5 Абрау - Дюрсо
Не царям пить вино,
чтобы, напившись, они забыли законы…
Дайте… вино огорченному душою;
пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем
страдании.
Ветхий завет
Не вливают … вина молодого в мехи ветхие.
Новый завет
Абрау - Дюрсо
Уникальна книга Николая Зарудина "Тридцать ночей на винограднике" - одна из немногих книг не только о людях, но и об отношении к вину, к виноградникам. Она написана на основе поездки автора в Абрау--Дюрсо еще в тридцатые годы прошлого столетия. Яркие винные краски этой книги не портят ее благородный характер. В то время советская власть сумела заняться охраной виноградников Абрау и начать возрождать виноделие с помощью энтузиастов этого древнего ремесла.
Из архивных бумаг:
«"Абрау" расположено на берегу горного озера (лимана того же наименования), находящегося в 90 метрах над уровнем моря. Окружающие совхоз горы не очень высоки, но склоны их к озеру круты и удобны лишь для разведения винограда."
К этому следует добавить, что совхоз прежде был удельным имением, находящимся на восточном берегу Черного моря. А как же в название попало Дюрсо? А очень просто, ибо Абрау со своим горным озером расположено в долине Дюрсо. Еще в 1870 году агроном Ф. И. Гайдук докладывал начальнику округа о том, что "северо--западное побережье Кавказа представляет собою одну из лучших в мире местностей для разведения виноградников. На юго - западных склонах Кавказа открыта новая Калифорния для вина."
И новая Калифорния была создана. На участке Магеллатовой Короны на покатой горе были посажены виноградники в честь последнего императора. На этой горе виноград созревает быстрее других участков Абрау - сорт пино с синим, белым, розовым и дымчатым оттенком.
Шампанское - купажное вино. Оно делается из нескольких сортов винограда. В Абрау для этого было восемь сортов пино.
Из книги "Тридцать ночей на винограднике": «Восемь сортов, восемь легенд вносили в музыку вкуса и запаха. Четыре сорта пино-фран, пино-гри, пино-шардоне, пино-блен: темно-синий, блестящий лаком черного дерева; серый; пепельно-розовый, благоухающий, как воспоминание о живости Франции; белый как горный, светящийся зеленью лед. Трамминер, пятый по счету, висящий под самой густой тенью кустов, весь голубой,- он свисает тесно семьей прижавшихся друг к другу поросят у нежных сосцов дремлющей матери. Мелкий, рассыпанный круглыми дымными шариками совиньон, хрустящий на языке мускатным упругим дыханием. Алиготе и рислинг - как дань восклицаниям влаги, зелным потокам и касаниям осеннего ветра. Их восемь братьев, соединенных в вине. Восемь веселых и вкусных слов. Восемь национальностей, восемь республик, восемь делегатов на осеннем съезде каменных гор, восемь решающих голосов на январском совете купажа с дегустацией. Они нераздельны и дополняют друг друга. Тираж разделяет их на бутылки, в каждой вскипает своя биография; ликер и благородные дрожжи творят игристую жизнь. Три года им ждать, опрокинувшись на бок, преданных рук ремюора.
Тоннели окружают их шепотом гулкого моря. Мелькают весны и зимы… В бутылке шампанского смысла не меньше, чем в картине Сезана, и даже Гораций советовал очищать вечно живое вино ».
Шампанизация - естественный процесс, который может длится и четыре года. Он кончается этикетажем, когда указывается вид полученного шампанского -- полусухое, сухое, брют. Надо заметить, что технология шампанского соблюдается не только в Абрау - Дюрсо, а и на Украине в Артеме и в Крыму, в Новом Свете, рядом с Судаком.
Первое отечественное шампанское создал князь Лев Сергеевич Голицын в своем имении Новый Свет, которое было похоже на средневековый замок. Подвалы вининго завода тянулись на километры вдоль побережья. Их когда – то выдолбили в скалах греки.
Лев Сергеевич Голицын имел свой магазин на Тверской улице в Москве, где недорого торговал крымскими винами. Владимир Смирнов вспоминает названия вин продававшихся там. Их выдерживали и в смирновских подвалах Москвы: « Пуркарское», «Таврида», « Стременное», «Альминское», «Пэрлина», «Коктебель», «Цымлянское игристое», «Донское», «Каберне № 14», «Абрау – Дюрсо», «Голицынское виноградное», «Мускат », «Кавалергардское», «Седьмое небо», «Куш – Кайя», «Шардоне», «Пино гри», «Алиготе», «Мурведр», «Пино фран».
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году игристое "Новый свет", 1899 года розлива, оказалось не хуже французских вин и получило Гран - при. Не обошлось при этом без казуса. Вино было подано в бокалах к концу обеда экспертной комиссии. Не зная, чье это вино, один из гостей поднял тост за славное шампанское Франции. Граф Шандон, совладелец фирмы «Моэт и Шандон», попробовав шампанское, в свою очередь поднял тост за рабочих, делающих столь прекрасный напиток. И только после этого князь Голицын, прсуствующий там, поднялся и поблагодарил графа Шандона за такую рекламу русскому шампанскому. Позже Гран – при получило и шампанское из Абрау -Дюрсо.
В конце своей книги Николай Зарудин приводит выдержку из доклада тех времен:
« Шампаское Абрау - Дюрсо по своему качеству стало наравне с лучшими французскими марками. В отношении тонкости и продолжительности игры оно также не отличается от лучших заграничных марок, и только встречающиеся иногда дефективные пробки заставляют в этом отношении желать улучшения".
Да, пробки немаловажная вещь при изготовлении шамского. На третий год пробки меняют в бутылках, держа бутылки горлышком вниз.
Но еще до этикетажа шампанское проходит дегоржаж - вино очищается от осадка и получает ликер в зависимости от сорта: полусухое, сухое, совсем сухое -- брют. В полусухое добавляют сладкий ликер, в сухом еще меньше ликера, в брюте его совсем нет.
Чтобы защитить название шампанского от присвоения его другими в 1919 году во Франции был принят звкон, по которому шампанским может называться игристое вино, изготовленное только в провинции Шампань. Вдова Клико - мадам Николь Понсарден возглавила производство умершего мужа, когда ей было всего лишь 27 лет. Еще до принятия закона о защите названия шампанского во Франции произошел случай, когда по решению суда одному подделывателю вина с наванием вина «Вдова Клико » на лбу выжгли - фальсификатор.
Старый винодел Абрау Ведель исповедовал при изготовлении вина свою мудрость: « Это не спирт,-- говорил он, - это не химия с ее желтой кровяной солью. Я смотрю на вино, как на живой организм. Зачем мне лекарства, если я не думаю болеть? Хе -- хе… -- подсмеивается он. -- Винодел не имеет секретов. Мой секрет -- аккуратность во всем, поменьше химических формул. Все дело только в том, чтобы помогать природе. Вино с примесью и лекарствами - уже не вино. Здоровье, здоровье прежде всего! Французы погубят виноделие со своими гибридами… »
Из летописи Абрау :
«Выделка шампанского значительно отличается от выделки столовых вин; в "Абрау" оно приготовляется французским способом, т.е. вино, содержащее строго определенное количество сахара, разливается в бутылки и закупориваеся большими пробками, прикрепленными к горлышку железными скобами. При брожении, развивающемся от прибавления дрожжей чистой культуры, выделяющаяся углекислота постепенно насыщает вино. При открывании пробки она начинает выделяться, вызывая "игру" шампанского. Чем помещения, в которых находятся бутылки, холоднее, тем процесс брожения идет медленней, но зато углекислота усваивается вином полнее и при раскупорке выделяется медленнее и
пузырьками меньшего размера, т.е. получается более тонкая и лучшая игра шампанского".
Конечно. теперь технология изготовления шампанского изменилась. Вино выдерживают не в бутылках, а в резервуарах. Это уменьшает стоимость его производства. Игристые вина отличаются по вкусовым качествам и из-за того, что они производятся из разных сортов винограда и в разных местах, что иногда является решающим для появления того или иного вкуса. В 50 –х годах прошлого века я попробовал игристое розовое « Донское » в Ростове на Дону и пришел в восторг от него.
Абрау - Дюрсо славится не только шампанским. В доме Эдуарда Августовича Веделя Зарудина угощают рислингом: « Эдуард Августович огромен, силен, к его морщинам плечо к плечу прижалась семья и смотрит на нас любовно блестящими глазами… Бутылка рислинга. Конечно, мы не отказываемся. Стаканчики, называемые в губерниях "лафитными", плещутся зеленоватым "шестьдесят три", забегающим из горлышка и перегоняющим короткое бульканье… Старое вино! Оно обжигает осенней свежестью, буйно благоухает пригорелым, обвяленным солнцем, нервно дышит искусством тонкого замысла.
- Белые вина, говорит винодел, медленно пережевывая глоток, - больше употребляют люди мыслительного труда. М – да - м… Рабочие пьют больше красные. У нас в Абрау, я это заметил, преимущественно ценится каберне. М - да… Только несколько глотков, и вы гарантированы от желудочных заболеваний. Это лечебное средство, его действие главным образом фиологическое. За ваше здоровье!»
Можно цитировать книгу Зарудина много и много раз. Но лучше ее прочитать хотя бы раз. В ней кропотливый труд винодела Веделя опоэтизирован, он сравнивается с трудом живописца. В ней дегустаторы - "артисты языка они подбирают тона на вкус, щупают губами краски запахов, жуют колорит солнца, язык им заменяет глаза живописца".
Происхождение марки «Советское Шампанское » приписывают Сталину. В Союзе была создана новая технология, когда с помошью повышенного давления ускорялся процесс брожения. Это значительно удешевило процесс изготовления.
Начало изготовлению вина Кубани дал начальник Черноморского округа генерал-майор Пиленко Дмитрий Васильевич, который в 1865 году получил в потомственное пользование участок земли на левом берегу Кубани. Для разведения виноградников использовались сорта винограда Крыма.
На осенней выставке в Ялте в 1884 году за красное и белое вино «превосходного качества» Дмитрий Васильевич получил золотую медаль.
Дети Дмитрия Васильевича продолжали дело отца. Его внучка, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, поэтесса, вошедшая в мировую историю как « мать Мария», имела дачу «Милочка» на берегу моря и некоторое время занималась виноградарством.
Первые лизины стихи - «Скифские черепки» были названы так не случайно: недалеко от Анапы проходили раскопки Древней Горгипии.
Издав свою первую книжку в Петербурге, побывав на «Башне» у Вяч. Иванова и в «Цехе поэтов» Гумилёва, разошедшись с мужем, Лиза вернулась в родные пенаты, где родила дочь Гаяну («земная»). В 1916-м году она выпустила сборник стихов «Руфь», где пишет:
Теперь свершилось: сочетаю
В один и тот же Божий час
Дорогу, что приводит к раю,
И жизнь, что длится только раз.
Она переписывается с Блоком. В одном из писем ему она напишет: «И ещё мне жалко – не Бога, нет, его нету. Мне жалко Христа. Он тоже умирал, у него был кровавый пот».
В Анапе жизненные катаклизмы не оставляют её. Ушёл на войну и не вернулся её любимый человек – капитан Глан – по определению её подруги. В феврале 1918-го года Лиза вступила в партию социал-революционеров и однажды оказалась в должности городского Головы Анапы. В этом же году она побывала в Москве, где выступила на стороне эсеров против Советской власти. Но когда она вернулась в Анапу, где были белые, то её арестовали. Лизе грозил расстрел. Но произошло невероятное: ей присудили две недели ареста. Председателем суда был генерал Д.Е. Скобцов, который стал её мужем. Далее они порознь эмигрировали и встретились в Константинополе. В Париже Лиза разошлась с мужем и вступила в РСХД (Русское Студенческое Христианское Движение). С этих пор и начался её крестный путь – путь матери Марии.
Марией её нарекли, когда она приняла монашеский постриг. Её монашество было не монастырское, а мирское – спасать не себя, а других. Постриг производил сам митрополит Евлогий – глава православной церкви за рубежом.
Когда немцы заняли Париж, то все заведения матери Марии стали оказывать помощь французскому Сопротивлению. 8-го февраля 1943-го года был арестован Юрий, а на другой день – мать Мария. Мать с сыном встретились в последний раз в лагере в Компьене, затем их пути разошлись. Юрию предлагали вступить в армию Власова, а после его несогласия отправили в Бухенвальд, затем в лагерь Дора, где были заводы по изготовлению ФАУ-2. Там он погиб на 24-ом году жизни.
Мать Мария не узнала о смерти сына, она находилась в женском концлагере Равенсбрюк под Берлином. 31-го мая мать Мария была отобрана для направления на уничтожение в газовую камеру, по другой версии она сама заменила одну из заключённых. А всего через два дня Красный Крест отбирал тех из освобождённых Красной Армией, кто попал в лагерь из Франции. Но матери Марии уже не было среди выживших…
Со временем Анапский район занял первое место в России по качеству столового вина - анапский Рислинг, Каберне, Лафит с крепостью от 10,5 до 14 градусов. Особым вкусом отличалось вино «траминер», не уступавшее лучшему испанскому хересу.
Однажды мне посчастливилось жить в Новороссийске в доме, чьи стены были увиты созреющим виноградом. Таким домом жителей этого города не удивишь. Удивлялся тогда я - житель Прибалтики - и писал:
Как совершенен дом, где древняя лоза
растет у стен
и лиственным каскадом
от солнца защищая перемен
приходит в дом пьянящим виноградом.
Как совершенно озеро в оправе
холмов волнистых с щедростью
полей,
где зреют виноградники ко славе
шампанских вин
и их творцов - людей.
Как совершенен труд, когда в бокал,
звучащий осторожно - боязливо,
рука нальет вино - букет
шипящих жал,
и полыхнет огнем вино
нетерпеливо.
Эти строки были навеяны не только домом с виноградом, а и посещением знаменитого места под Новороссийском - Абрау - Дюрсо. Приехал я туда на экскурсию из Анапы в первый раз в 1969 году. Там показали нам озеро и бетонную лестницу, которую делали с претензией на древнюю классику. Хрущов в то время ожидал приезда в Союз Тито. Но он не приехал, и лестницу, и дорогу на холм не доделали, хотя и оставалось немного - метров 70. И все это стало зарастать травой и кустарником. Терпела крах очередная буффонада очередного генсека.
В самом Абрау ни попробовать, ни купить знаменитого шампанского было нельзя. Вместо этого нам показывали стенды, отражающие "добычу" шампанского. Не попал я тогда и в дегустационный зал в Новороссийске, не было билетов. Пришлось купить в ларьке около дегустационного зала набор из "Южной ночи" и "Кубани". Увидел я в этот раз, как вино ручьем текло по асфальту. На повороте дороги с большим уклоном упала на бок машина, груженая ящиками с вином.
В 1978 году мне удалось проникнуть и чуть дальше Абрау - Дюрсо - на берег моря, в Дюрсо. Это - небольшое местечко на берегу моря, окаймленное горами, напоминает чашу. У моря - крошечный полукрглый пляж. Дикие туристы с автомобилями и палатками лепились на холме, примыкающему к пляжу как ласточки.
В этот раз в магазинах Новороссийска, где почти не было продуктов, винный отдел состоял только из бутылок сухого шампанского, которое имеет еще название "шампанское -брют". Даже в зале магазина стоял брют в деревянных ящиках. Гораздо позже, уже во время дикого капитализма купить к Новому году в Москве шампанское - брют считалось шиком.
Строго говоря, шампанское различают по степени добавления в него сахара. Самое сухое шампанское ультра – брют, в него сахар не добавляют. В брют – экстра добавляют 0,5 – 1 % сахара, в брют - 1,5 %, в сухое - 2 %, в полусухое – 3,5 %. Любимое народом шампанское - полусладкое имеет до 5 % сахара. Шампанское, имеющее свыше 5 % сахара называют сладким.
Кроме сахара на вкус шампанского влияет сорт винограда, год его созревания, технология его производства и множество иногда случайных факторов.
Качество шампанского подтверждают - легкий дымок из бутылки при его открывании и пузырьки, поднимающиеся в вине, налитом в бокал.
Новороссийск запомнился мне еще тем, что на одной из его площадей продавался рислинг из железной бочки. Цена пивной кружки в поллитра была 20 копеек.
Удивительное соединение: шампанского из Нового Света, имения Воронцова у берега Черного моря, Риги и Раймонда Паулса обнаружилось в 2006 году при просмотре мною документального фильма о съемках знаменитой комедии "Три плюс два". Фильм снимался в 1962 году на берегу моря в новом Свете. В свободное от съемок время
молоды тогда актеры Геннадий Нилов, Андреуй Миронов и Евгений Жариков ходили гулять по Судаку и пили шампанское в местном магазине. Там оно "высасывалось" из бочки в ведро, как высасывается бензин из бака в канистру, с помощью любого желающего мужчины - покупателя. При этом не имело значения - сколько шампанского вольется в помощника прежде чем он соизволит опустить шланг в ведро. Стоимость такого розливного шампанского была 70 копеек за литр. Ведро с вином стояло у них и на пляже рядом с ведром с пресной водой, которая была в Новом Свете в дефиците. Вино помогало артистам залезать в холодную октябрьскую воду, когда того требовали съемки фильма. А "лабух" Раймонд Паулс, как выразился Нилов, поменял оражировку к фильму, так как начальная оражировка не понравилась режиссеру Саркисяну. При этом Нилов имел в виду тогдашнюю профессию Паулса -- тапера в ресторане и его молодость. Кстати, оражировка получилась замечательной. Паулс и его друзья потрудились от души, музыка фильма "звучит" до сих пор. В Риге осуществлялась съемка некоторых эпизодов фильма.
А то, что царственные особы понимали толк в хорошем вине, я нашел в книге Нины Берберовой "Железная женщина": « Граф Павел Константинович, гофмаршал и министр Двора и Уделов в своих мемуарах о последних днях царя в Царском Селе, и как он в 1917 году самолично спускал в уборную Царскосельского Дворца содержимое столетних бутылок винного погреба, чтобы революционная стража дворца, которая заняла все входы и выходы, не перепилась.
Когда англичанин Беринг переводил его мемуары на английский язык в 1930-м году, то он не мог без слез переводить ту страницу, где было рассказано о вылитом в уборную драгоценном вине » .
Свидетельство о публикации №222122700889