Напарник

              У многих людей с этим словом, напарник, связано что - то  личное, чаще всего запавшее в душу какими – то  яркими подробностями, иногда всплывающими в памяти. Причём эмоции, эти воспоминания рождают  не всегда позитивные.
              Но хорошо, что мир состоит из людей разных, всегда найдётся тот, кто не равнодушен к тому, когда тебя настигает опасность, где смерть стоит рядом, заглядывая в душу леденящим взглядом.

            Два снегохода двигались с трудом в ночи, в направлении зимовья в вершине р. Быстрая. Впереди шедший снегоход, с напарником,  бодро бежал по набитой ранее трассе. Мне же, с тяжелой нартой, часто приходилось вот так, насилуя «Буран», выделываться на крутых склонах, где нарту просто стаскивало вместе со снегоходом вниз по склону. В данном случае это был глубокий ручей. Дело в том, что обязанность идущего первым делать трассу, для следующего с грузом. В чём он себя не затруднил. А в нарте под двести кг. Почти столько же весит снегоход. Но, после того, как всё мы вместе со снегоходом оказались в ручье, то гусеницы, забитые мокрым снегом увеличили его вес до тонны.
             Прошло уже более получаса, как разгуливая в ичигах в ручье, я делал ,что мог, вызволяя  из снежной мокрой каши снегоход на берег ручья, подкладывая под гусеницы срубленный кустарник. Это требовало переворачивать его с боку на бок. С увеличившемся от мокрого снега весом, надо сказать занятие запредельное. В течение часа, а было уже дело к утру, всё же удалось поднять «Буран» выше  воды. Силы давались от злости на напарника. Я знал, что Анатолий, скорее всего, лёжа на седушке снегохода, курит, глядя в морозное звёздное небо. Он часто так хитрил, предоставляя мне возможность  пересекать едва замёрзшую реку.Выжидая,пока мне,некурящему,надоесть мёрзнуть на берегу! А папиросы у него, скажу я Вам, были длинные. Но охотник он был удачливый. Но вот с такими странностями,  мягко сказать!
             Подъезжая, я застал его именно в той позе. Говорить было не о чем, зимовье было в пяти километрах от места событий. Замёрзшая одежда и ноги не предполагали разговора. На утро,  эта тема тоже не обсуждалась. Оружие в руках не предполагало выяснение отношений. Всегда в Тайге надо рассчитывать только на себя. Но, иногда, и эта особенность характера не решает проблемы выживания в Тайге. О таком случае и хочу рассказать.
              Алексей Залуцкий был из семьи потомственных охотников. Дед, сбежавший с царской каторги ,был основоположником рода  в устье реки Витим. Когда он ночью в кандалах, бросился  в реку с баржи, то охранники решили, что он решил так закончить жизнь. Но для порядка пару раз стрельнули в кромешную тьму.
               Алексей шел следом за мной. Река эта чудила зимой так, что угадать, где она подготовила сюрприз, было трудно. Часто, разливаясь и поднимаясь, перехваченная на перекатах морозами, она прорывала ледяную плотину, оставляя замерзший лед, как крышу над собой. И так много раз за зиму. Чаще всего ,лёд, после того, как вода спадала, рушился под собственным весом. Но не всегда. Оказавшись в такой ловушке, я едва успел ухватиться за кромку льда. Сильное течение стаскивало под лёд, и парусность широких лыж и тяжёлая поняга (рюкзак),  делали моё положение практически безнадёжным.
              До берега было не близко. Напарник Алексей, отстегнув ружейный ремень с одной стороны, стволами вперёд толкнул ко мне своё ружье. Вцепившись мертвой хваткой в холодный металл, я ждал действий  Алексея. Остывшее в ледяной воде тело, не слушалось. Кровь толчками било в виски. Сердце с трудом проталкивало остывшую кровь, готовое порваться от немыслимой нагрузки. Перевалившись на крепкий лёд, медленно пополз,  в сторону берега. Алексей снял с меня лыжи, мои пальцы онемели.  Напарник, сбросив свои  лыжи,  уложил меня на них, и потащил к берегу, сам я идти не мог. Сознание уходило, становилось тепло, это первые признаки уходящей жизни.
             Сухостоина, с надломленной вершиной,  зарубленная в комле горела как порох. Скорее всего, это была сосна со смоляными корнями. Одежда парила, оттаивая  от огня. Тепло было живительным. Я не заметил закипающего котелка с чаем, но почувствовал тепло кружки с чаем в руках. Жизнь возвращалась. Пятидесятиградусный мороз отступал, перед упорством человека жить. Тайга всегда так поступает, и испытание даёт и возможность выжить, одновременно!
             Вскоре можно было раздеться до гола, Сосна горела метра три по высоте, спокойным ,жарким пламенем. Растаявший до мха снег, вокруг горящей сухостоины  под босыми ногами, напомнил лето. На оттаявшем брусничнике висели осенние ягоды. Приятно было голым на пятидесятиградусном морозе смотреть на дымящуюся полынью, где мне не суждено было остаться навсегда.

           В зимовье пришли уже ночью. Жарко натопленная печь быстро восстановила в голове лучшие представления о жизни и людях. За всё время купания и сушки одежды на морозе, сказано было только несколько слов.  Но тишину зимовья нарушал голос диктора из транзистора. Шла сводка погоды в Сочи. Аномальная погода в 20 градусов тепла, позволила гостям курортного города купаться в море, что для декабря далеко не редкость в тех краях. От мысли о купании, защемило сердце, по охотничьи предупреждая об опасности. Напарник с усмешкой смотрел на меня, понимая мои чувства, и утверждая во мне веру в человечество и его благое предназначение.


Иркутская область,п. Витимский. Восточная Сибирь.


Рецензии
Леонид?!?! Читать просто страшно, испытать такое,не каждый выживет в тайге?!Какой надо иметь характер, быть охотником? Не многие вернуться домой, если напарник не спасёт вовремя, или не успеет?! Написано, очень талантливо, что представляешь живо,- купание и сушку одежды на чудовищном морозе! С уважением к вам! Чтобы никогда такое, не повторилось.Живите, дооолго!!!

Тома Снегова   28.12.2022 23:36     Заявить о нарушении
Благодарю Тамара. Но это всего лишь таёжные,охотничьи будни!А надёжный напарник,это единственная возможность выжить. Тайга не прощает ошибок,и человеческая суть обязательно проявится в сложных ситуациях.

Воробьёв Леонид Михайлович   29.12.2022 01:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.