Обязанности сердец. 1. Рабейну Бахие ибн Пакуда

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.
Благословен Господь, Б-г Израиля, единый в ипостаси Своей, источник всего сущего, благодать Которого вечна, сотворивший все сущее, дабы свидетельствовало о Его единственности! Нацелив человека умом и интуицией, Он дал нам науку жизни.

Существует наука о природе, то есть о свойствах всего живого, наука, развивающая абстрактное мышление, — алгебра, геометрия, астрономия, музыка, и наука о познании Б-га и Его деяний, о связях человеческой души с Б-жественным началом. Все науки призваны помочь человеку приблизиться ко Всевышнему. Однако область естественных наук ограничена материальными нуждами человека. Высшие науки раскрывают сущность бытия и связи материального мира с духовными мирами. Но заниматься духовными науками ради выгоды запрещено. Сказано в Талмуде: «Да не станет человек учить Тору для того, чтобы получить звание раввина или прослыть мудрецом, а только из любви к Б-гу и Его Торе, дабы исполнять заповеди. К тому, кто так поступает, мудрость и почет сами приходят».

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.

Я не стану здесь говорить об обязанностях тела, поскольку об этом всем известно. Я попытаюсь объяснить, насколько возможно, этические заповеди, ведь они — основа основ, и если их не исполнять, то все заповеди теряют смысл. Мы должны вести двойную работу: тренировать тело и все пять чувств, исполняя заповеди первого рода, и закалять дух, исполняя этические предписания. Конечно, первые неразрывно связаны со вторыми, ведь невозможно себе представить, что, обязав нас выполнять ритуальные действия, Господь забыл о нашей душе.

Обязанности сердца часто упоминаются в Писании, например: «И возлюби Господа Б-га твоего всем сердцем своим и всей душою своей…», «…Б-г требует от тебя, народ Израиля, чтобы ты страшился Его», «И возлюбите пришельцев, ибо пришельцами вы были в стране египетской». Кроме того, этическое учение разрабатывалось нашими мудрецами. Так, сказано, что все наказания, о которых пишет Тора, можно применять только в том случае, если проступки совершены умышленно. Это доказывает то, что я уже отметил: без духовного осмысления обязанности тела не имеют никакой ценности.

Написал я это и задумался: быть может, то, о чем я толкую, отлично всем известно? Быть может, этические нормы давно вошли в плоть и кровь людей? Но, наблюдая за поведением своих единоверцев, я пришел к выводу, что многие чрезвычайно далеки от морали, предписываемой Торой. К сожалению, в нашем поколении есть люди, которые и ритуальные заповеди не исполняют или используют религию в корыстных целях, не понимая, что это не прибавит им святости. Никогда не сможет человек, как бы он тщательно ни исполнял обряды, приблизиться к Всевышнему, если он пренебрегает обязанностями сердца. Рассказывают про одного мудреца, который полдня принимал людей, разбирал их проблемы, отвечал на вопросы, а полдня проводил в уединении, осмысливая свои поступки и занимаясь духовным совершенствованием. Это и есть исполнение обязанностей сердца.

Смысл этических заповедей в нахождении баланса между материальным и духовным. Эта грань нащупывается в процессе служения Господу, которое невозможно без гармонии тела и духа. Наше тело создано по законам божественной гармонии, поэтому в принципе не существует противоречия между телом и духом. Но это при условии, что каждая жилка нашего тела исполняет предписанную миссию. Вся жизнь человека без исключения должна соответствовать Б-жьему Закону, как сказано в Писании: «Будь честен перед Господом Б-гом». Если человек не ощущает истину, лжет сам себе, он никогда не сможет назвать себя верующим. То же самое, когда наш внутренний мир противоречит нашим поступкам. Такое состояние души не соответствует самой идее служения Б-гу.

Говоря о заповедях вообще, следует заметить, что именно внутреннее состояние человека определяет уровень их исполнения. Послушание Б-гу измеряется не количеством, а качеством, чистотой внутренних побуждений. Лучше одна заповедь, исполненная с чистым сердцем, чем множество, совершенных из корысти. И даже если что-то помешало человеку исполнить Закон, но он желал этого от всей души, будет считаться, что заповедь соблюдена.

Изучая Тору, я накапливал знания об обязанностях сердца. Когда я сам научился их исполнять, я решил написать об этом книгу, чтобы научить других. Я надеюсь, что мое сочинение поможет всем заблудшим найти правильный путь во тьме. За успех этой работы я благодарю Всевышнего, тогда как ответственность за любую ошибку лежит целиком на мне.

В своей книге я попытаюсь разобрать и классифицировать этические заповеди иудаизма так, чтобы они стали понятны всем людям. Основой основ еврейской этики я считаю заповедь о соблюдении чистоты монотеизма. Я долго думал, какую же заповедь назвать второй по значению, и пришел к убеждению, что это заповедь о вере в безграничное величие Господа. Он — единственная совершенная истина. Он неподвластен никаким законам и правилам, непостигаем, ибо уровень познания ограничен физическими законами и невозможно постигнуть то, что никаким законам не подчиняется. Исходя из этого, становится понятно, что поиск божественного начала не состоит в поиске самого Всевышнего. Приблизиться к пониманию Творца мы можем, изучая свойства творения. Эту заповедь я и считаю второй обязанностью сердца.

Согласно логике, третью заповедь нужно искать в сфере отношений между Б-гом и людьми. Поэтому третьей заповедью я считаю обязанность служить Б-гу.

Четвертая заповедь, по моему мнению, — уверенность в Б-жьем покровительстве. Поскольку Господь сотворил мир, Ему подвластно все сущее в нем: успехи и неудачи, горести и радости. Таким образом, только в Его силу и могущество можно верить, только на Него полагаться.

Если мы согласны, что Всевышний — единственный властелин вселенной, тогда веровать следует только в Него, поклоняться и служить только Ему. Это — пятая заповедь.

Шестая заповедь — покорность воле Б-жьей, ибо только Он истинно сущ.

Раздумывая об отклонениях человека от норм Торы, я понял, что седьмая заповедь — это покаяние, то есть мольба к Б-гу о прощении грехов.

Думать о соблюдении заповедей и стараться исполнять их как можно лучше — восьмая обязанность сердца.

Нельзя быть по-настоящему верующим, постоянно предаваясь наслаждениям. Человек должен научиться обуздывать свои страсти. Такова девятая этическая заповедь.

Десятой заповедью, по моему убеждению, является любовь к Господу. И это несмотря на то, что не только радости, но и страдания идут от Него.

Как я уже говорил, все заповеди имеют основу в Священном Писании. Однако в этой книге я постараюсь объяснить этические нормы Торы. Я так и назвал ее: «Обязанности сердца», ибо цель моей работы — помочь каждому мобилизовать интеллект и интуицию для проникновения в суть законов нашей религии. Постепенно заповеди станут частью вашей натуры и преобразуют не только внутренний, но и внешний облик.

Существует притча о прорицателе, который пришел в дом своего товарища и почувствовал, что где-то близко спрятан клад. Он стал искать и нашел испорченные ржавчиной монеты. Тогда он принялся чистить их солью и кислотами до тех пор, пока деньги не заблестели. То же самое я посоветовал бы делать со своим сердцем, ибо это сокровище, нуждающееся в уходе. Сердце не должно «ржаветь», а если это случилось, то его надо «вычистить». И тогда откроются ранее неведомые стороны нашей натуры, и мы приблизимся к Б-гу.

Брат мой! Изучай эту книгу не ради славы и почета, а для того, чтобы познать Б-жий Закон. Не только читай написанное здесь, но и следуй заповедям Торы. И прости, если обнаружишь ошибку или неточность. Я спешил закончить свой труд, ибо человек смертен. Ты знаешь, что человек далек от совершенства, поэтому еще раз прости меня, дорогой читатель.

Все этические заповеди ты найдешь в этой работе. И те, которые считаются самыми важными в иудаизме, например: «Люби ближнего как самого себя» или «Отдаляйся от зла, приближайся к добру». Все они выводятся из десяти заповедей, которые я привел выше. Изучай их и не забывай претворять в жизнь!


Рецензии