Где реки сливаются. Часть 11

                Мир оставляю вам, мир Мой даю вам
                (Евангелие от Иоанна)
 
(Продолжение)

В РОЛИ КАНАЛЬИ

Трибунальский великокняжеский суд не мог поменять обстановку, верховная власть бездействовала, а передел, совершенный империями, окончательно «похоронил» надежды богомолок. Их земли использовали для устройства канальных проток. Кто знает, может слово «каналья» как раз оттуда, из великого передела. Пушкин в «Капитанской дочке» (1836 год) писал: «У него расправа была коротка. Он тотчас потребовал каналью француза». А викисловарь вторым значением этого слова приводит обыкновенную городскую «канализацию».

После ликвидации великокняжеского строя и союза с Короной монахини несколько десятилетий сохраняли свое положение. И центр их имения функционировал.

КАЗЕННЫЙ ПЕРЕДЕЛ

В Национальном архиве республики Беларусь хранятся документы, по которым можно судить, отчасти, что произошло со Старым Изабелиным. Их реестр обнаружил недавно белорусский ученый, кандидат исторических наук Вячеслав Носевич. Это названия архивных дел. Из описи видно, что виленские монахини-бернардинки сохраняли свое положение до 1834 года. Тогда они лишились собственности, и это неоднозначный момент. Бывшая церковная земля частично стала государственной, а значит, и крестьяне («христиане») обрели новый статус. Отметим, что произошло это до отмены крепостного права, до 1861 года. Стали ли они свободнее, другой вопрос, но это говорит о том, что с них была снята помещичья кабала. Важное предприятие – система беспрепятственного провоза товаров из одной европейской сферы в другую, требовала кардинальных мер.

Но не весь бернардинский удел перешел в государственное подчинение. Некоторая часть была передана частным лицам – помещикам, в аренду.

ДЕЛЕЖ ПО ОБРАЗЦУ

Большое Лепельское имение было преобразовано в три величины. Два оформились в западном секторе – это «имение Забелино» и «имение Франополь». А восточная сторона, примыкавшая к Улле, вошла в состав «имения Заболотье». В тот же год, судя по заголовкам архивных дел, были составлены инвентари разделенных частей. По какому принципу это делалось, на каком основании, пока неизвестно.

Ясно, что раздел был неотвратим. Он повторял раздел всего государственного строя – всей Речи Посполитой. К окончательному прекращению богомольческого участия подтолкнули провокационные мятежные выступления шляхты. Власть воспользовалась восстаниями, чтобы переиначить земельный фон междуречья.

Пока Система создавалась, участие богомолок принималось как должное. Они не препятствовали сооружению важной речной «дороги» из Западной Двины в Днепр, понимая ее необходимость. Шаг, предпринятый Екатериной, поддерживался.

С точки зрения на обстановку, картина повторяется сегодня. Тогда строился речной торговый переход из одной области в другую. А сегодня прокладываются автодороги и создаются путепроводы, чтобы по ним перекачивать ресурсы – снабжать все страны. Тогда вмешательство наполеоновских орд пыталось помешать открытому проходу. И сегодня мы имеем вооруженный конфликт, переросший в настоящую войну из-за поставок нефти и газа. У всемирного капитала свои расчеты.

Но императорское время было другим. Капитал окончательно утвердился на просторах Белой Руси, и ничто не могло поколебать его поступь. Междуречье полностью находилось во власти денег.

БОГОМОЛОК – ЗА ПРЕДЕЛ

А монахини не вписывались в перспективу. Они были далеки от прагматической сути капитализма, от наращивания материальной выгоды в ущерб нравственной. Они молились за лучшую жизнь, за устройство «солнечного города», но в другом представлении.

Их центр в Лепеле, с созданием уездной структуры, потерял значение. Устье двух рек – Гати и Эссы, с устройством шлюзовых переходов и защитных плотин, было перекроено. Функции контроля и досмотра торговых грузов сконцентрировала у себя уездная власть, а прибрежные «кассовые» места отводились под устройство увеселительных питейных заведений, с которых уже новые «шляхтичи» – помещики, снимали сливки: прибыль.

На некоторое время монашеский форпост «передвинули», ему отвели другое место – подальше от уездного центра.

ИЗАБЕЛИН В НОВОМ МЕСТЕ

Появился новый Изабелин. Если почитать польский Словник – а это большая географическая энциклопедия, созданная на рубеже XIX и XX веков варшавскими учеными, то найдем на него ссылку. Отметим, что такое название не единственное на просторах былого Великого княжества Литовского. Можно выделить под тем же наименованием центр гмины в Динабургском повете, который имел разряд веси и поместья, входившие наряду с Константинополем и Малой Индрицей в состав графской собственности Плятеров. Напомним, Плятеры активно распространяли алкогольную продукцию. У них было немало корчм и винодельческих производств, а сети распространения хмельного зелья охватывали весь торговый путь – как по Двине, так и ниже, вдоль междуреченских трасс.

ОШИБОЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОКИ

Наш Изабелин представлен в Словнике фразой, что это «весь, отошедшая в 1606 году виленским святомихальским бернардинкам после Льва Сапеги». Автор заметки – «М.К.», что подразумевало несомненно Михаила Кусцинского: лепельского помещика, члена-корреспондента Московского археологического общества.

Приведенную им ссылку сегодня можно поправить. Святомихальские монахини-бернардинки стали обладательницами лепельских земель не в 1606 году, а в 1633-м. До них плебан, содержа костел, осваивал сапеговский фундуш.

Ошибся «М.К.» и в другом: мол, Изабелин существовал под вывеской веси. Действительно, ранее деревни назывались весями. Однако в их перечне, что составила Лепельская парафия в 1775 году, Изабелина нет. Там есть Zaboloce – Заболотье: как центральный двор виленских монахинь-бернардинок. Скорее всего, его переиначили в период дележа Речи Посполитой, и на карте российских землеустроителей (1810-1816 годы) он уже обозначен как «фольварк Заболин» (Заболоть, Заболочь?) в предместье Лепеля. А ко времени выхода энциклопедического тома с заметкой Кусцинского (1882 год), похоже, трансформировался в «Изабелин» - в честь настоятельницы Святомихальского монастыря Изабеллы Домбровской.

И ЧАСТНЫЙ ДВОР ВПРИДАЧУ

Но как он стал Старым Изабелиным?

Кусцинский ошибся также в сроках перехода церковной собственности в казенную. Это произошло не в 1836 году, а в1834-м. Похоже, он не представлял всю структуру Лепельского имения, всю его широту. Зато прекрасно владел последними данными и назвал нового собственника Изабелина по состоянию на 1866 год. Им стал статский советник Пестов, обладая 679-ю десятинами «скарбовой»» земли. Теперь она именовалась «дворской».

ИЗАБЕЛИНЫХ ДВА, А СКАРБ ОДИН

Читая такую информацию, невозможно не запутаться в истории бернардинского наследия и его центрального объекта. И не мудрено, что появилась дополнительная информация – в 1900 году, когда вышла первая часть последнего тома польского Словника. За 18 прошедших лет данные были уточнены, и заметка про Изабелин более обстоятельная. Ее авторство неизвестно – автор не указан, да и вместила она всего одно предложение, зато суть очевидная. Повторено, что Изабелин – казенная собственность, но состоявшая не из 679 десятин, а из многократно больших. Площадь ее - 7292 десятины, и включала она 10 весей и 4 фермы, а также «Изабелин, Стаи (двое) и Дражно».

РАЗЪЯСНИЛ ИВАН МОЗГО

Территориально это целая волость. Так оно и было. По статистическим данным за 1891 год, Франопольская волость Лепельского уезда охватывала примерно ту же величину. Разница с энциклопедическими данными в том, что старшина волости Иван Мозго выделил как непосредственно Изабелин, так и Старый Изабелин.

Чем же они отличались?

(Продолжение следует).

На снимке: прогон грузов по Системе, середина XX века (копия фото из личного архива Шушкевичей).


26.12/22


Рецензии