Реальная свобода
Если вы думаете, что настоящая СВОБОДА, это когда делаешь, что хочешь и получаешь, что хочешь, то вы сильно заблуждаетесь. Внешние ограничения не могут украсть нашу РЕАЛЬНУЮ свободу. Придуманную – могут!
Как ни странно, люди говорящие, что хотят свободы, на самом деле не знают чего они на самом деле хотят, потому что словом СВОБОДА они прикрывают свои желания, исполнению которых что-то мешает.
Трудно осознать, что любое желание – это уже несвобода, а цепи с кандалами. Синонимом несвободы является привязанность. Неудовлетворённость привязанностью это уже кандалы на цепях.
Каким-же образом сознание попадает на цепь несвободы?
Рассмотрим банальную ситуацию бракосочетания и семьи.
Все люди, относительно друг друга – разные. Но, иногда, в этой разности находится нечто общее, что притягивает людей друг к другу. Это нечто имеет свои источники и параметры, (которые мы не будем затрагивать в данном эссе), и является причиной энергетических связей между людьми. На этой основе возникает дружба. Если прибавить к дружбе половое влечение, то связь усиливается и возникает приятная несвобода, которая в любой момент может превратиться в неприятную несвободу, если разногласия увеличатся. Ещё больше усиливает несвободу появление потомства, о котором необходимо заботится. Такая несвобода может быть, как приятной, так и неприятной. Когда несвобода приятна, она ощущается как счастье, когда неприятна – как несчастье. Но даже счастливая несвобода часто разбавляется неприятными напряжениями связи, особенно тогда, когда мы стремимся дёргать за образовавшуюся связь того, с кем она связана. Это выражается в том, как мы пытаемся манипулировать действиями связанного с нами человека. Эти манипуляции и создают главную несвободу жизни в большей степени для манипулятора и, конечно же, для манипулироемого.
В масштабе государства власть и народ связаны законами. Причём, власть создает законы, а исполнять их должен народ. У народа создаётся впечатление несвободы от власти и это стимулирует тягу самому обрести власть. А, у власти нет свободы от связи с народом, от которой зависит жизнь и благополучие власти.
Причина заключается в том, что желания одних и других постоянно борются между собой и ищут тот баланс, при котором уменьшаются желания обоих перетягивать канат связи на себя.
Если чьи то желания оказываются более алчны и агресивны по отношению к опоненту, то несвобода и страдания усиливаются.
Почему Будда достиг свободы от страдания?
Да по-тому что он оборвал связь с желанием власти, комфорта, блаженства и его ум стал просто течь, не задерживая себя цеплянием за что-либо. НО, такая свобода возможна только при предварительном воспитании высокой нравственности, искоренившей дурную карму действия. Будда имел очень большие накопления Благой Кармы и на момент начала практик, уже избавился от дурной Кармы.
Безнравственному существу невозможны достижения СВОБОДЫ, потому что проявления страсти, злости и самодовольства как раз и куют цепи несвободы.
Многие знают историю о том, что молодой Сидхартха, ещё не будучи Буддой, покинул свою семью с маленьким сыном и многие годы, пока искал Истину, не принимал участия в воспитании сына, однако, достигнув цели просветления, он смог дать сыну гораздо больше, чем дал бы ему оставаясь во дворце.
Его супруга и ребёнок, оставаясь во дворце с его родителями ни в чём не нуждались и обретали доступное для них образование. А Будде своими действиями удалось это образование обогатить и расширить до полного освобождения.
Сегодня мы имеем уже готовое, проверенное временем и опытами его последователей, учение Будды об освобождении от страдания и нет нужды копировать его болезненные шаги, принесшие большие страдания.
Тут возникает вопрос: Что же делать с образовавшимися связями, дружественными или семейными?
НЕСВОБОДА В ЭТИХ СВЯЗЯХ – ИЛЛЮЗОРНА И ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГРАНИЦАМИ ТЕХ ЖЕ ТРЁХ ПЯТЕН СОЗНАНИЯ :СТРАСТЬЮ, ЗЛОСТЬЮ И САМОДОВОЛЬСТВОМ. Поэтому избавляться следует не от семьи и друзей, а от возникновения этих пятен в собственном сознании.
Связь с детьми некоторые так-же ощущают как несвободу. Само их появление несомненно связывает. Дети являются нашим кармическим долгом, а долг это всегда – несвобода до тех пор, пока не окажется выплачен сполна. Детей следует поддерживать и воспитывать, терпеливо отрабатывая свой долг. При этом воспитание должно включать в себя приёмы избавления от страсти, злости и самодовольства.
Если ваш друг или супруг не способен поступать подобным образом, то связь с вами порвётся сама собой, что принесёт только облегчение. Если от обрыва связи ощущаются Страсть, Злость , или Самодовольство, то вы пока ещё и сами не смогли от них освободиться.
Пусть воссияет мудрость!
Свидетельство о публикации №222122601092
В "несвободе" нет ничего плохого (хотя нам так не кажется и мы страдаем) поскольку
она есть способ актуализации бытия, то есть перехода вероятностного состояния в проявленное.
При этом наше свободное бытие в вероятности никуда не исчезает, а просто перестаёт осознаваться.
Юрий Тамистов 02.09.2023 23:43 Заявить о нарушении
"Свобода – это отсутствие дуальности между "Я" и "Не Я"" -- как бы вы пояснили это для тех, кому чуждо понятие "дуальности между Я и Не Я"? И что означает:Я и Не Я? Когда мы рассказываем людям о свободе, нам стоит пользоваться более понятными терминами.
Я была у вас на страничке и пометила вас в избранные авторы, так как темы , которые вы затрагиваете близки мне.
Благодарю за визит. С уважением.
Марина Тигра 03.09.2023 13:04 Заявить о нарушении
Марина, в понимании буддизма многое зависит, как мы обозначаем первую благородную истину – дуккха – или жизнь есть страдание, или в жизни есть страдание. Если первое, то надо освободиться от жизни; если второе, то от страдания в жизни и тогда страдание вообще передвигается в психологическую, эмоциональную, умственную сферу и его можно назвать состоянием хронической неудовлетворённости (отсутствием смирения) и неведением о сукхе – счастью не подчинённого внешнему, состоянию ясного, просветлённого ума.
Юрий Тамистов 03.09.2023 15:33 Заявить о нарушении
А вы можете привести хоть один пример отсутствия дуальности между объектом и субъектом? Если есть объект и есть субъект, то есть и дуальность.
Марина Тигра 03.09.2023 16:23 Заявить о нарушении
Я думаю,что не стоит делить на первое и второе.Пока тело живо, следует реализовывать второе, тогда и первое реализуется само собой.
Марина Тигра 03.09.2023 17:16 Заявить о нарушении
Отвечу на ваш вопрос о примере недвойственности в традиции Махаяны: так как сансарические субъект и объект не имеют независимого существования и происходят из единого источника – Пустоты, то они и не имеют объективных различий друг с другом.
Имеющее в своём основании пустоту – есть пустота. Это же позволяет утверждать и тождество сансары и нирваны.
Юрий Тамистов 03.09.2023 18:51 Заявить о нарушении
Очищение ума от трёх пятен сознания позволяет практикующему Путь не падать в низшие сферы сознания, которые могут стать для них более "реальными", чем высшая и свободная РЕАЛЬНОСТЬ, не зависимо от того, что Природа Будды никуда не пропадает.
Марина Тигра 03.09.2023 22:03 Заявить о нарушении
Хинаяна говорит, что путь человека к нирване долгий, лежит через множество перерождений;
Махаяна же утверждает – нирваны можно достичь в течении одной жизни.
А вы, Марина, какое направление буддизма предпочитаете?
Юрий Тамистов 04.09.2023 13:34 Заявить о нарушении
Марина Тигра 05.09.2023 12:25 Заявить о нарушении
Юрий Тамистов 05.09.2023 21:11 Заявить о нарушении
Мулапарийяя Сутта, Корень всех вещей, Мадджхима Никая 1
Проповедь Будды
В беседе с учениками Будда утверждает, что необученный человек, продвинутый ученик, архат и Татхагата воспринимают явления по-разному.
Они воспринимают различным образом элементы формы (землю, воду, огонь и воздух), телесных существ, богов, Праджапати, Брахму, богов Сияния, Прекрасных богов, богов Совершенного Плода, Управляющих богов, бесконечное пространство, бесконечное сознание, пустоту, недвойственность, деятельность чувств и разума, единство и разделённость, совокупность всех явлений и ниббану.
Миры, перечисленные Буддой
Вначале Будда перечисляет уровни камалоки (мира желаний). Среди них упомянуты мир тел, состоящих из четырёх великих элементов (земли, воды, огоня и воздуха), небеса богов желаний, мир Праджапати (первопредка, из тела которого произошли все существа человеческого, животного, растительного и минерального миров) и мир Брахм – Творцов явлений.
Затем, Будда упоминает уровни Чистых Земель сферы Рупа, в которых пребывают сияющие, прекрасные, совершенные и управляющие боги.
Затем, Будда упоминает четыре бесформенных сосредоточения: созерцание бесконечных пространства и сознания, пустоты и недвойственности.
После этого описаны деятельность разума и чувств, её исследование и прекращение в сфере Арупа (без форм).
Различие восприятий
Будда говорит: необученный человек воспринимает явления, как имеющие сущность, он очарован ими, стремится к обладанию ими. Напротив, продвинутый ученик, архат и Татхагата не очарованы явлениями и не стремятся к обладанию, они видят бессущностность всех миров и явлений.
В свою очередь, восприятия продвинутого ученика, архата и Татхагаты также отличаются друг от друга.
Продвинутый ученик знает, что должен постичь бессамостность явлений, и сосредоточен на бесстрастном восприятии, не развивающем привязанность и отвращение (такое отношение к восприятиям характеризует развитие зеркалоподобной мудрости).
Архат (совершенный ученик, достигший цели) воспринимает явления, уже достигнув бесстрастного состояния. Архат достиг осознания и прекращения причин запутанности: похоти, ненависти и заблуждения. Поэтому Архат без усилий постигает качества вещей, не искажая их.
Татхагаты знают причины возникновения становления, пребывания и разрушения всех явлений. Татхагаты постигли истину о том, что любой вид существования и несуществования, или же недвойственного состояния (ни существования, ни не существования) является страданием (именно восприятие Татхагат определило название данной сутты: «корень всех вещей» – ведь этим корнем является страдание).
Татахагаты разрушили зависимость ума от какого-либо вида восприятия и завершили накопление истинного знания. Поэтому Татхагаты воспринимают все явления без неведения. Благодаря этому Они достигают полного Пробуждения и прекращения страданий.
Реакция учеников
Сутта заканчивается словами: «Но, услышав слова Блаженного, ученики не возрадовались».
Напрашивающимся толкованием этих слов является то, что изложенное Учение оказалось трудным для присутствующих учеников. Другое толкование – ученики, практикуя изложенное Учение, захвачены идеей бесстрастности, и не развивают восхищение. Однако важнее то, что сама констатация факта отсутствия эмоциональной реакции учеников является бесстрастным утверждением Ананды, со слов которого записана сутта.
Марина Тигра 05.09.2023 22:33 Заявить о нарушении
- Если сансара диалектическая противоположность нирване, то нет сансары и нет нирваны?
- От чего всё таки освобождение? От желаний вообще или от привязанности к ним?
Желание достичь нирваны это привязанность?
- Если личность не самосуща, а временный конструкт, то страдание есть, но нет страдающего?
- Если одна личность формируется исключительно в рамках одной жизни, то разве можно говорить: в прошлых существованиях я был (была) Ваней, Маней и т. д.?
- Если у достигших полного освобождения индивидуальность распадается полностью, то нирвана, наверное, есть но входить в неё уже некому.
По поводу обеспокоенности учеников неясности личностных перспектив и самой нирваны
Светлейший отвечал, что для достигшего нирваны наш язык не может высказаться о нём, как о существующем или несуществующем. Поэтому и невозможно дать развёрнутого
определения нирваны, хотя она и очевидный факт, но постижима лишь для достигших её.
В общем, заскочить сходу, одним махом на вершину Эвереста не получается. Упорная практика длинною в жизнь - критерий истинности всякого учения.
Юрий Тамистов 06.09.2023 12:50 Заявить о нарушении
Сансара – это мир повторных рождений, вызываемых желанием. А Нирвана -- это отсутствие сансары. Что такое РОЖДЕНИЕ?(с точки зрения Нирваны) -- это цепляние за образы иллюзии ума. Очень наглядно это можно почувствовать при просмотре остросюжетного фильма.Если мы злимся, плачем и смеёмся вместе с героями фильма -- мы в сансаре, нас зацепило, на время просмотра мы превращаемся в симпатичных нам героев и живём их жизнью. При нирваническом просмотре, мы смотрим фильм, видим: злых, добрых, слабых и сильных героев, они нам не безразличны, но мы не захвачены их эмоциями и не испытываем вместе с ними: страх, ярость, радость,и т. д..Мы не страдаем вместе с ними. Отождествления себя с телом(рождением) -- есть страдание за это тело -- Сансара. Разотождествление с телом воспринимает тело как куклу ветров, или среду, через которую мы временно проходим. Когда закончится эта среда и начнётся новая -- неважно, мы это примем как должное, подобно тому, как мы принимаем вход в водоём и выход из него. Если нам страшно войти в воду, это значит, что мы зацепились за воздушную среду -- Это сансара. По сути я описываю концепцию Пустоты. Но Пустота всегда в совокуплении с Мудростью, об этом рассказывают танки совокупляющихся божеств буддизма. Мудрость олицетворяют Женские божества -- накопители благой Кармы. Они не позволяют УМУ безрассудно шататься по различным средам обитания и прокладывают для него благую дорогу в небесные сферы с меньшим страданием. Благое ЖЕЛАНИЕ и устремление к нему -- это Бодхичита, ведущая к Нирване.Так что, и у ЖЕЛАНИЯ есть две стороны медали.
Марина Тигра 07.09.2023 14:31 Заявить о нарушении
Желание достичь нирваны это привязанность?
Освобождение от страдания вызываемых желанием, связанным с цеплянием за иллюзию рождения. Желание достичь Нирваны не является привязанностью к миру иллюзий, а наоборот, является двигателем к развязыванию узлов сансары.
Марина Тигра 07.09.2023 14:38 Заявить о нарушении
Страдание не существует в отрыве от страдающего. О несуществовании страдания можно говорить только со стороны наблюдателя. В этом случае страдающий превращается в Наблюдателя(Свидетеля, Бога).
- Если одна личность формируется исключительно в рамках одной жизни, то разве можно говорить: в прошлых существованиях я был (была) Ваней, Маней и т. д.?
Учение Будды не ставит своей целью выяснение прошлого имени и формы в рамках их существования. Вспоминаются учебные концепции, прошлых практик(говорят: Ветра сознания), которые формируют Благую ВЕРУ и Благое устремление.
- Если у достигших полного освобождения индивидуальность распадается полностью, то нирвана, наверное, есть но входить в неё уже некому. Так часто констатируют Архаты, главное, что бы это было правильно понято и истолковано слушателями.
Марина Тигра 07.09.2023 14:50 Заявить о нарушении
Я не просто так спросил вас о ваших предпочтениях в направлениях буддизма, потому что даже взгляды на то, кем был Сиддхартха Гаутама разнятся и вместе с этим ранятся и цели, которые ставятся учениями во главу угла. Если Гаутама просто человек достигший просветления, ставший Буддой и ушедший в нирвану, если нирвана непримиримая противоположность сансаре и идеал учения - это архат с его стремлением личного спасения это Тхеравада, или классический, изначальный буддизм,
считающий все последующие его дополнения сектанством.
Если он высший принцип реализованный в нирманакайе в помощь людям, как Будда, и идеал учения - бодхисаттва, а Сансара едина с нирваной и постижение истиной природы сансары и есть нирвана, то это Махаяна с Ваджраяной.
Поэтому на вопросы "формальной логики" ответы будут отличны, несмотря на общий общий фундамент школ и привиться выбирать в какую пойти.
Юрий Тамистов 08.09.2023 10:14 Заявить о нарушении
Марина Тигра 08.09.2023 11:19 Заявить о нарушении
Тут вспомнилось высказывание Сенеки о свободе: Считай себя свободным, если сумеешь завершить все свои дела задолго до последнего часа (не цитата)
Наши слова являются лишь представлениями-понятиями, маркерами, ярлыками индексирующими явления феноменальной реальности. В парадоксальной логике буддизма разговор о свободе начинался бы так: Когда мы говорим о свободе, то это не свобода. Вот это мы и называем свободой.
"О, Шарипута! Поэтому все дхармы пусты и лишены признаков, не рождаются и не исчезают, не загрязнены и не чисты..."
Можем ли мы сделать вывод, опираясь на вышесказанное, что ни дхармы, ни какие-либо конструкции из них не являются причиной страдания и Сансара это не страдание, а не понимание её истинной природы и, соответственно, понимание – это Нирвана здесь и сейчас?
Нирвана... Царство Небесное внутри вас есть... Познайте истину, и истина сделает вас свободными!
Юрий Тамистов 09.09.2023 17:52 Заявить о нарушении
"Нирвана... Царство Небесное внутри вас есть..." -- а это соответствует истине.Царство -- это управление, Небесное -- то есть, сознательное,такое как создано природой Ума, а не спонтанное, что опирается на чувства и реакции. Это полный контроль над происходящим. Сансара -- это подчинение высшим силам кармы, цепляние за образы и чувства, за мыслеконструкции и приятные ощущения. Сансара движется по кругу, а Нирвана наблюдает за этим кружением со стороны, не затрагиваясь им.
Марина Тигра 09.09.2023 18:23 Заявить о нарушении
Шарипутра был одним из величайших учеников Будды.То, что Будда говорил ученикам такого класса реализации, он никогда бы не сказал простым мирянам, так как они истолкуют это не должным образом.
Марина Тигра 09.09.2023 18:27 Заявить о нарушении
Эти школы не имели своей церкви и часто были семейными. Ньингматы были не многочисленны и не придерживались жёстких критериев.Они развивались в рамках того времени, в которых образовывались. Их линии наиболее гибкие, а учения принимались непосредственно от мира богов, где сохранялись в наибольшем объёме, но никогда не противоречили учениям Будды.
Марина Тигра 09.09.2023 18:38 Заявить о нарушении
Юрий Тамистов 09.09.2023 22:24 Заявить о нарушении
Марина Тигра 10.09.2023 10:09 Заявить о нарушении
Сансара – это в широком смысле бытие феноменального мира, течение жизни, круговорот, перерождения (цикличность, дискретность), блуждание (путешествие?) и, конечно, это слово никак не синоним страданию (дуккха)
Да, для горестно блуждающих по жизни проповедь о спасении возможно лучше давать в парадигме – "всякая радость заканчивается страданием", а для бесповоротно ставшим на путь – "всякая печаль закончится радостью"
В этом смысле великолепна Книга Экклезиаста – ... и нет у человека преимущества перед скотом, если он хочет полностью опереться лишь на пустую, преходящую суету этого мира...
Юрий Тамистов 11.09.2023 12:31 Заявить о нарушении
Несомненно, многие люди, с хорошей кармой считают свою жизнь приключением, но их ум в большей степени пребывает в асурическом состоянии или с Духами мира Богов, нежели в человеческом. А эти состояние сознания несколько выше и испытывают меньше страдания, имея большие возможности для удовольствия. Однако, всё заканчивается в свой срок( как деньги), если не поддерживать своими действиями благие накопления Кармы.
Марина Тигра 12.09.2023 19:10 Заявить о нарушении
Юрий Тамистов 13.09.2023 15:34 Заявить о нарушении
Марина Тигра 13.09.2023 18:40 Заявить о нарушении
Юрий Тамистов 14.09.2023 18:23 Заявить о нарушении
Марина Тигра 14.09.2023 20:37 Заявить о нарушении
Мне интересно, но если вопрос некорректный, то не отвечайте: Как вы выбирали из множества своё направление?
Юрий Тамистов 14.09.2023 21:01 Заявить о нарушении
Затем интерес к сравнительному религиоведению, к трудам Иоанна Златоуста, Григория Паламы, тонкостям византийского исихазма... В общем, окончательно определиться "помогла" Бхавагад Гита: "Собственная дхарма, даже самая скромная, лучше хорошо исполненной чужой дхармы"
Юрий Тамистов 16.09.2023 14:18 Заявить о нарушении
Большое спасибо за интересную и содержательную беседу.
Буду рада вашим новым визитам.
Марина Тигра 16.09.2023 21:52 Заявить о нарушении