Свами Сивананда. Хатха-Йога 41-60
поясничной области проходят. Эта асана изгибает позвоночник
назад. Она служит как бы противоядием Пашимоттанасаны и
Падахастхасаны. Бхуджангасана развивает верхнюю часть тела,
тогда как Салабхасана развивает нижнюю часть и нижние конеч-
ности.
Станьте в Майурасане. Сохраняйте устойчивость в
позе. Сгибая ноги в коленях, составьте Падмасану. Это Лоласана.
Можете сначала составить Падмасану. Поставьте руки на пол,
как в Майурасане. Колени должны упираться в пол. Обопритесь
животом на локти и медленно поднимите ноги. Это тоже хороший
вариант. Всю пользу Майурасаны можно извлечь из Лоласаны.
Группа VII. Наука расслабления.
Жизнь в наши дни очень тяжела. Значительно усилилась
и обострилась борьба за существование. На любом жизненном
пути существует исключительно жесткая конкуренция.
Разрешение проблемы куска хлеба становится весьма затрудни-
тельным. Всюду безработица. Даже молодому человеку с выдаю-
щимися способностями и рекомендациями трудно получить место
в наше время. Поэтому над человечеством довлеет просто
постоянное умственное и физическое напряжение, являющееся
следствием внутреннего повседневного труда и нездорового
образа жизни.
- 42 -
Действие вызывает движение, движение порождает привычки.
Человек приобрел множество странных привычек. Привычки же
естественные, свойственные его природе, он утратил. Он внес
напряженность во все мускулы и нервы вследствие привычки к
неправильным позам. Он позабыл основные правила расслабления. Ему
следует поучиться науке расслабления у кошек, собак и детей.
Если вы упражняетесь в расслаблении, вы не расточаете
энергии. Вы станете очень активным и энергичным. При расслаблении
мускулы и нервы отдыхают. Прана (Энергия) откладывается и сохра-
няется. Подавляющее большинство людей, не имеющих ясного пред-
ставления о чудесной науке расслабления, попросту расточают
свою энергию, делая ненужные мускульные движения и удерживая
мышцы и нервы в большом напряжении.
Некоторые люди сидя, безо всякой надобности болтают ногами.
Другие барабанят пальцами по столу, когда их разум ничем не за-
нят. Кто насвистывает, кто покачивает головой. Иные постукивают
пальцами по груди и животу. Таким образом энергия растрачивает-
ся, запас ее истощается путем ненужных движений теми или иными
частями тела из-за незнания элементарных принципов науки расслаб-
ления.
Не следует принимать ленность за расслабление. Ленивый
человек не активен. У него нет склонности к работе. Он вял
и инертен. Он туп. Тогда как расслабляющийся человек только
отдыхает. Он обладает энергией, сильной жизнеспособностью
и выносливостью. Он никогда не допустит ни малейшей утечки
энергии. Он изящно совершает удивительный труд за минимальный
период своего времени.
- 43 -
Когда вы хотите сократить мускул, чтобы совершить
действие, импульс от мозга, передается от нервов к мускулу.
Энергия (Прана) передается по моторным нервам, достигает
мускула и вызывает сокращение его окончаний. Каждый мускул со-
кращается, он напрягает конечность, которой вы хотите дви-
нуть. Теперь вам легко выполнить действие. Итак, прежде всего
возникает мысль. Мысль преобразуется в действие посредством
сокращения мускулов.
Предположим, вы хотите поднять стул. Желание порождает
импульс в мозгу. Импульс передается мышцам руки от мозга при
помощи моторных (двигательных) нервов. Ток Праны (энергии)
передается по нервам от мозга. Мускулы сокращаются и вы
осуществляете действие - поднимаете стул. Подобным же образом
вы совершаете все прочие сознательные и бессознательные дей-
ствия. Если мускулы перенапрягаются, тратится больше энергии
и вы утомляетесь. Мускулы изнашиваются путем перегрузки, напря-
жения и натяжения из-за обильной потери Праны (энергии).
Когда же вы выполняете действие сознательно, приказание
дается разуму, а разум немедленно повинуется, посылая поток
энергии к желаемой части тела. Бессознательный акт производит-
ся инстинктивно, механически. Разум не ждет приказаний. Когда
скорпион ужалит вас в палец, последний сразу же отдернится.
Тут вы не рассуждаете. Это инстинктивное, механическое движе-
ние.
Легко раздражающийся человек не может наслаждаться
спокойствием ума. Его мозг, нервы и мускулы всегда напряжены.
Каждое мгновенье он обильно расточает нервную и мускульную
энергию, а также умственные силы. Это очень слабый человек,
- 44 -
хотя бы он был наделен физической силой, потому что он так
легко теряет умственное равновесие. Если вы действительно
хотите наслаждаться не нарушаевым покоем и постоянной радостью,
вам необходимо приложить старания, чтобы приобрести спокойный,
управляемый и уравновешенный ум, путем искоренения волнений,
забот, страха, гнева и порывов.
Вы ничего не добьётесь, волнуясь понапрасну и гневаясь
на что-либо. Гнев свойственен грубой натуре, гнев положительно
вреден для мозга, крови и нервов. Вы не извлечёте никакой
пользы, проявляя гнев. Путём повторения какого-либо действия
в уме создаётся привычка. Если вы часто волнуетесь, развивается
привычка волноваться. Жизненность и энергия у вас просто
на просто истощаются путём волнения. Зачем вам вообще чего-то
бояться, когда всё это ничто иное, как вы сами? Страх, гнев и
волнение - плоды невежества. Мускулы и нервы того, кто является
жертвой гнева и волнения, всегда напряжены и натянуты.
Действию одной конфигурации мышц можно воспрепятствовать
приведением в действие другой конфигурации мышц. Один импульс
может попытаться вызвать один вид движения, но, посылая другой,
сдерживающий импульс из другой конфигурации мышц, вы можете
нейтрализовать действие первой конфигурации. Если человек
оскорбляет вас, может быть, сразу захочется ударить его.
Импульс уже привел в действие соответствующую конфигурацию мышц,
но вы можете сдержать этот порыв, подумав и рассудив: "Я ничего
не добьюсь, ударив его. Это невежественный человек. Он не умеет
себя вести. Заставлю себя простить его". Сдерживающий импульс
- 45 -
сейчас же прекратит действие первой конфигурации мышц.
Вызывание импульсов и контр импульсов (противодействующих,
сдерживающих, подавляющих импульсов) создает большое напря-
жение нервов мышц и мозга. Подавляющее большинство людей
являются рабами своих порывов, поэтому они и не знают радости
умственного покоя. Они мечутся то в одну, то в другую сторону.
Наука расслабления - точная наука. Её очень легко
изучить. Расслабление мышц настолько важно, как и их сокраще-
ние. Я придаю громадное значение освобождению ума, расслаб-
лению нервов и мускулов. Для расслабления предписывается
Савасана.
- 46 -
18. Савасана.
"Сава" значит "мёртвое тело". Выполняющий эту асану производит впечат-
ление мёртвого тела. Поэтому она названа Савасаной. Это заключитель-
ная поза. Её следует делать по окончании всех упражнений.
Техника выполнения: Расстелите мягкое одеяло и лягте на спину.
Руки положите на пол по сторонам тела. Ноги пусть будут прямые.
Пятки вместе, носки врозь. Закройте глаза. Теперь расслабьте все
мускулы тела. Дышите медленно и ритмично. Забудьте все ваши жалящие
эмоции и направьте все свои мысли внутрь. Расслабьте все мускулы,
нервы и органы. Начните процесс расслабления с кончиков пальцев ног.
Затем перейдите к мышцам икр, голеностопным мышцам, коленным
суставам, мышцам бедер, мышцам ягодиц, мышцам поясничного отдела
и далее вверх по позвоночнику. Затем мышцы шеи, мышцы рук, плечевые
мышцы, мышцы брюшного пресса и мышцы груди. И, наконец, мышцы лица,
бровей, глаз, лба.
Проследите за тем, чтобы и органы брюшной полости, сердце,
грудная клетка, мозг охватила теплая волна потока расслабления
и они тоже расслабились. Соблюдайте последовательность. Не за-
сыпайте. В этой позе вы будете наслаждаться ощущением спокойствия,
лёгкости, удобства и освобождения. Вы на опыте убедитесь в благо-
творных результатах этой асаны. Её следует делать в конце всех
упражнений. Только тогда цикл упражнений будет завершен.
Извлекаемая польза.
Приятное и радостное чувство могут испытать те, кто удачно вы-
полняет эту асану. Ощущения нельзя описать словами. Всякий из вас
может их почувствовать на себе. Если вы устали после тяжелой работы,
сделайте эту асану на 5 минут. Вы снова будете в состоянии продолжать
свой тяжелый труд с прежней энергией. Это благословление для всех
тех, чья работа связана с тяжелым трудом.
Можете, если вам нравится. расслабляться, лежа в свободном кресле,
по окончании асан или упражнений. Кто знаком с расслаблением, может
минут 10 вздремнуть в любое подходящее время. Занятым людям, врачам
и юристам просто необходимо научиться расслаблению.
Они смогут освободить разум и хорошо отдохнуть даже в зале ожиданий
железнодорожной станции или в баре. Это позволит им быть активными
в судах или лечебницах. Расслабление освежает человека.
Студентам, журналистам, юристам, врачам и бизнесменам следует знать
науку умственного расслабления. Им необходимо ежедневно практико-
вать его. Кто не обладает знанием этой науки внутреннего и внешнего
расслабления, растрачивает большое количество своей физической и умст-
венной энергии.
- 47 -
Кто практикует расслабление, концентрирует свою физическую и умст-
венную Энергию и сможет применить ее с пользой для себя. Йогам в
совершенстве известна эта наука. Они превосходные мастера этой
науки. Кто занимается расслаблением, никогда не будет испытывать
усталости. Он закроет глаза на несколько минут, даже стоя, и будет
готов продолжить работу. Когда он расслабляется энергия вливается
в его нервы, как вливается вода, когда кран открыт.
Расслабление является очень важным фактором в мускульных
упражнениях. В Хала, Сарванг, Пашшимоттан, Дханур и Ардха-Матсиендра
асанах все мускулы тела растягиваются и сокращаются необычайно.
При повышенной мускульной активности усиливается обмен вещества.
Обмен веществ - это анаболические и метаболические изменения,
имеющие место в теле (явление износа в организме). Мускулы, испы-
тывающие сильное напряжение, требуют расслабления и отдыха.
Савасана - вот средство быстро и надежно обеспечивающее полное
расслабление и успокоение.
Группа VIII. Медитативные позы.
Можно разделить асаны на 2 обширные группы: медитативные асаны,
и позы для приобретения здоровья и силы. Согласно Йога-Шастрам
существуют 4 превосходные медитативные позы: Падмасана, Сидхасана,
Свастикасана и Сукхасана.
Вы должны научится сидеть неподвижно в одной из этих четырех
асан 3 часа подряд. Не достигнув устойчивой асаны, вы не добьетесь
значительных успехов в медитации. Чем устойчивей вы в своей воле,
тем быстрее вы вы сосредоточитесь и сфокусируете разум в одной точке.
Выберите любую из четырех поз, которая вам удобнее, и сидите
в ней 15 минут, постепенно увеличивая период времени до трех часов.
Спину не гните.
Когда вы сели в асану медитировать, закройте глаза и спокойно
сосредоточьтесь на Трикуте (пространство между бровями), кончике
носа или Анахате Чакре (лотосе сердца).
19. Падмасана.
Это одна из важнейших асан. Когда демонстрируют Падмасану, она
напоминает лотос. По-санскритски "Падма" или "Камела" значит "лотос".
Ступни, лежащие на противоположных бедрах, представляют лепестки ло-
тоса. Известна так же как Камелаасана.
- 48 -
она напоминает лотос. По-санскритски "Падма" или "Камела" значит
"лотос". Ступни, лежащие на противоположных бедрах, представляют
лепестки лотоса. Известна так же как Камелаасана.
Среди четырёх поз - Падма, Сиддха, Свастика и Сукха асан, пред-
писываемых для медитации, Падмасана занимает первое место.
Это лучшая асана для созерцания. Такие Риши как Гхеранда, Саидилья
и другие чрезвычайно высоко ценили эту важнейшую асану. Она подхо-
дит семейным мужчинам и женщинам.
Техника исполнения. Любая из этих асан используется для Джапа
и медитации. В комнате для медитации перед изображением вашего
Ишта Девата или Гуру расстелите подстилку из травы Куша, а поверх
нее оленью или тигровую шкуру. Можете постелить на эту шкуру
кусок хлопчатобумажной ткани, затем садитесь для медитации. Или
расстелите на полу сложенное вчетверо одеяло, а поверх всего ткань.
И этого будет достаточно.
Сядьте на это место для сидения, вытянув ноги. Возьмитесь
обеими руками за правую ступню и, согнув ногу в колене, поместите
ступню на левое бедро. Таким же образом согните левую ногу и по-
местите на правое бедро. Держите корпус прямо и положите руки
между пятками одну на другую. Если вам это неудобно, положите руки
на колени, как на рис. 20. Левое колено и бедро не должны поднимать-
ся над полом.
Извлекаемая польза.
Эти медитативные позы в высшей степени удобны для Джапа
и созерцания. Они увеличивают пищеварительное тепло, вызывают
хороший аппетит, приносят здоровье и счастье. Устраняют ревматизм,
сохраняют в надлежащей пропорции газы, желчь и слизь. Очищают и
укрепляют нервы голеней и бедер. Способствуют сохранению Брахма-
чарьи.
20. Уттида Падмасана.
Применяется в оздоровительных целях. Сядьте в Падмасане. По-
ложите ладони на пол по сторонам тела поднимите тело (на руках),
сохраняя Падмасану (ступневой замок). Задержитесь на несколько
секунд и медленно опуститесь на пол. Это очень хорошее упражнение
для нервов и мускулов рук.
21. Сиддхасана.
"Сиддха" значит по-санскритски "адепт" (знающий, могущий все).
- 49 -
Поскольку великие адепты использовали эту асану для созерцания,
она носит имя Сиддхасана. Совершенные Йоги очень высокого мнения
об этой асане. По значению Сиддхасана следует за Падмасаной. Юным
Брахмачари и тем, кто пытается утвердиться в безбрачии, следует
практиковать эту асану. У многих она выходит лучше, чем Падмасана.
Техника исполнения. Сядьте на своё место для сидения.
Вытяните ноги. Согните левую ногу в колене и поместите её пятку
в пространство между анусом и мошонкой. Затем согните правую
ногу и поместите её пятку к пубиковой кости или как раз над
половым органом. Держите корпус прямо, а руки положите как в
Падмасане.
Сиддхасана является так же Вирасаной, Муктасаной и Гуптаса-
ной. В Гхеранда Самхите эти асаны описаны с некоторыми незначитель-
ными изменениями в положении ног.
22. Свастикасана.
"Свастика" по-санскритски значит "процветающий". Процветание,
успех и хорошее здоровье сопутствуют занимающемуся этой асаной.
Поэтому эта поза и носит соответствующее название "Свастикасана".
Непринужденное сидение также назвается Свастикасаной.
Техника исполнения. Сядьте на место для сидения. Вытяните но-
ги. Согните правую ногу в колене и поместите правую пятку к паху
левой стороны так, чтобы подошва тесно соприкасалась с мышцами
левого бедра. Аналогичным образом согните левую ногу и установи-
те ее к паху с правой стороны. Вставьте пальцы левой ноги между
икренными и бедренными мышцами. Сидите прямо. Это очень удобно
для медитации. Руки, как указано в Падмасане.
23. Сукхасана.
Свастикасана называется также Сукхасаной. Любая легкая
и удобная поза для занятия Пранаямой, Джапа и медитацией есть
Сукхасана. Можете сидеть в любой свободной позе, в которой вам
удобно сидеть неподвижно долгое время, держа голову, шею и туло-
вище прямо.
Можете выбрать любую из четырех поз для медитации. Сидя
в асане, управляйте сознанием и сосредоточьтесь на пространстве
между бровями (Трикуте).
- 50 -
УКАЗАНИЯ К АСАНАМ.
1. В "Хатха-Йоге Прадипике" и других книгах вы найдете множест-
во асан. В этой книге я отобрал основные упражнения, которые под-
ходят мужчинам и женщинам Востока и Запада.
2. Асаны распределены по группам таким образом, что упражняю-
щийся может всесторонне развить тело, регулярно занимаясь одной
- двумя асанами из каждой группы.
3. В соответствии с темпераментом, состоянием и временем,
которым вы располагаете, можете выбрать 1-2 асаны из каждой груп-
пы. Нужно выполнять хотя бы одно упражнение из каждой группы.
Это всесторонне разовьет ваше тело.
4. Все асаны группы II сгибают тело вперед. В этих асанах
некоторые мышцы сокращаются. Для извлечения максимальной пользы
следует сразу же выполнять асаны, которые растягивают эти мышцы.
Например, если вы делаете Пашимоттанасану, Халасану или Падахаст-
хасану, вам необходимо сейчас же после них проделать Матсиасану,
Бхуджангасану, Дханурасану, Чакрасану или или Супта-Важдрасану.
Для всестороннего развития тела вы должны сгибать его вперед,
назад, в стороны, скручивать позвоночник и т.д. В конце всех уп-
ражнений сделайте Савасану. Только тогда цикл упражнений будет
завершен.
5. 4 асаны для медитации описаны в группе VIII. Можете выбрать
ту, в которой вам удобно сидеть долгое время. Эти асаны удобны
для упражнений в Пранаяме, Джапа и медитации. Когда бхакты занима-
ются Свадияйей (изучение священных писаний), вы можете сидеть в
той же асане, что и при медитации. Чем устойчивее вы в своей асане,
тем вы лучше сосредоточитесь.
6. Сначала сидите 15 минут, постепенно увеличивая период
времени до трёх часов. Тогда вы обретете Асан Сидхи или Асан
Джейя - господство над асаной. После этого вы будете в состоянии
быстро продвигаться в медитации, контролируя разум в одной точке.
Не обеспечив устойчивости в асане, вы не добьетесь серьезного
успеха в медитации.
- 51 -
7. Если через некоторое время появится сильная боль в ногах,
разомните ноги, помассируйте их минут 5 и снова садитесь в асану.
Когда вы сделаете успехи благодаря регулярному упражнению, вы не
будете ощущать никакой боли. Напротив, вы будете испытывать колос-
сальное удовольствие. Не меняйте часто асан, переходя от Падмасаны
к Сиддхасане и т.д. Придерживайтесь одной.
8. Книги по Хатха-Йоге усердно превозносят достоинства
и преимущества Падмы и Сиддха асан. Эти асаны увеличивают пище-
варительное тепло, вызывают хороший аппетит, приносят здоровье и
счастье. Они избавляют от ревматизма и сохраняют в надлежащей
пропорции три пищеварительные субстанции: желчь, газы и слизь.
Очищают и укрепляют нервы ног. Способствуют сохранению Брахма-
чарьи.
9. Вставайте в 4 часа утра. Исполните требования природы.
Умойте лицо. Затем займитесь асанами, Пранаямой и медитацией.
Если вы посвящаете продолжительное время медитации, можете уделить
полчаса на асаны и Пранаямы, а потом медитировать. После медитации
полчаса отдохните или прогуляйтесь. Затем можете выполнить полный
курс асан, Пранаям Мудр и Бандх.
10. Если вы не привыкли исполнять требования природы рано
утром, можете сначала заняться асанами, а потом сходить в туалет.
Изучающим Йогу рекомендуется заниматься всеми упражнениями после
выполнения требований природы. Выпивайте немного прохладной или
тепловатой воды на ночь и рано утром, как только встанете с пос-
тели. Приводите в порядок своё питание, выбрав себе соответствую-
щую пищу.
11. Одевайте ланготы, коупин или повязку на время упражнений.
Можно оставаться в халате. Занимайтесь асанами без очков. Они могут
разбиться и поранить глаза.
12. Упражняйтесь регулярно. Кто занимается порывами, не
извлечет значительной пользы. Регулярность занятий абсолютно
необходима, если желаете получить максимальную пользу от асан и
Пранаям. обычно первые два месяца занимаются с большим интересом
и энтузиазмом, а потом бросают занятия. Это не занятия, а печаль-
ное недоразумение. Занимайтесь асанами и Пранаямами регулярно
в течение продолжительного времени и вы достигните изумительных
- 52 -
результатов.
13. Физические упражнения выводят Прану наружу. Асаны
посылают Прану внутрь. Асаны равномерно распределяют Прану
по всему телу и различным его системам. Асаны оказывают не только
физическое, но и духовное воздействие, так как они пробуждают
Кундалини Шакти. Та или иная асана излечивает ту или иную
болезнь. Асаны так же предупреждают болезни. Асаны в значитель-
ной степени помогают управлять чувствами, разумом и телом.
Нервы и мускулы тела очищаются.
14. Сначала вы будете не в состоянии в совершенстве
выполнять некоторые позы. Регулярное упражнение приведет к
совершенству. Терпение и настойчивость, серьезность и искрен-
ность необходимы.
15. Умеренная Кумбхака (задержка дыхания) во время выпол-
нения асан повышает эффективность асан, увеличивает энергию
и жизнеспособность упражняющегося. Джапа и Пранаяма должны идти
рука об руку с асанами. Тогда это истинная Йога, кто занимается
Джапой может повторять Мантру во время занятий асанами.
Джапа во время занятий асанами могут выполнять занятые лица,
у кого в распоряжении очень мало времени. Этим вы убьёте двух
зайцев. Вы приобретете многие Сиддхи (психические силы).
16. Кто продолжительное время выполняет Сиршасану и другие
упражнения, пусть слегка закусит и выпьет чашку молока, закончив
весь курс.
17. Во всех занятиях необходимо придерживаться здравого
смысла. Если один род пищи не соответствует вашему организму,
замените его после внимательного рассмотрения. Если какая-то
асана вам не дается, не напрягайтесь слишком. Упражнению должно
сопутствовать чувство удовольствия и радостное настроение.
Если та или иная асана у вас не удается, выберете какую-нибудь
другую из той же группы. Это Юкти. Если вы не в состоянии вполне
удовлетворительно выполнить какую-нибудь асану, не предавайтесь
унынию. Где имеется желание, находится и путь к его осуществлению.
Старайтесь, старайтесь и снова старайтесь. Постоянное упражнение
и повторные попытки приведут вас к успеху.
- 53 -
18. Откажитесь от привычек, лишающих жизненной силы. Любая
привычка, способствующая понижению тонуса организма, приведет
к возникновению заболеваний разного рода. Всё, что понижает
жизнеспособность, понижает так же выделительную способность ор-
ганизма. Совершенно откажитесь от употребления спиртных напит-
ков, табака, кокаина, опиума, нанджаха или канабис индика, от
распущенного образа жизни и всякого рода излишеств.
19. Асаны можно делать и рано утром и вечером. Ими нельзя
заниматься сразу после приема пищи, поскольку телесная энергия в
значительной степени используется в помощь пищеварению. Асанами
нужно заниматься в хорошо проветренной комнате, на открытой тер-
расе, в саду, на берегу реки или моря.
20. Если вы занимаетесь йоговскими упражнениями, необходима
саттвическая пища. Кушайте молоко, топленое масло (из молока буй-
волицы), сладкую простоквашу, фрукты, сухое печенье, миндаль, сливки
и т.д. Откажитесь от чеснока, лука, мяса, рыбы, курения, спиртных
напитков, от кислого и острого. Следует избегать перегрузки желудка.
21. Непосредственно после йоговских упражнений нельзя де-
лать физические упражнения, так как все асаны повышают тонус
внутренних органов и тканей. Следовательно, именно эти системы
и ткани должны снабжаться кровью. Физические же упражнения
предназначены для повышения мускульного тонуса, поэтому кровь
направляется к мускулам. В данном случае направление кровообра-
щения прямо противоположное, и полезность йоговских упражнений
будет сведена к нулю. Отдохните несколько минут после асан, а по-
том принимайтесь за физические упражнения.
22. Последователь Веданты боится делать асаны и Пра-
наямы на том основании, что это усилит Дэха Адхьяса и будет пре-
пятствовать его упражнению в Вайрачья. Несмотря на то, что пути
Хатха-Йоги и Веданты различны, тем не менее и последователю
Веданты можно гармонично сочетать Пранаяму и асаны. Это будет
гораздо полезнее для него. Я встречал многих последователей
Веданты в болезненном состоянии, с весьма жалким и полуразрушен-
ным организмом. Тело тесно связано с разумом. В слабом болезненном
теле слаб и разум. Тело - это ваш конь, везущий вас к цели.
Хотя тело является Джада и вовсе не следует рабски подчиняться
- 54 -
побуждениям своей корыстной животной сущности, однако, это
важнейший инструмент для достижения развития и самопознания. Его
следует содержать чистым и здоровым. Если последователь Веданты
немного занимается йоговскими упражнениями, ровно столько,
чтобы поддержать здоровье, энергию тела и разум, Садхана будет
ему отлично удаваться, он быстро достигнет цели своих жизненных
стремлений.
23. Пранаяма занимает исключительно важное место в индий-
ской религии. Прана связана с разумом, через разум - с волей, через
волю - с индивидуальной сущностью, а через последнюю - с
Высшей Сущностью. Если вам известно, как управлять малыми волнами
Праны, оказывая действие посредством разума, тогда вам будет из-
вестен секрет подчинения Космической Праны. Управляя актом дыха-
ния, можно управлять всеми разнообразными нервными токами,
которые проходят по телу. Управляя Праной, вы легко и быстро дос-
тигнете управления телом, разумом и душой, а также и их развитием.
Кто подчинил себе Прану и управляет ею, не только покорил своё
собственное тело, но и всякое другое тело и всякий разум в этой
Вселенной. Пранаяма - это метод, посредством которого йоги старают-
ся достичь совершенства, овладевая всей Космической энергией.
24. Чей разум спокоен, кто покорил свои Индрии, верует в слова
своего Гуру и в Шастры, умерен в пище и питье и полон страстного
желания освободиться от Колеса Рождения и Смерти, готов занимать-
ся йогой. Такой человек легко достигнет успеха, упражняясь в
Пранаяме.
25. Врикшасана - "поза дерева". Её делают по-разному.
Сиршасану тоже называют Врикшасаной. Если, выполняя Сиршасану,
вы вместо образования пальцевого замка, положите ладони на пол
у плеч - это будет Врикшасана. Можно встретить гимнастов, которые
стоят на одних руках (на ладонях) - это другой вариант Врикшасаны.
Встаньте прямо, согните одну ногу в колене и поместите ее
ступню как раз над другим коленом. Сложите руки у грудной клетки,
ладонями вместе. Сохраняйте равновесие в позе. Это Врикшасана.
Сначала стойте на левой, потом - на правой ноге.
- 55 -
26. Парватхасана - "поза горы". Садитесь в Падмасане. Медлен-
но поднимите руки и корпус. Только колени должны оставаться на полу.
Можно составить пальцевый замок ладонями наружу или же, сложив
их вместе. Если вы не можете сохранять равновесие, стоя на коленях,
можно сесть в Ваджрасану и из этой асаны поднимать тело и руки. В
этом варианте тело поддерживается коленями и пальцами ног.
27. Пашиматтанасана известна также как Уграсана. Падмасану
называют Камаласаной. Сиддхасана имеет много названий, как напри-
мер: Вирасана, Муктасана, Гуптасана. Савасану называют Мритасаной.
Таким образом одна и та же асана называется по-разному.
- 56 -
Глава II.
П Р А Н А Я М А .
Упанишады о Пране
/Из Прашна Упанишады/
"Как спицы в ступице колеса, так всё сосредоточено на
Пране" - стихи Риг Веды, Сама Веды, тексты для жертвоприноше-
ний, Кшатрии и Брахманы.
"Как Праджапати - /властитель созданного/ ты перемещаешься
во чреве... Тебе о Прана, пребывающая везде с другими пранами,
/чувствами/ поклоняется все сущее".
"Ты лучший переводчик Космическому Разуму, лучшая жертва
предкам. Ты подлинный источник Ощущений /пран/, составляющих
сущность тела".
"О Прана! Ты - Индра, ты - доблестный Рудра, ты - защитник, ты
- в небесах, ты - Солнце, ты - источник всякого света.
Когда ты проливаешь дождь, о Прана, наслаждается все, сотво-
ренное тобой, надеясь, что будет желанная пища.
О Прана! Ты Вритья (неоскверняемый) ты огонь Экарши, поглоти-
тель всего, добрый властитель мира. Все мы поклоняется тебе,
о Матаришван! Ты отец наш.
Сделай благоприятным это твоё тело, пребывая в речи, служа
в зрении и наполняя разум, не покидай его.
Всё управляется Праной (и всё, что на третьем небе). Защи-
ти нас по-матерински. Надели нас процветанием и мудростью".
- 57 -
ЧТО ТАКОЕ ПРАНАЯМА
Прана - это универсальная первопричина силы и энергии.
Это жизненная сила. Она все пропитывает собой. Она может нахо-
диться как в статическом, так и в динамическом состоянии. Она
пребывает во всех формах от высшей до низшей, от муравья - до
слона, от одноклеточной амебы - до человека, от элементарной
формы растительной жизни - до развитой формы жизни животной.
Это Прана сияет в ваших глазах. Это благодаря Пране уши слы-
шат, глаза видят, кожа язык и нос воспринимают ощущения, мозг
и разум выполняют свои функции.
Улыбка молодой женщины, мелодия в музыке, впечатляющая сила
оратора, очарование слов любимого человека - все это следст-
вие Праны. Пламя пылает, благодаря Пране. Ветер дует, благодаря
Пране. Реки текут, благодаря Пране. Самолет летит, благодаря Пра-
не. Паровая машина работает, благодаря Пране. Трамваи и автомо-
били движутся, благодаря Пране. Радиоволны распространяются, бла-
годаря Пране. Прана - это электрон. Прана - это сила. Прана -
это магнетизм. Прана - это электричество. Прана нагнетает
кровь от сердца в артерии или кровеносные сосуды. Это Прана
осуществляет пищеварение, выделение и выполняет секреторные
функции.
Прана расходуется в мышлении, желании, действии, движении,
беседе, при письме и т.д. Здоровый, сильный человек в изобилии
обладает Праной, т.е. нервной силой, жизнеспособностью. Попол-
нение Праны происходит из пищи, воды, воздуха, солнечной энер-
гии и т.д. Приток Праны воспринимается нервной системой. Прана
поглощается при движении. Излишки Праны откладываются в мозгу
и нервных центрах. Когда половая энергия сублимируется или
трансформируется, она снабжает организм большим количеством
Праны.
- 58 -
Она откладывается в мозгу в виде Оджаса. Одзжас - это ничто
иное как Прана.
Занимаясь регулярно Пранаямой, Йог накапливает большое
количество Праны, словно аккумулятор, накапливающий электри-
чество. Накопивший большой запас Праны, излучает вокруг себя
силу и неутомимость. Он является крупной электростанцией. Кто
непосредственно с ним соприкасается, воспринимает от него Пра-
ну, становится сильным, энергичным, жизнеспособным и веселым.
Как вода перетекает из одного сосуда в другой, точно так же и
Прана непрерывным током перетекает от развитого Йога к слабым
людям. Йог развивший своё внутреннее йоговское зрение, может
видеть это реально.
Пранаяма - это управление Праной и жизненными силами тела.
Это регулирование дыхания. Это важнейшая ступень. Цель Прана-
ямы - управление Праной. Пранаяма начинается с регулирования
(приведения в порядок) дыхания, обеспечивающего управление
биотоками или внутренними жизненными силами. Другими словами,
Пранаяма - полное управление биотоками через управление дыха-
нием. Дыхание является внешним проявлением большой Праны. В
привычке правильно дышать следует утвердиться, занимаясь Пра-
наямой. Дыхание обыкновенных людей неправильно.
Если вы в состоянии управлять Праной, вы сможете управлять
Разрыв текста! Разрыв Текста! Разрыв текста!
- 59 -
При регулярном упражнении совершенное владение позой придёт
само собой. Падмасана, поза лотоса, трудна для полных. Им мож-
но сидеть в удобной позе (Сукхасана) или Сиддхасане (совер-
шенная поза). Нет нужды откладывать занятия Пранаямой до ов-
ладения асаной в совершенстве. Практикуйте асану, а наряду с
нею можете заниматься Пранаямой. Со временем вы достигнете
совершенства в обоих. Пранаямой можно заниматься, Сидя прямо.
В Бхагавадгите, бессмертной песне Кришны, вы найдете прек-
расное описание соответствующего места для сидения в правиль-
ной позе.
"В избранном вами чистом, укромном уголке, на приготовлен-
ном Вами для сидения месте, не слишком высоком и не слишком
низком, покрытом травой Куша, затем шкурой черной антилопы и
куском ткани, там, фиксируя разум в одной точке, управляя мыс-
лями и чувствами, сидя устойчиво, следует заниматься йогой
для самоочищения, держа тело, голову и шею прямо и твердо,
пристально неотрывно глядя на кончик носа, не озираясь кругом".
(Глава VI, X, XI и XII).
Несмотря на то, что Пранаяма имеет отношение к дыханию,
она отлично упражняет различные внутренние органы и тело. Прана-
яма устраняет всевозможные болезни, восстанавливает здоровье,
возбуждает пищеварение, укрепляет нервы, уничтожает душевное
волнение и пробуждает Кундалини Шакти. Она награждает хорошим
здоровьем и уравновешенным разумом. Упражняющийся в Пранаяме
останавливает дыхание. Люди бьют щебень о его грудь. Он ничего
не чувствует, так как управляет своей Праной. Упражняющийся в
Пранаяме из больного превратится в обладателя легкого тела
с чудесным цветом лица, ясным мелодичным голосом и приятным
запахом тела.
- 60 -
Кто занимается Пранаямой, приобретает аппетит, бодрость,
красивую фигуру, значительную силу и мужество, энтузиазм, вы-
сокий уровень здоровья, энергию, жизнеспособность и способность
к умственному сосредоточению. Пранаяма вполне подходит наро-
дам запада и востока, мужчинам и женщинам.
Йог измеряет продолжительность своей жизни не количеством
лет, а количеством вдохов. Поэтому свою жизнеспособность он изме-
ряет не по количеству секунд, на которые он способен задержать
свое дыхание после глубокого вдоха, а количеством секунд, на
которые он способен задерживать дыхание после глубокого выдоха.
От этого зависит частота дыхания. Обычный человек делает 15 вдохов
в минуту. Общее количество вдохов 27600 в сутки. Йог дышит не так
часто.
Комната, в которой вы занимаетесь Пранаямой, не должна быть
сырой или плохо вентилируемой. Она должна быть сухой и ее необ-
ходимо проветривать. Можете заниматься на берегу реки или озе-
ра, в углу сада или на открытом воздухе. Когда не холодно и нет
холодного ветра, на вершине или у подножья холма. Заниматься
Пранаямой следует ежедневно, твердо фиксируя разум на Истине.
Тогда Читта погружается в Сушумну. В результате Прана становит-
ся устойчивой. Она не колеблется. Пранаяма требует глубокой сос-
редоточенности и внимания.
Ни в одной из фаз Пранаямы не должно быть напряжения. Чув-
ство радости и удовлетворения должно сопутствовать выполнению
Пранаямы Вы не должны чувствовать никакого излишнего напряже-
ния. Всегда вдыхайте и выдыхайте очень медленно. Не производи-
те ни малейшего шума. Всякий раз, когда вы находитесь в бес-
покойном, удрученном или подавленном состоянии, примените Пра-
наяму.
Выполнение Кумбхаки (задержки дыхания) в Пранаяме вызы-
вает тепло, благодаря чему Кундалини Шакти пробуждается и про-
ходит вверх по Сушумна Нади.
Свидетельство о публикации №222122500205