Гл. 2. Первые шаги в прошлое. Повесть

                Мы любим тех, кого нельзя
                любить, мы живём так как
                нельзя жить, мы делаем то,
                что нельзя делать – кто мы?


-- Гл.2. "Первые шаги в прошлое" повести «Прошлое не спрятать» --

Утром приедет знакомый, который обещал подарить котёл для кухни на одно - два ведра, старые полотна для столярной одноручной пилы, стамески и прочей домашней утвари, собранной в заброшенных домах старой деревни его детства. Так, с миру по нитке, набирается хозяйство. Хочется жить автономно, даже со своим источниками энергии, а уж как получится - время покажет.
Думаю, получится, если с умом и не торопиться.

Для начала на участке поставлю крепкие деревянные ворота на кованных опорных петлях на крепких столбах, которые ещё надобно поискать, пусть даже пока не будет изгороди. Понятно, что это просто хотелки, но без них - никак.
 Придётся подружиться с кузнецом, если не найду кованных петель. Заодно узнаю, где на первых порах позаимствовать на время источник тока для сварки металла, сверлильный и токарный станок. Со временем нужно будет. Потом приобрету всё своё.
Пора уже определиться с местом, куда стаскивать нужное и не очень нужное барахло.
 
Не получается найти подходящее место для персонального дома, хотя хороший сруб для первого рабочего дома нашёлся, даже не один, никто не возражает присвоить их. Потом могут найтись собственники, а может и – нет. В лесничестве за определённые услуги обещали хороший кругляк, а на лесопилке распустить этот кругляк на доски и…сушить. Планов громадьё.
 
Обосновался временно у одинокой женщины, Нины Матвеевны, на сеновале. Коза у неё с козлятами – вот и вся родня. Нет у неё никого, помочь бы ей надо, только проблем накопилось у неё столько, что можно до зимы не управиться. Придётся выбрать самые – самые неотложные дела и по силам. Вот попал: сбежать не могу, и сделать хоть что-то одно - тоже. Возьмёшься крышу перекрывать, а стропила сгнили, настилку на потолке менять надо, так много тепла зимой уходит. Боюсь до потолка дотронуться, не обвалился бы. И так во всём. Вот так, торопиться-то при выборе временного места, а уж тем более постоянного. О нём пока и заикаться с кем–то не стоит, начну с дома в деревне, как производственной площадки и временного жилья. Рядом под крышу подведу мастерскую по дереву и металлу.

А пока что в поход с утра и до вечера, кружился по округе. Встречаясь с местным главой, мотал головой в стороны на его немой вопрос.
- Нет, не нашёл место, - чего говорить – то. Ревностно смотрит он на мою деловитость, не понимает пока моей конечной цели, но уже боится за своё положение.
 Есть опасение, что у него заготовлено задание – услуга за услугу. Пусть сюрприз будет. Хорошо хоть так – всем чего–то нужно от меня. Так устроены отношения в малых формациях на периферии, что–то вроде проверки на вшивость.
- Не спорь, не учи жизни, а соглашайся со всем, но молчи, иначе за базар отвечать придётся, а так - твоё право остаётся за тобой: делать или – нет, а, если делать, то так, как считаешь нужным.
Вот только, как–то от Матвеевны надо по добру уйти, не засиживаясь. Место найдётся, его просто увидеть надо и прислушаться к внутреннему голосу.
Вечером при чаепитии пообещаю Матвеевне починить крышу потом.
Вот поеду забирать сруб и выберу тёс со старых домов в соседней деревне получше. Пока не стоит ничего говорить хозяйке, а просто пообещаю. В одной ограде бывшего дома бригадира колхоза присмотрел ладную баньку. Вся целая и крепкая. Вот бы ещё такую под коптильню. Дом казённый у бригадира был. Буду забирать, посмотрим, как глава сельсовета среагирует. Ясно, что нет у дома хозяев, семья бригадира давно уехала, после смерти хозяина, колхоз развалился. На первый взгляд, ничего никому не надо, но это пока не тронул. Разберёмся.
 
С утра вроде никто не смотрит, а всё село обсуждает мои передвижения и гадает, что делать собираюсь. Вот сегодня уйду и присмотрю в соседней покинутой деревне, что в распадке через возвышенность от села в трёх километрах, аккурат через автомагистральную дорогу, домик для временного жилья, с глаз долой.
 По низине речка текла раньше, а сейчас что? За речкой сразу лес хороший, лиственный в основном с пологим высоким левым берегом.
В деревню даже столбов электропередачи нет, с дороги видел. Сначала проволоку срезали, как обычно, потом и до столбов дело дошло. Может и к лучшему, ну не будет у меня изначально центрального электричества, меньше интереса у властей. Трудно, однако, придётся.

Весь день лазил по окрестностям деревни. Зайца подстрелил, добрый ужин получится. Высмотрел хорошую полянку на правом берегу речки. Место скрытное за деревьями и высокое, весной разлив топить не будет. Вот тут и стоит поставить постоянное жильё. Стоит подумать об этом, прикинуть со всех сторон. Дорогу до деревни по горе можно организовать, правда суглинок сплошной по деревне, но это почти везде такая почва, а от леса песочек и опока. Пока канавы вдоль дороги придётся прокопать и ладно будет до деревни добираться в любую погоду.
Пока стоит присмотреться к деревне, рядом с большой дорогой, удобно харчевню поставить.
Разведка по заброшенным домам деревни получилась крайне удачной. Много чего нашлось полезного, даже шампуры, приправа, соль, оставленные года два назад, и место для жилья в первом приближении. Почувствовал себя мародёром. Люди убегали, бросая всё, домашнюю утварь, вёдра, медный самовар, горшки, ухваты, деревянные лопаты для русской печи, кастрюли, бочки, которые рассохлись, но годные для починки. Нашёл косы, серпы, топоры, столярные пилы, рубанки, железные лопаты, ручную заточку и т.д. Решил отдать хозяевам по первому требованию, если спросят, даже записал, что и где брал. Повезло, люди хозяйственные жили, нигде прежде столько добра не встречал. Решил завтра выбрать дом для временного проживания, чтоб с пустым соседним участком. С такой информацией надо переспать и принять решение, чтоб потом не переделывать.
 Огонь разводить в деревне я не стал, а спустился обратно к речке на уютную полянку. Имея алюминиевый пятилитровый чайник, приправу, шампура, соль и зайца, чего бы не заночевать у костра.
Утром мне сразу стало понятно, что дом я поставлю для себя именно здесь. Здесь в конечном итоге будет моя база и жильё с тайным лазом-норой из дома в отдельно стоящий погреб, со вторым выездом на трассу через перелески. Зачем так? Я точно не знал, но внутренний голос громко заявлял о необходимости таких вариантов отступлений - жизнь научила. Потом разберёмся с землеотводом, если что, Только лучше не оформлять, земля относится к не угодью. А пока мне тут нравилось всё: чистая маленькая речка, берёзовый лес за рекой, дички яблонь, кусты калины, даже малины и смородины полно среди кустов можжевельника. Потом, по большому счёту, можно сделать запруду с мельницей или электростанцией, с дороги и даже с деревни место скрытное.
Решил ещё подумать и прикинуть со всех сторон. Надо спокойно и основательно обследовать берега, вверх по течению. Если есть выпасы для скота, то должны быть и летние стойбища, где доили коров днём, а летние коровьи лагеря обеспечивались маленькими трансформаторными станциями. Может быть, их не успели украсть. Перегоревший навоз опять же со стойбища для садика у дома пригодится. Посмотрим. Торопиться не надо.

Матвеевна сразу почувствовала перемену настроения. Молча присела на лавку в избе, поправила платок на голове и по – старушечьи сложила руки на груди. Разница в возрасте со мной была лет пятнадцать, а позиционировала она себя лет под девяносто, запричитала, шамкая беззубым ртом:
- Что сбежать собираешься, молодуху нашёл? У нас почти все девки одинокие, приласкают, приголубят, только успевай поворачивайся. Поворачиваться можешь исшо?.
- Права ты. Съеду я от тебя. Спасибо за внимание, а хлеб с солью мой был. Это я, к слову, без обид. С крышей помогу разобраться, как обещал, всё равно делать некому.
- Куда хоть уходишь, или секрет?
- Чего скрывать – то, завтра всё будет известно, только неопределённо пока у меня. Хозяйка мне не нужна, сам сумею ошибок наделать, а душа просит тишины, хочу наедине с Богом побыть, мало я уделял этому времени.
- Чего несёшь, какой Бог, не заметила я за тобой веры глубокой, да и глаза исшо шальные у тебя. Бабы говорят, горяч по молодости был. Не помню я тебя, мы тогда ещё не в селе жили, а слухов полно было и до деревни нашей долетали.
— Значит, праведником заделался? Ну – ну, - подытожила она.
Как–то не понравилось последнее «Ну – ну». Не хотелось думать и гадать, а зря.

Скоро я перебрался в соседнюю деревню. Можно было не оглядываться по сторонам. Взял, да и присвоил чей–то дом, вполне ещё годный для жилья, если провести какой – никакой апгрейд. Для чего пришлось всё тщательным образом облазить, провести ревизию, наметить план от простого к сложному, руководствуясь принципом: «Не навреди». Сильно стараться не нужно, чтоб на год - два хватило.  Получится хорошо, тут же найдутся хозяева и обозначат требования.
На эти работы отводились несколько часов в день. Нашлась керосиновая лампа и фонарь, вот только с керосином загвоздка. Пока пришлось ограничиться свечами и приноравливаться к светлому времени суток, что вполне устраивало. Керосин нашёлся сам собой в достаточном количестве со временем.
Выбрал из имеющихся баню под коптильню, сделанную «по – чёрному», без дымохода. Промыл, полы ножичком проскоблил, протопил, просушил, можжевеловым дымком обработал. Съездил по агрохозяйствам за мясом, птицей, рыбой, что дадут в долг в обмен на готовый продукт потом, а пока купил для себя в качестве исходного сырья для эксперимента. Как ни странно, все получилось в лучшем виде с первого раза, даже с солью угадал. Постепенно стали заглядывать сельчане и проезжие в гости, «на огонёк».
Мне уже нравилась новая жизнь. Спешить не надо. Есть время побыть с собой наедине, заглянуть вовнутрь, послушать тишину, полюбоваться на природу, утром настроиться на правильную волну, разогнать страхи, переживания, встретить восход солнца, насладиться запахами поля, разделить с птицами радость рассвета. Этот мир принимал меня за своего и искренне открывался мне навстречу без условий. При этом засветло я успевал очень многое и работал легко, себе в радость.
В основном по вечерам приходилось утомительно выслушивать, не перебивая, гостей. Молчать и слушать, не выражая никаких эмоций. Давалось трудно, и не с первого раза. Потом втянулся, даже получал от этого удовольствие. Постепенно понял, что слышу их полностью и не только то, что говорят, а даже то, о чем умалчивают. Редко давал советы, когда уже совсем приставали, следя за смыслом подачи. Случайно брошенное слово для человека могло иметь большое значение потому, что каждый слышит не совсем то, что ты ему говоришь, а то, что хочет услышать.
Постепенно из подслушанного разговора в клубе понял, что народ пошёл ко мне со слов Матвеевны, которая так решила сделать меня посмешищем, объявив праведником.
Вышло иначе. Народ воспринимал с благодарностью возможность облегчить душу, высказать то, что накипело, понимая, что всё останется здесь же по законам жанра. После мне охотно оказывали помощь и делились припасами, даже притащили старенький дизель/генератор, отказываясь от денег. Починить источник электроэнергии получилось на удивление быстро.
Угощались утренней стряпнёй, которую до 10 часов раздавал даром – вклад в рекламу, куда без неё.
 Постепенно люди сами спешили к 9 часам, охотно покупали копчёности.
С поставщиками мяса рассчитывался щедро тоже копчёностями, и их это устраивало. Мне было выгодно без проволочек получать свежайший кредит по первому требованию.
Около временного дома построил беседку для приёма гостей с мангалом, кофеваркой, печкой для приготовления беляшей. Пользовались спросом у гостей свежие котлеты с кружкой горячего мясного бульона и горячей булкой. Холодильник пока отсутствовал, его заменял погреб, и готовить приходилось всё свежее, а то и не один раз в день.
Иногда просились переночевать. Но оставить на ночь я мог только хорошо знакомых людей.
Как–то так получилось, что никто не пил в гостях, да и я не предлагал. Для деревни – это было очень необычно, могло послужить большим плюсом, так и огромным минусом, смотря в каком контексте рассматривать.  Окончательно закрепилось мнение, что здесь праведное место. Тот, кто приезжал с дороги и первый раз - посматривал с улыбкой и недоверием, но потом заезжал снова и снова, несмотря на убогость импровизированного кафе. Сам же я старался подчеркнуть, что это вовсе не кафе, а моё гостеприимство, как частного лица. Это же никому не запрещалось, тем более что ценники отсутствовали, платили, кто сколько давал. Однако концы с концами очень хорошо сходились, обеспечивая достойную прибыль. В прохладную погоду стал топить баню, для желающих, но с оглядкой на санитарные нормы, хотелось проверить, нужно ли это.  Оказалось очень даже нужно, особенно с такой экзотикой. Материалы для строительства дома все уже были в наличии и сложены под навес до весны. Место под дом расчищено, рядом с временным домом, на соседнем заброшенном участке уже без дома, но с большими деревьями черёмухи. Всю высокую растительность и траву скосил и выкорчевал с помощью добровольных помощников.  Осенью посадил калину, акации, липу и кусты крыжовника вокруг беседки. Дай Бог приживётся импровизированный сад.
Строительство этим годом закончил мастерской. Подвёл под крышу коньком в надежде на следующий год к осени, отделив внутренней перегородкой треть, утеплить и поставить печку. Постелил добротный пол, собрав всё что подходило по прочности.

Побывал в гостях глава муниципалитета. Приехал под "шафе", из гостей должно быть. Вёл себя даже враждебно, задиристо. Всё осмотрел, поцокал языком, покачал головой, ожидая угощения. От кофе отказался, квас я ещё не начал делать, а алкоголя у меня не было. Расспрашивал про бизнес, приходилось отвечать внимательно, называя вещи своими именами, порой включая дурочку, вызывая его ехидную улыбку. Раздосадованный уехал.
Всю ночь я задавал себе вопросы от его имени и отвечал на них. Настучит властям в район гад, по заданию приезжал, не иначе.
Вывод:
- нужен интернет, хватит надоедать библиотекарю в доме культуры и пореже бывать в селе;
- нужно готовиться к разборкам с властью, для этого нужен "засланный казачок".

Приближалось время заготовок на зиму. Пришлось нанимать специалистов для консультаций и мастер – классов, закупать тару и продукты. Много не хотелось делать, хотя была мысль частично подарить варенье и соленья в детские учреждения района.
Тут-то потребовалась помощница – хозяйка. Первый опыт оказался неудачный. Претендентка не верно поняла своё место, замахиваясь на роль хозяйки, собираясь уже и зимовать со мной. Я полагал, что зимой популярность места пропадёт. Однако случилось иначе.

Как и место для дома, спешка при выборе помощницы совершенно недопустима. Тут нужно сразу почувствовать, что не потребуется корректировка своего видения деревенской жизни и своей роли в ней на новый лад. Есть же такие женщины, способные сразу понять и согласиться с важностью миссии, особо ни на что не претендуя, хотя бы для вида. Должно быть смирение и мудрость. Такое сочетание встречается в природе крайне редко, поэтому я рассчитывал обойтись только помощницами по найму, в крайнем случае.
Надеялся, что приедет мой наставник в вере. Оставалось правда преодолеть с ней много заковырок во взаимопонимании. Мы ни разу не виделись, общаясь по интернету. Пусть сначала приедет, а там посмотрим. Я чай не невеста на выданье и брачные отношения устраивать не собираюсь, начнём с партнёрства, если это подойдёт ей, хотя мечта вернуться на родину была общая.
 
Расширялись связи и знакомства, постепенно встречи с главами агрохозяйств становились всё продолжительнее и интереснее. Мне не хотелось срывать дистанцию и переходить на панибратство. Тактично намекая на взаимный интерес, я сокращал время общения и откровения.
Больше слушал, иногда задавая вопросы. В голове бушевало море информации, но учить здесь никого было нельзя, даже лезть с советами, когда люди уже точно совершали ошибку. Это было самое трудное в диалогах с глазу на глаз.
Так незаметно жизнь села втягивалась в мой водоворот, или скромнее - я втягивался в жизнь села. Одно точно, что интерес к себе я поднял, нужно выбрать подходящий случай и объявить свою миссию.

   фото в свободном доступе интернета


Рецензии
Ваша повесть напомнила мне прекрасное стихотворение Дмитрия Быкова. Извините, что приведу его полностью.

Наше свято место отныне пусто. Чуть стоят столбы, висят провода.
С быстротой змеи при виде мангуста кто могли, разъехались кто куда.
По ночам на небе видна комета — на восточном крае, в самом низу.
И стоит такое тихое лето, что расслышишь каждую стрекозу.

Я живу один в деревянном доме, я держу корову, кота, коня.
Обо мне уже все позабыли, кроме тех, кто никогда не помнил меня.
Что осталось в лавках — беру бесплатно. Сею рожь и просо, давлю вино.
Я живу, и время течет обратно, потому что стоять ему не дано.

Я уже не дивлюсь никакому диву. На мою судьбу снизошел покой.
Иногда листаю желтую «Ниву», и страницы ломаются под рукой.
Приблудилась дурочка из деревни: забредет, поест, споет на крыльце —
Все обрывки песенки, странной, древней, о милом дружке да строгом отце.

Вдалеке заходят низкие тучи, повисят в жаре, пройдут стороной.
Вечерами туман, и висит беззвучье над полями и над рекой парной.
В полдень даль размыта волнами зноя, лес молчит, травинкой не шелохнет,
И пространство его резное, сквозное на поляне светло, как липовый мед.

Иногда заедет отец Паисий, что живет при церковке за версту, —
Невысокий, круглый, с усмешкой лисьей, по привычке играющий в простоту.
Сам себе попеняет за страсть к винишку, опрокинет рюмочку — «Лепота!», —
Посидит на веранде, попросит книжку, подведет часы, почешет кота.

Иногда почтальон постучит в калитку — все, что скажет, ведаю наперед.
Из потертой сумки вынет открытку (непонятно, откуда он их берет).
Все не мне, неизвестным: еры да яти, то пейзаж зимы, то портрет царя,
К Рождеству, Дню ангела, Дню печати, с Валентиновым днем, с Седьмым ноября.

Иногда на тропе, что давно забыта и, не будь меня, уже заросла б,
Вижу след то ли лапы, то ли копыта, а вглядеться, так может, и птичьих лап,
И к опушке, к черной воде болота, задевая листву, раздвинув траву,
По ночам из леса выходит кто-то и недвижно смотрит, как я живу.

Две главы, которые я пока прочитала, вызывают у меня такое же настроение, как эти стихи...
Буду ждать следующих глав.
С уважением,
Елена Путилина

Елена Путилина   25.12.2022 12:10     Заявить о нарушении
Елена, спасибо. Сегодня мне показалось, что конец повести "Прошлое не спрятать" у меня почти Хеппи енд, в жизни так не бывает. Исправляя третью главу, пришлось подправить первые две. Всё исправлено. Мне как-то даже жаль, что мои опусы навевают такое настроение. Просто, мне бесконечно жаль, что разваливается моё село, а я ничего не могу сделать. Желаемое за действительное.

Александр Солоницын   25.12.2022 12:43   Заявить о нарушении