Глава 153. Витебские приключения. Утопленник

Отец А продолжал трудиться в Витебске. Первым делом он посчитал все доходы и расходы за ящиком (церковная лавка). Выяснил, что много денег утекало мимо кассы. Он снял с должности бухгалтершу, устроив привычную травлю и скандал. После он вызвал туда нас и заставил поновить роспись полотенец по периметру храма, чтобы не так была заметна заляпанность стен. Потолки и стены они уже покрасили с Тимофеем акриловой краской. Три недели по пять дней мы ездили туда как на вахту. Ночевали мы там у монахини Агнии, которая жила в квартире недалеко от монастыря. Она стелила нам на полу, потому что места больше не было. Ели мы консервированный зелёный горошек, хлеб, икру мойвы и крабовые палочки. Шел Великий пост. Палочки считались нарушением поста, но нам уже было всё равно, так как есть реально было нечего.

 
Начинали работать мы прямо во время постовой службы с 10 утра до глубокой ночи, когда уже семинаристы прочитывали молитвы на сон грядущим. Приходили художники Вова с Сергеем Петровым нас поддержать морально. Батя решил нам организовать помощь в виде Татьяны Васильевны и её дочки Ирины. Это были две ультраправославные особы. Мы еле открестились. Татьяна Васильевна была неуправляемая женщина и сроду не держала в руках кисть. Но была уверена, что по благословению отца А её рукой будет водить Бог, и у неё всё получится.


Унижений мы испытали очень много. Отец А стеснялся нас перед архиереем. Наша перевалочная база была в архиерейских покоях. Там мы пили чай раз пять в день с крабовыми палочками и горошком. Там хранилась наша человеческая одежда без следов краски и обувь. Там был единственный нормальный туалет на километр в округе. Тимофей начал нас выгонять из покоев, говоря, что нельзя, приехал владыка, неудобно. Владыка заседал в приёмном зале. А туалет был в другой стороне. Я возмущалась, что это нужно им, чтобы мы тут находились и пахали как проклятые. Есть нечего, помыться негде, в храме дует, холодно, ещё и в туалет перестали пускать. А где нам пить чай теперь? Раз-другой мы попытались сходить на братскую трапезу. Но не смогли. Такое количество незнакомых бородатых грубых мужиков нас приводило в стресс.

 
Когда в Витебск привезли Рыжего, началась какая-то неприятная пора. Рыжий постоянно валялся на кровати отца А, даже среди белого дня, как будто не хватало ночи. Они могли там и оба лежать, не закрыв дверь. Это было ужасно. Мы прибегали на 10 минут попить чаю и видели двоих крупных мужчин, лежащих на одной кровати. Один вдоль, другой поперек. Я не понимала, почему они не прикрывают дверь. Это выводило из равновесия. Кровать отца А была огромной. На ней могло поместиться даже 4 человека.

 
Если Рыжий пил чай в гостиной, то мы не могли там находиться, чтобы не создать ему дискомфорт. Приходилось лавировать между его лежанием в кровати и его питьём чая. То есть нам их нельзя было смущать своим присутствием, а им нас можно!
Батя над нами ржал. Но чтобы мы доделали роспись, он подбодрил нас. Сказал, что попросит у владыки грамоты или денег за нашу работу. Деньги обещал аж по три тысячи рублей на человека. Это было примерно по 100 долларов. Никаких денег и грамот, естественно, мы не получили. Само собой разумелось, что мы должны быть счастливы, работая во славу Божию. У отца А не повернулся язык замолвить за нас слово перед владыкой.


Как-то приехали проведать отца А Галина Ивановна и Елизавета Петровна, ныне покойная, бывший директор Сафоновского хлебозавода. Галина Ивановна уставила весь стол постными яствами, розовыми купатами из семги, баклажанными рулетиками с орехами и другими немыслимыми блюдами. А Елизавета Петровна привезла свои фирменные хлебцы. Мы хоть немного поели. Но Рыжий и тут отличился, съев почти всю привезённую еду. Он вообще вёл себя как принц, пребывая временно в статусе главного любимчика настоятеля.


Когда мы закончили роспись, мы были счастливы. Уезжали оттуда, хваля и благодаря Бога, что справились и больше никогда туда не вернемся.


А в Дорогобуже тем временем начался весенний разлив Днепра. Обычно вода отрезАла несколько деревень и монастырь от Дорогобужа и цивилизации на пару-тройку недель.Она поднималась из реки на несколько метров в высоту и заливала большой участок грунтовой дороги в несколько сот метров, лежащий до Полибинского моста.


Так как дорога пролегала выше остальной  болотисто-полевой местности, этот участок превращался в своеобразный порог поперёк течения воды, и поэтому скорость течения в разлив самой высокой была на дороге.



Днём воды ещё не было. Группа молодежи, направлявшаяся из с.Полибина в Дорогобуж, перешла реку в тот момент по сухой дороге. А обратно они вернулись спустя несколько часов. Вода уже поднялась, дорогу залило, и вдобавок быстро стемнело. Они не решились идти по воде. Но один парень, пустился вброд, сказав, что нормально пройдёт, так как глубина по дороге была небольшой (30-40см). Парень был выпивши. Его сразу же опрокинуло сильным ледяным течением и снесло с дороги. Несколько дней искали тело на лодках по всей округе. А нашли рядом с дорогой в кустах, где вода сходила на болото. Звали парня Иван Графов, ему было 22 года, у него была девушка, которая потом ещё долго присылала на его стену Вконтакте душераздирающие послания.


   Фото из интернета. Марков монастырь.


Рецензии
Вечера доброго Вам, Надежда!

Знаете, даже один этот случай вашей работы в Витебске, настолько показателен в плане отношения "бати" к сестрам, что просто диву даешься.
Даже не зная предысторию отношений сестер с настоятелем, возникает ощущение, что использовали вас, уж простите, как самых обычных гастарбайтеров, и что больше всего поражает, гастарбайтеров полулегальных. Это настолько очевидно, глядя на поведение "бати" и его приближенных, что просто диву даешься.
Что называется, картина маслом - адский труд и жуткие условия проживания и...
Ка апофеоз - свинское отношение со стороны любимчика (и снова вопрос - в каком плане "любимчика"?) руководителя.
Не удивительно, что ваше пребывание в Витебске представлялось, если не заключением, то чем-то вроде ссылки.

Ну, а что касается весенних разливов - это штука опасная. Если не ошибаюсь, у Паустовского есть рассказ, как его в последний момент спас местный мужичок, который приплыл за ним на лодке на небольшую горку, в одночасье превратившуюся в остров. Шутить с этим природным явлением точно не стоит...

С самыми добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   30.07.2025 19:09     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Сергей! Спасибо большое за Ваш отклик и человеческое отношение. Меня так всегда выбивают из колеи комментарии "православных" по типу: "А что вы хотели? На курорт что ли приехали?" Сам же батя частенько напоминал, что монастырь - это не каторга, а дом родной. Ну так вот, оказывается, не для всех. Кому-то родной, а из кого-то нужно было выжать максимум полезного, а потом выкинуть за ненадобностью на обочину. Вот его рассуждения. Я потом еще встречала такое отношение именно у статусных священников. Нигде, кроме как в церкви так безобразно к людям не относятся. Очень цинично. Сломаешься, значит, туда тебе и дорога. А как же притча о заблудшей овце, которую пастух пошел искать, оставив остальных? Овца - это и есть сломавшийся человек, который был в стаде Христовом и отбился по разным причинам. Но они(священники) предпочитают думать, что заблудшая овца - это новичок, никогда не ходивший в храм. И ведь правда, такого с помощью психотехник и алкоголя легче охмурить, чем бывалых. А тех, кто разочаровался - долой из храма! Новых наберем. Такое отношение к людям как к одноразовым стаканчикам.

С уважением и теплом,

Эмилия Лионская   31.07.2025 00:00   Заявить о нарушении