Глава 157. Женщина не человек
В монастыре стало необыкновенно тихо и спокойно. Все отдыхали в отсутствие отца А от склок, сплетен, злобы, мести. Батюшкины приёмы управления уничтожали веру в человеческие отношения, которые он всегда высмеивал. При отце А братья и сёстры неожиданно для себя превращались в зверей, которых он стравливал друг с другом, как помещик Троекуров в «Дубровском». Мы считали друг друга врагами. Но главного врага мы не видели. Почему я говорю про него враг, он ведь человек, а не бес. Потому что он нас обманывал, имея вид пастыря словесных овец, а на деле будучи психопатом, человеком без сердца, душегубом. А все эти церковные атрибуты власти: кресты, клобуки, облачения, митры, игуменский жезл и прочая мишура, - оставались лишь заманчивой, яркой декорацией для доверчивой публики.
Некоторые исследователи называют психопатов детьми дьявола. В этом есть зерно правды. Потому что они как плевелы живут среди обычных людей и лишь похожи на пшеницу. Даже могут демонстрировать намного лучшие результаты, чем у простых смертных в руководстве и манипулировании людьми. Он построил множество храмов, восстановил монастырь. Но привкус у всего этого ядовито-горький. Души человеческие он ломал безжалостно. Под предлогом смирения он калечил психику. И это была одна из его главных забав. А ведь главный храм Божий - это человеческая душа. "Царство Божие внутрь вас есть" - говорил Спаситель.
Отношение к женщинам здесь почему-то принимало чудовищные извращённые формы. Батюшка доказывал свою многолетнюю теорию, что женщины – это не люди. Курица не птица, женщина не человек. Я спорила с ним. Спрашивала, как же Валентина Гордеева, будучи не человеком, родила его, человека. Спрашивала, а петух птица или кто? Он раздражался на меня, но был непробиваем.
Я говорила, что мы образ Божий. А он противился, что мужчины – образ Божий, женщины – нет. Я приходила в ужас от таких суждений. Неужели он думает, что Божий образ подразумевает только мужское строение плоти? Это попахивало маразмом. А я-то в семинарии не обучалась, но думала, что образ Божий в человеке – не внешнее строение тела и половые органы, а триипостасность: дух, душа и тело. Это есть и у мужчин, и у женщин. Души у всех одинаковые. Но он меня высмеивал и говорил, что души у нас разные, всё разное, мы с разных планет. «А вас, куриц, Бог последними создал!» - такой он приводил веский аргумент.
У меня складывалось впечатление от его ереси, что пропуск в рай – это мужской детородный орган. Голова моя закипала и отказывалась принимать эту жуткую версию. Я убеждала его, что Адам был взят от земли, а Ева - от плоти Адама, что она часть Адама, причём в каком-то смысле более утончённая, замысловатая и хрупкая одновременно. Ведь Бог творил от простого к сложному. И животные старше Адама. Но Адам же выше них по иерархии. В ответ на мои размышления отец А начинал орать, беситься и побеждать меня силой голоса.
Я говорила, что нет любви в его рассуждениях. Христос никогда женщин нигде не ругал и к ответу не призывал. А мужчин ругал, особенно священников. С мужчин спрос будет большой. Больше, чем с нас, именно потому что они старше перед Богом. И заповедь была дана Адаму, а не Еве. Адам был в ответе перед Богом за грехопадение. Ева согрешила неосознанно, а Адам знал, что делал. Мы, женщины, немощные сосуды, нас надо беречь и относиться снисходительно. У нас даже мозг меньше. И они взяли ответственность за нас при постриге. Если они вообще христиане и монахи. Он ржал и говорил, что мы сильнее братьев, мужики все умирают, а бабы живут как черти или что-то в этом роде. У апостола написано, что жена – это немощный сосуд, но батя и это оспаривал. Мне становилось дурно от этих споров с ним.
Каждый год на Усекновение главы Иоанна Предтечи братия читали с упоением «Слово Иоанна Златоуста», посвящённое злым женщинам. Это был почти гимн Болдинского монастыря. Процитирую его немного, чтобы было понятно, о чём речь.
…«О, злое и острейшее орудие дьявола! Чрез женщину некогда ранил он Адама в раю; чрез женщину вовлёк он кротчайшего Давида в коварное убийство Урии; чрез женщину увлёк к падению мудрейшего Соломона; чрез женщину ослепил, лишив волос, храбрейшего Сампсона; чрез женщину погубил сыновей первосвященника Илии; чрез женщину заключил в узах в темницу благороднейшего Иосифа; чрез женщину обезглавил светильника вселенной Иоанна. Да что я говорю о людях? При помощи женщины он даже ангелов ниспроверг с неба. Чрез женщину он губит всех, всех убивает, всех бесчестит, всех унижает. Бесстыдная женщина не щадит никого: ни левита не почитает, ни священника не уважает, ни пророка не стыдится. О, из всех зол злейшее – злая жена! Если она бедна, злоба доставит ей богатство. А если богатство уже в её распоряжении, оно удваивает её злобу; нестерпимое животное, неизлечимая болезнь, неукротимый зверь – вот что она тогда. Я знаю, что аспидов можно приручить лаской, а львы, тигры и леопарды укрощаются и делаются ручными. А злая жена неукротима; притесняемая она неистовствует, ласкаемая надмевается. Если её муж начальник, она день и ночь нашёптывает ему про убийства и козни как Иродиада Ироду; если её муж беден, она возбуждает его к зависти и ссорам; наконец, если сделается она вдовою, тогда уж сама принимается всех бесчестить. Страх Господень не обуздывает её языка; она не боится ни Бога, ни будущего суда, - законов любви не признает"... и так далее.
К этому отрывку у меня возникало много вопросов. Во-первых, не женщина увлекла царя Давида на грех, он сам соблазнился, потому что смотрел на неё обнаженную и совершил раз за разом множество шагов ко греху вплоть до убийства её мужа. Во-вторых, какие ангелы, спадшие с неба из-за женщин, имеются в виду? Если это стражи, описываемые в книге Еноха, то они как раз и были развратителями всего человечества и виновниками всемирного потопа. Так что здесь обвинять слабых женщин было бы несправедливо. Бесы или падшие ангелы могут принимать любой образ, и мужской, и женский. Это суккубы и инкубы, духовные сущности, и женщины здесь не при чём. В-третьих, Иоанн Златоуст ведёт речь о психопатках, которых среди женщин, по исследованиям специалистов, всего один процент. А среди мужчин процент психопатов в четыре раза больше. Так кто более подвержен дьявольскому воздействию? Цифры сами говорят за себя. Но нельзя в таких вопросах кичиться, соревноваться и торжествовать мнимые победы. Духовная жизнь - это не игра, она не прощает ошибок.
Причиной такого гневного Слова Иоанна Златоуста была личная обида на царицу Евдоксию, воздвигнувшую против него страшные гонения. Иоанн Златоуст называл в своих проповедях царицу Евдоксию Иродиадой. Он много пострадал от её лукавых козней, унижений и был долгое время (около трёх лет) в мучениях, издевательствах и своеобразных пытках ведом к месту ссылки, пока не умер в дороге. Его сажали на осла и гнали осла, что есть мочи, по горам, чтобы как можно сильнее измучить великого проповедника. Так как же можно изучать и опираться на это Слово, когда оно написано глубоко больным, униженным и измученным до смерти человеком?! Что плохого сделали женщины братьям, я так и не увидела.
Это Слово отец А любил больше всего, и всякий раз с наслаждением братья слушали это слово на трапезе 11 сентября. Мы же, несмотря на почитание Иоанна Златоуста, это Слово читали редко, отдавая предпочтение другим книгам и авторам. В конце этого Слова есть немного и о добрых женщинах, но каждый видит то, что хочет. В этот день 11 сентября отца А рукоположили в иеромонаха в 1978 году. Женщины его всегда очень любили, кто-то даже ставил его фото в иконостас и зажигал перед ним лампаду. Одна богатая и очень статусная женщина стала целовать батюшкины ноги, пока он лежал в кровати, и вытирать своими волосами, как Евангельская блудница. Батя сам об этом рассказывал, и ему такое поклонение было очень приятно. Храмы он строил в основном на деньги женщин. Женщины никогда не верили в непорядочность отца А, они его обожали и боготворили. Он был очень избалован женским вниманием. Но в душе их презирал.
Много лет ездили в Болдино паломнические группы из Смоленска. Практически все женщины любили беззаветно братию и очень морально отравились, увидев в Болдине наше сестричество. Им не понравилось наше присутствие в монастыре. И они неосознанно ревновали отца А и братьев к нам.
Батя не раз говорил, что бабам-дурам любого клоуна поставь, они поедут автобусами, будут бегать за благословением и ноги целовать. Хотел даже в шутку отца Петра посадить на инвалидную коляску, сделать из него прозорливого «старца», чтобы деньги рекой потекли.
Зато батя очень внимательно относился к одиноким бабулькам, у которых были квартиры. Елена Манассиевна, наш учитель пения, была москвичкой, но на её квартиру на Маяковской оформила ренту Галина Кирилловна. Батя рассказывал об этом с большим чувством и сожалением.
Женщины спасли по сути нашу русскую Церковь в двадцатом веке. Батя этого не признавал. Он никогда не поздравлял женщин в день жен-мироносиц (альтернатива 8 марта в православной практике). Такого праздника вообще у них не существовало. Он много чего не признавал, например, терпеть не мог последнего русского царя-мученика. За то, что он очень любил свою жену и детей. Это было бате непонятно. Батя обсуждал его маленький рост, и что жена его была выше, как будто рост важен для святости. Иконы царя в монастыре не было при нас.
Он вообще не любил канонизированных новомучеников, говорил, что это всё искусственно притянуто за уши. Его монахини из Прилук все были такие святые по жизни. Я спорила с ним, что канонизируют по чудесам и исцелениям. Впечатление было такое, что он бредил. Он не любил даже День Победы, святой день для всех русских людей. В этот день его мать (украинка) всегда надевала свои награды и выходила на дорожку возле игуменского дома, ожидая поздравлений от нас. Она чтила этот день, потому что была партизанкой в 16 лет, её даже ранили в ногу. А он относился к этому холодно и враждебно.
Фото из личного архива. Позолоченные элементы резьбы.
Свидетельство о публикации №222122701111