Закрытие Первого закона Ньютона

Перевод статьи на английский язык и любое использование опубликованного в статье материала в англоязычных публикациях без разрешения автора запрещается!


Закрытие Первого закона Ньютона


Находиться – означает просто быть в каком-то месте, в каком-то положении, в какой-то ситуации или в каком-то состоянии. Сохранять – это значит, что-то как-то всё же делать, то есть предпринимать какие-то действия. Если я поставил кружку на стол и ушёл из кухни, то кружка на столе находится в состоянии покоя, как и сам стол, пока я не вернусь и не «воздействую» на кого-то из них, если вдруг мне снова захочется чаю или кофе. Заметим – кружка не сохраняет своё состояние покоя, нет, она просто находится в покое. То же самое происходит с футбольным мячом, который покатился от удара футболиста, – мяч не сохраняет своё состояние движения и не сохраняет свою скорость перемещения, он ничего для этого не делает, он просто находится в движении, просто перемещается с определённой постоянной скоростью, потому что скорость – это физическая величина движения, и «движения без скорости» не бывает. И будет мяч находиться в таком движении, пока сам от трения об траву не остановится или кто-то не остановит, то есть пока кто-то или что-то не воздействует.

Таким образом, любой материальный объект находится в состоянии покоя или в состоянии движения, пока какое-нибудь или чьё-нибудь воздействие не изменит этого состояния. Это настолько простая истина, настолько обычный факт, что называть его «законом инерции» так же глупо, как назвать «законом сопротивления» тот факт, что любое тело, находящееся на земной поверхности, давит своим весом на эту поверхность, а она сопротивляется и служит телу упором в его покое или при его движении по данной поверхности.

Впервые эта мысль – о никчёмности 1-го закона Ньютона, «закона инерции», прозвучала в завуалированной форме в статье об инертности и инерции. Но пришла уже пора прямо говорить правду и закрывать за ненадобностью выдуманные законы и теории, отслужившие свой срок. Данный «закон инерции» как обычный факт звучал в высказываниях мыслителей многих народов и эпох, а выступил впервые в чёткой форме в высказываниях Галилея и Декарта в противовес господствовавшему до 17-го века мнению Аристотеля о том, что покой есть естественное состояние тела, и в это состояние каждое тело стремится вернуться, если оно «подверглось движению». То есть Аристотель не считал движение состоянием, он считал его «нарушением естественного состояния», то есть силой, Воздействием. И поэтому утверждал (так пишет Википедия), что «в отсутствие внешней силы все объекты остановятся, и что движущиеся объекты продолжают двигаться только до тех пор, пока есть побуждающая к движению сила». А Галилей заговорил о движении как о состоянии, в котором тело может находиться так же, как и в состоянии покоя. Вот и всё. Ни о каком законе речи и быть не могло, просто произошло исправление непродуманного мнения Аристотеля. Декарт затем лишь уточнил, что движение имеется в виду прямолинейное, потому как если тело движется по кругу (даже вокруг Земли), значит, постоянно меняет направление, то есть постоянно нарушает своё естественное состояние равномерного движения.

Кто-то может спросить, а что же будет вместо закона инерции? Наверное, будет фраза «Всякое тело может существовать лишь в двух возможных состояниях – в покое или в движении», или ничего не будет. Не надо науке никаких лишних законов, тем более, что к инерции этот «Первый закон» Ньютона не имеет абсолютно никакого отношения. То, что пишут в словарях – что инерция «это свойство тела сохранять состояние покоя или прямолинейного движения» или «свойство тела сохранять скорость» – это чушь и «филькина грамота». Нет у тел таких свойств. Тело не сохраняет состояние, тело находится в этом состоянии, пока его не пнут, или пока изнутри не сгниёт, вот и всё, это обыденный факт. Тело также не сохраняет свою скорость просто потому, что нет такой способности у тела – «сохранять скорость», ведь скорость как величина принадлежит движению, а не телу. Так что не бывает у тел никакого свойства «сохранять». Зато тело может сохранить свою способность к движению с постоянной скоростью – именно способность свою сохранить, и это не СВОЙСТВО «сохранять», а ВОЗМОЖНОСТЬ «сохранить способность двигаться». А за счёт сохранённой энергии (энергия – это величина способности к движению) уже и скорость остаётся постоянной.

Отношение между объектами во Вселенной бывает всего трёх видов – это Воздействие одного объекта на другой, которое заключается в передаче энергии; далее это Восприятие воздействия, которое заключается в получении энергии; и затем Распределение воспринятой способности к движению, заключающееся в сохранении полученной энергии в физическом теле и её распределении по пространству тела. Когда объект при воздействии воспринял способность к действию, то есть получил определённое количество энергии (не забывайте, что энергия – это физическая величина способности), эта энергия распределяется внутри объекта по его частям и частицам, тем самым она сохраняется в объекте как в «неинерциальной системе отсчёта». Мы не говорим тут ни о каком «свойстве сохранять», тут мы говорим, что физическое тело что-то «делает», а именно, сохраняет полученную способность к движению (энергию), и вот за счёт неё тело движется с постоянной скоростью.

 А что же инерция? Инерция – это «стремление» физического тела. Под стремлением тут можно подразумевать и стремление к действию, и стремление к покою, то есть к остановке, и стремление сохранить свой покой или же стремление продолжать своё движение, то есть желание субъекта двигаться или его лень как нежелание действовать. Великий Кеплер, который ввёл «инерцию» в научный оборот, думал ещё «по Аристотелю» и подразумевал под инерцией естественную тягу всех тел к покою, поэтому его инерция – это стремление всех тел к покою, то есть инерция покоя. Великие Галилей и Декарт «поправили» Аристотеля и «добавили» в «список явлений покоя» равномерное движение, причём Галилей предпочёл движение по окружности, а Декарт – по прямой. Поэтому в их понимании инерция – это уже постоянные стремления тел оставаться в состоянии покоя или равномерного движения, то есть это инерция покоя или инерция движения, как мы их понимаем сегодня. Но наличие этих явлений в бытии субъекта (а любое физическое тело является субъектом) совсем не требует их объяснения каким-либо законом об инерции, ведь инерция, то есть определённое стремление (и даже не одно), присуще любому субъекту.

А мы сегодня вполне можем под инерцией подразумевать и стремление своего мышления к привычным штампам. Инерция мышления – это привычка мыслить одними и теми же образами, обращение к одним и тем же авторитетам и положениям, принятие непререкаемости с чем-либо и, в какой-то степени, неприятие новых приёмов рассуждений, новых направлений мысли. Инерция мышления не позволяет нам открыть для себя что-то новое в ощущениях, новое знание, она «стоит» НАД нами, она практически нами «управляет», несмотря на то что мышление является нашим «личным» субъективным процессом, деятельностью именно НАШЕГО мозга. Поэтому от инерции, от привычных штампов периодически необходимо избавляться. Вопрос в том – как это сделать?! – если мы абсолютно уверены в том, что наши знания и наши рассуждения, исходящие из этих знаний, верны!


Рецензии
Здравствуйте,Борис.
Очень интересно.
С уважением, Лена Романенкова

Лена Романенкова   21.02.2023 23:59     Заявить о нарушении
Заходите, Лена, ещё, тут много интересного. Кстати, в 80-х годах с нами на Севере работала гидрогеолог Зоя Романенкова, тоже из Беларуси. Если это Ваша родственница, передавайте большой привет. И Вам всех благ!

Борис Владимирович Пустозеров   22.02.2023 10:56   Заявить о нарушении
К сожалению, не знакома с Зоей.
Но мой муж тоже с Севера.
С уважением, Лена Романенкова.

Лена Романенкова   22.02.2023 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.