Мы Люди - Главы 11, 12, 13

Глава 11
- Эри, ну зачем ты сделала это, зачем?!
Голос Любимова казался ему самому чужим и странным.
- Эри, ты не можешь так поступать! Запомни, не можешь! Ну почему, почему ты так не ценишь собственную жизнь?
Любимов был в отчаянии. Тонкая струйка крови текла по руке Эри. Глупо, неумело она пыталась вот уже во второй раз покончить с собой.
- Ты не представляешь, сколько мы старались, сколько работали, чтобы все вы появились на свет... Не понимаю! Не понимаю, почему ты это делаешь!.. - восклицал Любимов, накладывая на руку Эри жгут.
- Сергей Владимирович, я ведь никому не нужна. Разве вы не видите? Для чего я живу? - подняв на своего создателя взгляд, тихо произнесла Эри.
Любимов посмотрел в эти огромные, полные вопросов глаза и ещё большее отчаянье сдавило ему грудь.
- Ну что ты такое говоришь, ну как это не нужна... - заторопился переубедить он Эри. - Очень нужна. Ты же так великолепно играешь, тебе замечательно даются уроки, ты способная...
В голове Любимова тут же пронеслись прочие достоинства этой девочки.
- Но ведь смысл жизни не в этом? Правда? В чём? - снова спросила Эри, с надеждой глядя на Любимова.
Что он мог ей ответить? Он, тот, кто всю жизнь гнался за идеей осчастливить человечество, что он мог сказать? Для чего он это всё делал? Для того чтобы теперь этот прекрасный, подросший ребёнок спрашивал его в чём смысл? Знал ли Любимов сам ответ на этот вопрос?
- Ты поймёшь, ты всё поймёшь, когда у тебя будут собственные дети...
- Дети? - встрепенулась Эри. - Вы думаете для таких, как мы, это возможно?
- Ну конечно! Эри, запомни, вы такие же люди, как и мы... Вы лучше нас. Всё встанет на свои места, когда рядом с тобой будет расти новая жизнь, ты увидишь смысл... А пока... Ты так прекрасно играешь. Почему ты считаешь, что это никому не нужно?
- Сергей Владимирович, Джед, Ион, Адам, Сэма и другие... Они слушают меня, но вы ведь видите, что им всё равно. Они бы слушали и кого-то другого или вообще не слушали бы. А я? Именно я нужна кому-то?
- Мне нужна!.. - выпалил Любимов. - Эри, ты мне нужна!
Глядя на то, какой прекрасной выросла эта девочка, Любимов уже не мог не признать, что очень привязан к ней. Из всех детей с самых же первых дней он выделял это своё творение среди прочих. Лёгкий румянец, светлая кожа и еле уловимый блеск её глаз... Что из этого делало эту девочку для него особенной? Её фантастическая игра на фортепиано? Её сдержанность, скромность, кротость?.. А может её желание задавать вот такие непростые вопросы? Любимов старался не думать об этом.
- Ты мне нужна... - повторил он.
Судьба ни одного из биоников не заботила его так, как судьба Эри. Дети по-прежнему росли в стенах лаборатории, но Любимов ждал, что скоро им разрешат увидеть мир.
- Эри, послушай, я обещаю, что буду заботиться о тебе как ни о ком другом! Я уверен, скоро нам разрешат выпустить вас из стен института и тогда, я покажу тебе, как прекрасна Земля. Ты увидишь всё, ради чего стоит жить, но пока подожди... Ну посмотри, что ты сделала со своей рукой. Теперь придётся её восстанавливать. Ты лишила меня возможности услышать сегодня твою игру.
- Я буду играть теперь для вас, только для вас, - произнесла Эри. - Раз вам это нужно, я буду...
- Нужно, Эри, очень нужно... Обещай, что больше не будешь делать глупостей и творить такое над собой...

Глава 12
Вертинский негодовал.
- Вы только посмотрите, что происходит. Вот оно то, чего я опасался. Я знал, был уверен, что с нашими детьми что-то не так!
Профессор тряс в руках бумагу, присланную из комитета. Короткая сводка содержала угрожающие цифры - почти половина детей, созданных методом экстракорпорального конструирования, пыталась покончить с собой.
- Вот к чему привела наша поспешность! Мы накачиваем детей знаниями, развиваем их, готовим к будущему прогрессу, но не можем разбудить в них тягу к жизни, к саморазвитию, к творчеству. Это бесчувственные болваны, которые делают только то, что им скажут, и не способные на большее!
- Станислав Евгеньевич, вы не правы... - попытался возразить Любимов.
- Нет, я прав! Вы посмотрите, мой друг, посмотрите, что мы создали! По всем признакам - это люди, мы создали людей. Они прекрасны, умны, способны, но в любом андроиде больше души, чем в них. Давно вы слышали их плач, их шум, их смех?
- Никогда, - согласился Любимов. - Но это ничего не значит!
Любимову вспомнилась Эри.
- Это не значит, что, как вы утверждаете, в них нет души. Они малоэмоциональны, мы уже много лет говорим об этом, но вы знаете, какой вопрос задала мне недавно Эри? «Для чего я живу? В чём смысл жизни?». И догадайтесь, когда она это спросила? Когда пыталась покончить с собой.
- Вы мне не говорили, что среди наших воспитанников были подобные попытки. Вы это скрыли от меня? - ещё больше злился Вертинский.
- Скрыл, потому что эти попытки предпринимала только Эри и так неумело...
- И она, в самом деле, задала такой вопрос?
- Станислав Евгеньевич, я давно с вами хотел поговорить об этом. Мы воспитываем детей неправильно. Мы их учим, учим, учим, но чему? Мы не дали им самого главного - они не видят смысла в собственном существовании...
- Удивительно! Сергей, это удивительно! Я-то думал, ладно наши бионики, они растут в стенах закрытого института, они изолированы от общества, но в нормальных семьях всё будет иначе. Почему те, кто стали родителями, не воспитывают детей? Они доверили их обучение андроидам и на этом считают свою миссию выполненной? Кто, как ни родители, должны привить детям хоть какой-то интерес...
Любимов вспомнил об Эри. Она выросла прекрасной девушкой, талантливой, красивой... Но дальше что? Ни она, ни прочие бионики не понимают, как им дальше жить. Они не чувствуют интереса к жизни, им даётся всё слишком легко.
- Мы преподнесли им наш мир на блюдечке, - грустно констатировал Любимов. - Всё, что предстоит этим детям делать в будущем - это следить за работой андроидов, да время от времени запускать воспроизводящие капсулы. Вот весь их труд. Станислав Евгеньевич, вам самому такая бы жизнь не наскучила?
- Мы что-то упустили, что-то очень важное. Но что? - бормотал Вертинский. - Посмотрите, что от нас теперь требует комитет.
В бумаге, протянутой Любимову, помимо констатации фактов низкой эмоциональной активности биоников, приводящей к отказу их от жизни, был текст нового задания. Комитет не приказывал, но просил продумать пути, так называемого, «очеловечивания» искусственно созданных людей.
- Станислав Евгеньевич, я не понимаю, чего они хотят?
- Комитет официально признает несостоятельность биоников как личностей. Были проведены всяческие тесты и вот... Низкая эмоциональность, полная социальная пассивность, неспособность к самостоятельной постановке задачи и принятию решений, отсутствие стремления к жизни, к творчеству, к продолжению рода... Программа «Бионики», которой мы так долго занимаемся, теперь уже практически потерпела крах. Мы создали то, о чём нас просили, но это не люди. Если мы этого не исправим, бионики погибнут или будут уничтожены.
- Нет! - воскликнул Любимов. - Они просто не понимают...
- Сергей, комитет не ставит перед нами чёткой задачи, они не могут её сформулировать. Но в биониках нет чего-то того, что делает похожими их по душевным качествам на людей.
- Станислав Евгеньевич, наши дети хорошо трудятся, когда мы формулируем им точные цели. Если комитету так угодно, наши дети научатся даже творчеству.
- Нет, Сергей, поймите, нет. Дети сами должны продемонстрировать своё стремление, интерес развиваться. Они уже взрослые, а мы до сих пор руководим во всём ими. Да в физическом и умственном плане они давно уже превзошли нас всех. Дети должны теперь научиться жить своим умом. Они выросли, но я, честно говоря, не знаю, что с ними делать... И я говорю сейчас не только о тех, что воспитываются в нашей лаборатории. Последние годы я наблюдал и тех, что живут за этими стенами. Результат один. Дети способные, но они пассивны во всех вопросах. Удивительно, они даже не общаются друг с другом...
- Я не знаю пока, как это исправить...
- Задание дано не только нам, оно дано всем...
«Я сделаю всё возможное», - подумал Любимов. - «Иначе Эри погибнет. Если комитет решит ликвидировать биоников, мне её уже не спасти...»

Глава 13
Марк и Белла везли сегодня детей в аквапарк. Построенный совсем недавно, огромный, со множеством горок, бассейнов, аттракционов, теперь каждый день он принимал гостей. Возведено это сооружение было только лишь с одной целью - подобно всем прочим открытым в последнее время циркам, зоопаркам, оно должно было развлечь, заинтересовать, вызвать хоть какие-то эмоции у биоников-детей.
Поспешно предпринимались отчаянные попытки поднять активность биоников. Первым делом было решено создать все условия для новых развлечений. Всё, что так нравилось прежним детям, благодаря чему не утихал детский смех, поспешно возрождалось. В самые короткие сроки повсюду разбивались городские парки, новенькие детские площадки строились на каждом углу.
- Выходим, выходим! - задорно подгонял Марк своё семейство. - Белла, раздавай игрушки.
Дети один за другим молчаливо выбирались из машины. Ни тени радости, ни доли веселья невозможно было уловить на лице ни одного из них. Молчаливо следовали они с яркими надувными игрушками в руках за родителями, прошли вход.
Территория была огромной. Повсюду здесь играла музыка, летали воздушные шарики, андроиды-клоуны пытались развеселить детей. Тут должны были царить веселье, оживлённый шум, раздаваться детский смех, но ничего этого не было.
Представившееся зрелище заставило Беллу тревожно взять за руку мужа.
Огромные горки, бирюзовые бассейны, искусственные водопады поражали своей красотой. Воздвигнутые андроидами, они были безупречны. Но дети...
Один за другим, словно следуя какому-то незримому указу, они молчаливо взбирались на аттракционы и, сохраняя всю свою отрешённость, спускались по горкам вниз. Дети не издавали ни звука. Это был немой, безучастный ко всему конвейер.
- Ничего, - шёпотом попытался успокоить Марк жену. - Дети, а ну-ка давайте повеселимся, вас ждут горки. Ганри, Кларисс, Заворд, вы идите вон на тот аттракцион, Альди, Лилот, а вы бегите на вот этот, пониже. Катайтесь!
Ганри, Кларисс, Заворд молчаливо стали взбираться на указанную отцом горку. Младшие, повинуясь отцу, прошли к неглубокому бассейну.
- Ну вот, Белла, а ты устраивайся здесь, на шезлонге. Отсюда нам хорошо будет видно ребят. Будем загорать, а дети пусть отдыхают. Думаю, правильно мы сделали, что выбрались сюда.
- Марк, а ты помнишь наше детство? - спросила Белла.
- Ну конечно, - Марк нежно похлопал жену по руке. - Тогда таких чудес для нас не строили. Мы любили ходить к соседскому мальчишке в сад. Для него отец построил там маленький такой бассейн. Вот где мы хлюпались... Резвились всегда до самой темноты.
- А мы жили прямо на берегу озера. Помню, я так радовалась, когда отец брал лодку и катал меня. Представляешь, сказал мне, что если, не отрываясь, смотреть в воду, то можно будет увидеть русалку.
Белла засмеялась.
- Да, были времена... - вздохнул Марк. - А теперь смотри, вот и наши дети подросли.
Ганри и Заворд уныло, один за другим, спустились по горке вниз.
- Невесело тут как-то, - произнесла Белла.
- Да это всё андроиды, - возмутился Марк, - не могут хорошенько развеселить детей.
- Через полчаса детям надо будет поесть, - сказала Белла.
- Понял, пойду куплю всем термообеды.
Марк ушёл. Его жена, воткнув в уши наушники, принялась слушать очередную аудиокнигу. Ту, в которой были описаны настоящие эмоции, чувства, любовь.
Ганри, Кларисс, Заворд продолжали кататься. Послушно взбирались они по лестницам вверх и потом, в полном молчании, спускались по горкам вниз. Альди и Лилот, держась за своих надувных животных, подобно поплавкам висели на поверхности воды.
Двое мужчин в пиджаках прошли мимо Беллы.
- Сергей, вы неисправимы, - раздавался голос Вертинского, рассматривающего протянутый ему Любимовым отчёт. - Ну посмотрите на это всё здраво, как вы можете ставить столь высокие психоэмоциональные оценки этим детям? Посмотрите вокруг, да вот хотя бы на этого ребёнка...
Вертинский подал руку выбирающемуся из бассейна мальчугану.
- Посмотрите, зрачки глаз не расширены, мимические мышцы лица не сокращены. Мальчик, тебе понравилось кататься?
- Наверно понравилось, - безразлично пожав плечами, сказал ребёнок.
- Вот видите, - оживился Любимов. - Ему понравилось!
Вертинский махнул рукой.
- Не понимаю, Сергей, как вы не замечаете элементарных вещей. Детям всё это не интересно, - раздосадовано сказал он. - Как вы не видите... Вы слышите сейчас, среди этого шума, хоть один детский голос? Нет, вы, кажется, уже забыли, что такое детские эмоции.
- Значит снова провал? - грустно поинтересовался Любимов.
- Снова, а вы как думаете?.. Я не поставлю хорошую оценку идее развивать таким образом детей. По моему мнению, ничего не изменилось. Эмоций как не было, так и нет.
- Станислав Евгеньевич, военные забирают ещё двоих из наших биоников, на этот раз Ион и Адам.
Вертинский развел руками.
- Сергей, я ничего не могу сделать, официально дети, выращенные в нашей лаборатории, принадлежат комитету.
- Отдайте мне Эри, я докажу на её примере, что биоников можно превратить в полноценных людей...


Рецензии