Диптих о Царе Смерти
Прочь виноватый свой взгляд неизменно собака отводит,
если хозяин ее вздумал в крепких словах отчитать.
Также ребенок стоит с головой, пусть притворно, понурой,
перед суровым отцом, в пол слезливые вперив глаза,
если желает отец в справедливом и ласковом гневе –
право имеет ведь он – преподать сыну важный урок.
Ну и когда строгий шеф подчиненного критикой колкой
станет в бюро донимать, будет тот ему молча кивать,
изредка глядя в глаза, да и то, так сказать, для приличья,
разве давая понять, что согласен он с критикой той.
Больше всего же царям, а точнее, восточным тиранам,
было опасно смотреть в их кошачьи с улыбкой глаза :
часто жестокая казнь царедворцу за это грозила,
и не спасала его даже преданнейшая любовь.
Впрочем, бывает и так, что мужчина и женщина смотрят
долго друг другу в глаза. Но отводит, как правило, взгляд
первым мужчина. Ведь он наслаждения в женщине ищет
прежде всего. Лишь потом в ней он видит любовь и семью.
Наоборот у нее : она ценит в обратном порядке
все, что назвали мы здесь. Ее совесть пред богом чиста.
Выше стремленья ее. И в особом, возвышенном смысле
взглядом диктует она над мужчиной свою правоту.
Также и то не забыть : перед мастерским стоя портретом,
чей в нас внимательный взгляд пронизает до мозга костей,
долго не можем его мы выдерживать. По той причине,
что нам понять бытие, в коем жив на холсте человек,
неизмеримо сложней, чем, к примеру, действительность духов :
все, что и есть и не есть, недоступно людскому уму.
Вот только странно : Тому, от Которого много зависит,
самое главное : жизнь, посмотреть мы не можем в глаза.
Смотрим мы вместо Него на свои же о Нем представленья.
И как в кривых зеркалах, искаженны они и страшны.
Скрытый таится здесь смысл : кто способен бесстрашной улыбкой –
изредка, пусть только раз – сквозь естественный ужас и страх
поступь отметить царя, тот надеяться, думаю, вправе,
на благодарность его. Это случай как раз тот и есть –
можно о нем лишь мечтать – когда сторицей вам воздается.
Людям на Смерти Царя надлежит как на бога смотреть.
2. Малыш и Взрослый
Не правда ли, с кем в жизни не случалось :
средь будней, по делам своим спеша,
но также в воскресенье, на прогулке
иль просто утром мусор вынося,
а то и с одинокого балкона
мир машинально взглядом искромсав
который раз в попытке безуспешной
дыру найти в нем, чтобы, к ней припав,
как к женщине в предчувствии оргазма,
в блаженстве любопытном проскользнуть
одним глазком в иное измеренье?
Короче говоря, в конце концов
и непонятно, по каким законам,
возможности как будто исчерпав,
соединить земное с запредельным –
хоть и оно совсем не нужно вам –
ваш взгляд, точно притянутый магнитом,
на плачущем застынет Малыше.
Пусть это лучше будет на прогулке –
последняя там ясность внесена
в сюжет, который требует пространства :
его погубят мусор и балкон!
Итак, Малыш – пусть будет с большой буквы –
в притворных, как замечено, в слезах.
И нет для них оправданной причины.
Его слегка издерганная мать,
испробовав привычные все средства :
от сладостей до приторных угроз,
устав, демонстративно отвернулась :
газету, может, с шумом развернув,
а может, сигареткой затянувшись.
За нею искоса следит Малыш.
И, тактику ту в корне пресекая –
она ему знакома наизусть –
он плач свой поднимает на октаву,
Но мать его как памятник стоит :
изящный профиль с тонкой сигаретой.
Они в любовной замерли борьбе.
И, если б их запечатлеть в скульптуре,
и выставить ансамбль на тротуар,
как будто это происходит в жизни,
любой прохожий, мимо них идя,
в улыбке изошелся бы умильной.
В тот самый краткий, но великий миг
вы мимо них проходите спокойно.
Конечно, отвернувшаяся мать
явленье ваше даже не заметит,
поскольку – и не грех о том сказать –
она еще в том возрасте гуляет,
когда в ней вечно женского состав
над вечно материнским торжествует.
А вы – и это тоже не секрет –
не тот, в кого б она могла влюбиться.
И, мимоходом это осознав,
вдвойне вы посвящаете вниманье
смотрящему сквозь слезы Малышу
на вас как существо иного мира.
А почему? Во-первых, вы чужой.
А это инстинктивно уваженье
внушает детям даже в наши дни.
К тому же взгляд ваш странно дружелюбный
и вместе пристальный. Ведь вы чудак.
А этого Малыш вместить не может.
И потому, как вкопанный застыв,
закрывшись ширмой материнской юбки,
недоуменно и исподтишка
он с робким и польщенным удивленьем
на вас, как на волшебника глядит,
волшебный ожидая от вас номер.
В его глазах уж высохла слеза :
как капелька дождя под ярким солнцем.
Забыл теперь он начисто про мать.
И теплота доверчивой улыбки
вас тоже начинает пронимать.
А если вы и внутренне созрели,
то есть у вас в сей судьбоносный миг
великий шанс одним душевным махом
постичь искомую загадку бытия.
Пусть не во всем. Зато хотя бы в главном.
О жизни и о смерти речь идет.
Точнее, об их тайном средостеньи.
А кроме этого что еще знать
вам нужно? Все ведь прочие предметы
не больше, чем естественный предмет
естественного к миру любопытства.
Но идем дальше : видите вдруг вы,
что просквозил божественный оттенок
в типичной той улыбке Малыша.
Так точно улыбаются святые,
когда их час последний настает,
и вместо ожидаемого страха
при виде приближенья Существа,
что обратило роковой свой взор
на них – и уже скрыться невозможно,
и жизнь земная кончена для них –
они вдруг с подкупающим доверьем
встречают тот непостижимый взгляд,
что, наподобие Медузы древней,
иных способен в камень обратить.
Тех взглядов непредвиденная встреча
поистине как царская печать,
скрепленная самой царицей-Смертью.
В ней для людей содержится залог
в родительское лоно возвращенья
после тяжелых и земных трудов.
И может быть, нет ничего важнее
для взрослых и сознательных людей,
чем научиться этой искренней улыбке,
пока еще часы не сочтены.
И множество иных и славных мыслей
у вас еще возникнет в тот момент.
И вы б хотели их теперь продумать :
вас не на шутку вдохновил Малыш.
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» –
могли б вы вместе с Фаустом сказать.
Но мать его, покончив с сигаретой,
и странно в вашу сторону взглянув,
берет ребенка за руку. Прощайте,
о, непонятный взрослый господин!
и слишком высоко не заноситесь
в лукавых ваших мыслях. Этот мир –
разве не видите? – гораздо проще,
а впрочем... И Малыш исчез в толпе.
А вы, под впечатленьем этой сценки
еще глядите долго ему вслед :
как пушкинский на пире Председатель
в задумчивость глубокую войдя,
как выйти из нее уже не зная
и не желая, если честно, знать.
Пока какой-нибудь в толпе прохожий
нечаянно вас больно не толкнет,
ко всему прочему не извинившись :
единственно логический финал,
если смотреть на дело объективно,
немой беседы вашей с Малышом.
Когда ж и это сами вы поймете,
все встанет точно на свои места.
Свидетельство о публикации №222122500953