Создатели ЭВМ для С300

Создатели ЭВМ для противоракетного комплекса С300
I народ влiкь
а вытеженте о сва светы
i потлцешете родi iнi
iже iстягноуще сылы
iзо камене чюды творяе
безо комонiа повензы
i свако дiеяте чудняа
мiмо кудеснiцi
iже всяк бендешете грядеть
яко кудеснiк
И, народ, великий, и победы одержите по всему свету и разобьете роды иные, - вы, те, которые вызовут силы из камней, чудеса сотворяя - без коней повозки, и всякие содеете чудеса помимо кудесников, потому что всякий будет грясти как кудесник
***
В 1950-х годах было принято решение сделать московскую систему противовоздушной обороны мобильной.
К концу 1960-х годов опыт использования ЗРК в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке выявил необходимость создания мобильного комплекса с малым временем перевода из походного и дежурного положения в боевое (и обратно). Это было вызвано, во-первых, предельно малым временем от получения сигнала об обнаружении средств воздушного нападения противника до выхода их за пределы эффективной зоны поражения наземных средств ПВО, во-вторых, необходимостью срочной смены огневой позиции после стрельбы до подлёта следующей ударной авиационной группы противника или возвращения ранее обстрелянных самолётов для нанесения ударов по разведанной цели. Так, например, нормативное время свёртывания комплекса С-125 — 1 час 20 минут, было доведено до 20—25 минут. Такое сокращение норматива достигалось усовершенствованиями конструкции ЗРК, тренировками, слаженностью боевых расчётов, однако ускоренное сворачивание приводило к потерям кабельного хозяйства, на свёртывание которого времени не оставалось.
В СССР на вооружении Войск ПВО в эти годы находились следующие комплексы зенитных управляемых ракет: стационарный многоканальный С-25 (только под Москвой), подвижные одноканальные по цели С-75 (средней дальности), С-125
(маловысотный малой дальности) и комплекс большой дальности до 300 км С-200.
Конструкторские работы над новой зенитной ракетной системой С-300 начались в 1969 году по постановлению Совета министров СССР.
***
На вооружение С-300 наконец был поставлен в 1979 году, спустя 11 лет после решения о разработке комплекса, причем большая часть тормозов случилась из-за самого сложного и важнейшего звена – центрального бортового компьютера.
***
...Середина 60-х, самый разгар холодной войны и гонки вооружений. Супердержаве крайне необходима очередная суперсовременная система обороны от средств воздушного нападения. Уже не летают над Москвой недосягаемые самолеты-шпионы и легендарная «Печора» один за другим валит в небе Вьетнама американские фантомы и летающие крепости. Скоро счет пойдет на тысячи. Но наша страна окутана сетью баз, и задача ставится соответствующая угрозе: создать покрывающую всю территорию неуязвимую мобильную систему противовоздушной обороны, способную уничтожать тысячи целей, одномоментно посягнувших на суверенитет супердержавы. Несколько лет на зеленом сукне в министерстве Радиопромышленности лежит заказ. Для разрабатываемой будущей системы противоракетной обороны С300 нужен транспортируемый управляющий цифровой вычислительный комплекс (ЦВК) с запредельными для того времени характеристиками по производительности, объемам памяти, габаритам и надежности. Желающих взяться и выполнить заказ долгое время не находится. Решение сложнейшей задачи берет на себя директор ИТМиВТ академик Сергей Алексеевич Лебедев. Для этого ученого нерешаемых задач нет, тем более в вычислительной технике. Он прекрасно видит на многие годы вперед, и знает, куда и как будет развиваться вычислительная техника: появление интегральных микросхем полностью изменит ее облик, назначение и статус в обществе. Знает, что другого пути развития у института просто нет, а огромные ресурсы военного заказа – единственная возможность для продолжения работ по воплощению в реальность цели всей жизни – созданию вычислительных систем сверхвысокой производительности. Институт к этому времени безусловный лидер в области вычислительной техники не только в СССР, но и в Европе. Создан первый отечественный «миллионник» БЭСМ-6 – самая быстрая ЭВМ, разработанная в то время в Европе. Серийно производятся предыдущие БЭСМ и специализированные ЭВМ 5Э52 и 5Э92. Эти успехи меркнут перед тем, что предстоит сделать: комплекс с характеристиками не хуже чем у БЭСМ-6, занимающей помещение площадью 300м2 и объемом 1500м3 , необходимо разместить на площади 1,5м2 в объеме 2,5м3. Из всего, что необходимо для решения: архитектура, элементная база, технология разработки и технология производства – нет ничего. В 1969 году на уровне центрального комитета и правительства СССР принимается решение, определяющее ИТМиВТ разработчиком этого ЦВК. Главный конструктор комплекса – академик С.А. Лебедев, его заместители Всеволод Сергеевич Бурцев и Евгений Александрович Кривошеев...
Сборник трудов SoRuCom-2017. 427с.

Рождение советской ПРО. Приключения С-300. 29 декабря 2021


..В 1959 году была построена вычислительная сеть из ЭВМ, отстоящих друг от друга на сотни километров. Были созданы ЭВМ, обладающие быстродействием в 50 тыс. операций в секунду, одновременно осуществляющие прием и передачу данных по 7-дуплексным асинхронно работающим каналам общей пропускной способностью в 1 мегабит в секунду. В 1959 году впервые в мире в вычислительной сети широко использовались мультиплексные каналы и осуществлялась параллельная работа в ЭВМ устройства управления, ОЗУ, управления внешними устройствами и каналами связи. Таких комплексов в 1959 году за рубежом не было. Поражение баллистической ракеты американцы осуществили на 21 год позже и то с точностью до сотен метров, в то время как у нас промах не превышал 25 метров - В.Б.
https://www.computer-museum.ru/galglory/burtcev0.htm
Чем дальше уходит от нас удивительное время создания первых отечественных цифровых вычислительных машин, тем ценнее становятся свидетельства непосредственных участников первых разработок. Свидетельства очевидцев, становясь известными всем, помогают избавиться от мифов и поздних наслоений, лучше понять атмосферу, в которой создавались первые вычислительные машины, понять, что сейчас мешает появлению новых направлений науки и техники.
Всеволод Сергеевич пришел в ИТМиВТ студентом, многому учился на рабочем месте, а учителя у него были не просто «эффективные и успешные менеджеры», а настоящие ученые. Сергей Алексеевич Лебедев умел разглядеть в своих коллегах, в особенности молодых, необходимую им искру увлеченности, которая помогла им стать профессионалами. Сергей Алексеевич учил не так, как это делают некоторые «учителя», бросая своих учеников на стремнину и наблюдая за тем, кто из них вы плывет, чтобы затем назначить их своими любимыми учениками. Сергей Алексеевич учил на собственном примере, и своим огнем он одарил своих учеников, одним из которых был Всеволод Сергеевич Бурцев.
Всеволод Сергеевич двадцать лет возглавлял ИТМиВТ, вкладывая весь свой творческий потенциал в развитие отечественной вычислительной техники. При его не посредственном участии была достигнута теснейшая кооперация тысячи научных и производственных предприятий, в государственных испытаниях одновременно были заняты десятки тысяч человек, работавших над общей задачей. Эта кооперация, тщательное исполнение своих обязанностей всеми участниками процесса разработки на каждом его шаге позволяли избегать каких-либо серьезных ошибок. И сейчас, вспоминая те тридцать пять лет, которые Всеволод Сергеевич проработал в ИТМиВТ, не приходит на память ни одного примера серьезных неудач, на которые так щедра, к сожалению, современная российская спецтематика.
Карпов Леонид, Карпова Вера. К истории создания советской вычислительной техники
https://www.computer-museum.ru/articles/galglory_ru/3200/
...Группа, в которую входил Бурцев, создала инфраструктуру радиолокационной станции обзорного действия, способной в реальном времени сопровождать до 10 целей и одновременно наводить на них самолеты-перехватчики, выполняя опережающие расчеты их траектории. В 1956 году под Курском прошло испытание новой системы на серийной станции П-30 с посылкой оцифрованного сигнала управления на самолет перехвата целей. Но одних идей было недостаточно, и здесь проявился организаторский талант Бурцева, который сумел наладить работу специалистов разного профиля.
Однако до создания полноценной ПРО, способной прикрыть все пространство страны, было еще далеко. В то время Лебедев не раз встречался с полковником Григорием Васильевичем Кисунько, главным конструктором системы противоракетной обороны, который подыскивал коллектив для КБ-1, способный создать компьютер, значительно превосходящий по производительности БЭСМ и «Стрела» (СКБ-245, главный конструктор – Юрий Яковлевич Базилевский) при решении задач ПРО. Во время первой встречи с Кисунько в кабинете Лебедева Бурцев, уже три года занимавшийся проблемами получения цифровых данных от аналоговых радиолокационных устройств, впервые осознал, что для полномасштабного решения задачи развертывания противоракетной обороны страны необходимо построить вычислительную машину с производительностью до 100 млн операций в секунду (имевшиеся тогда вычислительные машины с трудом преодолевали барьер в 10 тыс операций). Кисунько поручил эту работу молодому академическому институту, не имевшему еще опыта внедрения научных разработок в промышленность, а Лебедев, подключив к работе своих сотрудников во главе с Бурцевым, проявил немалую смелость, хотя хорошо представлял себе все трудности на пути создания такой ЭВМ и организации ее серийного производства.
Разработку центральной ЭВМ возглавил Бурцев, разработку машины связи – Валентин Сергеевич Чунаев, а Владимир Иванович Рыжов занялся разработкой устройств связи с объектами, центральных часов ПРО и устройств, фиксирующих работу комплекса. Примечательно, что Бурцев никому не позволял замыкаться только на порученных им конкретных направлениях, а буквально заставлял сотрудников изучать весь комплекс целиком и особенно отмечал сотрудников, стремящихся к расширению своих знаний. Наиболее сложно было обеспечить высокую точность попадания по цели (наведение с точностью не менее 25 м) и временную синхронизацию данных системы (выдача сигнала подрыва противоракеты с точностью до микросекунд). В результате была создана подсистема, которую Кисунько использовал при решении поставленной перед ним задачи уничтожения межконтинентальных баллистических ракет.
Автоматический съем данных от обзорной радиолокационной станции с отделением шумов, а также расчет траектории движения нескольких целей выполнялся с помощью машин «Диана-1» и «Диана-2», а остальные задачи решали М-40 (1957 год) и М-50 (1959 год). Обе имели развитую систему прерываний, могли вести прием и передачу данных по семи дуплексным, асинхронно работающим каналам общей пропускной способностью в 1 Мбит/с. Впервые в мире в вычислительной сети широко использовались мультиплексные каналы и осуществлялась параллельная работа различных компонентов компьютера: устройств управления, памяти, внешних устройств и каналов связи. В М-40 впервые был использован второй процессор (процессор ввода-вывода), работающий по жесткой программе, а оперативная память впервые стала функционировать в режиме разделения времени. В качестве внешней памяти использовался магнитный барабан емкостью 6 тыс. 72-битных слов. Машина обрабатывала 36-разрядные двоичные числа в формате с фиксированной запятой, а М-50 умела обрабатывать числа в формате с плавающей запятой. У данной машины была модификация 5Э92, предназначенная для комплексов обработки данных, в которой применялась специально разработанная контрольно-регистрирующая аппаратура с возможностью дистанционной записи информации, поступающей с высокочастотных каналов связи. На базе ЭВМ 5Э92 строился главный командно-вычислительный центр системы «А» (в 1961 году была завершена разработка проекта боевой системы ПРО «А-35», предназначенной для защиты Москвы от межконтинентальных ракет), в которой впервые был реализован двухмашинный (многопроцессорный) комплекс. По пяти асинхронно работающим каналам осуществлялся обмен информацией с объектами, находящимися от М-40 на расстоянии 100–200 километров. Система регистрации боевой работы давала возможность в реальном масштабе времени анализировать каждый пуск.
Машины М-40 и М-50 сыграли большую роль в развитии отечественной ИТиндустрии – на несовершенной элементной базе была создана распределенная на сотни километров система из сети ЭВМ, превосходящая по своим параметрам зарубежные образцы. Задача борьбы с парными баллистическими целями, состоящими из корпуса баллистической ракеты и отделившегося от нее боевого блока с ядерным зарядом, была решена в 1961 году, а в 1966 году под Москвой построили боевые вычислительные комплексы, связанные между собой высокоскоростными линиями передачи данных общей протяженностью более тысячи километров...
Карпов Леонид, Карпова Вера. СуперЭВМ – от задач к машине
https://www.computer-museum.ru/articles/galglory_ru/3206/
Создатели ЭВМ для противоракетного комплекса С300


Рецензии