В. Н. Пучков. Былинки. Предисловие

               
                Нинуле- первой читательнице моих опусов



                Было ли?… Быль или небыль?
                Было ль? Быльем поросло?
                Ветрами в синее небо
                Память мою унесло
                Силюсь с былым повстречаться,
                В лодке стремнинами мчаться,
                Крепко сжимая весло,
                Птицей парить   над горами,
                Властвовать над мирами,
                Правя своё ремесло…


 ПРЕДИСЛОВИЕ

    Говорят: «было и быльем поросло». И среди этого былья не так-то просто, напрягая память, найти ту  изначальную былинку, с которой все начиналось. В этом сборничке из былья жизни я выбирал былинки наиболее интересных событий.

    Первоначально я хотел назвать эту книжку «Эпизоды». Но почему тогда не назвать этот сборник просто «рассказы»? Да потому, что это другой жанр: в них отсутствует выдумка, которая неизбежно наличествует в рассказах Чехова, Куприна, Гаршина и других наших замечательных классиков. В противоположность таким рассказам, я писал от том, что в действительности случилось. Это истории из жизни, и я старался не отступать от правды. То, что было. Вот и вся разница.

    А потом я задумался. Эпизоды – слишком формальное слово. К тому же оно уже использовано Ю.А.Ткачевым, талантливым геологом-математиком из Сыктывкара, назвавшим так сборник своих рассказов – впрочем, кажется, не опубликованных. Но былинки лучше. В лесу – это не деревья и кустики, а именно отдельные стебельки, тоненькие, но самостоятельные. И еще: язык роднит былинки с былинами. Устное творчество. Но былины, или были, – большие, а былинки – маленькие.

     В дальнейшем у меня возникло подозрение: неужели я - первый, кто заметил родство слова былинки с былинами. Порылся в словарях, и обнаружил, что такая трактовка (уменьшительное от былины) есть и у Даля, и у Ушакова, и у Ожегова. Традиция. Преемственность. Так-то пожалуй  еще и лучше.

     Часть былинок взята из моих опубликованных книжек, часть – из повестей-воспоминаний, которые я еще только собираюсь опубликовать, большая же часть хранится в моей памяти – и вот-вот уйдет вместе со мной. А этого не хотелось бы…

    «Былинки», взятые из моих повестей, воспоминаний, заметок , помечены мною следующим образом:

* Пучков В.Н.Мои высокие широты, мои далекие костры (воспоминания геолога) //Уфа:ДизайнПресс, 2012 – 212с.: ил.

** из повести: В наше детство вломилась война.  Детские воспоминания. Альманах «22 июня», М.:Русский Литературный Центр, 2018; С.238-262

*** Из неопубликованной главы воспоминаний: «Школьные годы»

****Из неопубликованной главы моих воспоминаний:  «В МГУ». Об этом же эпизоде,в иной интерпретации, можно прочесть в повести Н.В.Короновского: «Сидение на Лиахве». Смирновский сборник – 95. МГУ, 1995

***** Юшкин Н.П. Подвиг на пожаре (из жизни В.Н.Пучкова)//Вестник Института геологии Коми НЦ УрО РАН  №2(182), 2010 – С.34-35.

Там, где звездочек нет – материал оригинальный.


Рецензии