Пушкин Пиковая дама Эзотерика Декабристы

Кто б подумал или час от часу не легче: повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»  = суть эзотерическое (тайнописное, герменевтическое)  изложение истории декабризма и дня 14 декабря

Герман Германн = это Пестель:
Оба немцы
Случай – их делом правит случай
Одинаковый Дух =  жестокий, настойчивый до фанатизма, целеустремленный эгоист, стремящийся во что бы то ни стало достичь своей вожделенной цели
Душа  и Профиль = сходство главного героя с Наполеоном. Причем, Пушкин подчеркивает это сходство дважды. Первый раз это замечает Томский: "...у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля"
Ставка на все = готовность на все, даже когда в явно , что дело кончится поражением и гибелью

Различные вариации этой версии  о том, что рассказ ПиДа это мистико-эзотерический рассказ о 14 декабря и в нем описаны, в частности,  деяния  лидера радикального крыла тайников = Павла Пестеля  изложены у следующих пушкиноведов:

1) Американского пушкиниста А. И. Коджака, отвергавшего версию Виноградова о галлюцинациях Германа и полагавшего, что мистика повести – это тайнопись реальных событий того времени (см. Kodjak, A.I.. "The Queen of Spades" in the Context of The Faust Legend Alexander Pushkin, Symposium I (New York University Press, N.Y., 1976),

2) Шульца  Р.  «Пиковая Дама»  (в кн. Пушкин и Казот. 1987) = версия построена на основе анализа звуковой и числовой тайнописи в «Пиковой даме», традиций масонской и каббалистической  тайнописи , позаимствованной поэтом у Жака Казотта (автора Влюбленного дьявола)

3) Группы пушкинистов, занимавшихся т.нзв. «нерешенными проблемами» повести Пушкина , перегруженной мистическими событиями и явлениями. Кичатов Ф. отметил: « О "нерешенных вопросах" в исследованиях известных пушкинистов, касающихся, прежде всего, "фантастического элемента" повести "Пиковая дама", известный исследователь творчества поэта Н.В. Измайлов писал: "Работы Н.В. Слонимского, В.В. Виноградова, Н.О. Лернера, Д.П. Якубовича, Г.А. Гуковского и всех других всесторонне осветили ее проблематику и стилистическую систему, ее литературный "фон" и бытовые связи. Тем не менее, в анализе повести есть нерешенные вопросы и важнейший из них - вопрос о наличии и значении в ней фантастического элемента". Объявление "фантастического элемента" "Пиковой дамы" первоочередным объектом будущих исследований мотивируется, по мнению Г.П. Макогоненко, тем, что "слишком прямолинейное понимание реализма (или вернее, реалистичности) пушкинской повести может привести к неверным заключениям о ее общем характере и направлении".

4) В. Есипова: « "Картежный поединок Германна ассоциируется с решимостью участников восстания на Сенатской площади. В утро присяги новому императору они, если прибегнуть к картежной терминологии, собрались, чтобы бросить в лицо будущему монарху свое дерзкое "атанде". Но замысел был сорван картечью. Последовало раскаяние, перешедшее в откровенное предательство, каких мало знала история. И этот факт Пушкин не мог опустить. Он нашел свое отражение в эпиграфе к VI-й главе:
  - Атанде!
  - Как вы смели мне сказать    атанде?
   - Ваше превосходительство, я     сказал атаде-с!

5) Лотмана М.Ю. в статье «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века – 1995 и Гольштейна Вл. В «Секреты Пиковой Дамы»

6) Кичатова Феликса в  «Глава 5 - Пиковая дама. Что скрывается за фантастической фабулой Пиковой дамы» (1992) заявил: « Уяснив, что в "Пиковой даме" речь идет о "декабре", о "тайном недоброжелательстве" и, наконец, о "цареубийстве", попытаемся найти подтверждение этому в самом содержании повести.»
 И в концовке: «О чем же повесть? Прежде всего, наверное, о нравственности. В самом замысле декабристов Пушкин видел недостаток нравственного воспитания, который вовлек их в "преступные заблуждения".  Улучшение жизни в России Пушкин видел не в бунтах и революциях "бессмысленных и беспощадных", а в разумном реформировании, неразрывно связанном с просвещением и нравственным воспитанием народа: "Конечно: должны еще произойти великие перемены; но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного. Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества..." (VII, 243). Эта мысль красной нитью проходит в пушкинских произведениях дважды: в "Путешествии из Москвы в Петербург" и "Капитанской дочке". На этой мысли сосредоточена и вся фабула "Пиковой дамы".


Рецензии