В. Н. Пучков. Былинки. Из детства... 4

     Осваивать каток, который находился прямо напротив нашего дома, на стадионе «Шахтер». я начал, будучи в первом же классе школы. Правда, поначалу меня ждало ба-альшое разочарование. Купили мне коньки с загнутыми носами – «Снегурки», которые надо было привязывать веревками к валенкам. Закреплялись они методом закрутки: под веревку просовывали палочку и потом крутили до нужного натяжения и закрепляли. Я в этих снегурках с грехом пополам впервые проделал путь через дорогу от подъезда нашего дома до катка по снежной наледи. Но тут крепления ослабли, и я присел на сугроб около катка, чтобы по мере возможности поправить амуницию. Вижу – меня окружили мальчишки, человек десять, немного старше меня. Глядят и молчат. Вдруг один из них, самый мелкий, подходит ко мне и делает вид, что споткнулся о мою ногу. Полежал на ней несколько секунд, потом встал, и я вижу, что веревки крепления разрезаны. Потом он проделал то же самое с другой ногой. Это мне уже сильно не понравилось. Я встал, коньки в руках, и говорю: – Я сейчас кого-нибудь позову. И – о чудо: кольцо разомкнулось, и я беспрепятственно вышел за его пределы. Ничего умнее я не придумал, как пойти сразу домой. Тру;сил страшно: вот они меня догонят на пустынной улице, отберут коньки и еще вломят п...й (ненормативную лексику я начал быстро осваивать, и это тоже было средство выживания, сигнал «свой-чужой»). Но ничего такого не произошло.

     Мама, когда увидела меня в таком расхристанном виде, всплеснула руками, выслушала мой сбивчивый рассказ, и сделала вывод, а может быть, кто-то подсказал, что «Снегурки» в данном случае не подходят. В дальнейшем нашли для меня б/у ботинки с коньками, которые, по мере моего подрастания, переходили младшим братьям. А мне – искали побольше. Не всегда размер был идеальным, ботинки жали, ноги замерзали и когда я приходил домой, снимал ботинки, и согреваясь, ноги мучительно болели. Я не жаловался: это были мои проблемы.

     Несколько позже я подружился с Володей Присадским,  внуком любимого мною писателя, жившего в то время  в Свердловске:  П.П. Бажова, автора знаменитой книжки «Малахитовая шкатулка»

     Нам с Володей было по пути и в школу, и из школы, и я иногда заходил к нему домой, в коттедж, находившийся тогда на самой окраине города.
      
    Жил он со своей младшей сестренкой и бабушкой. Насчет отца ничего не знаю, а мама находилась в Воркуте, на заработках. Позже, бывая в Воркуте в геологических фондах - библиотеке геологических рукописей, -  я встречал в каталоге имя Ольги Павловны Бажовой, автора отчетов по разведке Воркутинского угольного месторождения.
   
     С моими посещениями дома Присадских–Бажовых на окраине города связан один неприятный эпизод, который, правда, кончился вполне благополучно. Гуляли мы с Володей по пустырям около их коттеджного квартала, и вот на убранное картофельное поле, которое мы пересекали, через забор перелезает ватага ребят. Володя, увидев их, быстро пошел прочь, а я – замешкался. Вижу, один из пацанов штанами зацепился за забор, а я, вполне дружелюбно, это прокомментировал. Тут ребята, которых было человек двадцать, мобилизовались, и молча меня окружили. Я мгновенно вспомнил давний случай на стадионе, когда у меня пытались отобрать коньки.   Надо что-то делать! Схватил валявшийся под ногами большой сухой стебель подсолнуха с комом земли на корнях. С этим смешным оружием в руках я несколько раз крутанулся вокруг себя, так что ком летел на уровне голов. Резко остановился, бросил подсолнух и с решительным видом пошел. Окружение разомкнулось, пропуская меня. Я сейчас думаю, что взял их, как говорят на понт: удивил и заставил на минутку задуматься – а что бы это значило? Непонимание рождает растерянность.
      
      
     В дальнейшем жизнь преподнесла мне еще несколько уроков по части тактики изумления врага. Как-то в Москве на Воробьевых горах мне повстречалась большая группа пацанов, на голову ниже меня, но очень агрессивно настроенных. Они начали меня задирать. И что прикажете делать: с одним-четырьмя я бы справился, но такая кодла могла сбить с ног и напинать. Думать было некогда, схватил поперек туловища того, что ростом поменьше, и стал крутить: голова вниз–голова вверх, голова вниз–голова вверх. Поставил на ноги, он шатается – голова закружилась. Говорю: – Хватит? Отвечают: – Хватит! Ну-у, так Вы же сильный! И разошлись.

     Было как–то и того смешнее: случай с агрессивной собакой, что появилась на даче у соседей в Ясной Поляне. Забора со стороны фасада у них не было, и стоило кому-то появиться на горизонте, она пулей неслась к чужаку и самозабвенно облаивала, дескать щщаас-з-загррызу. Из-за отсутствия забора со стороны улицы, она не вполне четко понимала зону своей ответственности. Так что мимо спокойно не пройдешь. И вот однажды это довольно крупное белое лохматое недоразумение атаковало меня: летит с диким лаем. Я отступил одной ногой назад, чтобы обрести устойчивость, да не тут-то было: нога провалилась в незаметную ямку, заросшую травой, я потерял равновесие и упал. Собака пролетела по инерции и оказалась надо мной. Загрызет-не загрызет?!. Обхватил рукой собаку за шею. И вдруг – о чудо: из разъяренного зверя собака превратилась в робкую овечку, и мы расстались, чуть ли не друзьями. Хозяева, которые наблюдали исподтишка за этой сценой, были очень недовольны тем, что я пытался задушить их собачку, и громко возмущались. 


Рецензии