Название публикации, это не игра слов – это перевод с азербайджанского языка имени знаменитого исполнителя советской эстрадной песни Полада Бюльбюль–оглы. Сказать, что он был популярен в народных массах СССР, значит, ничего не сказать – его боготворили. Высокий голос певца, с характерным восточным звучанием, был слышен из каждого окна. А главная роль в фильме «Не бойся, я с тобой!» вознесла его на вершину Олимпа. Кстати, песни, исполненные им в фильме, написаны им же. И это не шутка! Да вы на биографию его посмотрите - учился в музыкальной школе по классу фортепиано. После ее окончания поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию им. Гаджибекова. В 1963-1968-м годах обучался композиции под чутким руководством композитора Кара Караева. Ну, то есть – начинал он совсем не с эстрады, а с классики. А с чего это, вдруг!? Как говорится – "шила в мешке не утаишь"! И он, не то чтобы уж совсем Бюльбюль. Полное имя певца – Полад Муртуза-оглы Мамедов. «Оглы» означает, что он сын Муртузы. А «бюль-бюль» - это соловей. Неужели, Полад отказался от отца и предпочёл его какой-то певчей птахе? И не то, чтобы нет! Но сначала, надо бы изучить биографию отца. А она такова – «Муртуза Мамедов родился 22 июня 1897 года в селе Ханбагы (ныне входит в состав города Степанакерт (Ханкенди) на территории Азербайджана, а ранее непризнанной Нагорно-Карабахской Республики) Шушинского уезда Елизаветпольской губернии, в семье кожевника Мешади Рзы и Гехар, дочери кочевника-курда из селения Пареулар». Тут, что называется, соловьём «и не пахнет», а вот дальше всё становится яснее. «В 1920-е годы был организатором музыкально-театрального дела города Гянджи, председателем Союза РАБИС (работников искусств), делегатом первого Всеазербайджанского съезда работников искусств, а затем заместителем председателя этого союза. В 1921 году поступил, а в 1927 окончил Бакинскую консерваторию (класс Н. И. Сперанского)». А это значит, что не успела отгреметь Гражданская война, а сын кожевника создал в городе Гянджи Музыкальный театр, где был солистом (ныне Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова). Вот это номер! Дальнейшие события просто невероятны – «С 1927 по 1931 год он стажировался в миланском театре «Ла Скала» у Д. Ансельми и Р. Грани. После чего не удивительно, что Муртуза Мамедов - первый азербайджанец лауреат Первого Всесоюзного конкурса пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов 1933 года в Москве». Басмачи в Туркестане пошаливали аж до 1935 года, а отец Полада, тем временем, утверждал на Кавказе советское классическое вокальное искусство? Дальше, больше! «Был членом правления общества «СССР—Италия» и за активное участие в развитии дружественных связей между этими странами был награждён «Гарибальдийской звездой». В 1938 году удостоен почётного звания «Народный артист СССР», а в 1950-м получил Сталинскую премию. Поклонники звали его Муртуза «бюльбюль». Сына он назвал суровым именем, ведь Полад — это стальной». Вот в этом месте всё становится понятным – отец Полада всё-таки был соловьём на устах своих поклонников. Да и имя сына, видимо, связано со Сталиным, премии которого был удостоен азербайджанский соловей. Вроде всё сошлось, кроме «стального», уж больно был худой и большеглазый этот Полад, да и пел он высоким, похожим на девичий, голосом. Дебют Полада на сцене состоялся в возрасте семнадцати лет, он вышел аккомпанировать отцу. Но время всё меняет – сначала он просто обладатель лирического тенора, затем композитор, актер, педагог. В 1970 году отмечен премией Ленинского комсомола Азербайджанской ССР, в 1973-м получил звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР, В 1976 году возглавил «Государственный эстрадный ансамбль Азербайджанской ССР». Руководил эстрадными коллективами республики. Объездил с концертами весь Советский Союз, побывал более чем в 70 странах мира. в 1982 году стал Народным артистом Азербайджана, с 1987 года в течение нескольких лет был директором и художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии. Затем - он доктор искусствоведения, министр культуры Азербайджанской ССР (1988—1991), министр культуры Азербайджанской Республики (с 1991г.), с 2000-го года профессор, депутат Национального собрания Азербайджана (Милли меджлиса), а впоследствии, Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в России (с 2006 года, по настоящее время). Как не покажется странным, смысл моей публикации в том, что все люди смертны… И в 1961 году умер отец Полада – знаменитый Бюльбюль. Подробности о его месте захоронения в справке: «Аллея почётного захоронения (азерб. F;xri xiyaban) — кладбище, расположенное в центральной нагорной части города Баку (Парламентский проспект). Представляет собой аллеи, на которых похоронены видные азербайджанские деятели культуры, науки, литературы, искусства, Герои Советского Союза, политики, революционеры, а также отличившиеся в различных областях экономики и сельского хозяйства и заслужившие почётные звания». Такое место захоронения подчёркивает авторитет отца Полада в обществе. Но, если обратить внимание на место рождения азербайджанского соловья – то оно в Шушинском уезде, близ Степанокерта, в Карабахе. Поэтому, после похорон, в Шуше, был установлен бронзовый бюст Бюль-Бюля. Который, после занятия Шуши армянами, в отместку за разграбление церкви Казанчецоц, в мае 1992 года, был демонтирован и вывезен в Грузию на металлолом, где был выкуплен азербайджанскими властями. До 2021 года этот бюст со следами от пуль находился в экспозиции под открытым небом Музея искусств, в Баку. Последняя Карабахская война закончилась в ноябре 2020 г. занятием Степанакерта вооружёнными силами Азербайджана, а 14 января 2021 года бюст был снова установлен в Шуше. Несомненно, что в Карабахе находится и родовое кладбище Бюльбюль Мамедовых, а Поладу уже пора подумать о вечном. Это в фильме «В бой идут одни старики», как аксиома утверждается: «Всё приходяще, а музыка вечна!». А Полад, который 4 февраля 1945 года родился в столице Азербайджана Баку, и впрямь оказался стальным, и он уверен, что есть ещё вечная память, которую хранят могилы предков. И если они оказались на территории завоёванной врагом, то настоящий горец терпеть этого не будет… Незадолго перед решительной схваткой, «летом 2020 года Полад получил критические замечания в свой адрес, от обозревателя Сергея Пархоменко. Дело в том, что Бюльбюль-оглы сказал, что десять миллионов азербайджанцев не должны ждать, когда согласится два миллиона армян. Обозреватель считает эту фразу недостойной, даже позорной для дипломатического представителя, а самого Полада обозвал неграмотным в вопросах дипломатии (Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/polad-bulbul-ogly). Как говорится – «Кесарю, кесарево…», а у обозревателя есть право на своё мнение (и только).
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.