В. Н. Пучков. Былинки. I. Из детства и юности. 1

I.ИЗ ДЕТСТВА  И ЮНОСТИ               
   
1. Аллочка** 

          Лето 1943 года. Где-то западнее, но не так чтобы и далеко от нас, на территории нашей страны грохочут танковые армады, льется кровь. Идет Великая война, конца которой не видать. Но от Тулы врага уже отогнали, и мы с мамой, бабушками и дедушкой вернулись из эвакуации в родной город, в наш большой дом на южной окраине, по адресу ул. Коммунаров 90, кв.34 (теперь ; пр. Ленина, 60). Назывался он тогда Дом специалистов, именно в нём перед войной дедушка, заведующий химлабораторией Тульской нефтебазы и глава большого семейства, получил 4-комнатную квартиру.

          На противоположной стороне улицы ; высокая кирпичная башня водокачки, которой давно уже нет и в помине, стадион с велотреком и тюрьма. Налево по улице - многоэтажные дома вперемешку с частным сектором. Через один дом слева – частично разрушенное 4-этажное жилое здание, в крыло которого попала бомба; направо бараки, окраинные пустыри с бурьянами выше нашего роста. Трудно осознать, что всего лишь в полутора километрах от нашего дома проходила линия фронта, на которой зимой 1941 года было остановлено наступление немцев.
Жара, сушь, пыль. Мы сидим на лавочке под окнами своей квартиры на первом этаже и скучаем. Мы – это я пятилетний и мой брат Володя, которому уже два года с хвостиком. Лениво наблюдаем за тем, что происходит на улице. А там ничего не происходит. Вдруг краем глаза замечаю, что справа по дороге приближается тяжело груженый скрипучий воз, который медленно тянет пара серых большерогих зверей, похожих на коров, но точно не коровы. Впереди и немного сбоку, идет невысокая с непокрытой головой женщина, дочерна загорелая, босая, с прутиком в руке. Чуть поодаль – босоногий мальчик, примерно моего возраста, и девочка, немного старше меняю На возу сидит страшного вида старуха.

           Но что ж это такое: экипаж явно правит в нашу сторону… Вдруг за спиной хлопает дверь подъезда, мы слышим мамин крик: ; Аллочка!!!    Она пролетает мимо нас, и к нашему негодованию или смущению обнимает и целует остановившуюся женщину, а та называет маму Галочкой!

          Так к нам прибыло пополнение из четырех человек, – нашей тети Аллы и её детей, Валерия и Янны, а также Аллочкиной свекрови, которая очень болела и вскоре умерла; она мне помнится на кровати лицом к стене дрожащая от лихорадки.

          Чудесное явление пред нами Аллочки требует пояснений. До войны они с мужем, Федором Васильевичем Кулицким, жили на Украине, в г. Решетиловка Полтавской области, он работал главным агрономом МТС, она – учителем биологии в школе. Там у них родились дети, Янна и Валерий. Смутно помню, что Федор Васильевич однажды до войны навестил нас в Туле и я сидел у него на коленях. После начала войны вся их семья, вероятно, вместе с МТС, была эвакуирована в район Сталинграда (быть может, в Калмыкию). Вскоре Ф.В. был мобилизован и направлен на учебу в Астраханское пехотное училище, а с июля 1942 года находился в действующей армии. С 24.11.1942, в разгар Сталинградской битвы он официально считался пропавшим без вести. Что это значило для семьи, хорошо известно: ни пенсии, ни пособий от государства не полагалось, а если и были они в каких-то случаях, то очень незначительные, но даже и этой малости Аллочка не получила.

          Мне удалось найти в Интернете только один документ, долго бывший под грифом секретно, касающийся судьбы Ф.В., адресованный из Штаба дивизии № 246 СД Начальнику Управления по учету погибших и пропавших без вести. С трудом, в силу искажений при сканировании, удалось разобрать следующее:
 
          «Сообщаю, что опросом старых военнослужащих дивизии установлено, что Кулицкий Федор Васильевич 24 ноября 1942 года пропал без вести в районе  ЯШКУЛЬ (Калм. АССР) во время сильной танковой контратаки немцев. Списка по форме 2/... П не имеется,так как социографических данных на красноармейца КУЛИЦКОГО Ф.В. не осталось в силу того, что все документы по учету личного состава до 31.01.43 г сожжены на поле боя в районе Хемечка Ростовской области в виду того, что сложилась неблагоприятная военная обстановка.             Начальник штаба 246 стрелковой Одесской краснознаменной дивизии полковник (подпись неразб.)».

          После поражения фашистов под Сталинградом и их отступления, Аллочка оставшись одна с двумя детьми на руках и со свекровью, страдавшей от жестоких приступов малярии, скорее всего приобретенной в Поволжье, задумалась о том, чтобы воссоединиться с Семьёй в Туле. Но где, спрашивается, Сталинград, а где Тула? Однако для русских женщин нет препятствий, тем более что и мир не без добрых людей.

          Помог Аллочке Директор МТС, давший подводу и двух лошадей, и она двинулась в путь. Скоро стало ясно, что управляться с лошадьми ей, горожанке, сложно. Хорошо, что в пути ей предложили обменять лошадей на волов. Эти неприхотливые, медлительные, более легко управляемые животные, хорошо понимавшие команды цоб ; налево, цобе – направо, довезли-таки семью и скарб до нашего дома. Одиссея благополучно завершилась у нашего порога.

          Дальше последовали поиски работы, завершившиеся тем, что Аллочке предложили должность учителя биолога в восстановленной  Яснополянской школе им. Л.Н.Толстого – где она и проработала до пенсии. С жильем было трудно, и ей поначалу предложили омшаник- двухкомнатную землянку с печкой, где должны были зимовать пчелы. Но какие там пчелы в районе, только что освобожденном от немцев! Аллочка с детьми поселилась на съемной квартире в деревне, рядом со школой, а нам с бабушкой досталась эта землянка, первое время служившая нам дачей.          
               


Рецензии