Кровная месть как быть?

            Из материалов книги «АЧХОЙ-МАРТАН (февраль 1944 - январь 1957 гг.):
                ПОМНИМ. ДЕПОРТАЦИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ»




                КРОВНАЯ МЕСТЬ: КАК БЫТЬ?


     Данное повествование основано на реальных фактах и воспоминаниях, записанных нами в разные годы со слов Эльмуразаева Юсупа (1924–2010 гг.), Джанхотова Ахмедгири (1931-2001 гг.) и Абубакарова Салмана (1937-2022 гг.).
 
     Описываемое в нем событие имело место в день выселения чеченцев и ингушей – 23 февраля 1944 года.

     Место события: ЧИАССР, селение Ачхой-Мартан.

     Примеров, подобных тому, о чем пойдет речь в нашем повествовании, в жизни чеченцев было немало. Сама практика кровной мести в обычаях чеченцев существует с незапамятных времен. Чеченский этнограф Берсанова З.Х.-А., основываясь на ряде научных источников, в одной из своих публикаций очень верно отмечает, что чеченское общество высоко ценило жизнь каждого человека независимо от его пола, возраста и социального статуса. В борьбе за жизнь, достойную человека высокой духовной культуры, «чеченцы создали законы, обычаи и уклад жизни,… которые развили у них сильное чувство национальной индивидуальности… Сила и стабильность, явившиеся вследствие этих особенностей национального характера, помогли чеченцам пронести все эти законы и обычаи сквозь века». Особое место в данной публикации занимает подробный анализ самой практики примирения кровников по тому или иному случаю кровомщения, уделяя при этом серьезное внимание и механизму примирения, а также обязанностей сторон после его достижения.[1][2, стр. 210]
 
     Центральным и основообразующим показателем сущности явления кровной мести в понимании чеченцев – это не просто банальное убийство человека в ответ на такое же деяние со стороны виновного (куьг бехке агIо), а демонстрация и показательное утверждение принципа неотвратимости наказания за содеянное зло виновной стороной конфликта.

     О нескольких аналогичных примерах, связанных с вопросом кровной мести из исторического прошлого нашего рода (Дахо А.А.), мы описывали в документальных рассказах «По праву адата и чести» и «Братство по крови», представленных в нашей научной статье «Некоторые сведения о жизни и деятельности исторической личности Жанхота Жангиева».[3, стр. 305-307]

     Тема эта очень чувствительная и слишком сложная, что понять ее полностью может, как правило, лишь тот, кто по стечению жизненных обстоятельств, вольно или невольно был вынужден быть причастным к такому событию непосредственно, представляя какую-либо из сторон случая кровной мести. И при этом, иной раз, бывает важно знать не только о самих таких случаях, по какой причине произошел тот или иной из них, кто был виноват, какими примирительно-дипломатическими мерами и как он завершился, но и о тех явных и скрытых смыслах, которые в них заключались… Смыслы, которые порой имеют обыкновение оставаться в нашей памяти некоей нервной материей, отдающей болью и по прошествии долгих лет, вместе с тем подпитывающей нравственные и духовные устои общества, воздействуя на наше сознание, приумножая мудрость и жизненный опыт. В подобных примерах под особым углом зрения высвечивается понятие об образе жизни чеченцев, многих наших обычаев, в иной раз и суровых… В них по-своему раскрывается суть нашего внутреннего мира.

     Итак, наше повествование… Уважая национальные этико-нравственные нормы чеченцев (нохчий), имена действующих в нем лиц будут изменены.

     Жили в селе Ачхой-Мартан семья Ади Даша и семья Эгарби… Жили они рядом. Как-то, по злосчастию, произошло убийство и они стали кровниками. Мы намеренно опускаем обстоятельства и детали данного события.

     Потерпевшая сторона объявила Эгарби кровную месть.
 
     Месть по обычаям чеченцев – это не просто взять и убить виновника, как тебе удобно. И у кровной мести есть свои незыблемые принципы и правила. Больного и немощного убивать нельзя, выстрелом в спину убивать тоже нельзя. Пока жив сам непосредственный виновник убийства, иными словами – человек виновной руки, мстить другому человеку обычай не дает права. Если убит кинжалом, следует мстить именно так… Т.е., мщение должно быть абсолютно идентичным и равным самому убийству.

     Учитывая ситуацию и из-за предосторожности, Эгарби со своей семьей переселился в другое место в этом же селе.

     Так и продолжалось пока не наступило 23 февраля 1944 года.

     С раннего утра всех жителей Ачхой-Мартана гнали к месту общего сбора.

     Холодно, снег вперемешку с грязью…

     Со всех улиц и кварталов двигаются люди, с сумками, узелками…, убитые горем.

     И получилось так… Эгарби, усадив за спину свою немощную мать, со своими близкими людьми шел на место сбора. В этот момент, с глазу на глаз, они встретились с семьей Ади Даша…, т.к. здесь сошлись две дорожки, по которым вооруженные красноармейцы гнали тех и тех.

     Огорченный такой неожиданной встречей, но сохраняя при этом такт и уважение к своим кровным мстителям, он опустил свою мать прямо на промерзшую землю, а сам отошел и укрылся.

     Конечно, в этой ситуации они были в равных условиях. Если бы они перебили друг друга, как мы полагаем, организаторов депортации это не стало бы сильно беспокоить…, они-то знали, что задумали.

     Но, слава Всевышнему, все произошло по-другому.

     Старший из семьи Ади Даша произнес во всеуслышание: «Эгарби, не надо скрываться… Подойди сюда».

     Эгарби с озадаченным видом подошел и остановился напротив представителя семьи Ади Даша, рядом со своей матерью.

     Старший из семьи Ади Даша сказал далее и во всеуслышание: «Эгарби, во Имя Аллаха и при свидетельстве всех этих людей мы прекращаем месть до тех пор, пока мы не вернемся обратно на нашу Родину. Если будет суждено не возвратиться, то и навсегда.

     Возьми свою мать и иди с миром со всеми».

     Люди, заставшие эту картину, забыв о своем горе, благодарили семью Ади Даша за такой достойный и Богоугодный поступок, а женщины плакали и от радости, и от общей трагедии.

     Прошли годы… Чеченцы и ингуши вернулись обратно на свою Родину, ЧИАССР восстановили.

     Люди по-новому начали строиться и благоустраиваться. Но годы депортации не только состарили людей, забрали их здоровье и тысячи жизней, но они и укрепили их волю, закалили характер, спаяли сердца людей.

     В первый же период после возвращения домой кровная месть Эгарби была полностью прощена.[4]

- - - - - - - - - - - - - - -

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Берсанова З.Х.-А. Обычай кровной мести и практика примирения // 2. Арсалиев Ш. Этнопедагогика чеченцев. М.: Гелиос-АРВ, 2007 г.;
3. Дахо А.А. Некоторые сведения о жизни и деятельности исторической личности Жанхота Жангиева // ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, № 8-4 (78), 2021. С. 303-308;
4. Архив Дахо А.А. Папка (№2) «Ачхой-Мартан; Депортация и Возвращение; Свидетельства». Начата в 2014 году;
 


Рецензии