О

ОБАДА – у провансальцев утренняя песня.

ОБЗОР – краткое сообшение о ряде событий, объединённых общей темой.

ОБИРУ (отрогоду) – в лазской (Дагестан) литературе импровизированные песни во время танцев или состязаний.

ОБИХОДНАЯ катахреза –  та, которая в результате частого использования стала привычной: красные чернила, новый год и т.п.

ОБЛАСТНИЧЕСКИЙ роман – в областническом романе выдвигается идеологическая сторона – язык, верования, мораль,  нравы – причём и она показана в неотрывной связи с ограниченной локальностью. Как и в идиллии в О.р. смягчены все временные грани, грани практической жизни  согласованы с ритмом природы (М.Бахтин).

ОБЛИГАТУРНАЯ пауза – образуется недостающим слогом в стихе (Д.Аттридж).
Внимает он привычным ухом \ Свист… (А. Пушкин).

ОБЛИЧИТЕЛЬНАЯ литература – в Англии средних веков литература, направленная против духовенства.

ОБМАНУТОЕ ожидание – такая форма изложения текста, когда автор в прозе сознательно затягивает решение (развязку) интригующих событий. В поэзии чаще всего читатель ждёт появления рифмующегося слова, но автор этого не делает. Он либо оставляет строку без рифмы (холостой), либо сдвигает рифму дальше.

ОБМАНУТОЕ поколение – одна из тем в литературе Австрии. Писатели В. Кёппен, Г. Вернер, Г. Бёлль, М. Вальзер и др. выступали против войны.   

ОБМИРЩЕНИЕ культуры – процесс, начавшийся в ХVIII в. Он состоял в том, что культура стала отходить от церковных традиций и принимала светский, гражданский характер (секуляризация).

ОБНАЖЕНИЕ внутренней формы – нарочитое нагнетание пародируемых слов: инда взапрели озимые, рассупонилось солнышко.

ОБНОВЛЕНИЕ метафоры – использование стёршейся метафоры с помощью контекста: Бегут по морю голубому \ Барашки белые, резвясь… (И.Северянин).
ОБНОВЛЕНИЕ фразеологизма – внесение в известное фразеологическое выражение новых слов, меняющих его внутренний смысл: Ученье – свет, а неучёных – тьма!

ОБНОВЛЕНИЕ рифмы — умение поэта старую избитую рифму подать так, чтобы она выглядела неожиданной, засверкала новыми красками:
И вот уже трещат морозы,
И серебрятся меж полей…
(Читатель ждёт уж рифму розы,
На, вот бери её скорей!)                А. Пушкин

ОБОЗРЕНИЕ – – жанр журналистики, разновидность литературной критики.  Автор его рассматривает и оценивает произведения литературы, вышедшие за определённый период времени –  неделю,  декаду, месяц и т.д..

ОБОЛОЧКА стиха – переводчик обязан в своих переводах сохранять то настроение, которое вложил в своё произведение автор.

ОБОРВАННЫЕ рифмы – поэтическая вольность:
Морякам плясать привычно
На носу иль на корме.
Всё же хочется услышать
Бурные аплодисме...                Е. Чеповский

ОБОРОТЕНЬ – такая фраза, смысл которой не совпадает при чтении с конца:
На Ритке снег – Генсек тиран (С. Федин).

ОБРАЗ-аллегория –  это предвзятое, нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает своё служебное переносное значение. Сюда относятся басни, сказки Салтыкова-Щедрина и подобные им произведения.

ОБРАЗ-архетип – является наиболее устойчивым для обозначения человеческого воображения (Дон Жуан, Гамлет).
ОБРАЗ жизни – не может существовать вне окружающего, сам по себе, а связь всего окружающего есть связь причин и действий (А.Белый).

ОБРАЗ героя – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Герой может быть положительным или отрицательным.

ОБРАЗ  искусства – существует как независящий одушевлённый образ. Он ни  в коем случае не совпадает с  образом жизни, он предмет переживания – природа самой природы.

ОБРАЗ и СЛОВО – художественное отражение с помощью слова человеческих характеров, событий, явлений в конкретной, индивидуально-образной форме.

ОБРАЗ мыслей – присущий человеку активный способ восприятия и  оценки окружающего мира, связанный с необходимостью, разработки своего взаимодействия с ним. Критике не подлежит, ибо он выражает качество лиризма, саму сущность поэтического дара.

ОБРАЗ-топос – представляет общее место, характерное для целой культуры данного периода или данной нации (образ дороги,
мир – театр).

ОБРАЗ художественный — специфически присущий искусству  способ отражения действительности, обобщения её с позиций эстетического идеала в конкретно–художественной, непосредственно воспринимаемой форме. «Существует как независящий, одушевлённый образ. Он ни в коем случае не совпадает с образом жизни» (А. Белый).

ОБРАЗ художника – эстетическое понятие, обозначающее целостное представление о творце произведений искусств, его роли и функции в обществе. Оно дифференцируется (делится) соответственно двум смысловым значениям. В первом подразумевается обобщённое абстрагированное от конкретных личностей творцов представление о роли писателя на определённом этапе развития общества. Во втором случае имеется в виду конкретный образ творца. Между ними существует тесная связь. В качестве «эталона» обычно выдвигается определённый тип художника, соответствующий стремлениям и ожиданиям того или иного класса или социальной группы.  Различные трактовки О.х. имеются и в художественных произведениях.               

ОБРАЗНАЯ метафора – такая метафора, которая сохраняет внутреннюю форму и двуплановость содержания. Используется в оценочной (змея подколодная), пояснительной и декоративной форме: золото волос.

ОБРАЗНАЯ перифраза –  образуется  посредством метафорического  (царь зверей) или метонимического переноса (медленная смерть).

ОБРАЗНАЯ система – множество художественных образов, находящихся в определённых отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. О.с. играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения.               

ОБРАЗНАЯ форма писателя –  содержит в себе три стороны: систему деталей предметной изобразительности, систему композиционных приёмов и словесный (речевой) строй произведения.

ОБРАЗНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ мышление – на этом уровне читатель стремится постичь – взаимодействия героев, отношение к ним автора, его идеал, его понимание происходящих в мире событий и явлений.

ОБРАЗНОЕ мышление – способность воспринимать и передавать картины жизни в их художественных значе-ниях. Создание образов – основной метод литературы.

ОБРАЗНОЕ представление – феномен сознания и собственно образы как чувственная (зрительная, слуховая) воплощённость представлений.

ОБРАЗНОСТЬ – образность нельзя свести только к метафоризации, она достигается также с помощью ритмики и мелодики. Грамматический фактор тоже относится к образности. Падежные окончания (сыны – сыновья) способны создавать стилистические различия. Качество образа и сила воздействия определяются творческой личностью писателя, остротой его наблюдений над жизнью, умением группировать детали наблюдений и оперировать всеми средствами создания образа и, в том числе, основным – словом.

ОБРАЗНОСТЬ вообще и образность  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – образность    присуща всем.                Это живое, наглядное представление о ком-то или о чём-то. В образном мышлении отсутствует «авторство» и есть универсальность в использовании впечатлений.
Для личности писателя характерна ярко выраженная способность к эмоциональному восприятию действительности.

ОБРАЗНЫЕ выражения – это единицы речи, которые употребляются в переносном смысле. Образное выражение – это широко употребляемое меткое слово, выражения, изречения, речи, цитаты исторических лиц, литературных персонажей, которые уже стали нарицательными.

ОБРАЗНЫЕ  сравнения – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особенную наглядность, изобразительность.
На заре туман кудлатый,
Спутав дымы и дымки,
В берегах сползал куда-то,
Как река поверх реки.                А. Твардовский
Сравнение разных по смыслу и логически не сопоставимых понятий или вещей: он похож на птицу – он похож на отца.

ОБРАЗНЫЙ параллелизм –  сравнение явлений человеческой жизни с явлениями природы. Часто используется в фольклоре:
Недозрелая да калинушка – нельзя её заломать,
Не доросла красна девушка – нельзя её взамуж брать.

ОБРАЗОВАНИЕ – совокупность знаний, полученных в результате обучения.

ОБРАЗЫ-мотивы – такие, которые обычно повторяются в нескольких произведениях одного или нескольких авторов (например, образ метели).

ОБРАЗЫ-символы – первоначально О-С. представляли собой изображения
Природы, вызывающие эмоциональные ассоциации с человеческой жизнью. Эта традиция жива и до сих пор. Но постепенно символическое, иносказательное значение в литературе стали приобретать изображения отдельных людей их действий и переживаний, знаменующие какие-то более общие процессы человеческой жизни. Так образ Иуды, предавшего Христа, стал вообще символом изменника.               

ОБРАЗЫ-эталоны – это объекты сравнения  представляющие собой стереотипные единицы языка в словаре сравнений русского языка: волосы как волна, нитки, шёлк, глаза как звёзды, море и т.д. 

ОБРАЗЦОВЫЕ (канонические) тексты – для любого неподготовленного читателя метонимически представляют историю национальной (мировой) литературы как избранные имена «классиков» и избранные тексты.

ОБРАТНАЯ связь – отзыв, полученный автором на своё произведение от читателя.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – это не внешние особенности среды, а сознательное отношение и социальная борьба, определяющие историческое движение общества и отдельной личности.

ОБУСЛОВЛЕННЫЕ элементы – есть такие «обусловленные текстом элементы звучания, которые обязательно входят в состав восприятия речи» (Б.Томашевский) Сюда относятся интонация завершённости, фразовое ударение, вопрос, синтаксическая пауза. В поэзии – это стихотворная пауза.   

ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ характера –  характер человека обусловлен одновременно и социальными и психологическими факторами. Степень и характер индивидуализации зависит от метода искусства, проявление которого, в свою очередь, исторически обусловлено.

ОБЩАЯ поэтика – учение о литературном произведении, его составе, структуре, функциях, а также о родах и жанрах литературы.

ОБЩАЯ стихология – наука, рассматривающая  условия  стихотворной речи вообще.

ОБЩАЯ теория литературы – частное направление теории литератур, изучающее специфику литературного произведения, его художественное своеобразие, композицию, жанр.

ОБЩЕДОСТУПНЫЙ художественный театр – создан в Москве В.И. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским в 1898 г.; театр прославил во всём мире драматургию Горького и Чехова.

ОБЩЕЕ место – устойчивый набор образов и мотивов, использующихся в изображении повторяющихся ситуаций, характерных для определённой художественной системы.

ОБЩЕЕ содержание — идея, суть, основная мысль произведения.

ОБЩЕИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ синтаксис – совокупность приёмов художественного изображения собственно синтаксическими средствами(в т.ч. ритмико-интонационными), при котором художественная действительность оказывается объектом авторской обрисовки. Общеизобразительный синтаксис  выполняет эстетическую функцию.

ОБЩЕПОЭТИЧЕСКАЯ метафора – распространённая в поэзии метафора: луч солнца золотой.

ОБЩЕСТВЕННО-публицистические жанры  – газетно-журнальная тематика: репортажи, статьи, обзоры, фельетоны, заметки и т.д.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ (spolecenske) песни  – чешские эпические песни и гимны патриотического содержания, сложившиеся в среде буржуазии.

ОБЩЕСТВО албанской печати – образовалось в 1879 г. в Стамбуле. Оно издавало журналы и книги на родном языке. Позднее албанские культурные объединения возникли в Болгарии и Египте.

ОБЩЕСТВО Браунинга – образовалось в Англии во второй половине XIX в. Оно занималось изучением «тёмных мест» в творчестве поэта Р. Браунинга (1812-1889).

«ОБЩЕСТВО Достоевского» – возникло на базе «Семинарий по изучению Достоевского», основанного в 1925 г. при Русском народном университете в Праге по инициативе А.Л. Бема (1886-1945). По характеру членства было международным. В него входили Е.А. Лядский, Н.Ф. Мельникова-Попаушкова, писатель Макс Брод, режиссёр Я. Бор. По своему характеру «Семинарий» был научным обществом, главное направление его деятельности – исследовательская работа (творчество Достоевского).

«ОБЩЕСТВО друзей русской книги» — существовало в Париже в 1925 -1938 гг. В него входили: П.П. Гронский,  В.А. Верещагин, П.Н. Апостол; а также Я.Е. Поволоцкий (секретарь), Г.Л. Лазинский и (казначей) Л.А. Гринберг. Основной задачей общества являлась разработка и собирание материалов по истории русской книги и её библиографии, по вопросам библиофилии, библиологии и библиотековедения.

ОБЩЕСТВО друзей словесных наук – сложилось в России (1784 г.) в Москве. Наиболее талантливыми членами были И.И. Антоновский, С.С. Бобров , С.С. Тучков, К.А. Лубьянович, С.С. Пестов и А.М. Виндовский.

ОБЩЕСТВО изучения литературы – было создано в Китае (1921-1927) Чжоу Цунь Вэнем для пропаганды «гуманной литературы». Вскоре оно распалось на две группы: реалисты (Лу Синь и  Чжоу Цзежэнь) и символисты (Ху Ши, Вэнь Идо ) и др.

ОБЩЕСТВО изучения наук и искусства – основано  в Сирии в 1847 г. Просветительское учреждение. Оказывало поддержку новым культурным начинаниям и издавало памятники литературного наследия.

ОБЩЕСТВО истинных африканцев – создано было бурами в 1875 г. Целью его было: перевод Библии на бурский язык, издание словаря, грамматики и учебников родного языка. Но эта деятельность носила националистический характер.
ОБЩЕСТВО любителей древней письменности – образовано в 1977 г. П.П. Вяземским в Петербурге.

«ОБЩЕСТВО любителей просвещения» – создано в Панаме в 1846 г. Из него вышли первые панамские поэты Х. Колунхе, Т. Фёйс, К. Алеман и др.
«ОБЩЕСТВО любителей российской словесности – литературно-научное общество при московском университете (1811-1930) ставило целью «Способствовать успехам отечественной словесности, как главному средству распространения просвещения».  Участники общества:  Н.Н. Загоскин, А.С. Хомяков, М.П. Погодин, И.С. Тургенев,  И.А. Бунин, Л.Н. Толстой и т.д.

ОБЩЕСТВО любителей российской словесности при Московском университете – писатели-разночинцы XIX в. тяготели к московскому университету и его пансиону. Это было «учёное сословие». Принадлежность к этому обществу давало социальный статут. Свободомыслие университетского професора, поэта-разночинца, требовало призхнанияч за «служителем муз» месиста, равного госудаоственному чиновнику. Интерес к народности, фольклору, античной литературе объединяли этот лагерь. Они критиковали карамзинизм, не принимали поэтику Жуковского, отрицательно относились к дворяенскому дилетантизму. В общество входити З.Буринский, Н.Грамматин, Ф.Ивано  и т.д.

«ОБЩЕСТВО любомудрия» – литературно-философский кружок в Москве 1823-1825 гг. , в него входили В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский и др. Члены «О.л.» изучали сочинения Б. Спинозы, Л. Окена,  На основе «системы тождества» Ф. Шеллинга пытались построить цельное «наукоучение».  Общество сыграло заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства. После восстания декабристов «О.л.» было распущено, а все документы сожжены. Позднее любомудры объединились вокруг «Московского вестника» (1827-1830).

ОБЩЕСТВО переводов –  общество, созданное в XIX в. при Делийском колледже.

«ОБЩЕСТВО писателей и журналистов в Харбине» – основано в 1921 г., оно сыграло видную роль в культурной жизни дальневосточной русской эмиграции. На заседаниях «О.п.и ж.в Х.» проходили оживлённые прения между сторонниками классической литературной традиции и «новаторами».  В собраниях общества участвовала группа профессоров Г.К.Гинс, Н.В.Устрялов и др. Участниками «О.п.и ж.в Х.» были литеераторы С. Алымов, С. Гусев-Оренбургский , Н. Алл, и т.д. В начале 1923 г. общество прекратило существование.

«ОБЩЕСТВО  по изучению наук и искусств» – основано в Сирии в 1847 г. Как просветительское учреждение оно оказывало поддержку новым культурным начинаниям, издавало памятники литературного наследия.

«ОБЩЕСТВО  русских драматических писателей и оперных композиторов» — объединение, созданное для защиты материальных интересов драматургов. Существовало в 1874-1904 г. Инициатором создания общества был А.Н. Островский (1823-1886). В «Общество...» входили И.С. Тургенев, А.К. Толстой, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.М. Горький и др., композиторы П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский. За лучшие произведения авторам выдавалась Грибоедовская премия.

«ОБЩЕСТВО русских студентов для изучения и упрочения славянской культуры» (ОРСИУСК) – организовано в 1922 г. в Париже, его основная задача – культурно-просветительская работа среди студентов и других слоёв русского населения, направленная на пропаганду российской культуры и литературы. В него входили И.А. Бунин, И.С. Шмелёв (1873-1950), А.И. Куприн, профессор В.Б. Ельяшевич (1875-1956). Основное место в работе Общества занимала литературная тематика. Читались лекции по философии, экономике, праву и на политические темы. С благотворительной целью организовывались  детские музыкальные утренники. С 1929 г. ОРСИУСК прекратило свою работу.

ОБЩЕСТВО свободной эстетики – литературный кружок., образованный в Москве в 1906 г. Это был важнейший культурный центр предреволюционной Москвы. В него входили В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Ходасевич, С. Соловьёв, Вяч. Иванов и др. Стилевого единства у них не было. Кружок существовал до 1917 г.

ОБЩЕСТВО сегодняшнего и завтрашнего дня – было образовано молодыми писателями в Бельгии для уравнения фламандского языка. Во главе «Общества…» стоял Ян Виллемс (1793-1846).

ОБЩЕСТВО творчества – образовано в Китае в 1921 г. в Шанхае. Его создателями были Го Можо (1892-1978) и Тянь Хань (1896-1968).  Оно постепенно перешло на позиции «революционной литературы».

ОБЩЕСТВО трансценденталистов ("исходя  из опыта") – явление в истории американской культуры эпохи зрелого романтизма в XIX в. Оно очертило круг проблем, тревоживших сознание американских писателей. Они создали принципиальную систему взаимоотношения общества и человека. Это было сделано чётко и не двусмысленно. Трансценденталистов привлекали идеи утопического социализма. Центральной идеей  был всеохватывающий индивидуализм, основанный на идее тождества микро- и макро- миров, индивидуальной и мировой души. Теоретики трансцендентализма  – Г. Паркер  (1810-1860) и У. Эмерсон (1803-1882).  Ядром О.т.  было эмерсоновское учение – квинтэссенция романтического гуманизма.Это даёт многое для понимания литературного развития США в ту эпоху.

ОБЩЕСТВО финской литературы –  было создано в 1831 г. лицами, интересовавшимися финским языком и считавшими, что через язык можно пробудить национальное самосознание. Оно занималось изданием книг: «Калевала», «Кантелетар» и др. Развивало финский язык, способствовало пробуждению и укреплению национального самосознания.

«ОБЩЕСТВО шубравцев» – польское литературное объединение, основанное Казимижем Контрымом (1762-1836) в 1817 г. В «О.ш.» входили А. Снядецкий, Л. Баровский, О. Сенковский и др. Критикуя нравы польского общества и сословные предрассудки,  шубравцы были принципиальными плагиаторами: «к темам, возникающим в процессе газетной работы, попросту подбирались подходящие образцы классической литературы» (В. Каверин).

ОБЩЕСТВО эстонских писателей  –  основано в 1872 г. Культурный центр, который приобрёл общенациональное значение. Оно отстаивало право нации и эстонского языка на создание национальной литературы, науки и культуры.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ и КЛАССОВОЕ в искусстве – в эпоху классовых противоречий общечеловеческое чаще всего выражается через классовое и в этом случае классовое и общечеловеческое сливаются и становятся неразличимыми.

«ОБЪЕДИНЕНИЕ писателей и поэтов» – объединение поэтов и прозаиков молодого поколения в Париже в 1931-1940 гг.  В него входили А.В. Алфёров, В.Л. Андреев, И.Н. Голенищев-Кутузов и др. Устраивались литературные вечера с чтением и разборкой стихов и прозы членов Объединения.

ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ тенденция – русская литература второй половины XIX в. занимает ведущее место среди литератур мира, выполняя роль духовного посредничества; она также объединяла людей, показывая народам мира, как надо решать национальные вопросы в стране. Исполняла она и социальные функции, была трибуной  прогрессивных политических, философских и эстетических идей, ареной острой идеологической борьбы. Всё это вместе способствовало сближению  народов и самоопределению культур.

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ – вопрос, который автор  задаёт и сам на него отвечает.

ОБЪЕКТИВИЗМ – взгляд на мир и его отражение в литературе без попыток оценить его. (Встречается у Г. Флобера).

ОБЪЕКТИВНЫЙ коррелят – понятие, введённое в литературно-критический обиход в 1919 г. Т.С.Элиотом (1888-1965) как определение способа художественного выражения эмоции. По Элиоту О.к. обозначает «сочетание предметов, ситуацию, цепь событий, которые являются формулой конкретной эмоции; стоит лишь описать внешние факты, вызывающие определённые переживания, как эта эмоция незамедлительно возникает». О.к. – своеобразная квинтэссенция того, что Элиот, наряду с Т.Э. Хьюмом (1883-1917) и Э. Паундом (1885-1972), постиг в теории и практике французских символистов, утверждавших, что поэзия не выражает эмоции непосредственно, эмоции нужно вызывать опосредованно различными способами. С. Малларме (1842-1898) утверждал, что основа поэзии не идеи, а слова. О.к. – своеобразная узда, сдерживающая в стихотворении не мотивированные обстоятельствами эмоциональные порывы героя и – в конечном итоге – автора, способствующая  «украшению» романтических эмоций и субъективных излияний «личности» в поэзии.

ОБЪЕКТИВНАЯ оценка литературы – оценка по принципу нравится-не нравится. Оценка художественной ценности – стиль автора, умение строить сюжет, умение пользоваться языком.

ОБЫДЕННОЕ и поэтическое сознание – обыденное сознание видит предметы и явления такими, как они есть, а поэтическое сознание то же самое видит таким, как подсказывает душа, воображение. Оно отличается стремлением к установлению связей между вещами не сопоставимыми и в этом кроется источник богатства образов и художественных открытий, порой неожиданных. 

ОГЛАВЛЕНИЕ –  вспомогательный элемент книги, в котором перечисляются её главы, их номер и номер страницы. О. может находиться в начале книги или в её конце.

ОДАРЁННОСТЬ – в литературоведческом смысле – человек, наделённый способностями к литературной деятельности, талантливость. См. ТВОРЧЕСКИЙ ДАР.

«ОДИННАДЦАТЫЙ нумер» –  номер комнаты, в которой жил В.Г. Белинский при Московском университете им. Ломоносова. Там заседал литературный кружок того же названия.

ОДНОЛИНЕЙНОСТЬ изображения жизни – усиливающаяся тенденция к целостному отражению действительности, к постижению жизни во всем её многообразии.

ОДНООБРАЗИЕ речи –  наличие в речи одинаковых звуковых повторов.

ОДНОСЛОВИЕ– наикратчайший жанр словесного творчества заключающего в себе новую идею или картину. Слово здесь выступает как целое произведение,  в котором своя идея, образ автора и и перекличка с другими текстами. В. Хлебников сочинил около четырнадцати тысяч новых слов.

ОДУХОТВОРЁННОСТЬ – воодушевление,  вдохновение, помогающее писателю создавать прекрасные произведения.

ОЗЁРНАЯ школа1 — идейное и творческое содружество английских поэтов–романтиков: У.Вордсворта (1770-ё850), С.Кольриджа (1772-1834), Ь.Саути (1774-1843) и др., выступавших против традиций классицизма, воспевавших красоты природы, свободолюбие.

ОЗЁРНАЯ школа2 – в Корее XVII в. группа поэтов: Юн Сон  До (1587-1671), Ли И (1536-1584), Син Хым (1586-1628) и др. — создали школу Канхо Мунак (литература озёр и рек). Поэты этой школы красочно описывали родную природу.

ОЗНАЧЕНИЕ  –  деятельность по осуществлению данного процесса. О. осуществляется с помощью языка культуры или не системных знаков. Результатом этого процесса могут быть культурный текст, новые знаки или их последовательность и т.д. Исследование О. связано со структурализмом.

ОЗНАЧИВАНИЕ1 – базовое понятие постмодернистской концепции текстовой семантики (знака), твёрдым отказом от идеи сообщения, фиксирующее процесс обретения текстом смысла, который не является ни заданным, ни данным.

ОЗНАЧИВАНИЕ2 – одна из форм игры слов в афроамериканской культуре, связанная с использованием не прямого высказывания, ведущая к разрыву между прямым и переносным смыслом слова. Пример: оскорбление с целью показать своё расположение. Под словом означивание подразумевается осмеяние. Именно поэтому в афроамериканской литературе распространён жанр пародии.

ОЗОГЫ КУУЧАНДАР – алтайские исторические предания, жанр народной литературы.         

ОЗЫН КЕЙ – татарские длинные песни. Имеют девять – десять стихотворных слогов.

ОЗЫН КЮЙ – татарская лиро-эпическая песня.

ОИНА — у народа айну песни-легенды.

ОИЭМОНО – семейные хроники. Жанр японской драматургии XIX в. Пьесы о распрях  в  княжеских домах.
          
ОККУЛЬТИЗМ — сокровенные, эзотерические учения о таинственных сверхъестественных силах, недоступных для общего человеческого опыта. О. получил отражение в творчестве писателей-романтиков. «Некоторые фантазии Эдгара По находят полное подтверждение в доктринах оккультизма, хотя он вовсе не был знаком с последним». (Журнал оккультных наук Изида). Расцвет оккультных наук приходится на средневековье и эпоху Возрождения. Испытал влияние оккультизма французский символизм. В русской литературе конца Х1Х начала ХХ века с ним связано творчество Н. Гумилёва, М. Кузмина, называвшего оккультные науки «техникой искусства», В. Хлебникова,  В. Ходасевича, К. Бальмонта, А. Белого и т.д. В русском зарубежье оккультизм оказал воздействие на творчество ряда поэтов, в том числе на Бориса Поплавского, на прозу Г. Гребенщикова и других.

ОККУЛЬТНО-МИСТИЧЕСКАЯ литература – литература, посвящённая оккультно-мистическим учениям: оккультизму, магии, спиритизму, колдовству, эзотерике и т.д.

ОКНА РОСТА (Российское Телеграфное Агентство)–  окна сатиры РОСТА созданы советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства. Зачинателем О.Р. был художник М.Черемных. Это специфическая форма массового агитационного искусства, сочетавшего рисунок и текст (чаще всего стихи) в период Гражданской  войны 1918–1920 гг. Стихотворные тексты создавали В. Маяковский (1893-1930), Д. Бедный (1883-1945), О. Брик (1888-1945), М. Вольпин (1902-1988) и др. Среди художников были М. Черемных (1890-1962), В. Маяковский, Д. Моор (1853-1932), К.Малевич (1879-1935) и др.

ОКНА ТАСС (Телеграфное Агентство Советского Союза) – серия агитационных плакатов с призывом защищать родину; появилась в 1941 г. Главным художником были Кукрыниксы – М. Куприянов (1903-1990), П. Крылов (1902-1990), Н. Соколов (1902-2000). Тексты писали: Демьян Бедный (1883-1945), В. Лебедев-Кумач (1898-1949),  А. Жаров (1904-1984), С.Маршак (1887-1964).

ОКОЛО ИСКУССТВО – произведение искусства    (проза стихи) только тогда может быть названо подлинным, когда оно затрагивает душу не только автора, но и его потребителей. Всё же остальное -- это только пародия на подлинное искусство.   

ОКОПНАЯ правда  новое направление в развитии военной темы в советской литературе. Оно было направлено против псевдогероики и фальсификации. Первым автором О.п. стал писатель Ю.Бондарев (р.1924).

«ОКСФОРДСКИЕ поэты» – (трактарианское движение в лоне английской церкви) —  движение, цель которого – защита англиканской церкви как Божественного института, её независимого духовного статуса и возрастание традиций раннего христианства и «высокой церкви» XIX в. Начальным импульсом для О.движения  послужила речь профессора поэзии Джона Кибла (1732-1866) в 1833 г., направленная против современного рационализма, религиозного либерализма, тенденции к утверждению главенства государства в англиканских церковных делах. О.д. породило обширную литературу: сборник стихов его лидеров, поэзию и опубликованные анонимно романы Д. Ньюмена (1801-1890) «Потеря и выигрыш» и др.  Возрождение интереса к средневековой церкви и церкви XVII в. оказало воздействие на А. Теннисона (1809-1992), У.Морриса (1834-1896), М.Арнолда (1832-1904), романистку Шарлоту Йонге (1823-1901), прерафаэлитов, и способствовало возрождению готического стиля в архитектуре, связанного с трудами и деятельностью архитектора О.У.Н.Пьюджина (1812-1852) и писателя, историка, искусствоведа, публициста Джона Рёскина (1819-1900).

«ОКТЯБРЬ» — литературно-художественная группа, возникшая в 1922 г. как «часть пролетарского авангарда, проникнутая диалектически-материалистическим мировоззрением». В группу вошли: С. Родов, С. Малашкин,  И. Доронин (1900-1978), А. Дорогойченко (1894-1947) — из лит.группы «Кузница»;  А. Безыменский, А. Жаров, А. Весёлый (1899-11938) — «Молодая гвардия»; А. Избах (1904-1977), А. Соколов — «Рабочая весна» и др. Писатели «О.» считали «культурный фронт»  в период НЭПа важнейшим участком борьбы с буржуазией. Они выработали идеологическую и художественную платформу, в основе которой было понятие классовой литературы как силы, организующей психику рабочего класса, а через него и людей других слоёв общества. Буржуазная эмигрантская литература «Гиппиус и Буниных», внутрироссийских мистиков и индивидуалистов типа Ахматовых и Ходасевичей»  группой «О.» признавалась принадлежащей классовым противникам, чья деятельность «ничем оправдана быть не может». В конце 1925 г. группа утратила своё значение и распалась.

ОККУЛЬТНО-МИСТИЧЕСКАЯ литература – литература, посвящённая оккультно-мистическим учениям: оккультизму, магии, спиритизму, колдовству, эзотерике и т.д.
ОЛДУИЧСКИЙ фарс –  грубоватые комедии положений, ставившиеся  в Англии 1920-1930 гг. в  театре Олдуин. Особенно характерными были комедии Б.Траверса.

ОЛЕН – жанр  казахской народной лирической песни, строфического строения, часто с припевом. Исполняет её оленши. Существуют различные школы этого жанра.

ОЛЕНШИ – казахский автор  текста и исполнитель песен олен.

ОМЛАДИНА –  объединение сербской молодёжи. Возникло в городе Нови Сад в 1866 г. В него входила группа поэтов романтиков: Й.Йованович-Змай (1833-1904), Л.Костич (1841-1910), Д. Якшич (1875-1924). Это была общественно-политическая организация, которая сыграла большую роль в развитии общественной и культурной жизни Сербии.

«ОМФАЛОС» (пуп) – литературный кружок, зародившийся в 1910-х в гимназической среде города Вильно вокруг Н.М.Бахтина (1866-1940). Главные участники «О.» Н.М.Бахтин и М,И.Лопатто (1892-1981), а также Л.В. Пумпянский (1889-1943), братья Радловы: Н. (1889-1942), С.(1892-1958). «Омфалитики» занимались сочинением сатирических пародий на модные литературные течения XIX-XX вв. Стихи сочинялись от лица вымышленных поэтов. Дальним устремлением членов кружка стало желание «освободить искусство от искусственности».

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ поэтика –  метод герменевтического анализа текста, направленный на раскрытие связи личного бытия автора с общекосмическим  бытием, отражённым в художественном произведении и формирующем его метафоро-символическую и сюжетно-образную структуру. Термин введён Л.В. Карасёвым (р.1956 г.) в 1993 г.  -
«В литературе онтологические интуиции сказываются и в самой потребности автора в создании «второй реальности» и в особенностях устройства текста, в сюжетных ходах, мотивах, поступках  персонажей и в различных деталях. Исследование этого особого смыслового слоя (обычно закрытого для автора текста) я назвал онтологической поэтикой или онтологическим подходом к литературе. В задачу  О.п. входит поиск, полагание или интерпретация смыслов литературных произведений с целью выявления тех аспектов «персональной мифологии» автора, которые могут служить «моделью», образцом, эмблемой для обозначения целого типа онтологического смыслостроительства, имеющего отношение к очень многим людям».

ОНТОЛОГИЯ – философское учение, исследующее всеобщие основы и принципы бытия.

ОНТОЛОГИЯ искусства –  исследовательское направление в эстетике, изучающее фундаментальные принципы бытия искусства, бытийную сущность его символики.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ сущность стиха – именно особое членение стихотворного текста является О.с.с.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ текст – совокупность предложений, объединённых в структуру различными типами связи, единством прагматической установки и определённой информацией. 

ООБУТА – в Японии название песен из спектаклей кагура, саибара, фудзоку, которые тоже относятся к литературе синто.               

ОПЕЛАЙДА – киргизская народная песня погонщика скота во время молотьбы.

ОПИСАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ высказывание – есть тексты чисто описательного характера, а есть тексты оценочные. Эту противоположность двух видов текста соединяет О-О.в. Примером  могут служить тексты словарей. Там даётся и толкование термина и его оценка: просторечный, устаревший и т.д.

ОПОРНЫЙ контекст  – наличие в тексте необходимых слов для понимания смысла.

ОПОРНЫЙ текст – ассоциативная основа воспоминания. Существует текст-источник и исходный текст.

ОПОСРЕДОВАННОСТЬ – передавать сведения непосредственно литература не может. Она их показывает через что либо: знание, опосредованное опытом.

ОПРОЩЕНИЕ – превращение двух слов в одно: проформа; утрата словом делимости на части: Крыльцо (крыло), мешок (мех).

ОПТАЦИЯ – страстное риторическое восклицание: О дайте, дайте мне свободу!

ОРАТОРСКАЯ проза — живая речь, получившая художественную разработку благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы. Развитые каноны ораторского речевого этикета обнаружены у многих племён ещё на стадии родового строя. В древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы. В древней литературе Китая речи царей, советников, полководцев составляли целые сборники.  О.п. получила в Греции  (V–IV вв. до н.э.) и в Риме (I в. до н.э.) подробную разработку в риториках. В средние века О.п. становится достоянием христианской церкви в виде проповедей. Эпоха Возрождения открывает античные памятники практики и теории О.п. и упражняется в подражаниях им. Расширяется область светского красноречия: О.речи.

ОРАТОРСКАЯ речь – разновидность устной речи, одна из форм литературного языка. Она находит выражение в публичном выступлении на различные общественно-значимые темы.  Это специально подготовленное выступление, в котором, в зависимости от аудитории, используются различные формы речи. Чаще всего она отличается повышенной эмоциональностью.

ОРАТОРСКИЙ период – период, не содержащий логического умозаключения.

ОРАТОРСКИЙ стих  –  декламативный стих в мелодике стиха – один из трёх основных интонационных типов  (наряду с говорным стихом, разновидностью которого считается напевный стих). В русской поэзии разрабатывался Ломоносовым, Лермонтовым, Тютчевым, Брюсовым, Маяковским. Тематическая композиция  О.с. строится на логическом развёртывании мысли,  с чередованием более напряжённых аргументирующих и менее напряжённых иллюстративных частей. Переходы обычно отрывисты и отмечаются риторическим вопросом, восклицанием, обращением. Синтаксис О.с. играет контрастами пространных периодов.

ОРГАНИЗУЮЩИЙ принцип стиля – это любой фрагмент текста. Каждая «точка» несёт в себе отпечаток целого.

ОРГАНИЧЕСКАЯ критика – концепция литературно-критического истолкования художественных произведений, созданная А.А.Григорьевым в 1850-60 гг. – «Критический взгляд на основы, значения и приёмы современной критики искусства». Концепция О.к. опирается на обширный круг философских и эстетических интересов Григорьева,  в первую очередь на натурфилософию и философию искусства Ф. Шеллинга (1775-1854): только искусство способно во всей полноте воспроизвести исконную целокупность жизни, оно является универсальным органом самосознания мира и реализует  себя,  помимо целенаправленных усилий художника, как свободное осуществление органической жизненной энергии. В основе концепции Григорьева – признание фундаментального тождества жизни, искусства и художественной критики. Применяемые критиком понятия зачастую омонимичны нейтральным, лишённым терминологической семантики словам: «правда» и «искренность» в искусстве, «новое слово» в литературе и т.д. Нередко Григорьев взамен известных понятий использует их дублеты, подчёркивающие как непроизвольную, спонтанную (органическую) природу изучаемого явления искусства, так и непредубеждённый, не связанный с теоретической заданностью  характер критической интерпретации  (например, не «влияние», но «веяние»,  не «мировоззрение», но «миросозерцание»). О.к. – единственная в классическую эпоху русской литературы целостная концепция критики.

ОРГАНИЧЕСКИ целостное произведение – сполна осуществлённое единство формы и содержания, что является важнейшим принципом художественной деятельности. Целостность произведения выступает как «эстетическое выражение целостности самой действительности». (Аристотель).

ОРГИЯ – современное состояние постмодернистского общества.               

«ОРДЕН куртуазных маньеристов» –  группа московских поэтов, объединившая писателей В. Степанова (р.1949 г.), В. Пеленягрэ (р.1959 г.), Д. Быкова (р.1967 г.), К. Григорьева (р.1937 г.), А. Добрынина (р.1957 г.), А. Бардодыма (1966-1992). Орден оформился в 1988 г. в день зимнего солнцестояния, чему поэты придавали особое, символическое значение. Эстетическим ключом к пониманию творческих интенций поэзии «О.к.м.» может служить высказывание В. Степанцова (р.1960 г.) о том, что в каждом человеке «не умирает песнь классической поэзии, рождённая шествиями сатиров и менад – свиты неунывающего Вакха». Языковая идеология О.к.м., хотя внешне и шутливо, но определённо заявлена в самом названии, и самым точным является последнее слово – маньеризм. Особо ценимой категорией становится ирония, острословие, которое теоретиками маньеризма почитается как источник «Истинно поэтического».  В текстах почти всегда используется приём бурлеска и стремление сочетать изящность формы со сниженностью темы, а высокий слог с грубыми сравнениями:
На цыпочках ты входишь в кабинет,
Прелестница, бесстыжая плутовка.
(Легка, стройна, как тульская винтовка)
Мы встретились с тобою тет-а-тет.

ОРЕД (ойред) – форма адыгейских народных песен, исполняемых мужчинами.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – показатель мастерства автора. Всё в произведении должно развиваться естественно: поступки персонажей, их речь  должны соответствовать характеру каждого из них.

ОРИЕНТИР культуры –  языковые символы, ориентирующие наблюдателя в культурных  признаках и указывающие направления, в которых можно распознать культуру,  отличая одну  от другой по наблюдаемым явлениям.

ОРИЗМ –  художественное, а не научное, толкование смысла предмета. «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса,  ограждённый своим чином только от побоев, и то не всегда…». (А. Пушкин)

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ сказ – гибридное явление, основывающееся на парадоксальном овладении исключающих друг друга характерности и поэтичности. От сказа у него устное начало, следы разговорности  и жесты личного рассказчика, но все эти черты отсылают не к одному образу  нарратора (рассказчика), а к целой гамме голосов, не совмещающихся в единстве личности и психологии. В О.с. многое постоянно колеблется между устным и письменным началами.

ОРТОЛОГИЧЕСКИЙ словарь – словарь, служащий совершенствованию языка и речи, укреплению норм существующего литературного языка. Имеется три варианта О.с.  Первый отражает норму устной речи - произношение и ударение. Второй фиксирует трудности современного словоупотребления, смещение значений, их неправильное сужение или расширение. Третий словарь грамматического типа, указывающий выбор грамматического варианта, описывающий образование и значение этих форм.

ОРТОЛОГИЯ – раздел языкознания, где описывается теория правильной литературной речи.

ОСМЫСЛЕНИЕ – процесс выявления законов и закономерностей в жизни и искусстве. Отражение их в  художественной форме, поиск образных решений и логики развития событий.

ОСКВЕРНИТЕЛИ книги – люди, которые коллекционируют титульные листы, фронтисписы, буквицы, книжные иллюстрации или переплёты, обложки. Ради своей страсти они вырывают из книг нужный им материал.

ОСНОВА драматургии – действие, композиция, герой как творец конфликта, максимальная сила изображаемой в драматургии личности. Основной закон которым руководствуется драматургия – это закон гармонического единства. Драма должна быть цельным художественным образом. В неё надо вдохнуть жизнь. Именно внутренняя жизнь придаёт смысл постановке. Владение ремеслом помогает автору донести до зрителя свою идею и держать его в эмоциональном напряжении.

ОСНОВА культуры – это та мировоззренческая модель, которая определяет поведение человека и структуру общества. Носителями идеологии в данной культуре могут быть искусство, религия и философия.

ОСНОВА ЛИРИКИ – основой лирики становится реализация дара формотворчества и творческих возможностей приёмов.

ОСНОВА литературы – каждое литературное произведение состоит из трёх элементов: содержания, формы и красоты. 

ОСНОВА творчества – во всяком произведении должна быть оплодотворяющая идея, чтобы произведение хоть немного вознеслось над повседневностью, а не стало пустым художественным пересказом событий.

ОСНОВНАЯ поэтическая форма – «под О.п.ф. подразумевается такая форма поэзии, которая заключает в себе её главные составные части в самом концентрированном, самом «чистом» виде, при этом мы ни на мгновение не забываем, что форма – это форма содержания». (И. Бехер).

ОСНОВНАЯ тема творчества – каждый творческий человек обязан найти такую тему, которая будет сопровождать его, так или иначе, в течении всей жизни. Он может писать и на другие темы, но когда других тем у него не будет, О.т.т. всегда выведет его из творческого тупика. Таких тем может быть несколько.

ОСНОВНОЙ закон русского стиха – стих представляет собой компромисс между ритмическим требованием урегулированности и требованиями ёмкости.

ОСНОВНОЙ тип художественного сознания – отражение исторического содержания той или иной эпохи, её идеологические потребности и представления, отношения литературы и действительности.

ОСНОВНЫЕ компоненты литературных способностей –  впечатлительность (поэтическое восприятие окружающего); поэтическая зоркость, хорошая память, способность создавать оригинальные образы, сюжеты, лёгкость появления творческого настроя, сопереживания, языковой запас и чувство языка, богатство словесных ассоциаций.

ОСНОВНЫЕ принципы искусства  –  подражание (мимесис),  художественный образ, художественный символ, канон (традиция), стиль, форма-содержание.

ОСНОВНЫЕ элементы художественной прозы –  повествование, диалог, описание и портрет.

ОСНОВЫ психологии творчества – отношение  между продуктом творчества и его процессом.  Продукт принадлежит культуре, а процесс – личности.

ОСНОВЫ средневековой поэтики – все поступки героя литературы обусловлены его общественным положением, индивидуальные черты отсутствуют.

ОСОБАЯ форма речи – Поэзия – рассчитана на то, что каждый просодический момент находит отзыв в сознании говорящего (читающего).

ОСОБЕННОСТИ драматургии – в театральной пьесе для раскрытия характера необходимо построить сюжет и систему образов, выявить характер конфликта и сам текст. Аристотель писал: «…трагедия есть подражание действию законченному и цельному, имеющему известный объём, так как ведь существует целое и без всякого объёма. А целое есть то, что имеет начало, середину и конец».

ОСОБЕННОСТИ литературного языка – литературный язык обладает рядом отличительных особенностей. К ним относятся: устойчивость; обязательность для каждого носителя языка; обработанность; наличие функциональных стилей; наличие устной и письменной формы и нормативность. Не внутреннее развитие, но отбор и регламентация характеризуют в первую очередь литературный язык.

ОСОБЕННОСТИ реализма ХХ в. – реализм ХХ в. указал на сложность природы человека, не сводимой лишь к его бытию. Писатели стали осваивать синкретические (разнородные) формы повествования, соединяющие реализм с романтизмом, импрессионизмом и символическими принципами.

ОСОБЕННОСТИ развития американского реализма – Первая состоит в том, что реализм начал развиваться в 70-х г. XIX в., в  этом позднем периоде одна из его особенностей. Вторая особенность состоит в том, что реализм развился из недр романтизма. Третья особенность состоит в его многоплановости и интенсивности развития.

ОСОБЕННОСТИ романтизма – подчёркнутое внимание к человеку; на переднем плане личность и её внутренний мир; исключительный характер и обстановка; бунтарская личность.

ОСОБЕННОСТИ русской литературы XIX в. – напряжённый пафос искания общественной личностной правды, насыщенность пытливой беспокойной мыслью, глубокий критицизм. Соединение удивительной отзывчивости на больные вопросы  и противоречия современности с обращением к «общим темам» личного бытия России и всего человечества.

ОСОБЕННОСТИ русского сентиментализма – уход от прямолинейности классицизма; субъективный подход к миру;  культ чувств, природы, нравственной чистоты; богатство духовного мира людей низшего класса; главное душевный мир, чувства, а не разум и великие идеи; чётко выраженные рационалистические и  просветительские тенденции. Сильна нравоучительная установка. Русские сентименталисты обращались к разговорным нормам языка.

ОСОБЕННОСТИ русской литературы – она обладает устойчивой к разным переменам спецификой. Русской литературе свойственна духовность и государственность. В ней господствовал нравственный стержень. Иными словами, содержание было важнее формы. Русская литература использовала лишь некоторые  элементы европейских жанров, например, детектива у Ф. Достоевского. В советское время, приобщая народ к мировой культуре и создавая нового человека, литература сохранила свою нравственную ориентацию.

ОСОБЕННОСТИ советской литературы – расширился её языковой состав. В язык литературы широко вошёл разговорный язык и профессионализмы. Изменилась тематика литературы. Писатели стали показывать не только семейную жизнь, но и места работы своих героев (Ф. Гладков «Цемент»). Изменилась и духовная жизнь человека. Он стал думать не только о личном благополучии, но и о благополучии всего общества.

ОСОБЕННОСТИ творческого процесса – непрерывность его,  восприятие своей деятельности как долга, интимность, зависимость от внутренней жизни, от работы, освобождение своего  -Я - , стремление к высшим целям.

ОСОБЕННОСТИ художественной деятельности – прежде всего, это  наличие специфических способностей. Кроме того, в художественном творчестве проявляется личностный тип отражения. Каждое произведение неотделимо от своего автора. Любой автор обладает свободой выбора жанра, сюжета, стиля и т.д. для своего творчества. И последнее: здесь высока степень риска неудачи.   

ОСОБЕННОСТЬ белорусской литературы – в начале XX в. особенностью  стало сочетание реализма и романтизма, которые часто встречались в творчестве одного автора.
ОСОВРЕМЕНИВАНИЕ классики – такие попытки делались в советском театре в 70-х гг. ХХ в. Это выражалось в произвольном обращении с текстом классических произведений («Ревизорская сказка» по произведению Гоголя «Ревизор»), смещении идейных и смысловых акцентов и т.д.

ОССИАНИЗМ –  1). Европейский оссианизм восходит к 1760 г., когда в Эдинбурге были анонимно изданы на английском языке «Отрывки старинных стихотворений, собранные в горной Шотландии и переведённые  с гэльского или эрзейского языка».  Сборник был подготовлен шотландским учителем Макферсоном (1736-1796). Он называл автором этих произведений кельтского барда Оссиана, жившего в III в. в Ирландии. В 1762 г. вышла книга «Фингал», древняя эпическая поэма». Поэтическим открытием Макферсона стал  «оссиановский» пейзаж:   «перед читателем высятся окутанные облаками угрюмые горы и холмы… Пенистые ревущие потоки низвергаются с высоты; бурный ветер проносится над бесплодными равнинами, поросшими вереском и чертополохом,  и гонит клубы тумана, поднятые с топких болот и озёр; тёмное море катит белопенные валы на замшелые скалы. И над всем простирается суровое небо, где пролетают мрачные тучи, несущие тени павших героев» (Ю. Левин, 1920-2006). Долгое время поэты верили в существование Оссиана как автора стихов и посвящали ему свои произведения.  Впоследствии выяснилось, что все произведения Оссиана – мистификация Макферсона, однако образ Оссиана продолжал существовать в творчестве многих поэтов. 2). Увлечение мотивами, заложенными в поэзии Оссиана.
               
ОС СИДЖО – в корейской поэзии циклическое сиджо, объединённое общностью темы.

«ОСТРОВИТЯНЕ» – литературное содружество петроградских  поэтов (1921 г.) Н. Тихонова (1896-1979), С. Колбасьева (1899-1942), К. Вагинова (1894-1979_, П. Волкова; кроме них печатались в изданиях «О». В. Лурье (1901-1998) и Ф. Наппельбаум.  Манифест группы был сформулирован в письме к Илье Эренбургу. Позитивная часть платформы «О.»  была размытой:   «В Петербурге нас – 4-х – зовут Островитянами. Не по симпатии к англичанам и не потому, что мы живём на Васильевском. Но мы всё-таки островитяне одного Архипелага. И компас у нас один…  Ясность, точность, весёлый поединок творчества, боксирующего со вчерашним днём, – наше сегодня. Семь лет войны и революции – наши Илиада и Одиссея…  Самый простой рассказ, какой  мы должны сейчас рассказать, – это рассказ о земле. Много гнилой крови выпущено из её жил, много разбитых костей удалено. Мы знаем, что во всех странах есть сейчас островитяне. И мы помним: из островов растут материки».

ОСТРОСЮЖЕТНОСТЬ –  действие, создающее динамику происходящего посредством быстро меняющихся событий, нагнетание психологии конфликта, разрешение его необычным способом.

ОСТРОУМИЕ  –  способность к неожиданному сближению понятий и предметов; остроумный образ (сравнение, метафора) представляет собой мгновенный синтез внешне далёких друг от друга или даже противоречивых понятий, связь между  которыми не очевидна. Так, обращение Дж.Донна (1575-1631) к возлюбленной (элегия 19) :  «О, моя Америка! Моя новооткрытая земля!»  Понятие О. возникло уже в античной риторике Аристотеля.

ОТВЕТ – жанр арабской  поэзии. Он состоит в том, что  автор отвечает на какие-либо стихи своего  современника или умершего автора. В ответах на малые формы поэт должен был соблюдать форму и  ритмику оригинала, его редиф и звучание его рифмы.  Писались ОТВЕТЫ и на крупные произведения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за слово – писатель отвечает за каждое  написанное им слово, но не   зато, как оно понято читателем:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…      
                Ф. Тютчев
Пушкин, прочитав строки Г. Державина:
За слова меня пусть гложет,
За дела сатирик чтит, -
сказал, «Державин не совсем прав: слова поэта суть его дела».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ художника –  О.х. двояка: во-первых – перед искусством, во-вторых – перед жизнью. Это ясное и неколебимое ощущение насущности именно этих действий в первичной  реальности и именно этих творческих концепций: художественных тем и смыслов, построений, слов и звуков. Писатель причастен внехудожественному  бытию как своими поступками,  умонастроением, переживаниями, так и созданными им произведениями.

ОТВЛЕЧЁННЫЕ эпитеты – замена прилагательного однокоренным существительным: холодные осенние облака – холод осенних облаков.

ОТЗЫВ – краткая или расширенная рецензия на литературное произведение.

ОТКРЫТИЕ Гюго (1802-1885) – состоит в том, что он в своём творчестве воссоздаёт живую радость победившего одухотворённого труда. Это и есть главный принцип поэтики – демократизация поэтического стиля и языка, высвобождение поэзии действительности из-под гнёта классических канонов.

ОТКРЫТОЕ произведение – такое произведение, которое ставит вопросы о своём смысле, предлагая читатель множество видов толкования, а не только лишь одно единственное.

ОТКРЫТОСТЬ литературы – способность литературы говорить с читателем откровенно на многие темы.

ОТЛИЧИЕ стихов от прозы – состоит в том, что стихи записываются построчно, столбиком, кроме того стихи звучат напевно. Напевность возникает даже тогда, когда стихи читаются молча. 

От НАУКИ до ИСКУССТВА – творчество является внезапно, мистически, непостижимым путём. Оно не зависит от воли человека. Выдающиеся мастера обладают сильно развитым правым полушарием мозга. Все формы творчества от науки до искусства  обязаны своим существованием не только акту вдохновения, но и в большей мере соединению, сочетанию, синтезу фантазии, воображения  и спонтанности.               

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА – форма передачи литературного произведения. Это рассказ от лица вымышленного человека – священника, военного, ямщика и т.д.  В таком произведении автор сохраняет особенности языка рассказчика и при этом не теряет художественности. В этой форме писали А.Пушкин «Повести Белкина»_ М.Лермонтов («Тамань») Н. Лесков («Очарованный странник») и др.

ОТНОШЕНИЕ к гениям – как и вообще к высокоталантливым людям, колеблется в широких пределах. Тут можно отметить несколько этапов: восхищение, ирония, непонимание, зависть.  «Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит дальше, чем обычные люди» (А. Чехов).   
ОТРАЖЕНИЕ – диалектико-материалистическая теория познания, которая исходит из положения, что материя, природа существует независимо от человека и его сознания, ощущения. Эстетическое сознание есть специфическое отражение действительности, различные формы её эстетического познания. «Психическое отражение имеет две стороны: 1) содержание отражения (образ, знание, информация) и 2) форму, способ его материального существования» (Философский словарь).               

ОТРАЖЕНИЕ и ИЗОБРАЖЕНИЕ – понятие «отражение» шире понятия «изображение».  Изображение предполагает ту или иную степень внешнего подобия с объектом изображения. Это воспроизведение внешних форм. К. Маркс отмечал, что английские романисты XIX в. (Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл) «в ярких и красноречивых книгах раскрыли миру больше истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые». В содержании романа, в художественном образе – художник одновременно выражает свой субъективно-личностный мир, передавая читателю своё духовное содержание. Поэтому выраженный в произведении внутренний мир людей – субъективная реальность – как персонажей, изображаемых художником, так и самого художника как неповторимой личности. Отражение же может существовать не только в виде изображения чего-либо конкретного - оно может отражать мысли и чувства человека. Суть Отражения заключается в единстве выражения, в художественном моделировании действительности, поскольку всякая модель является отражением объекта и, в то же время, воссозданием некоторых существенных связей. Отражение же может существовать не только в виде изображения чего-либо конкретного - оно может отражать мысли и чувства человека.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ сравнение – особая форма образного сравнения, в которой даётся не сопоставление одного предмета с другим, а противопоставление одного предмета другому. Это любимый приём народной поэзии:
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, –
Снова горе подымается,
Словно злая туча чёрная. 
Усиление сравнения с помощью отрицания: «Не лещи, а поросята – говорит наш хозяин». (И. Северянин).
 

ОТРЫВОК1 – небольшая часть литературного произведения: романа, повести, поэмы.
«Хотел было я прислать вам отрывок из моего "Кавказского пленника", да лень переписывать».
ОТРЫВОК2 – самостоятельное литературное произведение, чаще – стихотворное.
В. Шилин «Отрывок»
Не только о любви мне спой, певец,
Властитель человеческих сердец,–
Открой мне правду жизни наконец,
Руками нити струн перебирая.
Тебе богатство дивное дано:
Ты ткёшь прекрасных песен полотно
И над людьми имеет власть оно,
Даря им ужас ада, радость рая.
Но не ходи по свету, как слепой,
Не только о любимой нынче пой, -
Чтоб люди шли беЗстрашно за тобой,
Любовью к человечеству сгорая!
Пускай звучит призыв твой как набат,
Пускай его услышит стар и млад,
И каждый будет пусть безмерно рад
Своих врагов и недругов карая;
Пускай над всей землёй  горит рассвет,
Бликуя на предутренней траве,
И песня словно нитка по канве
Пускай летит ликуя и играя!


ОТСТУПЛЕНИЕ – отклонение от последовательного развития событий в рассказе, романе или поэме, путём искусного перехода на другую, часто сопутствующую тему. Но свободные мотивы, играют иногда  важную роль в сюжете. Подобными отступлениями богат роман Пушкина «Евгений Онегин».

ОТТЕНОК слова—такая форма слова, которая не просто называет предмет или действие, но и придаёт ему дополнительный смысл с помощью суффиксов. Можно сказать, ДОМ – здесь нейтральный смысл слова; а ДОМИШКО – это уменьшительное значение того же слова.

ОТТАЛКИВАНИЕ – творчество по контрасту или отрицательное влияние. Отмечается как в отдельных образах, так и в основном замысле произведения, во всём творчестве писателя, в устремлении к определенной литературной школе или эпохе. Поэт может оттолкнуться от образа или темы в стихах другого поэта и написать, как бы ответ ему. Так, Полонский написал ответ на стихи Некрасова «Блажен незлобивый поэт», назвав его «Блажен озлобленный поэт».

ОТТЕПЕЛЬ – период в развитии советской литературы 1950-1960 гг. Происходит смягчение цензурных и идеологических ограничений. В это время стали появляться статьи и произведения сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Авторы ставят вопросы о праве художника быть независимым от любых установок. Наиболее яркие произведения того периода  были ориентированы на участие в решении важных проблем в стране, о пересмотре роли личности в государстве. Появляются повесть И. Эренбурга «Оттепель», роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», повесть П. Нилина «Жестокость», С. Антонова «Дело было в Пенькове» и др.
      
ОТЦЕНТРОВКА – фигура графической сегментации текста, претендующего на статус поэтического, обязательно сопровождается отцентровкой полученных сегментов. Процедура отцентровки обладает психологическим эффектом, равным размещению любого объекта в раме, в результате чего этот объект тут же включает статус произведения искусства.

ОТЧУЖДЕНИЕ – социально–философский термин, выражающий превращение деятельности человека и её  результатов в реальную силу, враждебную ему. Особенно ярко феномен отчуждения осмыслен в трудах экзистенциалистов  Ж. Сартра и А. Камю; у абсурдистов и постмодернистов – С. Беккета, Э. Ионеско Г. Гессе, Г. Маркеса.

ОФИСНЫЙ роман –  жанр литературы начала «нулевых» годов. Жанровые рамки – офис, секретарша, клубы и бары, дорогая одежда, с одной стороны, и недовольство жизнью – с другой. Офисный роман достоверно фиксирует реальность.

ОФИЦЕРСКАЯ проза - многие писатели-фронтовики после 1945 года вернулись к мирной жизни. Их книги о войне несли самое важное - понимание правды о минувшей войне. Они говорили не только о наших победах, но и о поражениях. И первым тут был В. Некрасов «В окопах Сталинграда», потом Г. Бакланов, К. Симонов и др.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ стиль – разновидность литературного языка: один из книжных стилей, обслуживающий сферы законодательства,  делопроизводства, административно-правовые отношения.

ОФИЦИАЛЬНОЕ искусство – ангажированная часть художественной культуры, обслуживающая и  поддерживающая господствующую идеологию в обществе и её носителей.

ОФИЦИОЗ – печатное издание, поддерживающее точку зрения правительства, хотя его официальным органом не является.

ОФОРМЛЕННОЕ содержание – содержание, переданное автором в определённой художественной форме. Художественная форма не имеет смысла вне её корреляции  (связи) с содержанием (М. Бахтин).

«ОХОТНИЧЬЯ» поэзия» – жанр арабской литературы.

     ОХРИДСКАЯ книжная школа – один из древнейших (886 г.) культурных центров Болгарии, при Пантелеймоновском монастыре г. Охрид, занимавшийся просветительской деятельностью. В нём воспитывались будущие учителя и церковные деятели.
ОЦЕНКА книги – это окончательное суждение о ней. Оно базируется на анализе суждений. У О.к есть свои критерии, которые надо знать. (См. –  СУЖДЕНИЕ о прочитанном).

ОЦЕНКА творческих способностей -- для исследования и оценки творческих способностей психологами были разработаны специальные тесты креативности. Однако вопрос о креативности как об отдельном, независимом от интеллекта свойстве пока остаётся нерешённым.

ОЦЕНКА человеческой ценности – в какой степени автор раскрыл замысел: оценка убедительности – нужно в произведении всё обосновать так, чтобы в это читатель  верил.

ОЧЕРК 60/70-х гг. XIX в. – в России этого периода очерк приобретает динамичный характер, авторы  стремятся запечатлеть в нём постоянно движущийся, пёстрый, изменяющийся мир. Они рисуют мельчайшие «осколки» жизни, неповторимые черты быта и психологии разных слоёв общества (населения и общественных классов), стремятся  художественно отразить и исследовать суть происходящих в стране сложных экономических, социальных и государственных процессов.

ОШИБКИ в разрешении конфликта – в произведении партнёр изображает собственный промах как ошибку противника; партнёр принимает «боевую позицию» или уходит в оборону без нужды: партнёр частично скрывает свои интересы; партнёр настаивает на признании своего превосходства; припоминаются старые обиды, акцентируются уязвимые места противника; в конце переговоров объявляются победитель и побеждённый.   

ОШИБКИ в стихосложении – автология, авторская глухота, автореминисценция, антиэвритмия, аирнирование, поэтическая вольность, втычки, гиатус, синтаксическая инверсия, плеоназм, сдвиг, семантический ассонанс, силлепс, синереза, солецизм, фразеологическое смешение, холостой стих, шевченковский стих, эллипсис.

ОЩУТИМЫЕ приёмы – такие, на которые обращает внимание литературная среда: либо они избитые, либо слишком новые.


8888888888888888
О СИМВОЛИЗМЕ -– Вяч.Иванов разделяет два направления символизма:? идеалистический ()субъективистскитй, т.е. проэцирующий Я художника)_ и реалистический в средневековом смысле слова, т.е. остранённый, дающий звучать вещи самой, Первый берёт начало в античности и восходит к древнегреческим трагикам, накладывающим индивидуальную печать на все явления жизни. Второй восходит к средневековью. По перовому пути следовали В.Брюсов и К.Бальмонт, для которых символ лишь слово, не ваыходяшее за пределы языка. Новизна предметов внешнего мира здесь зависит лишь от внутреннего состояния творца. По второму пути шли А.Белый, Ф.Сологуб и сам Вяч.Иванов, стремящиеся к постижению сокровенной жизни сущего. М.Бахтин считьал, что в зависимости от отношенияч к предмету изображения у художника есть три пути: путь восхождения, путь нисхождения и хаос -– дионисийское начало. Восхождение -– это гордость, жестокость и не только к другим, но и к себе. И раз оно жестоко, то и страдательно Оно не влечёт к разрыву с землё, гибель. Если восхождение не ведё1т к нисхождению, то оно бесплодно, потому что надмирно, Нисхождение -– символ радуги, улыбки, любви к земле, сохранившей память о небе. Третье начало -– хаотическое, или дионисийское. Это разрыв личности, раздвоение, растроение и т.д.
ОБЩЕСТВО ревнителей художественного слоап (Академия) -– литературное объединенгие, существовавшее в Петербурге в 1909-1914 г.г.
Учредителем его был С.Маковский, а правлении состояли В.Брюсов, А.Блок и  Е.Зноско-Боровский. Общество сформировалось вокруг Вяч.Мванова при журнале «Аполлон».  Оно стало своеобразным продолжением литературно-философских «ивановских сред». Собирались раз или два в месяц. Это общество явилось местом для выступления и чтения для многих писателей-символистов.
ОБЪЕКТ поэзии -– его можно разделить на три главных предмета поэзия как некая интерфизическая субстанция, как смерть илит любовь, имеющая характер субъективности/ субъекта; поэзия кеак некий результат загадочной, непознаваемой деятельности мира и человека (красота), имеющий характер объективности/ объекта; поэзия епе процесс некоей дктельности мира и человека, имеющий характер одновременно и субъекта поэзии и объекта.
ОДНОРОДНАЯ рифма --рифма, при которой рифмующиеся слова принадлежат одной части речи, но их грамматическая форма не совпадает:
В избе тепло. Привычно пахнет бражкой
И остро свежеструганной сосной,
Сынок родился, говорят, в рубашке
У Маоьюшки под самый выходной. (В.Молчанов)
ОПИСАНИЕ тропов и фигур --  не имеет перспектив без использования приёмов экспериментальной методики, без адекватного описания тропов и фигур. Серьёзным препятствием в описании стилистических приёмов и ошибок, является гипноти ческое влияние традиций, некритическое восприятие концепций прошлых лет и эпох.
ОПОЯЗ -– общество по изучению поэтического языка. Возникло в Петербурге в 1910 х гг. в русской филологической науке, куда входили В .Шкловский, Ю.Тынянов, Б Эйхенбаум, О.Брик и др. Важнейшей установкой было отстаивание права на деидеалогизированное и аполитическое искусство, уиверждение первичности категории «приёма» в искусстве, в котором безостаточно растворено содержание, сводимое к мотивировке места и назначения приёмов, суммой которых всякое произведение искусства. В истории ОПОЯЗа был ранний период (1911-1919), период утверждения общества в академической и литературной жизни (1919-1925) и период кризисный (1925-1930).   
ОПТИМИЗАЦИЯ в литературе -– поиск наилучшей формы для выполнения своего замысла:
                Четырёхстопный ямб мне надоел,
                Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
                Пора его оставить. Я б хотел
                Давным-давно приняться за октаву.    А.Пушкин
ОСВОЕНИЕ классического наследия -– ленинское учение о критическом О.к.н. даёт понимание традиции и новаторства в искусстве. Он подчёркивал необходимость закономерного развития лучших традиций прошлого. «Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Овладение традициями означает не не только ознакомление с ними, но и превращение художественного, эстетического опыта ченловечества в необходимый момент собственного развития. Тем самым  в свете ленинских проблема новаторства в истории искусства раскрывается «как момент связи, как момент развития с удержанием положитенльного».

ОСНОВА анализа текста -- О.а.т. является положение о единстве формы и содержания. Отсюда следует, что стилистический анализ должен выявить характер «оформленности содержания», т.е. выявить структуру текста.
ОСОБЕННОСТИ документализма -– включение в художественное произведение документальных материалов не только делает произведение ценным и особенно убедительным, но и вызывает у читателя доверие к нему.
ОСОБЕННОСТИ научно-популярного жанра -– «во-первых, популярное изложэение не допускает в течении мыслей той быстроты, которая совершенно уместна в чисмто научном труде... В популярном сочинении каждая отделдьная мысль должна быть развита подробно, так, чстоб ум читателя успел прочно утваердиться на ней. прежде чем он пустится в дальнейший путь, к лргиченским следствиям, вытекающей из этьой мысли. Если выв будете утомлять ум вашего читателя слишком быстрыми переходами, то получите тот же результат, который произвело бы отсутствие мостиков: читатель ошалеет и совершенно потеряет из виду обющую свячзь ваших мыслей.
   Во-вторых, популярное изложение должно тщательно избегать всякой отвлечённости, каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено примерами» (Д.Писарев).
ОТОГИ-дзоси -– в Х!Х в. это литературоведческий термин для обозначения двадцати трёх рассказов (Отоги-дзюси), созданных в эпоху Муромати (XIV-XV)
ОТЧУЖДЕНИЕ -– социально-философская категория, выражающая объеругой термин -- кошуктивное превращение деятельности человека и его результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Тема одна из центральных в творчестве Шиллера, Гегеляя. Маркса и др. 

ПЛАН выражения -– определённым образом организованная область материальнвх средств, служащих для переджачит языковыз сообщений,
ПЛАН  содержания -– рассмотрение высказывания со стороны значений имеющихся в в нём языковых средств, т.е. выяснение внутреннего элемента языкового знака. 
ПОЛЬСКИЙ период -– в славянской литературе (16-17 в.) польский стих перенимает латинский 12-сложнике и 13-сложник, преобразовав их в 11-сложник 5+6 женский и 13сложник 7+6 женский. эти три размера остались во всей дальнейшей силлабической поэзии Польши.
давно я начал цикл статей под названием "Умение видеть". Там я говорил о том, как пишут поэты о любви, о природе и о временах года. Но авторы обращаются не только к подобным сюжетам. Не мало стихов написано и о городах. Это чаще всего столица нашей родины Петербург, Москва и Ленинград. О других городах пишут меньше. Есть не мало стихов и о городах-героях -- Бресте, Сталинграде. Я даже знаю сборники стихов и песен о Москве. О более мелких городах тоже пишут, но не так много. Чаще всего это люди случайно попавшие в тот или иной город, либо приехавшие просто посмотреть тот или иной город или авторы, живущие там. Есть стихи, в которых просто описывается некий город, без указания названия.
   


Рецензии