Тотальная инсталляция

Выставка «Всеобщий язык», развернутая в ГМИИ им. Пушкина, посвящена языкам человечества в перспективе Всеобщей истории, а точнее – многообразию письменностей.
 Главной является экспозиция, занимающая   Белый зал. На стенде, помещенном в его центре, собраны образцы письменности десятков народов Мира, выполненные на самых разных носителях – камне, дереве, пергаменте, папирусе, бересте, бумаге. Эта витрина визуально представляет языковое многообразие мира, и дает понять, сколь большое значение люди всегда придавали письменности.
Остальное пространство зала занято живописными и скульптурными портретами людей разных стран и эпох, дополняющих языковое многообразие разнообразием техник и приемов изобразительного искусства. Экспозиция составлена так, чтобы была достигнута высокая концентрация экспонатов, отражающая высокую плотность культурного поля, и тесное взаимное переплетение разнообразных культур.
Потрясенный увиденным, я вышел из Белого зала, и тут обнаружилось, что выставка данной экспозицией не ограничивается; еще несколько залов отведены: - священным книгам разных религий, иллюстрациям к легенде о строительстве и разрушении Вавилонской башни, материалам о дипломатии, как способе установления связи между народами, и путешествиям, как способу познания культурного разнообразия человечества.
Для меня стала неожиданной уместность экспонирования в художественном музее исторических документов, обладающих, как оказалось, своеобразной зрелищностью.
И я пришел к мнению, что выставка «Всеобщий язык» – это новое слово в «выставочном искусстве», которое здесь достигло выразительности, ранее невиданной, и этот эффект получен за счет использования в экспозиции  открытия Современного Искусства – «Тотальной инсталляции». Ее дальнейшее применение, бесспорно, приведет художественные музеи к новому, небывалому расцвету!
                Декабрь 2022г.


Рецензии