Поженян

                Поженян
                1.
   
    Маленький огородик моего детства. Горох, редиска, смородина, вишни и слышно, как шипит пластинка под патефонной иглой, а затем из мембраны доносится: «Если радость на всех одна,
         На всех и беда одна,
         В море встаёт за волной волна,
         А за спиной спина…»
Когда же молчит патефон, ту же песню негромко напевает отец. При первых же звуках мелодии, в моей душе возникало видение корабля, идущего сквозь серый туман по зеленоватой ряби моря…

                2.

    …Летом в дивизионной столовой не было горячей воды и потому кухонному наряду приходилось греть воду для мытья посуды в передвижной печке-цистерне. Кололись дрова, летели щепки. Приходилось нелегко, особенно городским, непривычным к подобной работе парням.
Во время передышки в руках у меня оказался журнал "Юность". Машинально перелистнул страницу, другую, пятую, десятую и вдруг душа узрела строки, наживо впечатавшиеся в нее:
                «Однажды сказал мне норвежский пастух:
                Поэты как сосны на скалах растут...»
Вокруг городка горбились предгорья Саян, горбатились солдаты, но в то же время читались стихи, и оттого легче было на душе и на теле. Не тогда ли, июльским воскресным полднем, утвердилось во мне решение стать поэтом.

                3.
   В начале восьмидесятых некоторые музыкальные ансамбли стали озвучивать стихи наших больших поэтов.
« - Говорят, не стой, не стой на горе, горе крутой, говорят, что лучший выстрел - это выстрел холостой...»
   
    Эти веселые философские слова, задорно исполненные молодым певцом, были сложены пожилым поэтом.
Кто-кто, а он, прошедший войну морским пехотинцем, знал цену выстрелу и не только холостому.
   Поженян - чудом уцелевший участник героического рейда по обеспечению водой  осажденной Одессы.
Об этом ярком фрагменте войны впоследствии будет снят фильм «Жажда», в котором прозвенят строки поэта:
«Я ждала и верила
Сердцу  вопреки,
Мы с тобой два берега
У одной реки...»

    Часто говорят о трагических судьбах поэтов, о недосказавших свое творцах, но всё же погибают они лишь тогда, когда произнесли все, что нужно было поведать им и только им.
Не оттого ли товарищи пошли на смерть, оставив раненного Поженяна, накрытого плащ-палаткой и присыпанного сырой землей. Горела рожь. Поженян выжил на злачной пажити, но не для того, чтобы пожить, а затем, чтобы выстрадать искрящиеся истиной слова: «Тех, что погибли, считаю храбрее...»

                4.

    У Поженяна есть цикл стихов, названный «Читая Канта». Казалось бы, что общего у немецкого университетского профессора и российского поэта, прошедшего страшную войну. Конечно же, долг, но если у Канта долженствование выражено разумно и абстрактно, то Поженяна долг есть содержание дружбы и любви.
«- Мозг  человеческий, как это мало,
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил!» -
И ещё - «всем я должен, у всех я в долгу!»

   В книге стихов «Хлеб морей», вышедшей в 1989 году, встретились мне слова, которые не просто повернули мою душу, но поставили ее на должное место: «За ушедшими из дома
 Ходит, ходит, ходит дом!»
   В самые трудные моменты жизни мне видится, что рядом со мной неторопливой морской походкой идет поэт Григорий Поженян.
И снова и снова звучат слова:
«Здесь, у самой кромки бортов
Друга прикроет друг.
Друг всегда уступить готов
Место в шлюпке и круг...»
Поженян ушел из этой жизни в 2005 году

                Сергей Жуков. 1997 – 2005


Рецензии