Пушкин. Первый эпиграф повести Пиковая Дама

В одном диалоге некто СЕШ постановил: я  - бывший следователь, а вы, ежели нет, то  все поганые тупороиды бестолковые лохобразные и бесконечно подследственные  Тяпкины-Луяпкины. На мои реплики к его ст. «Д... и в...» он выступил  как непревзойденный знаток пушкинских текстов-мистификаций  и их тайнописи,  а как самозванный наставник  в камере пыток предложил мне учить матчасть и правильно толковать первый эпиграф А.С. Пушкина,  а затем обвинил меня в том, что я не те карты взял в руки …  ибо Пушкин якобы имел ввиду не игральные, а гадательные  …  которые у него (б.у. следователя призрачно превратились (мистически обернулись)  аж в карты Таро… Во! Занесло и пронесло…

Я решил помочь б/y следаку (признающему Пушкина в основном как легендарного, никем, кроме СЕШ с сумасбродной коновожатой ЕШ,  не понятого тотального  МИСТИФИКАТОРА) в прочтении повести «Пиковая дама» и понимании гадания на картах

Акт 1 или Пособие №1
Первый эпиграф Пушкина ко всей  повести:
"Пиковая дама означает тайную недоброжелательность" (Новейшая гадательная книга).
Это первая же мистификация!
Пушкин пародирует и мистифицирует, используя по Виктору Шкловскому т.нзв. «снижающий»  эпиграф:
Если и был  в то время такой инструмент, как (Новейшая гадательная книга), то только лубочный = потешный, пародийный, коими пользоваться могла только горничная Наталка … или крепостная девка Оленька  Калашникова (будущая дворянка Клочкарева) .

А Натан Эйдельман написал по этому поводу не улучшаемое мной разъяснение для недорослей и б.у. следователей:
«Невнимательный читатель не увидит здесь ничего особенного: “Повесть о карточной игре, и эпиграф о том же!” На самом же деле автор, с легкой улыбкой, ненавязчиво, впервые представляет важнейшую мысль, одну из основных в повести... “Снижающим эпиграфом” назвал эти строки В.Б. Шкловский: ясно, что главная смысловая нагрузка эпиграфа - на слове новейшая “Гадательная книга, да еще новейшая, изданная на серой бумаге, в лубочном издательстве - это мещанская книга, а не тайный фолиант на пергаменте [Шкловский В. Заметки о прозе русских писателей. М., Советский писатель, 1958, с.66,67]. Попробуем взглянуть на текст и в несколько ином ракурсе: дремучая, из дальних веков, карточная примета - это ведь знак суеверия, непросвещенности; и тут же ссылка на новейшее издание, “последнее слово”. Для читателей 1830-х годов пушкинский эпиграф звучал примерно так, как в наши дни ссылка на квантовую механику в книге о привидениях. Пушкина мало занимает борьба с суевериями: неизмеримо важнее проблема - новейшее - это лучшее ли? умнейшее? Или - всего лишь старое заблуждение, вытесняемое новейшим? Ведь Германн немец, представитель образованнейшей нации, да еще инженер; новейшая профессия! В XIX веке подобные люди не веруют, “не имеют права” верить в чудеса, что являлись дедам и прадедам. Зато простодушный предок, веривший в духов и ведьм, находил естественным разные невероятные совпадения (вроде появления Пиковой дамы и т.и.): привидение пятьсот лет назад было куда менее страшным, чем теперь, просвещенный же потомок, твердо знавший, что духов нет, часто их боится поэтому куда больше. Слишком уверовав во всесилие новейшей мудрости, он вдруг теряется перед непонятным, страшным - тем, что обрушивается на него из большого мира и чего вроде не должно быть... Правда, “для вольнодумцев XVIII века именно отказ от идеи божественного промысла выдвигал на первый план значение случая, а приметы воспринимались как результат вековых наблюдений над протеканием “случайных процессов” [Лотман Ю.М. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Л., Просвещение 1980, с.261]. Однако эта система далеко не всегда утешала, приходилась “по сердцу”. Пушкин не раз писал о распространенном грехе полупросвещения, то есть незрелого самообмана...  “Новейшая гадательная книга” - одна из формул этого состояния ума и духа... «
Тогда ищем более серьезные книги = пособия и наставления  для гадания на картах:
Акт 2 – Реальные пособия для гадалок и прорицателей

Известны такие пособия:
«Новой гадательный способ: Переведен с арабского языка» (1765)
«Куриозное и краткое изъяснение любопытства достойных наук физиогномии и хиромантии» (1765-1779)
«Любовная гадательная книжка» поэта А.П Сумарокова
«Святочный подарок молодым девицам, или выйду ли я замуж»
«Девичья игрушка, которою могут заниматься и мужчины, или Пукет цветов не для грудей, а для сердца» (1791) «Календарь на 1799 год. Старого цыгана, ворожеи, угадчика. В пользу и увеселение молодых молодушек и красных девушек»
Сонник Мартына Задека: «Древний и новый всегдашний гадательный оракул», перевод с немецкого в Росси нач. XIX в.
Чародей или новый и полный всеобщий оракул: часть 1-2. - Санкт-Петербург: Типография Губернского правления, 1812.pdf   
https://vk.com/wall-63038783_8965               
«Дамский альбом, или гадательная книжка для увеселения и забавы» (1816).
«Астрономический телескоп» (1804)
«Книге судьбы Листы Самбеты» (1838) Книга судьбы» или «Колесо Фортуны» 
Новейшая полная и всеобщая гадательная книга, содержащая в себе астролог, или Новый оракул славных астрономов и великих мудрецов: Тихобраге, Брюса, Алберта, Мартына Задека, Зороастра и других: Миллион снов.- М.:Тип.С.Орлова,1866  https://vk.com/wall-63038783_8277

Давайте посмотрим на каких картах и как  гадали, используя одно пособие  пушкинской поры = «Чародей или новый и полный всеобщий оракул (1812 года изд) в разделе:
H О В ; И III Е Е
О К Т Р Ы Т О Е  Т А И Н С Т В О   Г А Д А Т Ь  К А Р Т А М И .

Ноставленіе о новомъ  легчайшемъ  способе отгадывать  на картахъ.

(1812 годъ)

В з я в ъ  к о л о д у  и з ъ  5 2 х ъ к а р т ъ состоящую, ….

Выписка по всем отделениям (мастям = в таком порядке: I Череп или керы – II Кресты, Жлуди пли Трефы – III Бубны или  к а р о  - IV Вины или пики)  раздела  гаданий на картах:


Тройка.

У т е ш а й т е с ь , с ч а с т і е  з а  в а м и  следуепгь, и
в ы п о л у ч и т е  полное  отмщеніе  надЪ  в а ш и м ъ  злодеемъ.

*
Д р у г ъ  с к р ы т н о  п р и е м л е т ъ  у ч а с т і е  въ вашемъ огорченіи,  и онъ вамъ поможеть  въ  т о м ъ .
*
После  с и л ь н о й  с к у к и  н а с л а ж д а ть с я  б у д е т е
с о в е р ш е н н ы м ъ   с п о к о й с т в і е м ъ .

*
Свиданіе   ваше  хотя  не  так ъ  с к о р о  буд е т ъ ; но  т ; м ъ  п р і я т н ; е   окаж е т с я .
*
О п а с а й т е с ь  з л о б н ы х ъ ,  и к о в а р н ы х ъ  п о с т у покъ.
#
В ы  в з о й д е т е   на в е р х ъ  с ч а с т і я , т о л ь к о  б у д ь т е  ко  всемъ  благосклонны , а  не  г о р д ы .
*
С ч а с т л и в о й бракъ, или полное  у д о в о л ь с т в і е
Е . чего в ы  не  о ж и д а е т е  во в с е .
*
Довольное  н а с л е д с т в о ,  в а съ  о ж и д а е т ъ .
*
Об я з а т е л ь с тво ,  которое  вы  имеете , съ  изве;стною вамъ собою,  в е с ь м а  опасно.
*
С у д ь б а  гонить  васъ; но п о с л е д н і й  с е й  у д а р ъ  снесите  р а в н о д у ш н о .
*
Ж е с т о к о с т і ю  с в о е г о  с е р д ц а  с д ; л а е т е  с а м и  с е б е  п е ч а л ь .
*
И  н е п р і я т н о е   о б р а т и т с я  въ  р а д о с т ь .

Семерка.

О т ъ   в а с ъ  с а м и х ъ  з а в и с и тъ  т о  и  д р у г о е .
*
О п а с а й т е с ь , ч т о б ъ  и з ъ  б е з д ; л и ц ы  не вышло  чего  в а ж н а г о .
*
Не  у в а ж а й т е  п р е п я т с т в і я  м и о к р у ж а ю щ им и ;
они  п о с л у ж а т ъ  къ с к о р ей ш е м у  и с п о л н е н і ю  в а ш и х ь  ж е л а н і й .
*
П е ч а л ь  в а ш а  п е р е й д е тъ   на   р а д о с т ь .
*
Подобросердечію  с в о е м у - п о л у ч и т е  и  отъ злодеевъ п о х в а л у , н ; т ъ , 
не  ож и д а й т е  л у ч ш а г о .
*
Въ  ту  с а м у ю  м и н у т у , когда   в ы  о т ч а е в а ет е с ь ,  у в и д и т е  себя  въ  с о в е р ш е н н о м ъ   удовольс т в и и
*
Л ю б о в н и к ъ  в а ш ъ  т р е б у е т ь  б о л ь ш е  с о в е рш е н с т в а .
*
Б у д ь т ;  с п о к о й н ы , онъ  в е с ь  вамъ  п р е д а нъ .
*
Не   с т р а ш и т е с ь , с о в р е м е н е м ъ  все   пройд е т ъ , еще  к ь  л у ч ш е м у.
*
Н е п р і я ш н о е  п и с ь м о  п р и ч и нятъ   в а м ъ  безпок о йстви е .
*
П о с т р а ж д е т е   отъ  з л а г о  я з ы к а .
«
Не  н а д е й т е с ь   п о л у ч и т ь,   с а м и   п о т о м  у  п р ич и н о ю .


Краля или Дама.

Ч р е з ъ  т р и  м ; с я ц а  въ 9 й день  в с е  с о в е рш и т с я , ,

Будьте  ос т о р о ж н ы , васъ  п р и м е ч а ю т ъ  притомъ  и  злобствуютъ .
*
Скрывайте  свой  чувства ,  пот о м у  что  н е п р і я т н о е  б ы т ь  для  в а с ъ  м о ж е тъ

Л ю б и м ы   с т р а с т н о , но  мало  въ т о м ъ  п о л ь з ы .

Скоро  у в и д и т е  о ж и д а е м о й  в а м и   п р е д м ; т ъ .
ж е л а н і е  и с п о л н и т с я   в е с ь м а   с к о р о .

О с т е р е г а й т е с ь ; д р у г ъ  в а ш ъ  п е р е м е н и т с я  с к о р о  в  з л о д ; я .
*
С о п е р н и ч е с т в о  в а ш е , п р е д з н а м е н у е т ъ  неп р і я т н о е .
*
Н е з н а к о м а я  о с о б а  п р и ч и н и т ъ  в а м ъ  обидное  о с к о р б л е н і е .
*
С о о б р ажаясь  сообсто я т е л ь с т в а м и   в ы б ир а й т е
*
З а  ваше   п о с т о я н с т в о   будете  н а г р а ж д е н ы  полньімъ у д о в о л ь с т в і е м ъ .
*
Б у д ь т е  г о т о в ы ,  н е п р і я т н о м у  д л я  в а с ъ  с л у ч а ю

Тузъ.

В ы  и м ; е т е в;рное во  в л а с т и  с е р д ц е , с ов е р ш а т ь  т;мъ  с в о е  с ч а с т і е .
*
К ъ  чему  ваша  упорность; н;ть  ни въ ч;мъ сомн;нія , а  в ы  п о л у ч и т е с ч а с т і е .
*
Судьба  вамъ  посылаетъ  в;рнаго друга, неуб;гайте  отъ  него; онь избавить васъ отъ
з л ; й ш е й б;ды
*
Д;ло  сд;лано,  р а с к а я н і е  у ж е   п о з д н о,  не  д ум а й т е  о  усп;х;

П е р в о е  д;ло,  ч т о  в ы  у с л ы ш и т е ,  о з н а ч и т ъ  в а ш у    у ч а с т ь .
*
И  н;тъ   и  да.
*
Ч;мъ  почитаете  вы  себя   счастлив;е , т;м ъ дал;е  бракъ вашъ  удаленъ  от ъ   в а с ъ .
*
Х и т р о с т я м и   с в о и м и , в ы   б о л ь ш е   т о л ь к о  о т к р ы в а е т е .
*
Совсемъ  не  такъ  будетъ   как ъ   вы   ожидаете , но  въ с т о  р а з ъ  л у ч ш е   т о г о

*
Ус п о к о й т е  свои  мысли,  и   не  с п ; ш и т е  въ  п р е д п р і я т і я х ь .
*
П о с л ;  ч у в с т в и т е л ь н о й  г о р е с т и , п о с л ; д уе т ъ  в а м ъ  ут е ш е н і е .
*
В ; р ь т е :  ч т о вамъ  скажутъ,  т;мъ  не  п ризирайте  и  не  огорчайтес ь

***
Д р у гое  Н А С Т А В Л Е Н І Е   Г А Д А Т Ь    К А Р Т А М И .

В з я в ъ  колоду  и з ъ  36 ти  к а р т ъ , с т а с у й , и потомъ  д а й  с н я т ь одну к а р т о ч к у  той особе  ко т о р а я  з а г а д ы в а е тъ , в ы н у т а я  карта  б у д е тъ  с л у ж итъ  о б ъ я с н е н і е м ъ   з а г а д ы в а н і я

*****
 Выписываем  снова тайнопись по карте  Дама  ( Краля) пик (вин) в виде трех кодограмм :

«Соображаясь  сообстоятельствами   выбирайте
З а  ваше   п о с т о я н с т в о   будете  н а г р а ж д е н ы  полньімъ у д о в о л ь с т в і е м ъ .
Б у д ь т е  г о т о в ы ,  н е п р і я т н о м у  д л я  в а с ъ  с л у ч а ю»

Толкуем их так:
1) Выбор (принятие решений в жизни) надо делать строго сообразуясь с обстоятельствами (строго оценивая вероятности стохастических событий, случайностей и  риски последствий), а не только "как моя жена потом"
2) Будьте верны принципам, основанным на постоянных моделях процесса принятий решений, гарантирующим  верную награду  и удовольствие
3) В мире стохастических  явлений, где господствует г-н Случай, которого боится и сам Бог (Творец),  будьте готовы к неизбежным (по законам Мерфи)  неприятностям

***

Некоторые  реперы:

0) для гадания использовались обычные игральные карты формата «52» (французские) или «36» (русские) = об этом см. nastradamik «История игральных карт»
1) Пики имели еще и имя винЫ  (что очень напоминает вину….)
2) Туза мы поставили в конце по формуле «Тройка, семерка , туз», хотя в толковнике всегда первый, ибо не убиваемый… или не покрываемый
3) В архивах французской национальной библиотеки хранятся изданные в Российской империи в 1830 г карты с  изображением бубновой дамы с минимальными изменениями относительно прежних дам. Вполне возможно, что именно эта, привычная русскому картежнику дама, которую изобразил Федотов на своей карикатуре, послужила прототипом для колоды Шарлеманя, которую мы знаем как "Атласные".

Итог пособничества:
То, что Пушкин спародировал и высмеял, б.у. следователь принял за не ложный след ...
Как сказал командующий авиацией КСФ на месте катастрофы самолета МРАП = ОБИДА ПРОЙДЕТ = ОПЫТ ОСТАНЕТСЯ

*** ps
Самуил Шварцбанд  вразумил из Израиля :

При гадании смысл каждой карты зависит от того, как она выпала, и ”дама пик” несет недоброжелательность не от "себя”, а от рядом выпавших карт!

 Ps2
Урок ликбеза от М.Ю Лотмана :
В конце 1820-х гг. производство карт и доходы от него в Империи были монополизированы благотворительным ведомством императрицы Марии Федоровны, и рисунок производившихся карт — а именно ими играли в «Пиковой даме» — стабилизировался и приобрел сходную с нынешней каноническую форму 789 используются не только при игре, но и при гаданий1
(см. Лотман М.Ю. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века - 1995)


Рецензии