3 Что есть вино?

Трезвым   в  компании   пьяных  старался
остаться  Акиндин    и  оттого  среди   них
пьяным   казался  один.

                Лукиан             
               

В  вине,  пожалуй,  я  забудусь  снова,
И  упрекнуть  за  то  меня  не  смеют:
Я  не  пила  ещё  за  хризантемы.
Что  у  плетня  восточного  желтеют.

                Ли  Цин  Чжао



                Что  есть  вино ?
               
     Откроем  сию  главу  выдержкой  из  "Записок  из-под  полы"   Евгения  Сидорова,  бывшего  одно  время  министром   культуры.
«Хорошо  известно,  что  М. С. Горбачев  алкоголем не  злоупотреблял,  в  отличие  от  многих  своих  ортодоксальных  партийных  коллег,  чем  внушал  небеспочвенные  подозрения    в  ревизионизме.  Ирония  судьбы  в 


том,  что  его  главный  противник  по  Политбюро   Е. К. Лигачев  вообще  трезвенник, т.е.  ни  капли.  Ситуация  для  России  исторически  почти  не            вероятная.  Вот  и  докатились  до  пепси  и  буржуазного  пива, которого,  слава  Богу,  навалом,  но  мрут  упрямые  алкаши все - таки   от  памяти  по  водке,  которую  можно  было  повсюду  пить,  не  опасаясь  самодеятельной   отравы ».               
     Советская  власть  не  раз  пыталась  решить  по-своему проблему  пития  и  изготовления  крепких  напитков  на  дому. Почти  всегда  эти  решения  кончались  полным  провалом.   Пытались  решить   эту  проблему  путем  введения   «новой»   водки.
Появление  новых  водок  давало  повод  для харизматических   их   названий.  Так  появилась  -  "Рыковка".               

     Из  "Дневника"  Михаила  Булгакова: «В  Москве  событие  -  выпустили  30  градусную  водку,  которую  публика  с  полным  основанием  назвала  "рыковкой".    Отличается  она  от  царской  водки  тем,  что   на  десять  градусов  она  слабее,  хуже  на  вкус  и  в  четыре  раза  ее  дороже.     Бутылка  ее стоит  1р. 75 коп.  Кроме,  появился  в  продаже  "Коньяк  Армении",  на  котором  написано  31 градус.     (Конечно,  Шустовской  фабрики).  Хуже  прежнего,  слабей,     бутылка  его  стоит  3р. 50 коп.  ……
     Водку  называют  "Рыковка"  и  "Полурыковка".   "Полурыковка"  потому,  что  она  в  30 градусов,  а  сам  Рыков (горький  пьяница)  пьет  в  60 градусов. 
            
                1925  год
      Если  б  к   "Рыковке"  добавить   "Семашковки",  то  получилась  бы  хорошая   "Совнаркомовка".   Рыков  напился   по  смерти  Ленина  по  двум  причинам:  во-первых,  с  горя,  а  во - вторых,  от  радости.»         
     Еще  один   современник  этого  явления    в  1925  году  Николай   Акушин   вспоминает:«С   понедельника  в  Москве   стали  продавать  40%  водку.   
     Магазины   буквально   осаждались.  На   улицах  пьяные  ходили  уже   с  утра.  Во  вторник   "Вечерняя  газета"   поместила   в  связи  с  этим   ряд  заметок   и   фельетон  -  все   очень  глупо.
   
     Сегодня  в   "Правде"   -   фельетон   Кольцова   "Поэты  мерзавчика",   в    "Известиях"   статья   Семашко   о   борзописцах. В  результате   редакция  "Веч. газеты"   смещена.
     5  октября   1925  г.  "Веч.  Москва"  извещала  читателей:  "С    сегодняшнего    дня      разрешена  всюду  продажа   спиртных  и  виноградных   изделий.   Пивные   будут  открыты ».

     Напомним,  что   Семашко  был   в  то   время  наркомом   здравоохранения.
     Во  времена   генсекретаря  Юрия  Андропова  к  водке  по   прозвищу  "Коленвал"  по цене  в  3 руб.  50 коп.  добавилась  "отборная   Водка"  по  цене  в  2 руб. 88 коп,   что давало  ей полное  право  называться   "андроповкой".
     Но  это  не  уменьшало  тягу  народа,  особенно  в деревне,   к  напитку  под  названием   "самогон",  во  все  времена.    Ибо   у  простого  народа   России   исторически  не   сложилась  любовь  к   виноградным   винам: и  по  причине   бедности  народа,  и по   причине  малых   градусов   заморского   вина.
     Поэт   Сергей   Нохрин  так  определил   это  явление:
        Попробовав   заморское  вино,
        закурит  папироску  и  обронит
        весомо  и  значительно: « Говно.
        Кузьминишна  гораздо  крепче  гонит.

     В  1999 году  в  Ростове-на- Дону  вышла  неброская  брошурка   "Самогон  и  водки  домашнего  приготовления".  На  авантитуле  значится: "Самогон  известен  в  России  с  незапамятных  времен,  и  очень  многие  считают,  что  его  изготовление  не  требует  особых  знаний.   Между   тем,   самогоноварение -  процесс  достаточно  сложный,  если,  конечно,   вы  хотите  получить  качественный,  приятный  на       вкус    и       запах ,  крепкий  напиток".
     Предлагаемые  в  брошюре  рецепты  очень  разнообразны. Оказывается,  можно  приготовить  самогон  за  два  часа, можно  за  сутки…  Всего  рецептов  приготовления  самогона – 86.  Есть  самогон  под  названием  "французская  водка" ( так  в  старину  называли  водку  очень  хорошего  качества), где  в основе  используются  загнившие  фрукты  и  ягоды.
     Рецептов  приготовления  русской  водки  чуть  меньше – 76.  Среди  них  есть  хлебная  водка,  водка   хлебная  с   картошкой,  водка  хлебная  с 
печеным  хлебом,  с  дрожжами №1  и  № 2,  на  хмеле…
     Для  интереса  приведем  рецепт  водки  "Ерофеич",  которому   отдавал  должное  сам  император  (правда,  не  указано какой  именно).  Для   "Ерофеича"  требуется:  100 г  калгана,  по  30 г  полыни,   корня  горицвета,  ромашки,  можжевеловых  ягод, пионного  корня,  все  накрошить,  залить  12,3 л  водки,  настоять  и  процедить.  Ничего  сложного ».
     Мне  кажется,  все  же есть одна  сложность - это требуемое количество водки. Может, сделать пропорциональное  уменьшение  всего.  Что  получится?  Не   знаю,  не  пробовал.
     На  последней  обложке  авторы  надеются:  "Сборник несложных  рецептов  водки  и  самогона  поможет  вам  сэкономить  средства   и  обезопасить  себя  и  близких  от  низкопробных  подделок,  которые   все  чаще  попадают  в продажу».   
     Кстати,  некоторые  российские  медики  пришли  к  выводу,  что  пить  самогон  более  безопасно  для  организма,  чем  очень  чистую  химическую  водку. Самогон  и  виски  имеют  одну  и  ту  же  природу  своего  изготовления.               
 
     В  начале  90-х  мероприятия  правительства   по  ликвидации        некачественного  грузинского  и  молдавского  вина  и  увеличению  акцизов  на  продажу  алкогольной  продукции  для  частных   мелких  магазинов  привело  к  тому,  что  в  деревне  исчезли    водка  и  вино  в  этих  магазинах.  Осталось  только  пиво.      Следовательно,  поле    для  разгула  самогона  стало  еще  шире.    Примечательно,  когда  я  однажды  поговорил  об  этой  проблеме  с  одним  из  местных   жителей  деревни,  то  его   это   ни     сколько  не  заинтересовало.  Уже  много  лет  он  берет  самогон    у  одной  из  местных  самогонщиц.        И что  там  происходит  с  водкой  и  вином,  которые  ему  не  по  карману,  ему  безразлично.  Кроме  того,  в  нем  сидит  железная  уверенность,  что  для  простого  человека  в  России  ничего  не  будет  сделано  путного.
     К этому можно добавить  кое-что  из  художественного,  написанного  еще  до  этого  Михаилом  Никитиным   из  "Клуба  12  стульев"    «Литературной  газеты»:               
                Про  риск  Минздрав,
                конечно,  знает.
                И  сам,  наверно,  принимает.


                *   *   *
                Алкоголизм  бывает  разный:
                запойный,  бытовой,  заразный!
   
                *   *    *
                Большая  наша  ль  в  том  вина,
                что  очень  хочется  вина?
               
     Издавна   вина  хотелось  не  только  людям,  а  и   кентаврам.  Из  Пиндара: «Когда  кентавры  познали  силу  вина,  сладкого  как  мед  и  опьяняющего  сознание,  они  сейчас  же  сбросили  со  столов  кувшины  с  молоком  и  поспешили  упиться  вином  из  серебряных  рогов».
     Археологи  Китая  обнаружили  на  остатках керамических   сосудов  древнейшее  вино  на  планете.  Оно  было  получено    из  риса, меда,  и  винограда.  До  этого  более  молодое  вино   было  найдено  в  том  же Китае.  Его  возраст   был  определен    в  три  тысячи  лет.  Оно  было  схоже  с  малоградусной  водкой,  ароматизированной  целебными  травами.
     Однако, издавна   некоторые   правители пытались     запретить  употребление   крепких  напитков.  Так  в  период  Нара,  8-ой  век, 
согласно  легенде   китайский   император  Тайцзун  запретил  употребление  рисовой   водки.  Тогда  ее  стали  пить  тайком  и   называли  «Святой»,  если  это  была    очищенная  водка.  Неочищенная   водка  имела  название  -    «Мудрец».   Японский  поэт  Отамо  Тобито,  живший  в  период     Нара,  посвятил  названиям  вин   такие  стихи  (из  книги  «10000  журавлей»:

                В  давние  года,
                Дав  название  вину
                «Хидзири»  или  «Мудрец»,
                Семь  великих  мудрецов
                Понимали  прелесть  слов!
               
     Там  же  приводится  запись  из  Дневника  путешественника  из  Тоса в  столицу: «Все  -  высшие,  средние,  низшие  -  от  господ   до  слуг  -  напились  до  пьяна,  и  странно:  их  шутки  и  развлечения  попахивали  дурно,  а  ведь  это  было  на  берегу  соленого  моря».
     Облагораживание  диких  сортов  винограда  началось в малой  Азии  и  Египте  с  четвертого   десятилетия  до  нашей     эры.  Разводилось   до  150   сортов  винограда.  Сбор   винограда     превращался   в  большой,   обрядный   праздник.

Греки   и  римляне  предпочитали  красное   вино.   Вино   хранилось  в  амфорах  по   несколько   лет.  Импорт  вина  из  Италии  достигал  Скандинавии  и   Индии.
     Чаще  всего  изготовлением   вина  занимались  монастыри.  Даже   раб  в  античные  времена  получал  ежедневно  около   поллитра  легкого  вина.  Особо  ценилось  среди   греков  хиосское   вино,  а  среди  итальянцев  -  фалерноское.  По   праздникам  пили   лучшие  сорта   вин,  Застолье  сопровождалось   музыкой   и   песнями.  Пили  за  здоровье  присутствующих,  вспоминали   друзей,  восхваляли  богов.  Часто  вино               разбавлялось  водой.   Предпочитали   очень  чистую  воду  -  из родников и ледников. Подавалось  вино  охлажденным,   для      лечебных  целей  оно   подогревалось  в  специальном  устройстве,  напоминающем  самовар. 
      В  интересной  книге  Маргера  Зариня "Фальшивый     Фауст"  или    "Переправленной    Пополненной    Поваренной"   я  нашел  историю  происхождения  водки  и коньяка.  Арно  де    Виенев  в  1250  году  путем  дистилляции  добыл  из  вина  огненную  воду,  которуюпозже  серебряной,  затем  жизненной  водой,  а  позже  просто  водкой.   
      Научные  изыскания того,  как  получилось  слово  "водка",  можно  найти  в  книге      Вильяма  Похлебкина  "История  водки". Он  также  доказал,  что  слово  «водка»  как  бренд  принадлежит  России  (как  «шампанское»  Франции).  Этот  термин  пыталась  отсудить  у  России  Польша. 
      Кстати,  Похлебкину   принадлежит  следующее: «Если  Вы  будете  пить  спирт  в  пределах  от  15  до  24 часов,  то  Вы  не  станете  алкоголиком».
     Монах  Лерти  в  1701  году  в  местечке  Коньяк  в  департаменте   Шаранта  спрятал   серебряную  воду  от  своего     племянника  в  дубовую  бочку.  Так  получился  коньяк.  Чем дольше  влага  содержалась  в  дубовом  сосуде,  тем  ценнее  она  становилась.  Коньяк  начинал  портиться  только  после   тридцатилетнего  пребывания  в  бочке.   
     Но,  оказывается,  что  тридцатилетняя  выдержка  способствует  не  только  получению  хорошего  коньяка,  а  и  отличной  ракии  (сливовицы  -   сливовой  водки).  Обнаружить  это  повезло  Александру  Генису  («Сладкая 
жизнь»): «Однажды  мне  досталась  в  подарок  ракия  таких  достоинств,  что  в  рюмке  она  горела  синим  пламенем,  во   рту  благоухала  персиками,  в  теле  разливалась  негой,  а  душу  звала  к  подвигам.  Намекая  на  них,  турки  называют  ракию   «львиным  молоком».
     Всемогущая  наука  с  помощью  химии  годы  выдержки   в  дубовой  бочке  заменила  на  дни,  а  может,  и  на  часы.   Потому  мы  сегодня  имеем  частенько  коньяк  с  запахом  и   вкусом  обычной  сивухи.  Надо  думать,  что  господину  Черчилю  армянский  коньяк  из  СССР  доставался  из  настоящей  дубовой  бочки  с  надлежащей   выдержкой.   
     АиФ  № 42, 2009 г.   опубликовал   статью под   названием   « Коньяк  в  России -  часто  не  коньяк … а  разбавленный   водой   спирт». По  результатам  экспертизы  Всероссийского  научно – исследовательского  института  пивоваренной,  безалкогольной  и  винодельческой  промышленности   из   пяти  проверенных коньяков  Дагестана   только   два   соответствовали   своему   названию  - «Коньяк».
     Знаменитый  рижский  бальзам  также  не  был  лишен  в  советское  время  некого  разнообразия  по  вкусу  и  запаху.     Настоящий    запах бальзама   нельзя  передать   словами,  но   можно  запомнить.  Может   быть,  так   пахнет  цветок   папоротника,  хотя,  говорят,  что    папоротник  не  цветет.  С  изобретением  бальзама  и  его  чудесными  свойствами  связано  множество  легенд.               
     В  1715  году  на  острове  Вейзакю  его  изобрел  знаменитый   мореплаватель  Липс.   Но  когда-то  в  газете  "Rigas Balss"   я прочел  другую  версию  изготовления  рижского  бальзама   -  как  лекарства  для  Екатерины  Великой  во  время  ее  нахождения  в  Елгаве  под  Ригой,  где  она  гостила   у  Бирона ( Курляндского  герцога). 
     Главная   составляющая  рижского  бальзама  -  нигроперуин,  или  по-русски,  отвар  из  почек  перуанского  дуба.  В  нем  содержатся  вещества, повергающие  в дремоту.  Бальзам  может  использоваться  как     лечебное  средство  при  простуде.  Две-три  чайные  ложечки   бальзама  добавляют  в  горячий  чай   или  чашечку  кофе.  Если  от  одной  чашки  внутренне  не  согрелись,  то  можно    и  другую  употребить.
     Во  Львове  я  слышал  о  происхождении  и  другого  древнего  лечебного  вина  -  "железного".  Это  было  в  древней   аптеке, 


которая  была  действующей  и  в  то  же  время    музеем  -  с  набором  пузырьков  и  колб  древних  времен.   Продавалось  здесь  и  "железное  вино"  в  пузырьках,  на  которых  было  обозначено  современное -  «сахарат  железа».   В  старину  этим  лечились  от  отсутствия  аппетита  и  других   хворей.  Теперь    я  его  сравнил  бы  с  известным  детским   питьем  -  пертусином.  И  все  же  после  пробы  железного     вина   я  написал  стихи:


                Я  пил  «железное  вино»,
                надеясь, (голова  болела),
                что  древней  магией  оно
                свершит  святое  дело.
               
                Вдруг  исцелит  как  в  старину
                от  многих  моих  бед,
                и  я  аптеку  вспомяну
                во  Львове,  где  свой  след

                оставили  времен  века,
                легенд  давнишних  весть…
                Ну,  а  в  аптеке  той  пока
                и  сахарат  железа  есть.               

               По  вкусу  этот  сахарат    
               немного  - «Старый  Таллинн».
               Жаль,  очень-очень  слабоват,
               он  спиртом  не разбавлен.
               
               Но  вот  о  нем  хранит  молва
               великие  легенды:
               мол,  исцеляет  как  слова
               от тягот  жизни  бренной.
               
     Пришлось  мне  пару  раз  во  времена  Союза  попробовать  египетский  бальзам,  происхождение  которого  имеет  очень  древние  корни.   Называется  он  -  «Абу  Симбел»,  по  вкусу  он  совершенно  непохож  на  наши  слащавые  бальзамы  (я  уж  не  говорю  про  его  ароматический  запах).  Он  настоян  на  30  травах. На  бутыли  емкостью  0,83  литра  имеется  этикетка  с  изображением  фасада  храма  Абу  Симбела  -  четыре  фигуры  египетского  фараона  Рамзеса  ІІ  ( Великого).   Этот  скальный  храм  был  построен  в  Нубийской  пустыне  в  1260  году  до  нашей  эры  с  целью  возвеличивания  и  последующей   усыпальницей  для  Рамзеса.

     На  Руси  великое  количество  болезней  лечилось  водкой,  смешением  ее  с  другими компонентами,  настоями   на  водке,    коим  нет  числа,  ну  а  душевные  стрессы  тем  паче.
     В  России  есть  город,  где  и  сегодня  в  местном  трактире  наливают бесплатно  по  50 грамм  водки  в  честь  великого  Смирнова.  Его  водка  возникла  в  этом  городе,  он   называется  Мышкин  -  самый  маленький  город  России  ( 6,5  тысяч  жителей   в  126  километрах  от  Ярославля,  на  левом  берегу    Волги.  Согласно  энциклопедии  "Города  России" 1998 г. -  он  отнесен  к  поселкам    городского    типа.   На   его   гербе  - медведь     с   топориком (герб  Ярославля)  и  мышка.  Мышка попала  сюда  из  предания.  В  городке  есть  музей  мыши.
Городок  был  основан  на месте  отдыха  князя,  который  заснул,  а  его  разбудила  мышь,  пробежавшая  по  его  лицу.    Не  успел  он  рассердиться  на  мышь, как увидел  рядом  с собой  змею.  И   воздвиг  он  на этом  месте  часовню  "Бориса  и   Глеба"  во славу  своего  спасения  и  во   славу  мыши.
     Создатель  русской  водки  «Смирнов»  -  Петр  Арсеньевич  Смирнов  родился  в  1831  году  в  ярославской  деревне  Каюрова,  прихода  села 
     Потапова  Мышкинского  уезда.  Его  родители  были  крепостными.  Место  рождения  было  недалеко  от  городов  Углич  и  Мышкин,  города  Кашин  соседней  Тверской  губернии.
     Смирновская  водка обошла весь  мир,  закрепив    свой  бренд  с  великим  словом  - Россия,    пока   этот   бренд    при  темных    обстоятельствах  не  оказался   в  США,  куда   его   продали  (не  имея   на  это  прав),  бывшие  компаньоны   Владимира  Смирнова   по   Франции,   воспользовавшись смертью   в  1934  году   сына   Петра  Арсеньевича  Смирнова  -  Владимира.   Вместо   смирновского  «Столового   вина  № 21 »  появилось    американская  водка  « Smirnoff ».   
     Но  недавно  появилось  «Столовое  вино  №  1»,   на  этикетке  сказано   -  « продолжение  традиций ».  Традиции  начали  возрождать  с  В.  Новгорода.
     Все  слышали  о  знаменитых   Карловых  Варах,  где  издавна  лечились  минеральными  водами,  как  у  нас  в               Пятигорске,  Железноводске,  Кисловодске…  Карловы  Вары   знамениты  и  тем,  что  там  родилась  "Бехеревка".   Английский  доктор  Фробриг  составил  рецепт  в  1805 году на  приготовление желудочного  ликера.   Но  к  концу  второй    мировой  войны  данный  напиток  уже назывался "Английская   горькая",  а  затем  -  "Оригинал   Карлсбадер  Бехербиттер".   Он  стал  пользоваться  почти  такой  же  известностью  как  Карловские  минеральные  источники.  Около  20  видов трав   способствуют   лечебному  свойству  "Бехеревки",  а  также  и  то,  что  выдержка  напитка  происходит  в  дубовых  бочках  с  применением  карловской   воды.
     Лечебных  трав  в  России  -  изобилие,  и  поэтому настоек  на  них  множество: ставропольский  "Стрижамент",   "Кубанская  степная",  "Тамбовская  горькая",  "Зверобой"…  По  вкусовым  качествам  я  особо  отмечаю   ставропольсий   "Стрижамент".  Эта  настойка  на  травах,  произрастающих на  горе   Стрижамент,  заповедном  уголке  Ставрополья.  У  нее   поразительно  красивый  золотистый  цвет  и  степной      запах   трав. И   вкус -  непередаваемый  словами.
    Настойки,  наливки  домашнего   приготовления  славились  на  Руси   своими   оригинальными    вкусовыми  качествами.       
    Владимир  Солоухин  в  книге   "Третья   охота"  поведал  читателям   некоторые   секреты  сбора грибов   и своих  знаний   о          3а  это  его  пожурили  в      соответствующем     соваппарате,   хотя  книгу,  видимо,  прочли   не  без  интереса.  Я  же  прочитал  эту  книгу  с  этаким  плотоядным  любопытством.  Ибо,   грибы   под   запотевшую   рюмочку водки   это  -  русский  деликатес  из  деликатесов.
     Из  русских  писателей  -   Николай  Лесков  очень  любил  настойки.  В   книге  его  сына  Андрея    "Жизнь  Николая    Лескова"  есть  описание  собрания   друзей  у  писателя.
      « Собирались  обычно  с  9  до  11,  и  сперва   беседа  велась   за  разносимым  в  кабинете  чаем,  а  в  первом   часу,  но  ни    когда  не   позже  часу   ночи,  подавался  незатейливый,   но  обстоятельно  продуманный  ужин, которому предшествовала,  преимущественно  домашнего изготовления,  закуска,  орошавшаяся   разноцветными   и   разнодушистыми  настойками,    приготовленными   под  непосредственным  наблюдением  и  руководством   хозяина   по  всем  преданиям   орловско--киевской  старины   или  же   по   многохитростным   рецептам    многоискусного   химика   "Пыляича" (Пыляева).               

     Все  эти  "бодряги",   "ерофеичи",  смородиновки,   березовки  и прочие   "составы"   были  приятны   зраком   и   умилительны   вкусом.   Их   рецепты  не   всегда   погибали   в  недрах     семейного   круга   и   домашнего   обихода,   находя   себе  отражение   и   в  творчестве.
     В  рассказе  "Обман" (первоначально "Ветреники"), читаем:  "Всего   веселее   выглянула   на   свет            хрустальная  фляжка,  в которой  находилась приятного   фиолетового  цвета   жидкость,  с  известной  старинною   надписью:    "Ея   же  и  монаси  Приемлят".  Густой   аметистовый  цвет  жидкости   был   превосходный, и вкус,  вероятно,    соответствовал     чистоте    и   приятности      цвета.  Знатоки  дела   уверяют,   будто  это   никогда  одно  с  другим  не  расходится ».
«…   а  самое  ценное   в  этих   асамблеях   -  их  беседное  содержание,   яркость  высказывавшихся   мыслей,   взглядов,     споры».
     Сиё   идёт  из  глубокой  древности.   Михаил    Гаспаров    в  книге   «Занимательная  Греция»   приводит   в  чём  состояло   для  грека  тех  времен  -  «Счастье  по  пунктам»:
        Лучший  дар   человеку  -  дар  здоровья;
    Дар  второй   -  красота;   достаток  честный  -
              ему  третий   дар;
              а  за  вином
    Радость  в  кругу  друзей  -
         это  четвертый  дар.      

     Игорь  Северянин  вспоминал  о  салоне  Сологуба  в  Питере,  где  собирались  творческие  люди  и  где  к  часу   ночи  подавался  ужин  и  вина.  Запомнился  ему    ликерный  ёрш: «  А  Сологуб  в  это  время,  блаженно  щурясь   и  выпятив,  по  своей  привычке,  нижнюю  губу,   пил  из  узкой  длинноногой  рюмочке  «ликерный  ёрш»,  разноцветными  пластами  в  неё  мастерски  влитый.  И,  смакуя  его,  предлагал  испробовать  и  нам».
     Раскрепощение,  иногда    и     озарение  в  некой   нерешенной           идеи  или  деле,   сама  "атмосфера",  или  как   теперь  говорят,   аура,  возникающая   в  такого  рода  беседах,  способствуют           неординарному  общению…
     Андрею  Лескову  повезло  также   увидеть,  уникальную  в  своем  роде  "библиотеку": « Я  стоял  в  пустой  комнате  с  железными решетками   на      окнах  и   железными  же волнистыми  полками   вдоль  всех    стен   от  полу   до  потолка.
     « - Не  похожа   на  родительскую?   А  преинтересная.  Есть  замечательные   "авторы".   Имеете  ли  что  возразить   против    Шато -Латур,  издания  1871 года?   Почтенный,  всемирно  известный   романский автор,   мягко  согревающий    душу  и  тело,  но  и  сам  ищущий  легко  предварительного затепления. Или  вот,  прославленный  германец  Иоганнис,  бергер - кабинет,  издания  1879  года,   солидный  немец,  требующий   прохлады ».
     А  во   Франции   кроме   Шато -Латура  есть  и   Шато -Икем  и   Шато - Марго…    
     У   Рю   Мураками   в   его   книге   « Монологи  о наслаждении,  апатии  и   смерти »     встречаемся   с   Шато – Мутоном   1970 г.  с   рисунком   Шагала   на  этикетке.  Рисунки  на  этикетках  вин  появились  издавна  во  Франции.  Среди  авторов  этикеток  были  такие  известные  художники  как  Жан  Кокто,  Сальвадор  Дали,  Хуан  Миро,  Василий  Кандинский.  Это  послужило  основанием  создания   в  Мутоне   «Музея   Вина  в  Искусстве».
     Как   такие  вина  можно  превратить  в  ничто  - с   циничной   ясностью   показано  у Мураками: «  Когда     язык    из- за   кокаина    потерял   способность    воспринимать   вкус,   пить   в    таком    состоянии    вино,   созданное    усилиями    лучших    виноделов    Франции,    действительно   заслуживает порки! Не знаю, сколько бутылок   "Шато - Мутон ",    шампанского    "Крюг ",    местного   вина   из    Монтраше,     " Шато - Икем "   я   выпил   в   компании    с    Кейко   и    Рейко.    Чуть   ли    не     до   смерти   обторчавшийся    от   кокаина   и    экстази…»
     Семейные русские  торжества  со   старинными  песнями  ушли  в  прошлое…   То,      что  иногда  молодежь  поет  под  гитару    -  это  не  народные      песни.
     А  в  пятидесятые  годы  еще  пели  за  общим  столом,  где присутствовали  и  дети.  Пели  "Ермака",   "Когда  имел  златые  горы",  "Скакал  казак  через  долину",  "Рябину",  ”Золотою  казной  я  осыплю  тебя”  и  попозже из  кинофильма   "Карнавальная  ночь".
     Мария  Ганина  в  романе  "Пока  живу  -  надеюсь"  воспроизводит   такую  русскую   сцену,  типичную  для   того  времен:  « Много   нас  набилось  в  не  помню  уж  чей  просторный,   но  едва  вмещающий  нашу  развеселую  праздничную компанию  номер.  Прилично  уже  выпивших,  но   от    этого    лишь   обретших некий как бы       полет  любви   друг  к  другу  и   желание  открыть  в  себе  что-то  прекрасное  для  других:  кто-то  негромко  пел   под  гитару   «Сероглазого   короля»,    кто – то        декламировал: «Бессонница,  Гомер,  тугие  паруса,  я  список    кораблей  прочел  до  середины,  сей  длинный  выводок,  тот  поезд  журавлиный,  что  над   Элладою  когда-то  поднялся…  Я  читала  с  тем  же  счастливым  напором  любимые  заклинания,  где  таинственный   жираф  возле  озера  Чад: "Ему  благородная  поступь  и  нега  дана,  и  шкуру  его  украшает  пятнистый  узор,  с  которым  сравнится  осмелиться  только    луна,     дробясь  и  качаясь  на  влаге   дремучих  озер»…  То  один,  то       другой  из  нас,  переждав  паузу  счастливого  восторга,  объединяющего   здесь  всех,  начинал  читать,   точно  угадывая   ритм   для  последующего  языкового шаманства.  Все,  что  читалось    не  несло  какой-то  важной  информации  -  это  было  как  камлание,  волшебство   звучания  Слов,  очищающих  душу,  сжимающих  сердце  восторгом: будет…  Будет!..  Что?  Конечное  единение  человечества  в прекрасном     высоком  братстве,  как  вот  сейчас,  вот  теперь…  Да,  должно  быть,   это…
       А  потом  Лику  попросили  спеть,  и  она   пела  "Золотою   казной  я  осыплю  тебя"  и  бесконечную   "О  чем  дева  плачешь,  о  чем слезы  льешь…"   У  меня,  когда  я  слушала это,  опять  счастливо  и  больно  подступал  комок  к  горлу:  мое   сердце  сливалось  с  чем-то,  что  имеет  величественное  и тяжелое  название,  столь  же  величественное  и  столь  же   грубовато-тяжелое  как  лицо  Марии  Оранты  на  мозаике  в  Софийском  соборе  в  Киеве: История  моего  народа.  Если   вдуматься,  то  и  "под  вярбой   Алена  мыла  рушники"  и  "Ничь  яка  мисячна",  и  " тогда  бежать  я  с  ним  решилась,  поверив  клятве  роковой.  На  божий  храм  перекрестилась, в  слезах  взглянув  на  дом  родной", которую,  конечно,  в  ту  же  ночь  пела  Лика,  -  это  все  одна  генетическая  цепочка,  один  луч  памяти    Рода,    заслоняемый    иногда    резкими  поворотами   дороги,  но  вот снова  выносит  тебя  возок  на  прямой  шлях ».
     Вот  эта  генетическая  цепочка   еще  была  сильна  в   сороковые-пятидесятые  годы  прошлого  столетия,  когда  за  общим  столом  сидели   и  дети,   и  взрослые.  И  пели.  Взрослые и  выпивали.  Когда  мне  стало  14  лет,   отец,  выходец  из  крестьян  Черноземья,  наливал  мне  вина,  чуть-чуть.  Лет  в    16   друзья - приятели  и  подруги  собирались  по   большим  праздникам  у   кого- либо  на  квартире  компанией   в  6 - 7    человек.  Нам  вполне  хватало  для  веселья  одной  бутылки   сладкого  вина,  чаще  всего  это  был кагор.  Происходило  все  это  в  Измайлово,  тогдашней  окраины  Москвы,  заселенной      выходцами  из  деревни.  И  само  Измайлово  было  когда-то  сельцом.   Я  еще  застал  время,  когда  стадо  коров  уходило   и  возвращалось  с  пастбища   прямо  по  трамвайным путям,     которые  доходили  тогда  до  6-ой  Парковой  улицы.       
     В  70 – е  годы   у   меня  была  случайная  встреча  с  Василием   Ждановым  (племянником   А. А.  Жданова).  Пили  за  знакомство  коньяк,  который  он     принес,  сказав  перед   этим,  что  для  него  принести  коньяк  -   не  проблема.   Это  было  в  древнем  городишке   Козельске   в  офицерской  гостинице,  где,  тем  не  менее,  был  люд  всякий.   Мы  много  с  ним  говорили  о  литературе,  особенно  о   Константине  Симонове.   Василий  был  женат  на  приемной   дочери   Симонова  -  Кате.  Катя   была   
кандидатом    филологических  наук.   Они   не раз,  говорил   Василий,  с  КСом  (так  домашние  называли  Симонова) сидели  за  рюмкой.  Василий  очень уважал  Кса и его  стихи,  и многие  из   них  знал  наизусть.  За  это  я  прямо  таки      влюбился  в  Васю,  а  до  того  он  мне  казался  внешне  этаким   рафинированным   подполковником - интеллигентом   в  очках  с  золотой  оправой…  И  даже   его  несколько  мрачноватое  его  родство   с  дядей   Андреем   Ждановым   не  отражалось  на  нем.  У  меня    потом   появились   стихи:         
               
  Не  знаю  как   дядя,  а   Жданов  Василий
  стихи   после  рюмки  читал  без  усилий.
  Я  слушал  и  думал  о  судеб  сцепленьи  -
  племянник  и  дядя  в  различных
                стремленьях.
 Один  без  понятья  о  стуке  из  сердца,
 другой  весь  в  полете  стиха   и   младенца,               
 читал,  отдаваясь  порыву  и  слову,
 стихи  из  Симонова  как  осанну  Христову.

 Им  приходилось  не  раз  и  не  два               
 сидеть,  осушая  рюмки,
 КСа  вскидывалась  голова
и  чернью  блестели  его  глаза,
 когда  из  прожитого  он  доставал
                подсумки.

Вот  так  и  стали  для  Васи  КСа  стихи
чем-то  вроде  завета.
КСа  грехи  и  свои  грехи
он  в  них  он  в  породнил.   Где-то

он  знал  больше,  чем  я,
хотя  он  моложе  лет  на  пять.
Я   знал  из  книг,  а  его  струя  -
живого  общения  память.

Мы многих хвалили, во многом
                сошлись
во  взглядах  на  литературу.
В  тот  вечер  казалась  прекрасною
                жизнь
с  пройденной  партитурой.

И  он,  расставаясь,  советовал  мне
читать,  талант  выявляя,
среди  поэтов,  ну,  например,
Тряпкина  Николая.      


     В  80-е  годы  был  произведен  очередной  коммунистический   эксперемент   под  "мудрым"  руководством  Михаила  Горбачева.    Это  было  его  второе  выдающееся  дело,  которое  как  и  первое,   кончилось  полным  провалом.  Первым   -  было  "ускорение".  Но  ускорились  только  на  бумаге.   Этот  метод  ускорения,  освоения  подъема   и  т.д.  и  т.п.  был   давно  освоен  народом   и тем  более   чиновниками:  главное,  не  перечить,  а  время  покажет,  что  все  равно  из  этого  верховного  краснобайства  ничего    не  выйдет. 
     На  этот раз  была  задумана  "водочная  перестройка". Взялись   рьяно.  Начали  закрывать  винные  магазины,  объявили  "трезвыми"  целые  районы,  города  и  области.  Все  по  воле  народа.
 Латвия  присоединилась  к продаже  сахара  по  талонам  после    Литвы,  Белоруссии  и  Эстонии.  А  еще  раньше  исчезли  с  прилавков  зубная  паста  и  одеколон.  Теперь  за  гаражом  можно  было  увидеть  не  пустую  бутылку  из-под  водки  или  пива,  а множество  флакончиков  из-под  туалетной  воды.  Спекуляция   водкой  и  вином  достигла  американских  размеров   сухого   закона  1929  года.      
   
     И  только   после  этого   наше  высшее  руководство   немного   прозрело  и  отметило,  что  это  перегиб.   Теперь  пиво  стали  продавать  с  11 часов  даже  в  овощных  ларьках  и  с  машин.  Обещали  шире  сделать  торговлю  вином  и  водкой.   Но  очереди   уже  достигали  громадных  размеров,   особенно  перед  праздниками,  и  в  давках,  бывало,  гибли  люди.   Ущерб,  причиненный   стране  и  людям   невозможно  подсчитать,   так   как  начали   рубить  и  виноградники  с  подачи  Михаила  Сергеевича.  Зато      себе  он  выписывал  из  Италии  красное     вино,  по    всей      вероятности     не     алжирского  качества.   Гораздо  позже,  уже  в  перестройку  увидел  я   Горбачева  по  телевиденью,  когда  оно  не   стеснялось  народу  показывать  пикантные  сцены  с  бывшими  руководителями  Союза.
     Бывший  президент  СССР   был   на  празднование   юбилея  Смоктуновского  в  ресторане. Запомнилось  пьянущее  и  лоснящееся  лицо    Смоктуновского,  с  растянутой  до  ушей  кривой  улыбкой  перед   физиономией  Горбачева.  Как  же,  снимайте,  я  пью  с  самим  бывшем  генсеком!  Светилось лицо так  явно  в том  удовольствии  знаменитого  артиста,  что  очень  было   неприятно  смотреть  на  это.
 Если   это    была   неприятная  картина   явления  подвыпившего   человека,   то  в  повести   И. Грековой    "Кафедра " я  обнаружил   пьяного,  изображенного  с  явной  симпатией:  « Вошла  в  свою  комнату  -  так  и  есть,  Валентин.  Спит  на  моей  тахте,  ноги  свесились,  крупная  голова  глубоко  провалилась  в  подушку.
     За  что,  спрашивается,  я  его  так люблю?   Ведь  и  некрасив,  строго -то  говоря.  Похож  на  актера  Фернанделя  огромностью,  лошадиностью.  Большие  грубые  губы,  лицо  кости стое,  все  в  выпуклостях.  Спит  и  чуть -чуть  всхрапывает.    Вероятно,  напился.
 Да,  мой  любимый   пьет.  Еще  не  алкоголик,  но на  путик этому.  Путь  извилист,  усеян  розами,  терниями  и  женщинами.  Вероятно,  я  должна  была  бы  вмешаться:  что--то  запретить,  чего--то  потребовать.  Но  этого  я  и  пытаться  не  буду:  не  мой  репертуар.
     И  еще  одна  причина  есть,  по  которой  я  не  хочу  вмешиватья.  В  ней  мне стыдно  признаваться  даже  себе:  очарование  пьяного  Валентина.  Напившись,  он  никогда  не  теряет облика.  Напротив,  становится  лучше:  такой  добренький, веселый,  раскованный ».
     Не  в  этом  ли  главная  схожесть  грековского  Валентина   с     Мурой  -   герцогиней       Будберг?               
     Здесь  явно  обнаруживается  отход  от  общепринятых норм  обращения  с  алкоголем.  Но остается  главное  условие:   человек  при  этом  не  теряет  облика   личности.
     Отклонение  от  общих  норм  позволил  себе  и  Дарвин,     когда  путешествовал  вокруг  света  на  корабле  "Бигль": « Оказалось,  что  я,  как  узнал  впоследствии,  невольно    заставил  своих  спутников  нарушить  одно  из  их  правил   и  решений:  у  меня  была  фляжка  с  водкой;  и  они  не  в     силах  были  отказаться  от  того,   чтобы  выпить  со  мной;  но  всякий  раз,  отпивая  понемножку,  они  прикладывали  палец  к  губам  и  произносили  слово    "мессионер". 
     Примеров яркого  чрезмерного  отклонения  можно     в   книгах  Сергея  Довлатова.    Из   «Заповедника»:  Итак,  я  поселился  у   Михал  Иваныча.  Пил  он  беспрерывно.  До  изумления,   паралича  и  бреда.  Причем  бредил  исключительно  матом.  А  матерился  с  тем  же  чувством,  с  которым  пожилые  интеллигентные люди  вполголоса  напевают.  То  есть  для  себя,  без  расчета  на  одобрение  или  протест. 
     Трезвым  я  его  видел  дважды.  В  эти  парадоксальные  дни  Михал  Иваныч  запускал  одновременно  радио  и  телевизор.  Ложился  в  брюках,  доставал  коробку  из-под  торта  ”Сказка”.  И  начинал  читать  открытки,  полученные  за  всю  жизнь.  Читал  и  комментировал: «…Здравствуй,  папа  крестный!.. - Ну  здравствуй,  здравствуй,  вы****ок  овечий!..  Желаю  тебе  успехов  в  работе… - Успехов  желает,  едри  твою  мать. - Остаюсь  вечно  твой  Радик… - Вечно  твой,  вечно  твой…   Да  на  хрен  ты  мне  сдался ?..»       
     Не  менее  красноречив  был  Михал  Иваныч  и  в  разговорах  С  Довлатовым: « Отношения  с  Михал  Иванычем   были  просты  и  рациональны,  Первое  время  он  часто  заходил  ко  мне,  Вытаскивал  из  карманов  бутылки.  Я  махал  руками.  Он  пил  из  горлышка,  что-то  многословно  бормоча.  Я  не  без  труда  улавливал  смысл  его  пространных  монологов.
И  вообще,  Мишина  речь  была  организована  примечательно. Членораздельно  и  ответственно.  Миша    выговаривал  лишь    существительные  и  глаголы.  Главным  образом,  в  непристойных сочетаниях.  Второстепенные   же  члены  употреблял  Михал  Иваныч  совершенно  произвольно.  Какие  подвернутся.  Я  уже  не  говорю  о  предлогах,  частицах  и  междометиях.  Их  он  создавал  прямо  на  хо  ду. Речь  его  была  сродни  классической  музыке,  абстрактной  живописи  или  пению  щегла.  Эмоции  явно  преобладали  над  смыслом.
Допустим,  я  говорил: -  МИША,  ПОРА  ТЕБЕ  ЗАВЯЗЫВАТЬ  ХОТЯ  БЫ  НА  ВРЕМЯ.  В  ОТВЕТ  РАЗДАВАЛОСЬ:
      -  ЭТ   СИДОР - ПИДОР  БОЗНА  ГДЕ…  ПЯТЕРКУ  УТРОМ  ХВА  И  ЗНАТО  БЫСЬ  В  ГАДЮШНИК…  АВАНС  МОЙ  ТЫКА  ШТО  НА  ДИПОНЕНТЕ…  КОГО  ЖЕ  ЕНЬТЕ  ЗАВЯЗЫВАТЬ?..  БЕЗ  ПОЛЬЗЫ  ТЫКА…  И  ДУША  НЕ  ВЗОЙДЕ…»
     Это, так  сказать,  общения   людей  разных  интеллектуальных  уровней.  Здесь  Довлатову  нужно  было   «спускаться»  до  уровня  Михал  Иваныча,  чтобы  понять  его  лексикон.  Путь  наверх  Михал  Иванычу  невозможен.
     Зато,  когда  интеллекты  и  интересы  общающихся  равны, беседа  протекает  в  другом  ключе.  Антонина  Пикуль  в  книге  о   Валентине  Пикуле  интересно  передает  встречу  друзей  писателей   -  Валентина  Пикуля  и  Виктора  Конецкого.  Они  встретились  в  зрелом  возрасте  в  Риге,  будучи  известными  писателями  и  вспоминали  о  своем  вхождении  в  литературу  в  молодости  в  Ленинграде  и  обо  всем  пройденном  до  настоящего.
    Продолжалась  беседа  всю  ночь,  естественно  за  русским  столом. 
     Вот  как  написала  об этом  Антонина  Пикуль,  жена  писателя: «Им  хотелось  воспоминаниями  перелопатить  события  прошлых  лет,  но  это  можно  было  сделать,  только  вырвавшись  из  цепей,   звеньями  которых  являлись  герои  их  произведений.  Возвращенные  застольем  в  действительность,  они  наслаждались  жизнью,  стараясь  продлить  всплывшие  в  сознании  блаженные  минуты  молодости  со  всеми  их  позитивами  и  негативами.
     Думаю,  поэтому  они  и  не  касались  своих  книг,  чтобы  не  отдалиться  друг  от  друга,  чтобы  не  затмить  творчеством  интерес  и  очарование…  сопереживания.  Сопереживания  до  утра,  до  самого  отхода  поезда.
    Так  и  фронтовики,  прошедшие  всю   войну,  не  могут  разойтись,  пока…  «Берлин  не  взят». 
    Но  совсем  не  надо  было  брать  «Берлин»  тогда,  когда происходила обычная  дружеская  встреча  у  Пикуля  дома  с  друзьями-читателями.  Мне  повезло  -  побывать  дома  у  Валентина Саввича  в  мае  1981 года  в  кампании  еще  двух   его  почитателей.  Он  покорил  нас  своим  поведением,  знаниями,  библиотекой. Встретил  он  нас  запросто  и  ввел  нас  в  самую  большую  комнату  -  рабочий  кабинет  и  библиотеку..  Большинство  книг  -  старинные:  «Русская  старина»,  «Русская  охота».  Книжные  полки  простые  и  добротные,  до  самого  потолка.  Делали  флотские  ребята.  Рабочий  стол  -  большой,  из  струганных  досок.  На  наши  вопросы  отвечал  сразу,  иногда  открывал  какую-либо  книгу  на  нужной  странице,  показывал  старинные  открытки  и  фотографии. 
 Когда  мы  были  вполне  удовлетворены  происходящим  и  сели  за  стол,  то  произошел  уже  более  эмоциональный  разговор,  а  Пикуль  начал  нам  читать  свои  стихи,  что  привело  нас  в  полный  восторг.
     Дружил  Виктор  Конецкий    и  с  другим  известным  писателем  -  Юрием  Казаковым,  встречался  с  ним  и  переписывался.  В  своей  книге  «Некоторым  образом  драма»  он  приводит  переписку  с  Казаковым.  Из  письма  Казакова  к  нему: « … Теперь  Конецкий  женат  на  известной  актрисе,  богат,  знаменит, получает  миллионы  писем,  сам  никому  не  пишет  и  доволен  судьбой.
     Хотя  ты  меня  и  презираешь,  а  живу  я   в  Псковско-Печерской  обители,  счастлив,  сыт  и  одет,  и  помню  о   долгах  своих.
Я  тебе  должен.  Ты,  конечно,   забыл  об  этом,   удрученный  счастьем  женитьбы  на  знаменитости,  а  я  -  ничтожный  инок  -  помню.  И  видит  бог  -  готов  сто  раз  отдать,  но  не  знаю  адреса,  увы!
     Читал  ли  ты  рассказы  мои  в  «Знамени»  № 9?  Шим  прочел  с  жадностью  и  сказал:  говно!  Это  верно,  и  если  не  читал,  то  и  не  надо…   
     Пишу  повесть.
     Паустовский  стал  язвителен  и  неумолим.  Пьет  «Кюрас»,  носит  польский  орден  и  отдыхает  от  бесед  с  премьер-министрами  и  послами.
     Спрашивал  о  тебе:  почто  давно  не  пишешь  прозы.  А  я  ему  сказал,  Конецкий  на  прозу,  пишет  сценарии,  ибо  в  прозе  он  слабак,  что  и  требовалось  доказать.
      Схимник  Георгий».

      А  далее  следует:   Евг.  Евтушенко

          Мы  сто  белух  уже  забили,
          Цивилизацию  забыли,
          Махрою  легкие  сожгли.
          Но,  порт  завидев.  грудь  навыкат,
          Друг  друга  начали  мы  мы  «выкать»
          И с  благородной  целью   выпить    
          Со  шхуны  в  Амдерме   сошли.
           ……………………………..
          Но,  омрачая  всю  планету,
          Висело  в  лавках: «Спирту  нету!»
          И,  как  на  немощный  компот,
          Мы  на  игристое  донское
          Взирали  с  болью  и  тоскою
          И  понимали:  не  возьмет!
          Ну,  кто  наш  спирт  и  водку  выпил?
          Ну,  пьют  же  люди,  просто  гибель!..
          Тут  тощий,  словно  бы  моща,
          Марковский  Петька  из  Одессы,
          Как  и  всегда,  куда-то  делся,
          Сказав     таинственное:  Ща!..
          И  вскоре  прибыл  с многозвонным,
          С  огромным  ящиком  картонным,
          Уже  чуть-чуть  навеселе.
          ……………………………….
          Мы  размахались,  как   хотели,
          Зафрахтовали  люкс  в  отеле,
      Уселись  в  робах  на  постели,
      Бечевки  с  ящика  слетели.
      И,  в  блеске  сомкнутых  колонн,
      Пузато,  грозно  и  уютно,
      Гигиеничный  абсолютно,
      Предстал…  тройной  одеколон…               
    
       Последний   русский   император   Николай  II   подавал  пример   скромности  в   питие  и   еде,  это   прививалось   и  в  его   семействе.   Любимым  вином   царя была  мадера,   а  царицы  -  Шато - Икем   российского  производства.
       Но,  в «Нечистой  силе»    Пикуля  читаем  о  том,  что  бывало  Николая ІІ  после  приёма  более  крепких  напитков  выносило в  солдатской  форме  с  ружьем  и  скаткой  на  плече  помаршировать  и  показать  армейские  приёмы  на  улицу Ялты.
        Конечно, царской  семье было  из  чего   выбирать.  Рационализация   пития  наблюдается  чаще  там,  где   есть  изобилие  оного.   Когда  же  выбора   нет  или  он   очень   ограничен,   то   и   культуры   пития   требовать   просто    смешно. 
      В   России    сухой  закон  на  потребление спиртного   состоялся  в  Первую  мировую  войну.  Некоторые  считают,  что  тогда  это  был
факт  удачного        введения   сухого  закона.  18  июля  1914  года   был   введен      запрет  на   время   мобилизации,  но  он   продолжился   до     конца  войны.  В  1915  году  потребление    алкоголя   сократилось  до  0,2  литра  на   душу   населения.    Производительность повысилась    на  9 – 13 %,  увеличились  денежные  вклады  в       Банки.
      84%  опрошенных в  то  время  высказывалась  за  то,   чтобы   сухой    закон   сохранился  навсегда.
      Кто   и  кого   опрашивал   неизвестно.  Но,  известно,   что   этот   закон   дал   мощный  толчок   самогоноварению,        особенно     в     деревне, а  также     подпольному  изготовлению    фальшивых  спиртных   напитков,  изготовляемых   из  некачественных  продуктов.  Даже    выпускать   водку   под  видом  –  "Одеколон   80 градусов  тройной".
      Если   обратиться   к   истории   сухого   закона,   введеного   в  США  в  1919 году,   то  там   это   было  началом   создания   мафии  так  называемых   бутлеггеров,   которая  гнала  виски   подпольно  и   везла   контробандное   спиртное   из   Мексики  и  Канады.  Разборки  мафиози  со 
стрельбой     из – за   доходов  от  этого  были   обычным делом. 
     И  только   Рузвельт,   став  президентом,  отменил    сухой  закон  в  1934  году. 
     Советская  власть   отменила   сухой  закон  в   1925  году.
   


Рецензии