На обочине истории
По большому счету так это и произошло - стали появляться новые города и села, строиться промышленные предприятия, получило развитие сельское хозяйство.
Дороги дали толчок и к развитию транспортной системы Сибири, если раньше основными путями передвижения были реки, то теперь поселения получали развитие не только от нахождения их на крупных реках. Основными транспортными системами становятся дороги, в том числе и железные.
В силу этого возникло мнение, что город Енисейск, по воле судьбы, а проще говоря, в силу географических особенностей, оказался, как говорится, выброшенным на свалку истории, так как не попадал в число ни «трактовых» городов, ни тем более железнодорожных и будет обречен на прозябание заштатного уездного городишки.
Вот тут я с мнением таких экспертов не соглашусь. Готовя книгу «Енисейск древняя столица Сибири» я «перелопатил» массу литературы и документов в интернете по интересующим меня вопросам, к своему удивлению, я обнаружил множество программ направленных на перспективу развития региона.
Правительство Царской России очень внимательно и скрупулезно взирало не только на возможность получения прибылей и доходов с сибирских провинций, но и разрабатывало перспективные планы развития на много лет вперед.
К ним относится и дополнительное финансирование реконструкции и модернизации Обско-Енисейского речного канала в 1911 году, тогда бремя финансирования Транссибирской магистрали было уже ослаблено. А введение канала в эксплуатацию в полном объеме преобразило бы не только низовья Енисея, но и город Енисейск.
Когда долгожданная магистраль «Транссиба» прошла мимо города Томска, моментально возник проект Томско-Енисейской железной дороги.
С виду фантастический проект обещал сблизить два древних сибирских города - Томск и Енисейск. Дорога должна была, пройти по тайге, пересекая такие реки как Чулым, Кеть и Кемь. То есть фактически по местам древнего «Маковского волока», с которого и начиналось основание Енисейского Острога.
Томский губернатор Петр Карлович Гран обратился в Санкт-Петербург, с просьбой - провести исследовательские работы о возможности строительства железной дороги между Томском и Енисейском.
Он работал в должности губернатора с 1911 года и уже полностью изучил все существующие транспортные пути к Енисею и их перспективные направления.
Петр Карлович считал, что Енисейск - это ближайший порт, имеющий выход к низовьям Енисея, а значит и в Карское море.
Кроме того в ближайшей перспективе планировалось продлить магистраль вдоль реки Ангара в направлении Лены и Бодайбо, а дальше на Якутск, потом Чукотку к проливу Беринга и по тоннелю под проливом – на Аляску.
Странно, но завершение всей программы планировалось уже в 1930-м году.
Основную, первоначальную ветку Томск-Енисейск собирались начать уже в 1915 году и завершить к 1918.
И вот в 1913 году, по решению из Санкт-Петербурга, группа исследователей, изучив маршрут выдает заключение: «Все протяжение линии от Томска до Енисейска составляет 482 версты. Сооружение дороги никаких технических трудностей нигде не встречает».
То есть практически, дано добро на самом высочайшем уровне. Более того, частично уже начаты были работы, причем изначально, учитывая опыт прошлых строек, планировалось строить одновременно две колеи.
Все складывалось прекрасно, если бы не началась Первая Мировая война, но и это еще ничего – началась революция и все пошло прахом.
После этого прошло 100 лет, но никаких движений по поводу строительства железной дороги до Енисейска уже нет, да и наверное не будет.
В 1930-м году Советская власть попыталась реализовать эту дореволюционную программу. Лес пилили, даже насыпь под железнодорожное полотно отсыпать начали, да видимо, денег не хватило – забросили.
Однако спустя несколько лет на дорогу снова вернулись, но здесь уже все пришло в негодность. Шпалы сгнили, насыпи обсыпались – все списали на бывшего начальника Томской железной дороги, признав его врагом народа.
На этом все и закончилось.
Как известно в «Енисейский уезд» железная дорога все-таки пришла, правда с другой стороны, чем предполагалось. Пришла она в Лесосибирск из Ачинска, но теперь это ровным счетом ничего уже не меняет.
Вот и получается, что на обочину истории город Енисейск столкнула Великая Октябрьская Социалистическая Революция и Советская Власть.
Свидетельство о публикации №222122500266
На каждом революционном майдане государство теряет впустую 20-30лет...
Эти "прорехи" никакими лозунгами не зашьёшь:теряется преемственность, уходят люди, всё приходится начинать заново. Получится, нет ли - вопрос.
Думаю, до революции в сибирь ехали "за землёй", которой не хватало в центре,и от количества которой напрямую зависел доход хозяина.
Коллективизация же привела к тому, что в сибирь ехать - перестали.
Поскольку твой доход стал зависеть от колхозного руководства и нормативов сдачи зерна , спущенных сверху.
Зачем ехать чёрте куда, ежели от тебя теперь - ничего не зависит?
Города строить - да, ехали. А новые деревни организовывать - вряд ли.
Поэтому, сибирь так и осталась - "неосвоенной" по большому счёту.
Когда кто-то начинает рассказывать о том, как во чисто поле под названием Россия "пришли тов. Ленин с тов. Сталиным и сразу всё построили" - смотришь на человека с недоумением. Хочется сказать - а ты сам-то подумай, могло ли такое иметь место?
Алекс.
Алекс Кон 16.09.2024 13:42 Заявить о нарушении
С уважением.
Окороков Владимир 16.09.2024 13:55 Заявить о нарушении