Нарком Дьяков

Солнечным июльским утром 1921 года в Москве состоялось торжественное собрание, посвященное выпуску молодых врачей Второго Московского государственного университета. Поэтому случаю на собрании присутствовал народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Семашко. Сразу после окончания церемонии вручения дипломов, нарком встретился с выпускниками, изъявившими желание работать в Советской Средней Азии.
Обращаясь к выпускникам, народный комиссар здравоохранения РСФСР без излишней декламации, без пафосных фраз о долге врача, без ненужных поучений, сказал – «Вы едете в далекие глубины Средней Азии лечить и  спасать людей, налаживать медицинское обслуживание. Вам предоставляется широкое поле деятельности по созданию и организации там больниц, поликлиник, амбулаторий, родильных домов, фельдшерских и акушерских пунктов и выявлению источников эпидемических заболеваний». 
Начало               
Среди врачей, бывших на встрече с наркомом здравоохранения, был молодой доктор. Алексей Михайлович Дьяков (1896 – 1974)  русский врач, впоследствии философ, историк, политик, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.  Алексей Дьяков один из основателей отечественной школы современных индологических исследований. Автор  фундаментальной  монографии «Новейшая история Индии» (Москва, 1959 год), да и просто необыкновенная личность.
В 20-е годы прошлого века Алексей Дьяков приезжает в Таджикистан по собственному желанию. Но то с чем пришлось столкнуться молодому доктору в Восточной Бухаре, превзошло все его наихудшие ожидания. Полное отсутствие квалифицированной медицинской помощи, лечебно – профилактических и санитарно – гигиенических мероприятий, страшные бытовые условия и главным образом забитое и нищенское существование народа являлось причинами эпидемических заболеваний, уносящих ежегодно тысячи жизней.
В 1924 году Алексея Дьякова назначают руководителем Восточно - Бухарского здравотдела, а в 1925 году  народным комиссаром здравоохранения Таджикской АССР. Несмотря на разгул басмачества молодой нарком постоянно в разъездах. Сотни населенных пунктов, кишлаков, городов посетил А. Дьяков. За время своих тяжелых многодневных походов, где на лошади, а где и пешком он в совершенстве овладевает таджикским языком, и свободно разговаривает с местными жителями, вызывая у них доверие и уважение.
Вскоре под  руководством А. Дьякова на территории Таджикской АССР создается сеть амбулаторных пунктов, а в Душанбе в феврале 1925 года открывается первая аптека и клиническая многопрофильная больница на 45 коек положившей начало организации специализированой медицинской помощи населению. 
В мае 1925 года нарком здравоохранения Таджикской АССР  А. Дьяков обращается с просьбой о помощи к наркомату здравоохранения РСФСР. И вскоре в молодую  советскую республику стали прибывать кадры медработников, медицинская и лечебная аппаратура медикаменты.
21 декабря 1927 года за подписью Алексея Дьякова подготовлена программа  мероприятий Наркомздрава Таджикской АССР на ближайшие годы. По лечебной деятельности предусматривалось увеличение численности медицинского персонала за счет приглашения врачей – специалистов; расширение Центральной больницы в Душанбе до 100 коек. По санитарно – профилактической станции организация в Душанбе малярийной станции, пастеровской станции, дезинфекционного бюро,  санитарно – гигиенической лаборатории. По линии охраны материнства и младенчества – организация женской и детской консультации с институтом патронажных сестер, создание Дома матери и ребенка и молочной кухни.
Следует отметить, что стараниями Алексея Дьякова на 1 января 1928 году в Душанбе были открыты и осуществляли лечебную деятельность 2 больницы, 2 амбулатории, 1 зубная амбулатория, 1 глазная амбулатория,  2 фельдшерских пункта, 1 врачебный пункт и это при население города всего лишь 6.122 жителя. Он активно участвует в ликвидации эпидемий холеры, тифа, малярии которые уничтожали целые кишлаки. В это время в республике формируется система противотуберкулезной службы, создается лепрозорий для жизни и лечения больных проказой.
Сделали всё, что смогли, пусть те, кто смогут, сделают лучше.
На первом съезде врачей республики, проходившем в мае 1941 года в Душанбе, было отмечено, что «республика, не имевшая медицинских учреждений, сейчас покрылась густой сетью больниц, поликлиник, амбулаторий, родильных домов, женских консультаций, яслей, тропических станций по борьбе с малярией. На первое января 1941 года в Таджикской ССР всего лишь за 15 лет ее существования было открыто 117 больниц, в которых насчитывалось  4490 больничных коек, 245 врачебных  амбулаторно – поликлинических  учреждений, 71 женской и детской консультаций и 273 фельдшерско – акушерских пунктов. В медицинских учреждениях республики работает 589 врачей и 2773 средних медицинских работников… Медицинские учреждения оборудованы физиоаппаратурой, рентгеноустановками, лабораториями. Для подготовки кадров созданы две средние медицинские школы и институт».
Следует заметить, что из общего количества врачей, работавших на тот предвоенный период в Таджикистане подавляющее большинство из которых, более 500 человек были русским по национальности и достигнутые к тому времени успехи в здравоохранении Советского Таджикистана в столь короткий исторический срок были бы невозможны без братской и бескорыстной помощи России.
А еще своим долгом Алексей Михайлович считал содействие возрождению культуры Таджикского народа. Садриддин  Айни с чувством благодарности перечисляя имена тех кто открыл его и помог ему стать писателем назвал и имя Алексея Дьякова. Первый из романов Айни «Дохунда» был переведен по инициативе Алексея Михайловича и вышел в свет с его предисловием.
Эпилог.                В 60 – х годах прошлого века в знак заслуг и уважения к первому наркому здравоохранения Таджикистана А. М. Дьякову республиканская клиническая больница была названа его именем.
Гафур ШЕРМАТОВ.


Рецензии