Утраченные мгновения

    Оливеру Нелсону – величайшему   
    джазовому  аранжировщику и
    композитору 20 века!

    Однажды в гостях у своего приятеля, саксофониста Сергея Березина, я услышал студийный альбом  Оливера Нелсона с философским  названием “The Blues And the Abstract Truth” (Блюз и абстрактная истина).*
    Музыка, стройное звучание ансамбля, качество записи поразили меня. Автором музыки и аранжировки выступил сам Нелсон, а для записи он пригласил великолепных музыкантов, настоящих звезд мирового джаза.

    Заглавная тема пластинки “Stolen Moments” (Утраченные мгновения) полностью погрузила меня в музыку. Под размеренный аккомпанемент ритмического трио, проходящий через всю композицию и символизирующий неумолимо текущее время, звучит протяжное крещендо духовых инструментов. Оно повторяется целых четыре такта, затем звучат короткие, интригующие фразы, идёт такая раскачка, подготовка к откровениям. Каждый музыкант в своих соло должен рассказать о своих утраченных мгновениях, о своих потерях.

    Первое соло – это исповедь трубача Роя Элриджа. Он начинает коротким форсированным звуком и тут же переходит к доверительно спокойному повествованию, как бы подчёркивая установившийся порядок жизни. Музыкант деликатно строит мелодические фразы, звучание трубы мягкое и вдруг… труба взрывается. Это всплеск эмоций, нервный срыв человека, который безвозвратно потерял что-то важное в жизни. Каждый музыкальный фрагмент выстроен по этой схеме. В заключительной части соло Элридж переходит на короткие быстрые пассажи, как человек на исповеди, который захлебываясь, спешит высказать до конца мучающие его проблемы. Соло заканчивается, труба плавно стихает, будто в изнеможении от своего порыва откровений.

    Следующее соло Эрика Долфи, оно похоже на  исповедь женщины. Торопливые пассажи передают её взволнованность. Вибрирующий звук флейты усиливает напряженность, в которой слышатся рыдания, возможно, за этим стоит расставание с любимым человеком или какая-то невосполнимая потеря. Это прощание с любовью и страх перед одиночеством. Постепенно звук флейты стихает, обессилив после страстной исповеди.

    Со своим рассказом об утраченных мгновениях вступает Оливер Нелсон. Первые протяжные звуки его тенор-саксофона взывают:
– Послушайте! Послушайте меня! Я много знаю! Я много помню! Послушайте! 
И дальше звучит одна и та же лаконичная музыкальная фраза, но она звучит всё выше и выше, тем самым эмоциональное напряжение усиливается. Всё соло построено на простых, ясных фразировках, в которых откровения и переживания мастерски передаются разнообразием тембров. Это соло больше похоже на исповедь немногословного пожилого человека, с горечью вспоминающего утраченные в жизни мгновения.

    Пианист Билл Эванс начинает своё завершающее соло звучным аккордом,  и тут же идёт россыпь последовательных пассажей под мягкое туше левой руки. Кажется, что в этой ровной, сбалансированно звучащей исповеди музыкант рассказывает о своих взлётах и падениях. И то, и другое он воспринимает, как обычную жизнь, не делая никаких  акцентов на событиях. Лишь один раз среди пассажей ярким аккордом звучит  известие о важной и невосполнимой потере.
Все музыканты высказались в своих соло под безупречно работающий метроном, изысканно создаваемый аккомпанементом барабанщика Роя Хейнса и контрабасиста Пола Чемберса. И вновь зазвучало крещендо духовых инструментов, возвращая нас в начало композиции. Те же четыре такта и спокойная, умиротворяющая кода, которая рефреном звучала в окончании каждого соло.
 
    Stolen moments в исполнении ансамбля Оливера Нелсона - это музыка на века, музыка, которая всегда со мной. Это образец высочайшего вкуса и стиля. Браво!

* Альбом “The Blues and the Abstract Truth” – записан в феврале 1961 года и издан  на релизе “Impulse!”. Это самая известная запись Оливера Нелсона с участием: Фредди Хаббарда, Эрика Долфи, Билла Эванса, Пола Чемберса, Роя Хейнса и Джорджа Барроу.


Рецензии