костёр... ритуал...

в лес: у меня в рюкзаке на запас, на дождливый морок, на заснеженье и на мороз в трубочку свёрнутая берёста, кусочки еловой смолы, спички, нож, компас; всё завёрнуто в «непромокащку», никакой дождь не достанет;
запас так и остаётся в запасе, так как лес наш смешанный, хвойно-лиственный и всегда можно найти и бёрёсту для растопки, и нарубить, наколоть сухого щепья от засохших елей;
если зимой на лыжах по горам, летом – за ягодами, под осень за грибами, -
тогда без костра;
если бродить по лесу бесцельно, то костёр – обязательно, а без него словно и в лесу не бывал;
это кульминация, апофеоз, итог, это то, зачем в лес ходил…
где-нибудь в глухомани выберу местечко живописное,
чтобы самому под елью, а костёр – наружу,
чтобы, как мы в между собой говорим, вид был…

самый душевный костёр – под дождь,
когда кажется, что всё и ты сам промокли насквозь;
берёсту, щепочки, ветки, смолка еловая – шалашиком выстрою,
спичку поднесу –
побежал –
робкий, очень робкий и слабенький огонёк по щепью и веткам;
он как малый ребёнок и ему надо помогать;
помогать осторожно, бережно, чтобы не заглушить, не порушить
малые язычки пламени;
дождь ещё усилился, по полянке ручьи побежали,
но и огонь силу набирает; вот уже и веточки потолще;
над огнём «крышу» из толстых чурбаков соорудил,
теперь никакие небесные потоки ему не страшны;
греюсь, сушу одежонку;

есть у меня хлеб-соль и родниковая вода во фляжке;

огонь созерцаю, смотрю на бегучее пламя и мыслей у меня – никаких…

время, когда я перестаю вести диалог с лесом, с небом, с водой;
такая вот «пустая» задумчивость ни о чём объемлет меня;
бесконечное движение, бесконечная игра, бесконечный танец…

время теряет свои очертания;
я его не ощущаю, я его не помню…
в полудремотном забытьи протекают мгновения или часы –
я не знаю…

зимой, в мороз, маленьким костерком не обойдёшься –
не столько согреешься, сколько намерзнешься и запросто можешь  простыть;
костёр надо большой и долгий…

весь декабрь снегу – кот наплакал;
пробовал на лыжах на Аджигардак подняться;
дошёл до Горы, снега нет;
камни наяву торчат, корни выпирают, трава еле прикрыта;
оправился в обратный путь
по колеям и колдобинам – или ноги поломаешь или лыжи;
надо ждать обилия снегов;
хожу на лыжах до Старой пасеки, немного в лес, а там есть местечко – «наше» местечко: камни во мхах, берёзы покляпыя, ель-сухостоина;
поросли рябины, клёна, вяза, ельник, …
недалеко – родник…
лыжи снял, рюкзак, куртку на сук повесил и за работу:
растопку готовить и дрова для долгого костра;
и растопка есть, и дрова наготовлены, но любо мне, чтобы запас был;
есть во мне надежда, может быть, мы  вместе придём в зимний лес,
будем зимний  костёр созерцать;
есть мечта…
а пока – надо костёр развести;
приготовил растопку, разжёг костёр;
огонь силу набирает, а я по лесу за большими и малыми сушняками,
за еловыми сучками, за берёзовыми чурбаками –
нравится мне в лесу прибираться,
чтобы молоденьким елям и берёзкам просторнее расти было…
после трудов праведных сяду я на самодельную лавочку у костра,
хлеба корочку вкушаю и запиваю травяным чаем…
созерцаю огонь…

много здесь радостного и глубокого волнения:
собирать на растопку сушняк, берёсту, раскладывать, разжигать…
все действия мои неторопкие, значимые и  задумчивые,
и очень переживательные…

снежинки полетели, а вот уже и большие хлопья на куртку и рюкзак,
на лапник, на чурбаки-сидушки;
и в огонь летят и пропадают бесследно;
никто сейчас в лес не ходит, вдвоём мы – лес и я, а костёр посредник,
медиатор, он нас соединяет в цельное-единое…
сыплет и сыплет снег;
огонь большой, пламень в небо;
смотрю на огонь…

догорает, тлеют угли, а жара ещё много,
и много грусти – засыпай, спи, добрый огонь-огонёк, 
до следующей встречи…

архетип, память далёкого прошлого…
походы в лес с папой:
зачем бы ни пошли в лес, а костёр папа обязательно разведёт…
на покосе я был костровым и отвечал за чай;
мужики чаю выпивали много, и костёр у меня с утра до вечера горел…

в Миньяре  мы любили разжигать костёр на реке;
накупаемся до синей дрожи, насобираем на берегу сухих веток и всякого дровяного хлама и разведём костёр, греемся, сушимся;
ещё значимей был для нас костёр на «том» берегу;
в отвалах, среди известняковых глыб мы разводили фантастические цветные костры; там были какие мазутные доски, мётлы, колья, которые  горели разноцветным пламенем, особенно нас восхищал зелёно-голубой огонь;
картошку копаем –
костёр обязательно и обязательно печёная в костре картошка;

самое пронзительное, самое щемящее, когда по осени жгут костры по огородам…

на Дубовой горке, на Толстого, в Точильном 
весенне-осенние садовые костры…

костёр – священнодействие…
молитва к Высшим силам…
созерцание…
мостик в природное царство, лесное омовение…

ты зачем в лес ходил?
у костра сидел, на огонь смотрел…

*на фото - работа автора


Рецензии