НОВИЦКИЙ
Вовсе нет; с чего вы взяли, что она забитая? Это только с виду так кажется; она не забитая.

НИКОЛАЙ
Она, верно, не с ним живет?

НОВИЦКИЙ
Нет, когда он был на свободе, они жили вместе, и теперь она помогает ему в остроге. Вот не надо ли вам переписчицу?

НИКОЛАЙ
А разве она переписчица?

НОВИЦКИЙ
И переписчица, и переводчица, и гувернантка. Покупает книги, занимается ботаникой и перебивается с хлеба на квас. Я думаю, никогда и не обедает: так, чаёк с булочкой, да и будет. Однако пойдёмте; кажется, уж у нас профессор.

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

Аудитория полна студентов. На кафедру поднимается ФИАЛКОВСКИЙ, ПРОФЕССОР ИСТОРИИ РУССКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Он красив, высок. Изысканно одет. Безукоризненная рубашка с тонким, как червячок, черным галстучком застегнута золотыми пуговками. На открытом жилете красуется новомодная часовая цепь с широкими кольцами. Сапоги блестят. Взойдя на кафедру, он наваливается на нее и всем корпусом тянется к своим слушателям. Голос его звучный и гортанный.

ФИАЛКОВСКИЙ
Я намерен разделить историю русского законодательства на периоды. Но прежде чем говорить об этом, вспомним о другом. Современная правовая наука, это не петровская
дубина, но сперва я должен процитировать Котошихина, как
Иван Грозный своего сына «осном своим в гроб претвори», и
вспомнить Владимира Красного Солнышка:
«Русиестьвеселиепити».

Николай слушает сначала внимательно, потом недоумённо.

ВОСПОМИНАНИЯ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
ИНТ. КЛАСС ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.

Весёлый Яков Степаныч что-то весело рассказывает. Класс хохочет.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯМ

Николай смотрит вокруг. Студентам весело.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
«Мины под фортецию правды подводит»... Эта фраза, сказанная
старшекурсником и взятая из указа Петра Первого, кажется
очень меткой.

ИНТ. КОРИДОР УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

МАЛИНИН
(восторженно)
Отличный профессор!

НИКОЛАЙ
(разочарованно)
Да-а, в лекции не было никакой связи, хотя заявил вначале, что намерен разделить историю русского
законодательства на периоды, но о периодах он не сказал ни слова.
(раздражительно)
Яков Степаныч. Скоро будет рассказывать анекдоты о Баркове.

МАЛИНИН
Ну, уж ты!

НОВИЦКИЙ
Вот невинная душа. Помнишь что-нибудь из лекции? Шишков басом пел? А?

МАЛИНИН
Не только это, а всё!

НОВИЦКИЙ
И фендриков помнишь? Умник.

МАЛИНИН
Фендрик - воинское звание в Германии и Австрии.

Все смеются.

НОВИЦКИЙ
А у нас?

МАЛИНИН
(пожимая плечами)
Жаргон...

Быстрым шагом подходит Андрей.

АНДРЕЙ
Ну, что, как у вас? У нас химию Штокгауер отлично читает.

ГОЛОС КРЕСТОЦВЕТОВА ЗА КАДРОМ
(неуклюже)
Два фокуса показал.

Андрей отстраняется и все видят Крестоцветова. До этого он стоял у Андрея за спиной.

АНДРЕЙ
(шутя)
Послушайте, что вы ко мне привязались?

Крестоцветов открывает рот и тут же плотно сжимает губы, не отвечает ничего.

МАЛИНИН
У вас были дамы?

АНДРЕЙ
Одна, зато целых два генерала и один юнкер.

КРЕСТОЦВЕТОВ
Шалопаи!

АНДРЕЙ
Почему же?

КРЕСТОЦВЕТОВЯ
Не скажу: не хочу спорить.

НОВИЦКИЙ
Никогда не спорь; скорее будешь титулярным советником!

АНДРЕЙ
У нас больше ничего нет, я пойду домой. MonsieurКрестоцветов, пойдёмте ко мне завтракать.

НОВИЦКИЙ
(лениво потягиваясь)
И я пойду с вами: что-то есть хочется.

НИКОЛАЙ
А третья лекция?

НОВИЦКИЙ
Ну её! Эту дребедень можно и дома узнать... Сегодня, для первого дня, вероятно, поверки шинелей не будет. Кто пришёл, кто не пришёл. А то, не дай бог, лишусь стипендии. Нам, стипендиатам, надо держать ухо востро. А,
Крестоцветов? Рискнём?

АНДРЕЙ
(Крестоцветову)
О, вы тоже стипендиат?

КРЕСТОЦВЕТОВ
Стоит не явиться десять раз в течении месяца, и, прощай стипендия.

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА. ДЕНЬ.


Николай и Малинин входят в аудиторию. Студентов намного меньше, чем было на первых лекциях. Николай оглядывается вокруг. Он угнетён и находится в состоянии недоумения.

МАЛИНИН
Что с тобой?

НИКОЛАЙ
Наверное, у меня сегодня расстроены нервы и я воспринимаю впечатления не так, как следует.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Надо сосредоточиться...

Входит ПРОФЕССОР ГЕРЦ. Это едва двигающийся от дряхлости жёлтый старик, утонувший маленькой головкой в огромном, туго накрахмаленном жабо. У него нет зубов, и он шамкает так тихо, что его едва слышно даже на первых рядах.
Николай невольно наклоняется, чтобы расслышать.

ПРОФЕССОР ГЕРЦ
Уважаемые студенты, мы с вами будем изучать энциклопедию юридических наук, которая богата
многочисленными именами и событиями. Начнём мы с Бэкона
Веруламского, английского философа, историка,
государственного деятеля, который был известен своими вольнодумными высказываниями... Бэкон Веруламский...

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что ж ты, уважаемый профессор, делаешь столько ошибок! Хоть бы прочитал перед лекцией какой-нибудь новый учебник. Это же прошлый век! Твои отжившие понятия кажутся смешным ничтожным лепетом ребёнка, рассуждающего о политике.

НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.

Николай и Малинин молча идут по улице.

МАЛИНИН
Не забыл ли ты свою тетрадь?

НИКОЛАЙ
Глупец! Да я бросил её в аудитории вместе с карандашом!

Малинин невольно останавливается у трактира. Он с надеждой
смотрит на Николая, ожидая приглашения от него отобедать
со всеми и увидеть Лизу. Николай раздражён и молчит.

МАЛИНИН
Мне нужно отобедать. Прощай. Николай идёт дальше.

Малинин смотрит ему вслед, вздыхает, потом открывает дверь трактира, заходит внутрь. Дверь захлопывается.

НАТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

САВЕЛИЙ, теперь слуга Николая
(ревностно)
Барин Николай Николаевич, а у барича Андрея гости.
(сокрушаясь)
Сенька-то, Сенька, этот подобранный казачок, ящиками пиво так и таскает!

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Савелий по-прежнему считает себя дворецким.

ИНТ. КОМНАТА АНДРЕЯ. ДЕНЬ.

Николай входит. В комнате шумно, все спорят. Накурено. У дверей стоит корзина с пустыми бутылками. Новицкий сидит с ногами на двух стульях, курит сигару. Стульцев лежит на кушетке; Андрей с жаром ходит по комнате, подскакивая по временам к Крестоцветову, сидящему на подоконнике и болтающему ногами.

КРЕСТОЦВЕТОВ
Всё это чепуха, и англичане чепуха.

АНДРЕЙ
Отчего же на севере не было такого рабства, как на юге?

СТУЛЬЦЕВ
И на севере было рабство.

НОВИЦКИЙ
Тут перед нами разыгрывается в лицах басня о трех мужиках. Но я уже вошёл в роль того благоразумного человека, который, не вступая в бесполезные споры, предпочитает заботиться о своем желудке. Два мужика спорят, а третий пьёт.

Новицкий выпивает стакан пива. Николай наливает себе пиво, чокается с Новицким стаканами.

НИКОЛАЙ
Как вам нравится университет?

НОВИЦКИЙ
Да как вам сказать? Ничего...

НИКОЛАЙ
Знаете, я, пожалуй, согласен с monsieur
Крестоцветовым, в нашем университете немногому научишься. Я разочарован! Как вы думаете?

НОВИЦКИЙ
Я, право, ничего не думаю, я просто буду получать по двадцать три рубля в месяц и буду ходить в университет до тех пор, пока не представится возможности получать больше.

НИКОЛАЙ
Но если б вы не получили стипендии, вы ходили бы в университет?

НОВИЦКИЙ
Не знаю, как бы нашел выгоднее. Университет отправляет на казенный счет за границу и удостаивает звания профессора с жалованьем в три тысячи рублей в год... Но, впрочем, всё это пустяки; не подумайте, что я мечу в профессора.

СТУЛЬЦЕВ
Какой пошлый материализм!

НОВИЦКИЙ
Скажи, пожалуйста, Стульцев, я давно тебя хотел спросить:верно, тебя в детстве сильно били палкой по голове?

СТУЛЬЦЕВ
Ну! Зачем? Никто не бил.
НОВИЦКИЙ
Отчего же ты так глуп?


Стульцев отворачивает. Новицкий уходит в залу, откуда слышны смех и девичьи голоса. С появлением Новицкого хохот усиливается. Николай уходит в свою комнату.

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

Николай пытается читать. За стеной голоса.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ КРЕСТОЦВЕТОВА
Есть труд вольнонаемный и обязательный. Ты только подумай, как велика разница между ними!

ГОЛОС ЗА КАДРОМ АНДРЕЯ
Ха-ха, начитался Тенгоборского «О производительных силах России»?

ГОЛОС ЗА КАДРОМ КРЕСТОЦВЕТОВА
Не защищаю сей труд. Но преимущества труда вольнонаёмного перед обязательным не отрицаю.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Читать под музыку этого спора нет никакой возможности.

Николай захлопывает книгу. Выходит из комнаты.

ИНТ. ЗАЛ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

Входит Николай. В зале Новицкий, Лиза, Леночка и офицер, буровский племянник.

ОФИЦЕР, БУРОВСКИЙ ПЛЕМЯННИК
Вы ещё не бывали на лекциях профессора Слепцова. То ещё зрелище. Даже я однажды не отказал себе в столь сомнительном удовольствии.

ЛИЗА
А что он читает?

ОФИЦЕР, БУРОВСКИЙ ПЛЕМЯННИК
Политическую экономию. Слепцов стал в некотором роде притчей во языцех не только для нашего университета, но чуть ли не для всей России. Он - автор безобразнейшего руководства. Его имя сделалось уже давно очень оскорбительным ругательством в литературе.
Прежде студенты устраивали на его лекциях страшные скандалы, свистали и даже кидали в него парёнками. Но теперь он без конца высказывает комплименты молодому поколению, и даже в коридоре здоровается со студентами за руки и говорит им всякие любезности с самой заискивающей улыбкой. За это только его и терпят. И равнодушно слушают этого Фальстава на кафедре, рассказывающего со своей сальной улыбочкой похвальные речи молодой России.

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА. ДЕНЬ.

За кафедрой ПРОФЕССОР СЛЕПЦОВ. Студенты шумят, свистят, КТО-ТО бросает в Слепцова парёной репой. Слепцов поднимает в отчаянье руки.

СЛЕПЦОВ
Господа, вы хотите, чтобы я ушел? Я остаюсь без куска хлеба, но повинуюсь вам, ухожу. Все ли вы желаете, чтобы я ушел?

В аудитории наступает тишина. Все молчат.

КАКОЙ-ТО СТУДЕНТ
Мы желаем, чтобы вы удалились.

СТУДЕНТЫ
Неправда. Мы желаем, чтобы вы остались.
Оставайтесь! Оставайтесь!

СЛЕПЦОВ
(почтительно)
Я повинуюсь, господа, я остаюсь.

КАКОЙ-ТО СТУДЕНТ
Вот же жалость русская! Простят что угодно. Но надо ли таких жалеть?

ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

Николай надевает пальто.

СТУЛЬЦЕВ.
Погодите и я с вами.

НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.

СТУЛЬЦЕВ
Давно хотел вас предупредить.

НИКОЛАЙ
О чём это?

СТУЛЬЦЕВ
Про Новицкого. Сплетню. Я как-то слышал. Тот еще в семинарии судился за растление невинной девушки... Однако прощайте. В этом доме живёт моя любовница. Очень образованная женщина. Ботанику знает не хуже меня.

Николай смотрит как Стульцев заходит в подъезд кирпичного небелёного дома.

НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
Николай проходит мимо дома Шрамов.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Не зайти ли? Узнаю, как понравился университет Володе,
и кстати, посмотрю на эту стыдливую институточку Анниньку.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА ШРАМОВ. ДЕНЬ.

Николай снимает пальто.

ГОРНИЧНАЯ КАТЕРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ
Владимир Александрович и все уехали куда-то, а дома осталась одна барышня, да и у той болят зубы.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Вот незадача! Меньше всего хочется политической болтовни с Ольгой. И уйти неловко.

Николай нехотя идёт по дому. Комнаты пусты; на террасе белеется платье. Николай идёт на террасу. Вместо Ольги там сидит Аннинька с раскрытой книгой. Николай приятно изумлён. Он испытывает юношеское волнение. Ему нравится эта девушка.

ИНТ. ТЕРРАСА ДОМА ШРАМОВ. ДЕНЬ.

НИКОЛАЙ Вы одне?
Аннинька заметно смущена, краска широкой волной вдруг покрывает её лицо. Она закрывает книгу и слегка отталкивает её от себя. Николай садится.

НИКОЛАЙ
У вас болят зубы?

АННИНЬКА
Нет, не особенно. Мне не хотелось ехать сегодня.

Оба неловко молчат. Николаем вдруг овладевает страстное волнение,которое он не может подавить. Он не знает, как выйти из затруднительного молчания.

НИКОЛАЙ
Что вы читали?

Берёт книгу. Это сборник стихов Баратынского.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Как вам нравится?

АННИНЬКА
Ничего. Вы читали?

НИКОЛАЙ
Читал.

Оба молчат. Николай встаёт с отчаянной решимостью.

НИКОЛАЙ
(неловко)
Пройдемтесь, Аннинька, здесь что-то как будто жарко.

АННИНЬКА
Пойдемте.

Аннинька быстро подаёт Николаю дрожавшую горячую руку.

НАТ. САДИК У ДОМА ШРАМОВ. ДЕНЬ.

В саду практически нет деревьев. Открытое пространство. Николай и Аннинька идут по саду. Оба взволнованы. Аннинька повисла на руке Николая всей тяжестью своего тела.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что за дрянной шрамовский садик, точно разрисован на земле! Деревьев совсем нет, так что две мыши, объясняющиеся в любви, видны в нём за версту. Боже, как я нерешителен... Как совладать с собой? Я не могу свободно говорить и действовать сейчас.

НИКОЛАЙ
Аннинька, любите Вы меня?

Николай прижимает её руку к своим губам. Аннинька порывисто выхватывает свою руку, крепко обнимает юношу за шею. Оба целуются с какой-то дикой радостью, с каким-то упоением, сжигавшим обоих. Аннинька говорит едва слышно, прижимая пылавшее лицо к щеке Николая.

АННИНЬКА
Пойдём в беседку.

Оба бегут в беседку.

НАТ. БЕСЕДКА В САДУ ШРАМОВ. ДЕНЬ.

Оба долго восторженно  целуются. Аннинька плачет, смеётся.

НИКОЛАЙ
(улыбаясь и целуя Анниньку)
Поправь волосы.

АННИНЬКА
(закрывает лицо руками)
Никому не говори!

НИКОЛАЙ
Разве такие вещи рассказывают!

Николай смеётся, снова целует её лицо и руки. Аннинька вся дрожит, дышит неровно.

АННИНЬКА
(шепчет со страхом)
Пойдем поскорее назад; пожалуй, заметят. Впрочем, пусть, заметят! О, мой милый!

Аннинька крепко сжимает Николая и впивается губами в его щёку.

НИКОЛАЙ
(гладя её волосы)
Не беспокойся, никто не заметит.

АННИНЬКА
Пойдем в разные стороны, как будто мы были не вместе.

НИКОЛАЙ
Что за нелепость! Пойдем вместе!

Аннинька еще раз обнимает крепко и прижимается грудью.

АННИНЬКА
Прощай... завтра я буду у вас.

НИКОЛАЙ
Приходи в университет. Я буду там завтра вместе с сестрой, и пройдешь к нам.

АННИНЬКА
Хорошо.

Аннинька, оставив Николая, бежит в дом одна.

ИНТ. КОМНАТА АНДРЕЯ. ВЕЧЕР.

В комнате Андрей, Новицкий и Николай. Николай не похож на себя, весел и болтлив.

НИКОЛАЙ
А не затеять ли нам ваш бесконечный спор о значении университетов?

НОВИЦКИЙ
Что это с вами вдруг? Не уведомил ли вас Савушка, что все коровы отелились в один день?

НИКОЛАЙ
(смущённо)
Пустяки. Я совершенно напрасно выпил два стакана пива.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Досадно, глупенькая радость влюбленного нарушила обыкновенное расположение моего духа. Я всегда владею собой и имею ровный, ничем невозмутимый характер истинного джентльмена... Однако в сердце у меня лежит тайное
сокровище, которым я один только могу любоваться.

ИНТ. АУДИТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

За кафедрой профессор Слепцов. Лиза сидит в аудитории между Малининым и Николаем. Оба взволнованы. Николай думает об Анниньке, Малинин думает о Лизе. Его нога невольно касается Лизиного ботинка.

ЛИЗА
Зачем вы давите мою ногу?

Малинин делает вид, что не слышит.

ПРОФЕССОР СЛЕПЦОВ
(громко восклицая)
Вперед! Собирайте жатву, которую мы посеяли в поте лица своего!

ИНТ. КОРИДОР УНИВЕРСИТЕТА. УТРО.

Толпа слушателей выходит из аудитории. Ольга, Володя и Аннинька стоят в углу. Аннинька красна, как пион. Николай подходит. Аннинька совсем теряется, зажмуривает от стыда глаза и, кажется, готова расплакаться.

НИКОЛАЙ.
Здравствуйте.
(Анниньке)
Вы здесь?

АННИНЬКА
(еле слышно)
Здесь.

Аннинька сжимает руку Николая, тот её быстро отдёргивает. Аннинька краснеет, бледнеет, дрожит. Николай с тревогой поглядывает на Ольгу, боясь, что та заметит происходящие волнения между влюблёнными и поднимет на смех. Николай нарочито зевает.

ОЛЬГА
Что вы зеваете? Слепцов, кажется, в вашем вкусе.

НИКОЛАЙ
Да, он хорошо читает.

Ольга изумлённо поднимает брови. Подходит Андрей.

ОЛЬГА РОТАРЁВА
(Андрею)
Вот ваш брат восхищается Слепцовым. Вы кем восхищаетесь?

АНДРЕЙ
(задиристо)
Никем, кроме Вас.

Ольга передёргивает свои костлявые плечи, готовясь что-то ответить, но тут Новицкий толкает Андрея под локоть.

НОВИЦКИЙ
(торжественно)
Вон идет!

По коридору идёт Оверин. Одна штанина запрятана в желтое голенище, другая наружу. Но он не замечает этой возмутительной дисгармонии. Его сюртук, сшитый из тончайшего английского сукна, уже значительно перепачкан в мелу, и это, при отсутствии галстука, придаёт ему большое сходство с пьяным маляром. Ольга хватает его за руку.

ОВЕРИН
Ну! Здравствуйте.

ОЛЬГА
Куда вы это шли?

ОВЕРИН
Домой.

ВОЛОДЯ ШРАМ
(прищуриваясь)
Там Вас сапожник ждёт, вероятно?

МАЛИНИН
Ты, брат, что-то совсем того...

Малинин с участием вытирает своим платком пятна на сюртуке Оверина. Ольга дергает Оверина за рукав, чтобы обратить на себя его внимание.

ОЛЬГА
Что же Вы не слушаете лекций?

ОВЕРИН
(недовольно Малинину)
Оставь же! Ну, что ты там?

МИХАИЛ МАЛИНИН
Ты, кажется, как будто нездоров.

Малинин продолжает хлопать платком по оверинскому сюртуку. Оверин отворачивается от него с видом человека, которому неприятно, что его чистят, но который снисходит к слабостям своих чистоплотных друзей и безропотно покоряется своей горькой участи.

ОЛЬГА
(тормоша Оверина за рукав)
Отчего Вы не слушаете лекций?

ОВЕРИН
Все знакомое, скучно!

Оверин озирается по сторонам, пытаясь сбежать.

ВОЛОДЯ ШРАМ
(небрежно поправляя очки)
Скажите, пожалуйста, Вы теперь одним хлебом питаетесь?

ОВЕРИН
Нет, теперь у меня есть колбасы… До свиданья.

ОЛЬГА
Нет, подождите.
(беря его за обе руки)
 Поговорите с нами.

ОВЕРИН
Не о чём. Позвольте. До свиданья.

Оверин теряется как волк, попавший в яму, и дико озирается кругом, не зная, что ему делать.

ОЛЬГА
Поговоримте.
Какие Вы колбасы больше любите?

ОВЕРИН
Я ем всякие.

ОЛЬГА
Любите Вы сыр?

ОВЕРИН
Нет. До свиданья.

ОЛЬГА
Постойте.

Оверин сжимает изо всей силы руки Ольги так, что та кричит и освобождает руки.

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
До свиданья.

МИХАИЛ МАЛИНИН
(скорбно)
 Пошёл, пошёл! Со своей жёлтой голенищей!

Малинин бросается поправлять Оверину штанину. Оверин не останавливается, Малинин пытается исправить на ходу. Они чуть не сбивают с ног профессора Слепцова, бегущего куда- то вперед брюхом, со своей заискивающей, сладкой улыбкой.

ЛИЗА
Жаль, что он совсем тебе не раздавил руки. Человек занят делом, а ты к нему привязалась с сыром.

ОЛЬГА
(гордо)
Прибереги свои наставления для себя: ты в них очень нуждаешься.

ЛИЗА
Сырая башка...

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Барышни, субинспектор идёт.

ЛИЗА
Кто это?

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
О-о, это такое существо, от которого зависит стипендия нашего Новицкого.

АННИНЬКА
(тихо)
У меня что-то болит голова, я бы пошла домой.

Аннинька до неприличия выразительно глядит на Николая, при этом касаясь его руки. Но никто этого не замечает.

НИКОЛАЙ
Если вы пойдете к нам, я Вас, пожалуй, провожу, Анна Петровна.

Николай энергическим жестом даёт понять Анниньке всю несообразность её поведения. Но, вместо того чтоб ободриться, она, видя, что Николай чем-то недоволен, ещё больше краснеет.

АННИНЬКА
(едва бормоча) Будьте добры.

ИНТ. УЛИЦА. УТРО.

НИКОЛАЙ
При посторонних неприлично постоянно краснеть и бросать подобные взгляды на меня.

АННИНЬКА
(со страстью)
Что же мне делать, когда я не могу. Я тебя люблю.

Аннинька крепко прижимается к Николаю.

НИКОЛАЙ
Но ведь ты сама себя выдаешь. Узнают, нас поднимут на смех.

АННИНЬКА
Пусть. Всё равно когда-нибудь узнают. Пусть смеются, если хотят...
Эти слова Аннинька не выговорила, а выдохнула, почти до боли сжимая руку Николая.

НИКОЛАЙ
Но зачем же выставлять себя на позорище, если можно обойтись без этого?

АННИНЬКА
(с бешеной энергией)
Мне всё равно.
(сладострастным шепотом)
Знаешь, мне бы хотелось, чтобы меня преследовали,
мучили, били за то, что я тебя люблю.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Такое желание несколько странно.

Николай смотрит на Анниньку. Глаза её горят, как у кошки, зубы стиснуты, ноздри раздуты. Николай ничего не говорит.

ИНТ. ДОМ НЕГОРЕВЫХ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

Аннинька, среди бешеных поцелуев, с горящими глазами, с раскрасневшимся лицом, вдруг останавливается.

АННИНЬКА
Знаешь, за что я тебя люблю?

НИКОЛАЙ
За что?

АННИНЬКА
За то, что ты меня не любишь!

НИКОЛАЙ
Нет, я люблю.

АННИНЬКА
Нет, ты не можешь никого любить. У тебя нет души.

НИКОЛАЙ
Дичь какая!

АННИНЬКА
Правда, правда! Если б ты был влюблен, я бы и не посмотрела на тебя. Это обыкновенно. А вот рыба хороша, холодная рыба!

Аннинька впивается в шею Николаю.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Откуда только берется столько тигровой страсти в слабом, женственном теле всегда красневшей, невинной институтки?

НИКОЛАЙ
Только ты, пожалуйста, веди себя лучше при посторонних.

АННИНЬКА
(задыхаясь от страсти)
Будем вести себя лучше!

Аннинька впивается в Николая губами и руками.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Моя рассудительность ещё больше пришпоривает её безумие.


Рецензии