Клиповое мышление - достоинства и недостатки

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы. (клиповое мышление.это — (yandex.ru)

Мне уже приходилось писать заметки о вредном влиянии клипового мышления на образование современной молодежи. ( http://proza.ru/2021/05/04/1209).
Общение с гаджетами, начиная с двухлетнего возраста, приводит к серьезному ухудшению запоминания фактов и событий.

 Школьники не приспособлены к чтению больших текстов. Книги не становятся их друзьями. Тик Ток и Ютуб – вот постоянные спутники молодежи. Зависать в телефоне юноши и девушки могут часами, не только для перелистывания ленты сообщений, но и для обмена посланиями на любые злободневные темы. Их кумирами становятся не герои труда и покорители космоса, а успешные блогеры, которые заполонили «мусором» пространство интернета и заработали неправедные миллионы на рекламе и околпачивании людей. Больше аудитория, дороже реклама! Все можно отдать за массу посетителей сайта и за звонкую монету.

В клипах Тик Токеров стали сниматься не самые плохие актеры кино. Пространство интернета стало заполняться низкопробными роликами постановочного характера с убогим юмором. Появились клипы по мотивам старых анекдотов, которые мне поселковые хулиганы еще в первом классе рассказывали. «Приходит муж домой ….».

Не всегда участники съемок имеют какие-нибудь представления об искусстве кино, часто сбиваются на откровенную пошлость, иногда, на низкопробную эротику.
Тик Ток представляет либо отдельные изображения, либо короткие ролики на 2-3 минуты.

 Клипы Ютуба могут иметь продолжительность до 15 минут, редко больше.
Пользователи Тик Тока и Ютуба получают максимум информации в единицу времени.

При правильной подаче информации можно сформулировать возможность самостоятельного формирования выводов аудитории в нужном формате для авторов клипа, чем успешно пользуются «вражеские пропагандисты», поставляя гнусные ролики на просторы российского интернет пространства. Впрочем, доморощенные Тик

Токеры тоже не настраивают молодежь на трудовые подвиги и научные открытия. Все больше ориентация идет в духе простой идеологии стяжательства и  общества потребления, получение любых благ и выполнение желаний зрителей по мановению волшебной палочки.

Помимо чисто развлекательного и рекламного содержания эти каналы представляют также и полезную информацию. Особенно часто можно такие ролики практического, образовательного и хозяйственного содержания можно найти на Ютубе. Владельцем последнего является Гугл.

Тик Ток ориентирован на развлекательные, рекламные и юмористические ролики. Владельцем и организатором Тик Тока является китайская компания.

Кстати говоря, Тик Ток запрещен решением правительства в США и Индии. Индийский комитет по цифровым технологиям считает, что эта система распространения  информации наносит вред государственным интересам

Знания устанавливает связь между процессами и явлениями, а информация скользит поверх фактов. Безусловно, пользователи Тик Тока и Ютуба очень много знают благодаря долгому зависанию в сетях. Но эти псевдо знания являются  несистемными, по существу просто масса информации. Подросток после просмотра ролика о набитой пассажиром шишке при резком торможении автобуса получит полезную информацию. Но знание и понимание  «закона инерции», открытого Ньютоном, к нему не придут.

У нас есть семейные игры с викторинами на различные темы – литература, фильмы, картины художников, финансовая грамотность населения. Наши молодые и подающие надежды часто блистают при ответах на чисто информационные вопросы, но как только заходит речь о понятийных проблемах, то тут же скисают. Знают, к примеру, что роман «Обломов» написал И. А. Гончаров. Но, когда спрашиваем, что об обществе Штольцу рассказывал Обломов, то ответ обескураживает. Мы роман не читали, а ответы на уроках литературы строились на кратком конспекте романа из сети интернет на 8 страницах.   

Кстати говоря, у Тик Токеров есть чему поучиться. Внучка неоднократно с большим чувством пеняла мне: «Дедушка, ты такой наивный! Разве можно верить всему, что написано»?

Вся информация, о покупке кроссовок, к примеру, проверяется и перепроверяется. Изучается отзывы о продавце, о качестве товара, производителе и его рейтинги, уровень цены, данные о ценах у конкурента, возможность покупки по интернету и в магазине, соответствие названных размеров российским стандартам. В отдельных случаях предпринимается поход в магазин, для того, чтобы пощупать товар, взвесить в руках, посмотреть на ноге, а лишь потом заказать товар в сети интернет с обязательной примеркой и прочими ухищрениями.

 Если бы я так выбирал жену, то ходил бы в холостяках по сию пору, а если бы так же покупал автомобиль, то точно бы передвигался пешком или на городском транспорте.

Кроме информированности у молодежи вырабатываются, по признанию многих исследователей, еще два важных качества: возможность быстрого переключения с одного вопроса на другой и многозадачность мышления. Эти варианты развития мышления строго необходимы для передвижения по лабиринтам сети и просмотра кусочков информации, которые никак не связаны между собой. По крайней мере, сложить из этих кусочков-пазлов читаемую картину вряд ли получиться.

 Поколение «зет» легко адаптируется к такой ситуации, наши люди (поколение бэби-бумеров  - 1944 – 1967)  зачастую пасуют перед выполнением подобных задач.

Но негативные последствия  клипового мышления перевешивают многократно весь позитив погружения подрастающего поколения в глубины сети.

Самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что возникает устойчивое не восприятие длинных текстов. Если таковые встречаются в ленте, то они просто игнорируются. Как следствие, тексты на бумажных носителях – рассказы, статьи, книги также не входят в предмет интересов поколения «зет». Что весьма и весьма печально!

 Книги классиков не читаются вовсе!  Согласно последним данным Mediascope, в России доля интернет-пользователей в возрасте от 12 до 24 лет составила 97,1% в 2020 году. Однако за последние годы несколько возрос удельный вес любителей интернета в возрасте 55 и более лет. Моя старшая сестра освоила интернет в возрасте 75 лет. Прошла курсы в системе социальной защиты населения. Теперь «достает» в скайпе всех родных и знакомых по обмену, сбору и распространению информации.   

Пытался найти данные по пользователям районных библиотек по возрастным категориям. Поскольку данные составлялись работниками библиотек, то никакого доверия данная статистика не вызывает.

 По собственному опросу 10 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из числа ближайших родных и знакомых ни один (!!) человек в течение последнего года не прочитал ни одной книги на бумажном носителе.

На мой взгляд, самое негативное последствие жизни в интернет пространстве заключается в преобладании информационной составляющей над знаниями. Причем информация идет совершенно несвязанными потоками -  музыкальный клип сменяется юморной картинкой, затем статистическая подборка, мода и так далее. Что из этого возможно запомнить? Только отдельные фрагменты, в лучшем случае.

Да, человек получает много информации, которая создает иллюзию знания.

Вопрос – о чем? Ответ – ни о чем!

 В беседах со своими студентами обнаруживаю, что эта «поросль» не знает законов Ньютона, формул математики, определения многих понятий и категорий экономики. В ответ на мое недоумение получаю простой невозмутимый ответ: «А зачем? Есть телефон с интернетом. Ответ на любой вопрос в открытом доступе»!

Скоро мы получим поколение, которое не сможет рассчитать площадь квадрата без помощи интернета. Практически  с интернетом у учеников имеются сложности с концентрацией внимания и выполнения домашних заданий. Если в наше время основная помощь в подготовке уроков исходила от родителей, то сейчас на первое место выходит интернет.

 В итоге школьник на минутку зашел в интернет посмотреть формулу…, а покинул сеть через час, зависая на ленте, общении с друзьями.

 Нередко дети ловят вирусы в сетях, попадая на крючок зловредных хакеров сети с приманками для легковерных.

И самое интересное!

 Поймал себя на легкой приверженности к клиповому мышлению. Мне стало трудно читать в сети длинные тексты. Либо оставляешь эти длинноты на потом, либо забываешь о них. Все больше привыкаешь к миниатюрам в выборе жанра своих произведений.

 Когда написал мемуары на 25 страниц, то в отзыве читатель попенял мне объемом произведения. Получил совет – разделить произведение на 3-4 части для удобства читателей.

В наше непростое время много новостей в «ленте». Читаешь новостную мозаику, не всегда приятную, и складываешь общую картину. Все фрагментарно!

А большая часть аналитических программ телевидения напоминает собрание «пикейных жилетов» города Черноморска из бессмертного произведения. Смотреть можно только минут пять. Потом раздражает некомпетентность, апломб и фантастика предсказаний участников телешоу.

В беседах с ближним окружением выяснилось, чтобы бациллы «клипового мышления» пустили очень глубокие корни. Подвержены и взрослые и дети.

Необходимы, очевидно, глубокие операционные меры. Одними пилюльками и бумажными носовыми платками тут не отделаешься.

С детьми большими и маленькими вопрос можно решить только при помощи специальных программ родительского контроля доступа в интернет.

 К примеру, не более получаса в день – узнать домашнее задание.

Для взрослых рекомендуются целая система приятных мероприятий. В их числе:

- больше читать классику;

- записаться в библиотеку;

 -смотреть старые фильмы;

-слушать музыку в стиле ретро;

- начать вести дневник, причем писать текст не на компьютере, а хорошей ручкой;

- пересмотреть все фото, попробовать перевести фото в цифровой формат;

- гулять не менее 8000 шагов (контроль по смартфону или по смартчасам). 

Можно для полного счастья заметить, что в Москве библиотеки стали центром общения.

Обеспечен свободный доступ к книгам, налажен книгообмен, можно сдать свои книги и из обменного фонда получить другие, взять списанные книги (вполне пригодные для чтения), принимать участие в многочисленных мероприятиях (концерты, вечера поэзии, кружки, можно просто почитать газеты, посидеть в интернете).

В Московских центрах долголетия имеется список из более 50 направлений досуга и личного развития. Наибольшим спросом пользуются: курсы компьютерной грамотности, спортивные занятия, курсы иностранных языков, экскурсии по памятным местам, кружки рукоделия и домоводства и многие другие.

Диагноз поставлен – необходимо лечение!
По всем источникам – средством для успешного лечения номер один является чтение классиков на бумажном носителе и для взрослых и для детей!

Фото с картинки Интернета в свободном доступе




   


Рецензии
Спасибо за очень толковое объяснение сути клипового мышления и того, почему мы попадаем в ловушки клиповой информации.
А то я вижу, что всё чаще и чаще попадаю в ловушки "лазания" по интернет-сетям...
Кстати и по телевизору такая же картина: больше ста каналов, и когда реклама, как начнёшь щёлкать каналы – бесцельно щёлкать – глядь, а несколько часов уже прошло. Впустую прошло.
Воистину здесь нужно бодрствовать, чтобы не попасть в ловушку отупления – сладкого, ленивого отупления.
---
С уважением,
Николай Погребняк

Николай Погребняк   30.08.2023 20:21     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай!
Спасибо большое за отзыв на публикацию. Это совершенно точно, что клиповое мышление затрагивает, к сожалению многие слои населения.
Наибольший урон получает подрастает поколение- от детсада до бесконечности.
Дети не взрослеют,мыслят клипами...
Вам желаю удачи и успехов в борьбе с клипов мышлением.
С уважением!

Николай Игнатущенко   30.08.2023 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.