Эпизоды. М. М. Соловьев

               
                Неуютная судьба

Предисловие.

Не входило в мои планы рассказывать об этой персоне. Однако не смогла пройти мимо одного документа. Решила вначале привести его содержание:
 «По семейным моим обстоятельствам, преподавание ученикам предметов – гражданской истории и латинского языка сопряжено для меня с крайним неудобством. Гражданская история, по обширности своей и по множеству имен и названий, требует непременного домашнего занятия. А семейное положение мое таково, что имею при себе 9 детей своих и 3 детей моей жены от первого ее супружества. С 12 детьми малолетними, при таких средствах, какие получаю от службы, я не могу иметь никакой прислуги и порядочной, мало-мальски удобной квартиры; сам ухаживаю за детьми, сам делаю почти всякое домашнее дело и от беспрерывного шума и суеты среди такого многолюдства не имею убежища и свободы для ученых занятий. Посему правление семинарии покорнейше прошу, не благоволено ли будет ходатайствовать пред кем следует, на место возложенных на меня двух предметов – гражданской истории и латинского языка в одном и том же отделении, поручить мне преподавание одного предмета – латинского языка, но в двух отделениях».
Это Прошение, датированное месяцем августом 1861 года, М.М. Соловьев направил в адрес семинарского начальства. Было ему в то время около 50 лет. Сразу всплыл в памяти образ Василия Васильевича Розанова, религиозного философа и писателя, ибо объединяла их большая  одаренность и полная неприспособленность к жизни. Неуютными, бездомными воспринимаются их судьбы. К тому же, скончались оба едва перешагнув 60-летний возраст.

Изначалие.

Родился он в семье священника Михаила Николаевича Соловьева (1777-1835) и матушки Ксении Петровны в начале XIX века: в 1810, либо в 1812 году. Обучался отец в Суздальской духовной семинарии и дошел до класса риторики. Службу начал диаконом при Якиманском погосте, а с 1799 года – священником при церкви  Ильинского (Телешовского) погоста в Шуйском уезде, где прослужил более 36 лет.  Располагался погост всего в 5 верстах от уездного города Шуи и в 110 верстах от губернского Владимира, по обоим берегам реки Теза. Род был духовный, известно, что еще дед служил диаконом. Семья у о. Михаила была большая: 4 дочери (Матрона, Анастасия, Глафира, Анна) и три сына (Михаил, Алексей, Николай). Считается, что последний сын, Николай со временем занял место отца и именно он опубликовал в нескольких номерах Владимирских епархиальных ведомостей за 1881 год большой очерк - "Летопись Ильинского погоста". В частности, в статье писалось: «На западной стороне настоящей церкви есть следующая надпись: «Святый храмъ сей здатися начася съ 1807-го года и совершенъ «благодатіею Божіею при Благочестивейшемъ, Самодержавнейшемъ, «Великомъ Государе пашемъ Императоре Александре Павловиче «благословеніемъ Преосвященнаго Ксенофонта, Епископа Владимірскаго и Суздальскаго; освятися теплый во имя Преподобнаго Сергія Игумена, Радонежскаго Чудотворца 1813-го года ноября 9-го «дня, холодный во имя Святаго Пророка Божія Иліи 1816-го года «сентября 24-го дня, при священнике Михаиле Николаевиче Соловьеве».

Два брата, Михаил и Алексей, одновременно обучались во Владимирской семинарии, а затем Московской духовной академии (1832 – 1836). Алексей завершил обучение со степенью магистра богословия, а Михаил – кандидата. Далее пути их разошлись.
Михаил Михайлович 20 августа 1836 года был определен во Владимирскую духовную семинарию учителем математики и греческого языка. 29 сентября того же года назначен помощником инспектора. Не совсем готов оказался М.М. Соловьев к преподаванию математики, Так, преосвященный Савва вспоминал: «Когда мы перешли в среднее отделение, он только лишь окончил в Московской духовной академии курс со званием кандидата и едва ли достаточно был подготовлен к преподаванию назначенных ему предметов. По крайней мере, на первый раз он не иначе мог разрешать алгебраические и геометрические задачи, как с помощью учебника, да и то не без ошибок. Понятно, что такое преподавание не могло расположить учеников к внимательному слушанию уроков… С большим вниманием и интересом мы слушали уроки по физике; особенно памятны для меня чтения об электричестве, потому что эти чтения подкреплялись опытами. В нашей семинарии в то время был очень жалкий физический кабинет. В нем была однако ж старая испорченная электрическая машина, которую Михаил Михайлович сумел как то исправить и не раз приносил ее к нам в класс. На публичном экзамене 1838 года Михаил Михайлович заинтересовал публику своим предметом. Он начертил на бумаге в довольно большом размере рисунок паровой машины, с обозначением буквами и цифрами составных ее частей, и мы пред публикой объясняли значение и взаимное отношение этих частей».

Вскоре был он вынужден покинуть родную семинарию, ибо вступил в брак с мещанской дочерью, что в то время начальством крайне не одобрялось. К тому же была она не девица, а  имела уже троих детей. Почему Михаил Михайлович решился на такой шаг, сказать сложно, но пришлось расплачиваться за столь решительный поступок всю жизнь.

Пензенский период.

Так, 10 ноября 1838 года был переведен он в Пензенскую семинарию учителем математики, еврейского языка и церковно-библейской истории. С введением нового учебного устава в 1840 году на Михаила Михайловича было возложено преподавание математических наук, сельского хозяйства и еврейского языка. 25 мая 1843 года назначен помощником инспектора. 21 февраля 1844 года – смотрителем Краснослободских духовных училищ. Об этом непростом периоде его жизни довольно подробно рассказал священник-краевед И.Н. Беляев. Оказалось, что «когда зданія училищныя были совершенно готовы,  Пензенское Семинарское Правленіе озаботилось составомъ учащихъ и учащихся. Одинъ изъ наставниковъ  семинаріи, кандидатъ М. М. Соловьевъ назначенъ  былъ исправляющимъ должность смотрителя училища; одинъ изъ учителей Пензенскаго училища Н. II. Аракчеевскій—инспекторомъ; двое изъ учителей того же училища П. Ф. Богоявленскій и И. Н. Бобровъ—  учителями просто. Это для у;зднаго училища. Въ приходское училище назначены были: кончившій курсъ семинаріи (въ 3 разр.) Я. П. Лебедевскій и священникъ Краснослободской Успенской церкви К. И. Тихоміровъ (посл;дній впрочемъ временно). И чуть далее он пишет: «Марта 1-го дня 1844 года Соловьевъ получилъ  отъ Пензенскаго Семинарскаго Правленія предписаніе, по которому онъ долженъ былъ немедленно отправиться въ Краснослободскъ въ качеств; исправляющаго должность смотрителя училища. Ему вручили  опись училищнымъ зданіямъ, выдали прогонныхъ  5 р. 47 к. да тысячи дв; съ половиной на уплату  изъ этой суммы за разныя хозяйственныя вещи, заготовленныя для училища и на содержаніе 60-ти  бурсаковъ.
5 Марта онъ прибылъ на место службы. Это было въ понедельникъ на четвертой недели великаго поста. Вторникъ, среда и т. д. даже до следующаго вторника прошли въ разныхъ хозяйственныхъ хлопотахъ. 13 и 14 Марта онъ принималъ отъ Строительнаго Комитета зданія училища».

Хлопоты по устройству училища вышли большие. Однако М.М. Соловьев сделал все как нужно, угодил всем – и благодетелям Краснослободска, и епархиальному начальству, а главное – ученикам.

Спустя месяц после открытия училища „за свою благоразумную распорядительность" получил он от Преосвященного  благословение, а от Семинарского правления благодарность.

О службе М.М. Соловьева в Краснослободске удалось узнать из очерка Н.М. Соколова. Так в 1893 году он писал: «Здесь он преподавал в высшем отделеніи уезднаго училища катихизис, свящ. исторію, латинскій язык и арифметику. В феврале 1850 г. смотритель входил с прошеніем в семинарское Правленіе об увольненіи его из духовнаго званія вследствіе геморроидальных припадков и был уволен из онаго с оставленіемъ в настоящей должности. Жалованье получал: по должности смотрителя 150 р. 15 к. серебр., по должности учителя 150 р. 15 к. и класснаго оклада, как кандидат, 71 р. 50 к.». Большая семья жила в квартире, размещавшейся в главном корпусе училища.

Относился Соловьев к своим обязанностям внимательно и серьезно. Под его непосредственным наблюдением находилась учебная часть. Ежемесячно просматривал он списки учеников с обозначением их успехов и поведения. Разрядные списки по успеваемости составлял лично. Знал всех учеников и их отцов. Если видел, что ученик не готовится к занятиям, смотритель писал: „высечь путным образом и внушить, что если не исправится на публичном испытаніи будет остыжен”. Это считалось большим стыдом, ибо на публичные испытания по особым билетам приглашалось обычно много почетных лиц города, который был невелик. Так, в 1852 году присутствовали 23 человека. Среди них были всеми уважаемые персоны: игумен Нифонт, протоиереи О. И. Меликов, И. В. Дубровский, все священники   Краснослободска, В. И. Свинцов, Т. И. Зикин, А. Л. Ненюков.

Возникали сложности и при общении  с педагогическим составом, который весьма часто менялся в основном из-за низкого жалованья. “Так мы видели, что Соловьев доносил Правленію на учителя Лебедевскаго, указывая на его „неточность в исполненіи своихъ обязанностей по классу и исправленію письмоводства"; доносил на учителей Толузакова и Богородицкаго за их „неисправность как по должности, так и по поведенію. Вместе с тем в „классических журналах нередко встречаются замечанія смотрителя Соловьева об опуіценіях учителей и даются советы как исправлять ленивых и небрежных учеников”, - писал Соколов, досконально изучивший архивные сведения по училищу. 

Возвращение.

Заглянем вновь в Формулярный список:
22 декабря 1859 года Михаил Михайлович из Краснослободска перешел вторично во Владимирскую духовную семинарию на класс всеобщей истории и соединенных с нею предметов.
30 сентября 1861 года вместо класса всеобщей истории было ему поручено преподавание одной русской истории в среднем отделении, о богослужебных книгах и латинского языка во втором и третьем низшем отделениях.
12 октября 1862 года по прошению уволен от службы, пребывая в чине надворного советника.
Отошел он в мир иной 14 декабря 1871 года.

Замкнувшийся круг. Архиепископ Агафангел.

Вспомним, что Г.Я. Покровский и М.И Масловский поступили в Казанскую духовную академию при ректорстве Агафангела. Однако 31 марта 1857 года был он хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии.
Прибывший в Краснослободское ДУ Покровский, сменил на этом посту М.М. Соловьева, который оказался родным братом (по некоторым сведениям близнецом) Агафангела. Из детей брата 2 сыновей и 3 дочери архиепископ Агафангел взял с собой в Житомир, где служил с 1866 года. Известно, что, сын Николай Михайлович Соловьев, после окончания университета был врачом, потомственный дворянин; дочь Агния Михайловна Соловьёва стала женой  Василия Ивановича Малиновского, который  в 1883 году служил инспектором училищ в Волынской губернии; сын  Иван Михайлович  Соловьёв, записан потомственным дворянином, до 1883 года  – учитель Самарского духовного училища.

Возможно, что именно младший из братьев Соловьвых писал:

«Въ 1864 году Преосвященнымъ Агафангеломъ, Епископомъ Вятскимъ пожертвованы въ церковь Ильинскую следующія драгоценности: 1) Архіерейская панагія съ изображеніемъ Господа Саваофа, сотворившаго Еву изъ ребра Адамова; украшенная брилліантами съ сребропозлащенной цепочкой. 2) Архимандричій серебряный наперсный крестъ украшенный стразами съ сребропозлащеішой цепочкой. 3)Орденъ св. Анны І й степени съ лентой. 4) Магистерскій крестъ. 5)Сердоликовые четки,—въ футлярахъ. Кром; сего Преосвященному Агафангелу благоугодно было пожертвовать въ Ильинскую церковь, на свою родину, Архіерейское облаченіе, которое Ему Всемилостивейше пожаловано было въ Бозе почившимъ Государемъ Императоромъ Александромъ Николаевичемъ въ день его хиротоніи въ Епископа Ревельскаго, Викарія С.-Петербургскаго 1857-го года марта 31-го дня; именно: а) Архіерейскую мантію; б) саккосъ; в) большой омофоръ; г)малый омофоръ; д) палицу; е) епитрахиль, изъ золотой парчи; ж) подризникъ; з) поручи, поясъ и сулокъ къ посоху—все сіе на белой тафт; и бархатную подушку съ золотыми кистями…Отъ Преосвященнаго же Агафангела (въ 1870—1871 годахъ), когда онъ былъ на Волынской кафедре въ сане Архіепископа, пожаловано въ церковь Ильинскую довольное число служебныхъ книгъ; изъ нихъ замечательнейшія по ценности: бархатное напрестольное Евангеліе, церковный уставъ, общая минея и апостолъ, въ отличныхъ золотыхъ переплетахъ. Изъ поучительныхъ книгъ подарены имъ: Слова и Бес;ды, Толкованія на книги: Іисуса сына Сирахова, Іова и на посланіе къ Галатамъ; книга о томъ, что Іисусъ Христосъ есть истинная Премудрость, о которой Соломонъ пророчествовалъ.—Книги сіи собственнаго сочиненія Его Высокопреосвященства».
Скончался архиепископ Агафангел 8 марта 1876 года, пережив всего на 5 лет старшего брата – Михаила Михайловича. Местом его последнего упокоения оказался житомирский Преображенский собор.

Такой след оставили братья Соловьевы в светской и духовной истории. Каждый, по-своему, был интересной личностью.
 
Примечание.

Своими архивными данными о Михаиле Михайловиче Соловьеве не располагаю, поэтому повествование основано на работах иных авторов, обнаруженных в открытом доступе. Использовались следующие источники:

1. История духовных и светских учебных заведений Ополья. Сайт: 2. А. Шустов Никольские, Лавровы, Соловьёвы, Лебедевы. Сайт: https://forum.svrt.ru/topic/3571----
3. А. Троицкий. Пензенская Духовная Семинария. За истекший столетний период ее существования (1800-1900гг.). Историческая записка. Пенза Типография Губерн. Правления. 1901, стр.91.
4. Агафангел (Соловьев), архиепископ Волынский и Житомирский. Сайт: https://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solovev/
5. Беляев И.Н. Краснослободское Духовное Училище. Исторический очерк (1844-1852). // Пензенские епархиальные ведомости (ПЕВ).  1875. №19, 20, 23.
6. Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда погоста Ильинского-Телешова // Историко-статистическое описание Владимирской Епархии. Владимирские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1881 №10, 15, 21.
7. Соколов Н.М. Пятидесятилетие Краснослободского духовного училища (1844 – 1894. (Историческіе очерки). // Пензенские Епархиальные ведомости. Часть неоф. ПЕВ. 1893. №15. С 586 – 610.


Рецензии
Пребываю в восхищении от Ваших разысканий, дорогая Галина!!!
Спасибо огромное!!!

Игорь Тычинин   25.12.2022 14:06     Заявить о нарушении
Благодарю, Игорь! Такими изысканиями заполнено все мое свободное время.

Галина Магницкая   25.12.2022 17:17   Заявить о нарушении