Пространство как атрибут всеобщего Бытия Вселенной

            Всеобщность, всеединство бытия представляется необходимым условием существования Мироздания, Его основным качеством. Только единый Мир доступен познанию, только в таком Мире человек сможет найти своё  место в Нём. На обязательность нашего признания всеобщности Мира указывает здравый смысл, интуиция,  обретённые опытом личной жизни. Однако, кажущаяся естественной всеобщность бытия не подтверждает наука, философия, практика общественной жизни.
          Метафизика, начиная с эпохи античности, придерживалась идеи самостоятельного, последовательного, всеединого становления Мира первоначалом (1). Однако трактовка первоначала в античности, основанная на примитивных представлениях природы, не могла привести к представлениям реальных механизмов воплощения его в действительность. Даже субстанциональные формы первоначала, разрабатываемые мыслителями средних веков, не устояли перед критикой рационально мыслящих деятелей эпохи Нового времени. Её творцы, включая Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля, подвергли метафизику уничтожающей критике, провозгласили господство разума, его монополии в решении всех мировоззренческих проблем. Фактически это привело к  подмене наукой и философией мыслимыми образами, Универсумом реального Мира. Но победа универсализма над метафизикой оказалась пирровой. Новейшая эпоха, как наследница эпохи Нового времени, до очевидности указывает на это. Европейская цивилизация как продукт идеологии универсализма столкнулась с непреодолимыми проблемами в сферах экономической, политической, социальной жизни. Впереди ещё более негативные последствия отказа от познания реального Мир, стремления видеть Его, признания Его целей, осознанного пренебрежения к необходимости руководствоваться ими.
         Трактуя поведение объектов природы реактивно, то есть реакцией на внешнее воздействие, универсализм в принципе не способен придти к пониманию всеобщности Бытия Вселенной и Мироздания в целом. Проводимые в рамках универсализма философский анализ соотношения единичного, отдельного, общего и всеобщего правомерен только для ограниченной совокупности объектов действительности, объединённых характером наблюдаемых причинно-следственных связей между ними. При таком подходе речь не может идти о всеобщности во вселенском масштабе. Поэтому в рамках универсализма невозможно представление всеобщего Бытия Вселенной. К этому выводу ведёт и определение универсализмом параметров фундаментальных свойств действительности, её четырьмя атрибутами: пространством, временем, движением, мышлением.
           Даже общественную жизнь универсализм трактует реактивно, сводит её к манипуляции социальными процессами. Методология универсализма предполагает принуждение, навязывание модели всеобщности в поведении любых социальных образований от семьи до народа, государства. Практика европейского универсализма состоит в генерировании идей социальной жизни, их воплощении в действительность. Таково устремление европейской цивилизации, «авангарда человечества», претендента на создание глобальной, всечеловеческой цивилизации. Такая насильственная всеобщность не соответствует наблюдаемым, естественным стремлениям народов мира к субъектности, противоречит чаяниям, устремлениям человека. Их динамика нацелена на понимания Мира в самом широком, космологическом смысле: всеобщности Бытия, места человека в Нём. Пренебрежение западной цивилизации этими запросами означает противоборство интересам человека, человечества. В этом своевременность, необходимость формирования мировоззрения, построенного на признании возможности познания реального Мира, всеобщности Его Бытия.
           Метафизика духа [1] является наследницей классической метафизики [2] в её трактовке роли первоначала Мира для понимания механизма становления Вселенной вплоть до Её современного состояния. Она утверждает, что не идеи, не феномены абсолютного духа формируют Вселенную, а Её первоначало. Духовно-сущностная природа первоначала определила динамику становления Вселенной, начиная  с самоорганизации духовно-материальной субстанции Её Логоса, до последующего прохождения множества этапов саморазвития Логоса. Метафизику духа определяет Логос, как совокупность духовно активных сущностей видимых и невидимых природных образований, наполняющих пространство Вселенной. Они руководствуются в своём поведении духовно-системными принципами причинности: внутренней активностью к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии [3].
          Пространство в метафизике духа наделено внутренней жизнью «населяющих» его духовных сущностей [4], является единственным атрибутом всеобщего Бытия Вселенной. Вещи пространства, обладая внутренней энергией, мотивированы к саморазвитию. Их ценностные ориентиры автономны в стремлении формировать новую, Метафизическую Реальность. Заложенный в первичных сущностях «алгоритм» самоорганизации в достижении цели Бытия последовательно выполнялся в процессе осуществления множества этапов  становления Вселенной. Последний его этап, формирование само сознающими сущностями, включая человека, духовных структур метасферы Вселенной [5], не завершён. Осознание, изложенного ранее предназначения человека, следование ему [6,7] определит благоприятную судьбу человечества и его индивидов.
          Таким образом, метафизика духа, будучи антиномией универсализму, определяет пространство как единственный атрибут всеобщего Бытия Вселенной. Процессы в пространстве происходят на духовном уровне, определяют состояние видимой действительности. При этом всеобщность Бытия Вселенной обеспечивается, во-первых, ценностным устремлением всех вещей (сущностей) пространства, в силу их духовного стремления удовлетворять интересам становления Метафизической реальности как своему наивысшего иерарха. Во-вторых, всеобщность пространства обеспечивается единым механизмом самоорганизации вещей, их духовно-системными принципами поведения. Реальность указанных факторов означает представление нашего Мира соответствующим здравому смыслу человека. Это чрезвычайно важно с учётом той роли, которая отведена человеку в структуре Мироздания [8].

Литература:

     1. Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа /Мировоззренческие основания духовной природы бытия/, Saarbrucken, 2013г. 
     2. Аристотель Метафизика. «Алетейя», С-Петербург, 2002г.
     3. Сазонов В.Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. М. 2018г. том 20, с. 18- 30
    4. Сазонов В.Н. Духовно-сущностная природа пространства Вселенной. Сайт: проза.ру
    5. Сазонов В.Н. Метасфера в триаде саморазвития первоначала Вселенной. Сайт: проза.ру
     6. Сазонов В.Н. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, с. 362, М. 2018 .
      7. Сазонов В.Н. Актуализация метафизического гуманизма как переход от универсалистской  модели социального развития к атомистической. Труды членов РФО. т. 20, с. 52-60; М. 2018г.
      8. Сазонов В.Н. Человек в структуре Мироздания. Сайт: проза.ру


Рецензии