Баллада о непревзойденной радости

                Баллада  о непревзойденной  радости
                в  двух  вариантах



                Вариант  первый  и прозаический
 

                1.


     Существует ли непревзойденная, то есть вполне свободная от своей противоположности радость? вот вопрос, достойный философии : еще никому не удалось дать на него последний и окончательный ответ, –
     так возблагодарите же господа, что вам, одному только вам, впервые, быть может, за всю земную историю, без каких-либо заслуг с вашей стороны и непонятно с какой тайной целью, выпало на долю на собственном опыте ответить на него с той исчерпывающей полнотой, которая вызывает обычно у людей в таких случаях тихую, немного грустную, в меру торжествующую и обязательно направленную вовнутрь самого себя улыбку, –
     и улыбка эта, если перевести ее на язык слов, всегда говорит одно и то же : «Ну разумеется, я так и думал, и могло ли быть иначе?».


                2.
 

     Так как же удалось вам, простейшему из простых смертных, совершить столь основополагающее психологическое открытие? очень просто : поначалу вы шли теми же путями, что и большинство исследователей до вас, то есть вы обратили внимание на то, что жизнь красна тысячью маленьких и больших радостей и что каждый из людей испытал их в той или иной степени, –
     например, радость выздоровления, или радость влюбленности и любви, также радость пребывания вблизи моря или леса, не в последнюю очередь радость от прочтения новой интересной книги, радость знакомства с новым душевно близким человеком, радость открытия – пусть и для себя лично – новой земли в отпуске, и так далее и тому подобное, –
     однако, испытав все возможные и даже невозможные радости, все люди приходят все-таки к давно известному – по меньшей мере после Будды – выводу, что все они не вечны и даже не настолько уж и продолжительны, потому что слишком зависят от множества сопутствующих обстоятельств, то есть достаточно крошечного изменения в объекте, доставляющего радость, или в субъекте, ее испытывающего.


                3.


     И вот последняя очень легко и даже с каким-то садистким удовольствием превращается в свою противопложность, то есть в разочарование, неудовольствие и страдание, да, это так именно так и никак иначе, –   
     например, человек выздоровел, но тут же заболел опять, или влюбился, но любимая женщина только посмеялась над ним, или посреди природы его укусил клещ и он едва спасся от бешенства, вовремя позволив сделать себе укол, или с восторгом начатая прочитываться книга быстро ему вдруг наскучила, или казавшийся ему душевно близким человек стал так часто к нему захаживать, что он уже и не знает, как от него отделаться, тли, наконец, в отпускном отеле засорился унитаз, и хозяин не спешит прислать слесаря, – 
     короче говоря, любой человек в продолжение своей земной жизни приходит к к пониманию того непреложного факта, что любая радость относительна, и на этом его исследование феномена радости заканчивается, однако здесь-то и собака зарыта : никакое великое достижение не падает в руки, как яблоко с дерева, но требует напряжения всех сил человеческих, и в первую очередь надобны мужество и решимость идти до конца, –
     нельзя подняться на вершину Эвереста, если от первого дуновения холода человеку уже не по себе.


                4.

 
     Итак, вы оказались в чем-то похожим на того первопроходца – их теперь, правда, не счесть – который решил во что бы то ни стало подняться на вершину самой высокой в мире горы, и вы продолжаете упорно задумываться о том, существует ли в природе чистая и бескорыстная радость, то есть вполне независимая от каких-либо побочных факторов, –
     и опять ваш скромный жизненный опыт – как, впрочем, и опыт всех людей, к которым вы обратились за советом книжным или житейским путями – сказал вам, что такой радости как будто бы нет и даже не может быть по определению, разве что радость от бытия как такового, –
     да, просто быть – без того чтобы чем-нибудь заниматься, что-нибудь думать, чувствовать или осознавать, к чему-либо стремиться и о чем-либо жалеть – разве это не радость, лишенная своей противоположности? вполне возможно, здесь философская петля закинута так далеко и так широко, что в нее попался весь космос.


                5.
 

     И вот, чтобы ее проверить, вы пробуете хотя бы полчаса ничем не заниматься, ни о чем не думать, ничего не чувствовать, ничего не осознавать, ни к чему не стремиться, ни о чем не жалеть, – 
     и что же, нашли вы в этом чрезвычайно субтильном состоянии искомую абсолютную радость? вам трудно ответить однозначно на этот вопрос, –
     вроде бы что-то похожее вы несомненно испытали, но в то же время и некое столь же субтильное страдание вошло в вас, иначе бы вы не закончили с тайным облегчением попытку оставаться как можно дольше в чистом бытии и не пожелали бы опять и в который раз окунуться в живую жизнь, только на этот раз соприкосновение с чистым бытием не прошло даром, и оно, как светлая фея, случайно встреченная в глухом лесу, дало вам драгоценный совет – в виде счастливого наития – как именно теперь и в данный момент совершить обряд окунания в живую жизнь.


                6.
 

     Был вечер и вы без всякой причины решили поехать вдруг на здешний железнодорожный вокзал, вы там никогда прежде не гуляли, да и с какой стати? на перроне одни приезжающие и отъезжающие, встречающие и провожающие, больше там никого нет, –
     и вот вы затесались среди них, зачем? подождите минутку, мой любезный читатель : сейчас все разъяснится само собой, – 
     как раз с ближайших путей начал отъезжать междугородний поезд, кое-кто из пассажиров высунулись в окна : они машут руками и улыбаются и им тоже в ответ машут руками и улыбаются те, кто пришел их провожать, иные из них даже инстинктивно идут вслед за уходящим поездом.


                7.
 

     Также и вы по инерции пошли за последним вагоном, и надо же – в этот момент вы увидели в окне вагона одного хорошего знакомого, –
     тот сразу узнал вас, взметнул густыми бровями, замахал, точно пропеллерами, обеими руками, и улыбка, что называется, до ушей, улыбка, которую вы в нем никогда прежде не примечали и даже – исходя из психологического склада – не могли на его лице представить, улыбка однозначно добрая и безграничная, –
     да, эта улыбка оказалась настолько заразительной, что и у вас самих появился на лице ее дубликат.


                8.


     И ваш знакомый раскрыл было рот, чтобы сказать что-то очень важное и хорошее : что-то такое, что, судя по улыбке и выражению лица, он никогда еще в своей жизни не говорил, да не успел – локомотив уже унес его на недоступное для услышания любой реплики расстояние, –
     и вы сами в этот момент вдруг ощутили – и конечно же в первый и в последний раз – ту самую искомую чистую и бескорыстную радость, которую вы всю вашу сознательную жизнь не покладая рук искали, и нашли совсем не там, где ожидали найти, потому что – осознаете вы чуть позже – если бы поезд вдруг остановился и оклик вашего приятеля превратился в длительную беседу, ваше общение, конечно, обрело бы достаточно полноценный характер, –
     но не было бы уже той чистой и бескорыстной радости в голосе, во взгляде, да и во всей душе.


                9.

 
     Вот ведь в чем все дело : последняя воистину независима от внешних причин и условий, она остается величиной постоянной даже в том крайнем случае, если вы никогда больше не встретитесь с этим вашим знакомым, стало быть она и есть непревзойденная, –
     то же обстоятельство, что подвешена ее непревзойденность на случайной и эпизодической встрече во время отхода поезда, как на шелковой нитке, –
оно, это обстоятельство ускользнуло от вашего внимания, –
     но ведь так точно обстоит дело с любыми решительно ценностями, которым мы склонны придавать слишком большое значение.



                Вариант  второй  и  стихотворный
               
 

                Радость от встречи людей велика :
                в конусе верхнем с избытком песка.

                Сыплется сверху вниз время-песок :
                быстро проходит общения срок.

                Но хоть и близок прощания час,
                сходную радость таит он для нас.

                Точно от века в песочных часах
                радость с прощаньем лежат на весах.

                Вот уж и нижняя чашка полна,
                глядь! опрокинется скоро она.
               
                Время бесшумно опять будет течь :
                вечности судно дало, видно, течь.

                Чтобы пробоину в нем залатать,
                нужно той встрече прощанием стать.

                Радости обе сольются в одну :
                будет она бесконечной в длину.

                Это и есть Ариаднина нить :
                к радости вечной по ней выходить,

                точно по карте, мы сможем всегда.
                Но наибольшего стоит труда

                в жизни начало найти от клубка.
                Все остальное неважно пока.
               
                Я, например, то начало поймал,
                в ходе прогулки зайдя на вокзал.

                Засуетился ближайший перрон :
                сдвинулся с места последний вагон.

                И вот тогда в запыленном окне
                некто знакомый привиделся мне.

                Жестикулирует страстно рукой,
                льется с лица и улыбка рекой.

                Вот только вспомнить никак я не мог,
                где же по жизни нас свел господь-бог?

                Все же, не зная и сам, почему,
                тоже неистово стал я ему               

                жестом руки слать горячий привет,
                и улыбаться блаженно в ответ :

                точно над нами одними звезда
                вдруг воссияла – и как никогда
 
                радостью странной мы были полны,
                напоминающей детские сны.

                Да, только там, где сольются в одно
                встреча с прощаньем : там выбьется дно

                в конусе нижнем песочных часов.
                И – опрокинется чашка весов.

                Да, только то, что увидит наш глаз
                в первый и вместе последний лишь раз,               

                радость чистейшую может нести. 
                Все это я на обратном пути

                к дому как следует и осознал.
                Вот и балладу о том написал.


Рецензии