Подруги

   
  По воспоминаниям Марии Будянской, 1929 года рождения

 Они встретились и подружились в Одессе в сентябре 1949  года, когда поступили в институт народного хозяйства. Самой старшей была Мария, которую ласково называли Маней.

      Когда началась Великая Отечественная война, Маня жила с родителями в городе Тульчин на Винничине. Отец и все мужчины семьи ушли на фронт, а Маня с мамой и бабушкой попытались эвакуироваться. Под лучами  июльского солнца, изнемогая от жары, тащились  они, толкая тележку с нехитрым домашним скарбом. Мане тогда было 12 лет, и она на всю жизнь запомнила чувство страха и безысходности, когда налетали самолёты с крестами на бортах и поливали беженцев смертельным огнём из пулемётов. Несчастные люди разбегались в разные стороны, пытаясь спрятаться от пуль в канавах, а те, кто ещё имел силы подняться, собирали уцелевшие пожитки и продолжали медленно двигаться вперёд. Им удалось отойти от родного города всего на несколько километров, когда навстречу уже ехали гогочущие фашисты на мотоциклах. Беженцы не знали, что Тульчин уже захвачен оккупантами, и не имели представления, куда их гонят озверевшие враги.

  Вскоре они оказались за колючей проволокой на берегу реки Южный Буг. Здесь, в трёхэтажном красно-кирпичном здании, которое раньше было санаторием,  фашисты устроили концлагерь. Сюда согнали 11 тысяч  евреев со всех оккупированных городов и сёл. Позже это место назвали Печёрским концлагерем «Мёртвая петля». Каждое утро всех, кто мог работать , выгоняли под лай собак и окрики немцев на строительство подземного города для Гитлера и его окружения. Еды почти не было, люди погибали от непосильного труда, голода, холода и болезней. На место умерших узников фашисты сгоняли новых. Несчастных косил тиф. Умерла бабушка Мани, а Маня заболела тифом, но выжила. Три года в невыносимых условиях  пытались выжить, кто, как мог, уповая только на Бога и питаясь почти одной речной водой. Когда немцы почувствовали свой конец, они попытались скрыть следы своих преступлений  и начали вывозить узников из лагеря куда-то  на верную смерть.

   Маня чудом спаслась, выпрыгнув с мамой из кузова грузовика и скрывшись в кустах, благодаря темноте и неразберихе. День своего пятнадцатилетия Маня встретила под победные крики «ура» в селе Ободовка. Здесь их приютила  добрая женщина Мария Михайловна, которая узнала в бредущей по селу нищенке свою знакомую из Тульчина. Соседям она сказала, что к ней с трудом добрались родная сестра  и племянница. Два месяца Маня  и её мама жили в гостеприимном доме, помогали по хозяйству,  вскапывали огород, белили обветшавшую хатёнку хозяйки и даже наводили красоту  в комнатках по мере сил.  Наконец пришли наши, Украина освобождалась от оккупантов. Маня с мамой вернулись в родной город. Тульчин был полностью разрушен, но первым делом жители города взялись за восстановление школ.  Первого сентября Маня вместе со всеми повзрослевшими одноклассниками, кто уцелел, вернулась в школу. Пришлось догонять, наверстывать упущенное.               
 
   Маня отлично окончила 10 классов и поступила в институт в Одессе. Ей дали место в  общежитии как иногородней. Очень скоро  она подружилась с двумя одесситками -  девушкой Аллой, которая была  на два года моложе, и Люсей, которая была моложе на три года.  Отец  Аллы был военным, прошёл  всю войну  и вернулся живым, а Алла была с мамой  в эвакуации, в Свердловской области, там училась в школе, в Одессу  вернулись  в конце 1944 года.  Там уже заканчивала среднюю школу.
   
   Люсин отец был инженером-строителем. На фронт его не взяли, потому что надо было восстанавливать заводы, эвакуированные на Урал. Сколько Люся себя помнила, она всегда жила в окружении большой семьи. Когда началась война, все они  эвакуировались из Одессы на Урал, в город Лобву. Там Люся и её старший  брат Гриша учились в школе,  а родители  работали.  Там, на Урале, входили в строй и трудились для фронта, для победы эвакуированные заводы.  Как только Красная Армия освободила Одессу, было решено, что они возвращаются домой.  Это получилось не сразу – отца долго не отпускали. Наконец, зимой 1945 года Люся с родителями, бабушкой и дедушкой вернулись в Одессу. Но тут оказалось, что жить им негде. До войны они жили в большом одноэтажном особняке на улице Базарной с просторным двором – две семьи, все родственники  - у бабушки Наты было двенадцать родных братьев и сестёр, у всех также большие семьи.  На Базарной в двух квартирах жила семья бабушки Наты и семья её брата.   Люся по рассказам бабушки знала, что родилась в этом доме и что, когда ей было всего несколько месяцев, тётя Оля – жена бабушкиного брата -  спасла её от гибели.   Маленькая Люся  чем-то подавилась и стала задыхаться. Мама растерялась, не знала, что делать, а тётя Оля взяла её на руки, подняла высоко и сильно встряхнула. Люся закашлялась и выплюнула то, что застряло в горле.
   
   Люся часто рассказывала подругам, как весело отмечали до войны все праздники, дни рождения, Новый год. Собирались за огромным столом.  У всех были дети, все весело играли, не догадываясь о грядущей войне и о том, что всем придётся пережить.    Все эвакуировались, кто  - куда. А возвращались в Одессу уже кто, когда смог.   Поселиться в особняке на Базарной уже не было возможности. В этом здании власти устроили индийское консульство. Люсиному отцу предложили: «  Ты инженер-строитель, занимай квартиру в трёхэтажном доме №101 на улице Чижикова   на третьем этаже. Только учти, что на доме нет крыши». Оказалось, что во время войны  авиабомба попала в здание театра музыкальной комедии, находившееся совсем рядом, на площади за углом.  От сильнейшего взрыва на соседнем здании снесло крышу,  и потолки во многих квартирах верхнего этажа обвалились.   Пока два месяца семья Люси ютилась у родственников, отец сумел организовать бригаду рабочих. Нашлись и материалы для ремонта. Здание театра всё ещё стояло в развалинах, а Люся с семьёй  уже жила в просторной квартире с высокими потолками. Ходила в школу, которая была совсем рядом. Училась очень хорошо и в институт поступила без проблем, чтобы стать экономистом.
 
   Подруги были совершенно разными  по характеру, склонностям и привычкам, но сидели рядом на лекциях, а после института остались верными студенческой дружбе до конца жизни. Маня была невысокая, с шелковистыми каштановыми волосами. Она носила короткую стрижку. Глаза у неё были голубыми, как небо. Она была старшей из подруг,  заводной и весёлой. Она всегда первой начинала петь, а подруги подтягивали.  Благодаря её общительному характеру, в её комнате в общежитии  в свободное от занятий время собиралась большая компания студентов.  После войны прошло совсем немного времени, всем хотелось поскорее  забыть всё пережитое  и наслаждаться в полную силу радостями мирной жизни.
   
   Алла тоже любила веселиться, особенно танцевать. Училась она не слишком усердно, зато была в центре внимания на всех вечеринках и танцах. У неё были тёмные, красивые глаза и толстая чёрная коса, что очень нравилось морячкам из мореходного училища.  Вскоре  отца Аллы перевели служить во Львов, и он забрал туда свою семью. Но три подруги продолжали дружить, и каждое лето Алла отдыхала в  Одессе  на даче у Люси, сначала  одна, а потом и с детьми.
   
   Люся была самой младшей, но характер у неё был боевой. Она была самой высокой, кареглазой, с красивыми тёмными косами, уложенными в замысловатую причёску. Ей повезло – она жила дома, с родителями,  с бабушкой и дедушкой. После занятий она спешила домой, где её всегда ждал обед, приготовленный бабушкой.  Мама не работала, после эвакуации она часто болела, лежала в своей комнате.

   Люся часто приглашала к себе подруг. Особенно любила бывать в этой гостеприимной семье Маня. Она чувствовала, что здесь её любят и стараются подкормить.  До конца жизни она помнила доброту Люсиного дедушки. Это был невысокий старик с белой бородкой  клинышком и доброй улыбкой, с которой он неизменно встречал Маню. Он знал по рассказам Люси, сколько пережила Маня в концлагере, и всегда старался  незаметно положить  ей в карман или в сумку что-нибудь вкусное.  А в Новый год  Маня могла вместе с Люсей и её братом  петь около нарядной ёлки и пробовать яркие оранжевые мандаринки, аромат которых долго хранился в засушенных корочках  и помнился всю жизнь.   
 
   Люся училась лучше всех подруг. Преподаватели даже немного побаивались её острого язычка  настоящей одесситки. Однажды на третьем курсе им предстоял самый трудный экзамен по предмету «финансы и кредит». Готовились подруги втроем, допоздна  засиживались за книгами в читальном зале института, а  перед экзаменом  засиделись над конспектами далеко за полночь. Люся даже осталась ночевать в общежитии  с Маней, позвонив по телефону родным, чтоб не волновались.  Наутро,  придя в институт, студенты их группы узнали, что накануне  этот экзамен сдавала другая группа, и никто  этот предмет сдать не смог. Преподавал «финансы» высокий, ещё нестарый красавец Богаченко. Он очень следил за своей внешностью, приходил на лекции неизменно в строгом костюме с галстуком. Студенты его побаивались, потому что он на всех смотрел свысока и пренебрежительно.  Узнав, что  Богаченко завалил всю первую группу, студентки  никак не решались войти в аудиторию, где их ждала полная неизвестность и возможность провала.

  Первой решилась Люся: « Заходим, девочки!». Она смело распахнула дверь и вошла. Маня и Алла не отставая вошли за ней, положили на стол синие зачётки, взяли билеты и сели за парты готовиться.  Преподаватель  невозмутимо сидел, развалясь на стуле, как в кресле, заложив ногу на ногу и покачивая  модной туфлей с острым носком.  Потом он, не изменяя позы, взглянул на часы и спросил: « Ну, барышни, кто пойдёт отвечать?».  Люся  встала, взяла листок с ответом и сказала: « Я готова». Подойдя к столу преподавателя, она не села, а продолжила стоя: « Как Вам не стыдно, Пётр Сергеевич? Что Вы расселись тут, как барин какой-нибудь?!».  Подруги  обомлели от страха. Маня подумала, что  вот сейчас этот Пётр Сергеевич, гроза всех студентов, погонит их прочь.Но преподаватель, услышав гневную проповедь студентки-отличницы,  слегка опешил, опустил ногу, придвинулся к столу и благосклонно велел храброй девушке  отвечать по билету. В тот счастливый день благодаря смелости Люси  все сдали самый трудный предмет «финансы и кредит».    
 Годы  бегут, три подруги окончили Одесский нархоз,  удачно вышли замуж, вырастили  своих детей.  Теперь уже выросли их внуки. Замечательно, что их дети тоже дружат.  Они  должны  знать и помнить, нести эту память о настоящей дружбе  своим детям и внукам!


Рецензии
Риточка, случайно обнаружила, что ты ещё много чего сотворила за последнее время. Поздравляю, буду читать и радоваться за тебя! :)

Лариса Шитова   05.02.2023 17:48     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Ларочка, за прочтение и отзыв!
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   06.02.2023 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.