Странная благодарность автора главе района

    Когда  2012 году  из типографии получил тираж книги «Сказание о земле Карабихской», решил подарить  главе района, чтобы был подарочный  фонд  для гостей. Войдя в кабинет на  2-м этаже, я достал связку из 10 книг, положил её  на стол главы, и сказал:
   – Татьяна Николаевна, большое спасибо за помощь в подготовке книги.
   – Ну,  какая помощь?  - Я даже не смогла найти для издания книги в типографии спонсоров, чтобы оплатить тираж большой цветной книги.
   – Все равно,  спасибо. Главное – вы не мешали работать.
    На лице главы отобразилось удивление. Я же сказал об этом вполне искренне. 
    Район и поселение я изъездил  вдоль и поперек, руководителей колхозов и совхозов знал лично, писал о них и их голоса звучали в моих передачах  на всю область и на страну – СССР. Некрасовские места я знал, поэтому в руководящих подсказках не испытывал нужды. Отсюда и странноватая моя благодрность главе района.

     ПРЕВЗОЙТИ СЕБЯ – ЭТО ЕЩЁ ТА ЗАДАЧА

    С главой района был я на встрече с ветеранами поселка Дубки. После её выступления  я взял слово. И самоуверенно заявил:
   - При поддержке Главы района мы задумали лучшую книгу за всю историю  района. И будет она в твердом переплете большого формата. Хочется порадовать жителей района книгой, которую приятно взять в руки  и узнать много нового о своем крае.
   После выступления перед ветеранами я подумал, что это слишком смелое заявление. Но слово вылетело – уже не поймаешь. Сам себя поставил в ситуацию, когда отступать некуда. Пришлось опять изучать лучшие краеведческие книги, чтобы узнать какие из них лучшие и что надо превзойти. Для начала нужно было создать книгу, которая была бы в два раз больше по объему, чем та, которую я написал и издал в
    Для начала мне хотелось превзойти свою же книгу, которую я издал о районе в 2007 году. Она тогда стала самым содержательным и ярким изданием об истории, современности и людях самого крупного в области района.
    Превзойти самого себя – это ещё та задача, когда, работая над ней  вложил в неё всю душу, знания, умения в  дизайне.

    В семьях время от времени новые поколения делают переборку книг. То, что им неинтересно, устарело, несвоевременно, отбрасывают в сторону. Поэтому надо сделать такую книгу, чтобы рука дрогнула откинуть, отправить на макулатуру. Для этого надо, что хотя бы обложка. Для меня обложка – это не та часть книги, которую можно доверить другому человеку. Она должна быть не просто красивой, но и отражать авторский замысел. Совместить форму и содержание – это  порой мучительный процесс. Добиться того, чтобы обложка была не только оригинальной, а запоминающейся, отличной от всех на любых книжных полках. Поэтому мне приходилось делать не один-два или три варианта обложки, а пять и более.
    Такой случай был  при работе над книгой  о родной городе. Пять вариантов я представил главе города Юрию Петровичу Алимову и его трем заместителям. Они отобрали два. Потом стали чесать затылки и кончилось тем, что глава спросил:
    – А сам-то автор как считаешь? Решай, что тут лучше
     Я показал вариант, который лучше отражает облик города. На этом и остановились.

   Над книгой «Сказание о земле Карабихской» пришлось поработать около года. Это дало возможность отснять на «Кэноне»  все поселки и деревни весной, летом, осенью, зимой. Такой подход дал возможность отразить красоту края во все сезоны года. У местных жителей и краеведов я спрашивал:
    - Чем можно гордиться в вашем поселении, что самого замечательного, достопримечательного, уникального есть в вашем краю?
   Ответы помогли их глазами увидеть красоту их родной земле.
Понятно, какие трудности приходится преодолеть, когда довольно-таки самоуверенно заявляешь, что хочешь создать что-то лучшее. А с другой стороны,  не так действуют  режиссеры фильмов, когда ставят перед артистами сверхзадачу  - сыграть так достоверно, чтобы зритель полюбил картину?

    Год работы над книгой меня многому научил. Она стала продолжением моей серии цветных  книг в большого формата в твердом переплете, экземпляры которых подарил  Российской государственной библиотеке (бывшая Ленинка).Они сейчас в каталогах главной библиотеки страны.

      P.S.
      Каков же  итог .работы?
    1. Книга «Сказание о земле Карабихской» стала третьей моей книгой , которой была присуждена премия Союза журналистов ЯО РФ. Этим  признанием профессионального сообщества в дорожу.

    2. По заповедным местам я ездил вместе с сыном Сергеем, начинающим журналистом, чтобы он видел как добывается материал для книги, какие ракурсы дадут кадры при фотосъемке. Такой опыт для него был полезным. Чтобы оживить картинку на берегу реки Которости, я попросил Сережу пройти вдоль берега по тем самым местам, где в свое время хаживал поэт Николай Алексеевич Некрасов.Потом эта фотография пригодилась, когда я делал обложку книги.
    Через несколько лет он самостоятельно подготовил книгу «Тепло и свет в каждый дом». В 2022 году  совместно с Игорем Баязитовым подготовил и издал книгу «Хозяева чемпионатов мира по футболу». Из истории болельщиков на Мундиале-2018 в России.
    Сын Сергей вступил в члены Союза журналистов РФ.

      А ТЕПЕРЬ ПЕРВАЯ ГЛАВА
      КНИГИ "СКАЗАНИЕ ЗЕМЛИ КАРАБИХСКОЙ"

      ПРЕДИСЛОВИЕ К СКАЗАНИЯМ

    Из глубины веков пришло к нам слово «сказание». Повествования в этом жанре вместе  с  легендами и преданиями становились страницами  истории края. Среди самых громких и значительных - это «Сказание о земле Ростовской», которая располагается на той же дороге Москва-Холмогоры, что и Карабиха. Ростовчанам повезло: история одарила их важнейшими событиями  Древней Руси. У жителей Карабихи нет  столь глубокого и значимого пласта  легенд и преданий. Тем не менее, и здесь есть своя особинка, своя важность.  Карабиха притянула и собрала вокруг себя земли окрестностей юга и юго-востока древнего Ярославля. Их единение привело к образованию самого крупного поселения области. Составные части Карабихской земли: территория вокруг Карабихи, телегинская сторона и ананьинские дали, Красные Ткачи, а всего 60 с лишним населенных пунктов. В разные времена и с различными подробностями краеведы и жители сказывали об истории и людях этих земель. Но единого  повествования  не бывало. Наше слово – первая попытка сделать это.
    Если, рассказывая о древности Карабихской земли, сравнительно легко выдержать особый былинный стиль сказания, то  гораздо сложнее и порой недостижимо делать это о быстротекущей современности. Поэтому   понимание сказания в наше время обретает новые черты. 23 апреля 2012 года на  телеканале «Культура» один из исследователей роли духовности в жизни народа Юлиан Макаров, телеведущий программы «Детали», высказал нетрадиционную мысль: визуальный образ тоже может быть словом. Проще говоря, рисунок, фотография часто становятся такой же информацией, как и слово. Первые в истории человечества письмена, клинопись, иероглифы, наскальные изображения  по сути  –  образы, но они становились для современников и потомков  словом. Поэтому не удивительно, что и на Ярославской земле в Карабихе нашлись энтузиасты, которые в картинах постарались отобразить прошлое. Семья художников Владимира и Наталии Бутусовых на основе своих картин и собранных легенд создала альбом «Сказание о земле Русской», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Сказание о князьях Владимирских».   Выходит: не только  рукописный или печатный текст может стать сказанием, но и картина, даже фильм (вспомним  кино «Сказание о земле Сибирской» киностудии «Мосфильм» 1947 года).   Наша книга о Карабихской земле – это сказание,  сообразное нашему времени начала XXI века.

                *     *     *

     Мало  кто знает, что там, где ныне автозаправка в полукилометре от Карабихи, есть место, очень памятное для здешних жителей. Рассказывают, что река Великая в XIII веке остановила здесь татаро-монгольский отряд, пришедший с Востока. Туман в низине чужеземцы приняли за разлив большой реки. Показалась она им Великой. Поэтому не решились её пересечь – повернули назад. В  честь этого события была поставлена часовня.  – От старожилов я слышала, – рассказывает Тамара Александровна Шадричева, в прошлом директор Карабихской школы, позже библиотекарь и краевед, – что часовня стояла до тех пор, пока в начале XVIII века не стали строить дорогу Москва-Архангельск. Жители противились разрушению незамерзающего родника, но всё-таки отстоять исток реки не удалось. Тем не менее, родник не погиб, пробил себе дорогу в другом месте. О притягательной силе источника говорит вереница людей, идущих за целебной водой в дни церковных праздников, особенно на Крещение. Хозяйки тоже спешат сюда, дабы набрать водички для осенних заготовок. Исток реки у Карабитовой горы ещё в древние времена стал притяжением людей. Здесь образовалось селище, которому позже было суждено стать деревней Карабиха. 
     У Карабитовой горы и деревни Карабиха, наверное,  есть  особое притяжение. Его почувствовали: князь М.Н. Голицын, поэт Н.А. Некрасов, премьер-министр России В.Н. Коковцов, историк и критик Е.П. Карнович, политик А.Н. Яковлев, актер и режиссер  О.И. Борисов, космонавт Ю.А. Гагарин и многие другие.        Это притяжение и нас побудило взяться за перо. Поэтому и родилась книга «Сказание о земле Карабихской».

     ОТКУДА ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ КАРАБИХА

    О  происхождении этого слова  много сказано. Согласия в тех разговорах мало или даже вовсе нет. Каждый сказитель  своё слово молвит. Кому какое толкование нравится, тот того и держится. И у нас своё понимание есть, но прежде уважим всех, кто раньше  затеял свой сказ.  Некоторые считают, что с названием всё просто: деревня находится на вершине Карабитовой горы, которая тянется на 16 километров до самого Ярославля. А стало быть, происходит от названия горы. Возникает вопрос, а откуда название горы? Немало времени и трудов затратил ученый Вячеслав Александрович Летин (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат культурологии, доцент ЯГТИ ) для расшифровки этой загадки. Его ответы, классификация не бесспорны. Вот что пишет он об истоках названия Карабихи: Первая из них – «легендарно-историческая» – выводит название горы из фразы в летописи «Кара бе там», сделанной на месте битвы дружин тверского и московского князей. К тому же закономерен и вопрос, исторически не имеющий ответа, зачем московскому и тверскому князьям (и каким именно?) «биться» под Ярославлем?
     Трудным с точки зрения языковых процессов представляется процесс преобразования текста надписи «Кара бе там» в топоним Карабитова (гора) и далее, собственно, –  в Карабиху. Вторая – «географическая» – объясняет происхождение названия особенностями рельефа местности. До того, как в начале XIX в., при князе М.Н. Голицыне, часть горы была срыта, её глинистые склоны, по которым проходила дорога в Ярославль, представляли собой серьёзную проблему для путников. В частые здесь периоды распутицы им приходилось в буквальном смысле карабкаться по склону холма. Если же принять во внимание типичность факта бездорожья на российских трактах, то обращает внимание единичность такого топонима, как в Ярославской области, так и в масштабе страны в целом. Между тем, типичные явления (в том числе и связанные с «дорожными» проблемами) в разных местностях назывались аналогично.  Наконец, по поводу происхождения слова «Карабиха» есть ещё одна – «сельскохозяйственная» – версия. В русском языке слово «карабить» означало «пахать землю» (или боронить).
     Таким образом, «Карабиха» может означать – «вспаханная земля». Это не противоречит исторической действительности, поскольку на склонах Карабитовой горы были пахотные земли. Однако, как и в предыдущем случае, обращает на себя единичность этого названия, образованного от слова, означающего весьма распространённый процесс обработки земельных угодий.  Главным же недостатком этих толкований, по мнению Летина, является то, что они не учитывают историко-культурного контекста бытования этого названия. Основанные в большинстве своем на общих рассуждениях, они лишь акцентируют единичность данного топонима в регионе. А отсутствие аналогичных словообразований заставляет сомневаться в правильности этих предположений.  Ученый из ЯГПУ полагает, что топоним Карабиха имеет тюркское происхождение, а появление его на карте Ярославщины обусловлено длительным периодом монгольского нашествия. Например, слово, ставшее названием села Коза (Первомайский район), переводится с татарского как «беда» (ср. козни). Именно в этот ряд и вписывается топоним Карабиха. В окрестностях Ярославля выделяется как минимум два созвучных Карабихе названия – Карачиха и Курба. В  Ростовском районе есть созвучное с ними название села Караш. Но, кроме созвучия названий, эти населённые пункты объединены ещё и географически. Они расположены с одной стороны от Ярославля и в пределах видимости один от другого. Основываясь на географической близости и созвучии названий этих населённых пунктов, мы выдвигаем гипотезу о едином происхождении данных названий.  Аналоги в тюркоязычных регионах находятся и для слова Карабиха. Если принять его тюркское происхождение, то оно сложное, состоящее из двух корней «кара» и «бих». Второй же корень – «бих»  «бихи» может являться искажённым тюркским словом «бах», что в переводе означает «сад». И топоним с подобным корнем также есть в Крыму: Бахчисарай – Город-сад.  Проведённый нами анализ четырёх созвучных топонимов выявил их связь с одним из значимых периодов в истории края и страны. Более того, если принять тюркское происхождение названия Карачихи, Курбы и Карабихи, то можно выявить мотив постройки именно Казанских храмов в них или в непосредственной близости от них. Образ Казанской иконы Богоматери был актуализирован дважды: в связи с присоединением Казанского ханства к России и в связи с освобождением Москвы ополчением Минина и Пожарского в начале XVII столетия. Посвящённые иконе-талисману, эти храмы XVII и XVIII вв., возведённые на месте старых деревянных, наделены защитными свойствами и, в данном случае, знаменуют собой торжество христианства над «язычеством». 

     КАРАБИТОВАЯ ПУСТОШЬ
     СТАНОВИТСЯ УСАДЬБОЙ 

     В  стародавние времена, когда ещё в нашем краю не было письменности, летописями становились выбитые на камнях символы и образы. На них безвестные предки  пытались отобразить всё то важное, что было в их жизни. Об этом мы узнаем по археологическим раскопкам. На Карабитовой горе исследователи нашли  артефакты Х века. На  вершине  холма, оказывается,  было  языческое мольбище, капище. Здесь откопали  необычный камень с выбитыми косым крестом, что означало в давние времена знак огня и солнца.  Были на камнях и другие символы, которым придавалось божественное значение. Глыба тяжелая – только вчетвером-впятером его можно двигать. Этот камень выставили в Карабихском школьном краеведческом музее. Глыба  и материалы археологических исследований стали для художников и краеведов Наталии и Владимира Бутусовых из Карабихи отправной точкой для создания картины, по которой мы можем увидеть, что представляла собой вершина Красной горки десять веков назад.  Они отобразили каменный вал, на котором установлены идолы. Такими обносились капища. Вокруг устраивались «требища» для ритуального пира (народного гуляния). Бутусовы выставили в краеведческом музее ряд картин из цикла «Сказание о земле Русской». Красивое место на горе предки  часто называли Красной горкой. В народе сложилась красивая легенда, как эта горка когда-то сменила имя и стало уникальной Карабитовой горой. А начало тому положил день 6 января 1435 года, когда произошло   сражение Великого князя Василия Васильевича Темного с Галичским князем  Василием Юрьевичем Шемякой (в народе – Василием Косым) на берегах устья реки Которосли между селами Великим и Козьмодемьянским и Николо-Перевозом.  Стычки были в разных местах. Но именно на Красной горе (Карабитовой) произошло решающее сражение – случилась «великая кара» шемякинской рати. По преданию, в честь победы над галичскими князьями, которые претендовали на великокняжеский престол, гора, где происходила битва, получила название Карабитовой. От слова «кара бе там» (древнерусское кара, возмездие). По этому преданию и деревня Карабиха от того корня.

     Карабитова гора в середине второго тысячелетия не выделялась в истории ничем особенным. Только, когда Семён Федорович Толочанов, думский дворянин и окольничий с 1682 года, ведавший и Приказом казенного двора с 1683 года, стал обустраивать свои имения, поместья,  в казенных документах стала упоминаться Карабитова пустошь. Само название говорит, что здесь ничего примечательного не было, кроме деревянной церкви на месте языческого культового селения. Семён Федорович, как пишут о нём историки, был набожен и по-европейски образован, а посему знал, как устраивать господские дома, разбивать огромные фруктовые сады, строить каскадные пруды. В Подмосковье, в селе Сергиево-Коньково, построил  он храм. 

     ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКОЙ

     Не обошёл  вниманием Семён Федорович и Карабитову пустошь на Ярославской земле. В 1684 году на вершине горы  он начинает строить на месте деревянной каменную  пятиглавую церковь  Казанской Божьей Матери. Благословил богоугодное дело митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич. Каменная церковь была традиционна  для того времени – трапезного типа, состояла из трех частей: собственно храмовой части с алтарными аспидами, трапезной и колокольни. После смерти С. Ф. Толочанова Карабитова пустошь, село Богородское и окрестные земли в 1711 году присоединяются к владениям князя Алексея Борисовича Голицына. Этому способствовало такое событие: дочь Толочанова – Анастасия вышла замуж за сына князя – Сергея Алексеевича. Приданым невесты стала Карабиха (село Богородское). С этого времени Карабихская земля принадлежит Голицыным. Для княжеской семьи церковь становится домовой. В 1804 году   проводится её реставрация. Генерал-губернатор Михаил Николаевич Голицын понимал особое  местоположение церкви (она первая при въезде в Ярославль по Московскому тракту), поэтому неоднократно её перестраивал и  расширял, тяготея к псевдоготическому стилю и торжественности облика.
     Значительной перестройке церковь подверглась при вдове князя Голицына - Наталье Ивановне Толстой, которая к главному храму пристроила придел в честь Зосимы и Савватия. Когда хозяевами владений в Карабихе стали Некрасовы, то здешний храм уже не был в их внимании, так как домовой церковью у них служила Аббакумцевская, что в противоположной стороне за Ярославлем, где располагалось их родовое кладбище. В 1885 году за попечение  церкви взялся преосвященный епископ Ярославский и Ростовский Иокофан (Руднев). И церковь при усердии его и прихожан стала преображаться и возрождаться.  В достойном виде содержать церковь в конце XIX  века берутся купцы и промышленники П.А. Сакин,П.М. Ильичев. Службу в храме нёс тогда отец Василий (Василий Гаврилович Ухтомский), который оставил заметный след в истории духовной жизни Карабихи. В  XX веке судьба храма сложилась драматично. За участие в белогвардейском мятеже 1918 года казнён староста храма  Михаил Петрович, наследник Торгового Дома П.А. Сакина. В 1929 году воинствующие атеисты закрывают церковь и здание используют под хозяйственные и производственные нужды: хлебопекарня, кухня, кузница, столовая, сенохранилище, клуб.  После войны атеистический натиск ослаб.
      Церковь в 1947 году решили приписать к вновь создаваемому музею поэта Н. Некрасова. Но реально для возрождения храма сделать что-либо не успели – случился пожар. От былого великолепия остались лишь остовы.  Тогда власти решают разобрать церковь. Кирпич пустили на строительство школы,  фундамент на нужды строительных организаций. А площадку – разровняли. Ныне  на территории, на которой стояла церковь, проводится Некрасовский праздник поэзии. На нём звучат не только стихи, но и пожелания о том, чтобы восстановить в Карабихе её святыню – церковь Пресвятой Богородицы. На Ярославской земле за последние годы поднялись из руин и запустения многие храмы. Хотелось бы верить, что и у Карабихской церкви  будет такая же счастливая судьба


Рецензии