О мозге и нашем мышлении

Автор этого эссе я – Колотыгина Римма Фёдоровна закончила кафедру высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и 44 года трудилась в области исследования головного мозга, защитив кандидатскую диссертацию. Все эти годы интересовалась вопросом, возникший ещё со студенческих лет, о том, как же мыслит наш замечательный головной мозг.

Как известно, начало научного изучения мыслительной деятельности мозга было положено академиком Иваном Петровичем Павловым - широко известным ученым, открывшим условные рефлексы головного мозга и разработавшим учение о высшей нервной деятельности. И вот уже более 100 лет ведутся мировые исследования в этом направлении науки.  Однако, до сих пор вопрос, поставленный Иваном Петровичем: как мыслит головной мозг, не нашёл ответа. А вопрос: что такое сознание, из-за невозможности понять его, назван философами даже «мучительным». А между тем ответ на этот вопрос лежит в духовной плоскости мироздания.

После 1990-х, когда не стало СССР – страны, государственное устройство которой заложила после революции богоборческая власть, начала восстанавливаться религиозная жизнь российского народа, появилась духовная литература. Появилась возможность узнать о Божественном мироустройстве - о сотворении Богом вселенной, а на Земле животных и человека, тела которых наделены душой, а человеку дан ещё дух. Эти знания после революции богоборческой властью были запрещены. Библия и любая религиозная литература уничтожались или изымались, церковнослужители и верующие подверглись гонению. Не случайно противники Бога, заменили в русском языке приставку без на бес. И теперь хвалим его: бессовестный, бессердечный, бесценный и прочее. Бесы им были близки.

       Понятными теперь стали и вопросы, поставленные перед молодой советской наукой. Они предусматривали развитие альтернативного материалистического представления о возникновении вселенной и жизни на Земле в противовес божественному. Однако научные исследования придуманных тогда идей по этим вопросам успехом не увенчались. Так. безуспешными были опыты, проверявшие гипотезу о случайном зарождении жизни в, так называемом, первородном бульоне. При этом гипотезы о том откуда он сам взялся не выдвигалось. Идея об образовании планет в результате предполагаемого, произошедшего неизвестно по какой причине, взрыва, также неизвестно чего и откуда взявшегося, приросла на сегодняшней день ещё 6 версиями, среди которых есть не опирающиеся на этот взрыв. Все экспериментально не доказуемы. И трудно представить, как могла из осколков взрыва образоваться, например, наша солнечная система, такая красивая и тонко уравновешенная, без участия великого разума Творца. И, словно для загадки ученым, одна планета вращается вокруг своей оси в противоположную сторону от остальных.

И, конечно, нет доказательств, позаимствованной из зарубежной науки, в противовес божественному происхождению человека, гипотезы об эволюции животных, почему-то остановившейся и завершившейся человеком, произошедшем от обезьяны. Чтобы научно подтвердить это, советские учёные провели эксперименты по скрещивание их, как животных, но результаты не афишировались, поскольку не дали нужного результата. Между тем, эти опыты прямо указывают на несостоятельность эволюционной гипотезы. Каждый по роду своему. Да и не просматривается цепочка кто от кого произошёл. Эволюция словно коснулась только внешне похожих обезьяны и человека.  Это сходство и было использовано для этого вымысла.  Более того, стало известно, что Всемирный Потоп, отступая, образовал застывшее ровное плато Наска в Перу, и в этих селевых отложениях обнаруживаются останки и людей, динозавров, и достдонов.
 Это, как и наскальные древние рисунки, показывающие совместное существование людей и динозавров, также опровергает эволюционную гипотезу, поскольку она утверждала, что в результате эволюции человек появился существенно позже после вымирания динозавров. Есть соответствующая и датировка этих событий, а разница выражается в миллионах лет. При этом оказывается, все существующие в науке методы датировки событий и артефактов не опираются на доказательства, а приняты, как годные для использования простым голосованием - большинством голосов учёных специалистов в этой области.   Так, что научные данные и о миллионах лет существования вселенной и человека под большим вопросом.

 Идея о том, что мышление принадлежит головному мозгу, выдвинутая Иваном Петровичем также является результатом богоборчества. Директор музея-усадьбы Павловых в Рязани Н. Загрина, написала в своей книге, что он, будучи сыном потомственного священника, намереваясь продолжить дело отца, учился в семинарии, и во время учёбы, увлёкся идеями революционера заключённого Шлиссельбургской крепости, писавшего оттуда послания, пропагандирующие материалистическое естествознание, отрицавшее Бога. Иван Петрович, как и его друзья, увлёкшись этими идеями, все стали учёными и атеистами. Поначалу Иван Петрович был даже воинствующим атеистом. Его неприятно удивляло, когда он был в Англии, что все заседания научного сообщества начинались только после молебна в соборе.   Позже он стал считать религию полезной для утешения слабых и больных.

Как пишет и документально подтверждает Н. Загрина, Иван Петрович в идею об эволюции человека поверил. Полагал, что религия возникла как адаптация к трудным условиям жизни человека, когда он преобразовался из обезьяны. Естественно, что открытые им условные рефлексы головного мозга, при его стремлении все объяснять с материалистических позиций, подтолкнули его к мысли о том, что условные рефлексы основа мышления и именно головной мозг его осуществляет, хотя Иван Петрович несомненно был знаком с богословскими знаниями о принадлежности мышления духовной части человека, тем более что психология до революции была наукой о свойствах души. Своё учение Иван Петрович назвал: высшая нервная деятельность, подчёркивая, что не психическая, не духовная, а нервная, мозговая, материальная. Отсюда такое внимание и поддержка этого учёного со стороны богоборческой власти. Так и встал вопрос для исследований: как мозг мыслит? Сомнений в том, что мыслит не было.   Однако это направление в науке оказалось тупиковым.

 Для объективности и полноты научных знаний наука не должна ограничиваться только материалистическими подходами, не учитывая богословские, особенно по отношению к человеку, поскольку кроме тела он имеет духовную часть. На сегодняшний день уже нет необходимости доказывать существование Бога и духовного мира. Этих доказательств столько, что не признавать истину могут только те, кто не хочет это делать.
 Конечно, и ученые интересовались некоторыми религиозными вопросами, и вынуждены были признать, что Иисус Христос был реальной личностью, что Всемирный потоп также не миф и ковчег праведного Ноя найден в горах Араратских. Умудрились учёные сделать раскопки в храме Гроба Господня в Иерусалиме и убедились, что есть там высеченное в горе место для захоронения умершего. Безсильными оказались учёные и в попытках разоблачить и материалистически объяснить чудотворения Божьи – явления противоестественные физическим законам материальной природы. А в них духовный мир проявляет себя постоянно. Так количество чудотворений неисчислимо. О них пишут и в светской литературе.  Долго придётся их перечислять.

К примеру, уже по телевидению показываемое ежегодное снисхождение Благодатного огня, поворот вод Иордана вспять в праздник Крещения Господня, много случаев явления людям Божьей Матери, явления ангелов, запечатлённых случайно и на фотоснимках, исцелений людей от болезней, мироточение икон, не говоря о святых Божьих людях, которых на Руси очень много, исцеляющих, пророчествующих, помогающих людям, и не только при их жизни, но и после кончины. Не случайно называют Русь святою.

 Можно причислить сюда же и так называемую «клиническую смерть», во время которой души людей, покидая тело, попадают в духовный мир и некоторые при возвращении получают наставления рассказывать о том, что видели. Бог через них показывает, что духовный мир реальность. Описан такой случай с Клавдией Устюжной в книге протоиерея В. Бирюкова «На земле мы только учимся жить». Посвящена она «Барнаульскому чуду».  Автор - священник описал свою встречу в городе Барнауле с этой женщиной в 1964 году. Она была неверующей и даже посмеивалась над людьми в церкви. Умерла во время хирургической операции. Побывала в клинической смерти. Душа её была возвращена Господом в тело с наказом рассказывать людям о том, что с ней случилось и где она побывала. А побывала она и в раю, и в аду. Стала после этого верующей, выполняла наказ. Встретилась она и с недоверием, и с насмешками, и с бесовскими нападениями.

Был случай, когда душа молодого человека незнавшего почти ничего о Боге, 4 часа была в духовном мире, когда тело его находилось в клинической смерти, и очень многое увидел и узнал от Ангела о рае и об аде. Срок, когда этот человек, в последствии ставший священником, сможет рассказывать о том, где был и что видел, не опасаясь быть принятым за ненормального, был определён Ангелом так: после того, как у нас в России через 15 лет появится книга Раймонда Моуди – американского психолога и врача. Впервые в ней были описаны многочисленные случаи временной смерти. Эта книга действительно могла как-то подготовить людей в нашей стране, почти поголовно атеистически настроенных, к доверительному восприятию существования загробной жизни. Может и появилась она промыслом Божьим. Кроме этой книги, появилась книга австралийского врача русского происхождения Петра Калиновского «Переход», в которой на основании изучения свидетельств большого количества людей, побывавших в клинической смерти, автор призвал науку признать существование души.

  Не трудно в наше время получить знания о Боге и духовном мире. И самое замечательное, что в богословии есть ответ на вопрос о том, как человек мыслит. Так, уже из Евангелий следует, что мысли человека порождаются вовсе не в голове. Иисус Христос часто говорил о помышлениях человека в сердце, понятно, что не в материальном, а принадлежащем душе, которая располагается в каждой клеточке тела. Он то хорошо знает, как мы устроены. Уверовавшая в Бога академик физиолог Н.П. Бехтерева, в своё время говорила о том, что мысли приходят в головной мозг из внешнего пространства. Тогда это воспринималось научным миром как неадекватное. А она была не далека от истины, тем более, что слышала мнение одного крупного иностранного ученого морфолога, изучавшего клетки мозга, что мыслить они не могут. У них действительно есть свои хорошо изученные функции. Но самое замечательное, что в Православии есть богооткровение святителю Феофану Затворнику, жившему в 19 веке: душа животворит тело, имеет разум, чувства, память, а, данный Богом только человеку, дух это: сознание и воля. Разум души находится в центре всех духовных сил человека – в сердце. Отсюда исходят помыслы.


Но прежде, чем изложить сведения о мышлении человека с этих духовных позиций, интересно задать вопрос: может всё-таки есть что-то в научных достижениях исследования деятельности головного мозга, что позволяет считать, что в нём могут зарождаются мысли, научно обосновать эту идею, поставить вопрос, который никто не ставил: а может ли мозг мыслить?
Однако при изучении этого вопроса обнаруживается аргументация только в пользу того, что мозг мыслить не может.

 Так, открылось, что можно даже и не вникать в физиологию мозга, поскольку в психиатрии хорошо известно, что при полном здравии головного мозга мышление может нарушаться, и, наоборот, при некоторых не смертельных ранениях головного мозга или его патологиях, мышление сохраняется.  Значит не мозг порождает мысли. Психологам в некоторых случаях приходится уже отходить от материалистических позиций, провозглашённых в науке, и привязывать мыслительную деятельность не к мозгу, а к «психике», т. е. по-сути к душе, хотя наука существование души не признаёт, а психике даёт смутное толкование.

 Если всё же исследовать вопрос о способности головного мозга мыслить с научной физиологической точки зрения, то также приходится сделать вывод, что мозг не является источником мысли. Его главное предназначение осуществлять свою обширную деятельность по обеспечению функционирования всех органов и систем организма. В нем заложены врождённые механизмы безусловных рефлексов, как и в спинном мозге, и автоматическое образование условных. Он загружен постоянным восприятием информации как изнутри организма от всех органов и мышц тела, так и из внешнего мира. Он всегда начеку, если не спит, и моментально реагирует в случае необходимости, включая мышцы тела. От каждого стимула распространяется возбуждение по всей коре головного мозга, и трудно представить, как её нейроны при этом ещё и придумывают что-то, мыслят, если информация поступает извне и изнутри постоянно.

Кстати для специалистов хочется заметить, что в основе механизма образования условных рефлексов, не раскрытого в науке, является именно распространение возбуждения по всей коре от каждого раздражителя. Если вслед за первым раздражителем близко во времени следует второй, волна возбуждения из его очага неизбежно придёт в очаг возбуждения первого. Так при повторении этих сочетаний будет закрепляться нейронная связь между ними.

Неспособность головного мозга мыслить подтверждается и тем, что мышление не соответствует двум биологическим законам о мозге: «структура - функция» и «стимул - реакция». Не понятно, почему они не были сопоставление с мышлением мозга.
   Первый из них - «структура - функция» говорит о том, что если есть какая-то функция: дыхание, движения, зрение и прочее, то должна быть и структура в мозге её обеспечивающая. Структуры мышления не найдено. Подозреваемые в этом лобные доли мозга, как относительно недавно установлено, имеют функцию регулирования уровни активности нейронов мозга, а не порождения мысли. А подозревали по причине того, что патология этих долей мозга сопровождалась нарушением мышления. Возьмём крайний случай: при их отсечении, практиковавшемся когда-то в Америке у агрессивных психических больных, мышление прекращалось. Можно полагать, что лобные доли переставали думать, хотя они оставались в целости. На самом деле причина прекращения мышления в том, что прекращалась активация мозга лобными долями, и он погружался в постоянный глубокий сон, при котором мышление не осуществляется. А человек в результате становился не только не агрессивным, но и вообще недееспособным, как во сне.

Так, что если нет мыслящей структуры мозга, то нет и мышления у мозга.  Нет в нём и структур для проявления любви, радости, сопереживания, ненависти и прочих чувств. Они свойства души. Есть лишь две структуры мозга в этом плане: удовольствия, предназначенного для продолжения рода, и агрессии – для защиты. В экспериментах со стимуляцией слабым электрически током центра удовольствия, осуществлявшегося лапой обученной крысы, они не могли оторваться от рычага до изнеможения, если их не остановить. А стимуляция центра агрессии приводила быка в ярость. 

Второй закон -  «стимул - реакция», означает, что, если стимула – внешнего или внутреннего раздражителя организма нет, то нет и ответной реакции. Головной мозг полностью соответствует этому закону. Действительно, экспериментально установлено, что в полной изоляции, в тишине и в темноте, без активации раздражителями, мозг засыпает. Почему-то не было обращено внимание учёных на то, что мышление не подчиняется этому закону, ведь мышление может осуществляться и без каких-либо стимулов. Мысли непредсказуемы, могут перебивать одна другую, приходят по поводу и без повода, одна мысль ведёт к другой, без каких-либо внешних посылов. Это означает, что по этому закону мышление не принадлежит головному мозгу.

Кроме того, по этому закону: «стимул – реакция», мозг, реагирующий только на стимулы, должен отвечать на них, приходящих либо изнутри - о голоде, жажде и прочем, либо из внешнего мира. А в нашем внешнем материальном мире нет ничего абстрактного, всё реально и конкретно. Что видит и слышит, как животное, так и человек, либо не вызывает в его мозге реакции, поскольку условно или безусловно рефлекторно ни с чем не связано, либо автоматически активирует то, что с ним связано, например, реакцию убежать или подойти и съесть. Абстрактного мышления, исходя из этого биологического закона, как и никакого другого, у головного мозга быть не может.

 
 Как отмечено выше, прошло уже 120 лет с первых исследований И.П. Павлова, когда был поставлен вопрос: как мыслит мозг? Существуют специализированные институты по его изучению. Есть результаты, получившие применение в медицине, как например, диагностическое исследование электроэнцефалограммы. Но, несмотря на современный высочайший технический прогресс, обогативший уникальными приборами физиологическую мировую науку, ответа на вопрос о механизме мышления нет. Активное изучение электрической активности нейронов мозга не может ответить на вопрос об источнике мышлении, поскольку регистрируемые реакции этих клеток не позволяют установить связаны они с мышлением мозга или являются ответом на приходящие мысли извне.

  До сих пор ни физиологи, ни психологи, ни философы, ни интересующиеся этими вопросами физики ни малейшим образом не приблизились к пониманию того, что такое сознание – основа абстрактного мышления, и сами признают это. Об этом прямо говорится докторской диссертации философа Д.В. Иванова: «Феноменальная природа сознания: проблема натуралистического объяснения сознания». Действительно проблема. Ведь ничего подобного сознанию, как и воли, в материальном мире, где царят строгие физические законы, не существует.  Не зря философы материалисты проблему сознания называют «мучительной».
 Не случайно так долго нет ответа на вопрос: как мыслит головной мозг? Давно следовало бы задать другой вопрос; а может ли мозг мыслить? Как оказалось, ответить на него можно только отрицательно.

  А, если мозг не мыслит и других претендентов на это в материальном теле нет, значит надо признать его не телесное происхождение и обратиться к теперь известной альтернативе, к знаниям богословским.
Как отмечено выше, есть в православной литературе сведения о том, что святому преподобному Феофану Затворнику Вышенскому, жившему в России в 19 веке, было открыто свыше (что случается, и бывало прежде, как пророку Моисею), что душа это: животворение – поддержание жизни тела, разум, чувства, память, а данный Богом только человеку дух это: сознание и воля. Разум души находится в центре всех духовных сил человека – в сердце. Отсюда исходят помыслы. В современной медицине врачи научились заменять больное сердце на здоровое другого человека. Однако, это не приводит к замене разума, поскольку он принадлежит душе, а не телу, а целостность души нельзя нарушить скальпелем хирурга. Она нематериальная, вечная и нерасчленяемая.

Никакого сомнения в истинности сведений в указанном богооткровении быть не может. Но рассмотреть их в плане реализации в человеке и воспользоваться ими для попытки понять физиологию мышления имеет смысл.

Рассмотрим то, что говорится в богооткровении святому преподобному Феофану Затворнику Вышенскому.
Способность души животворить - оживлять тело, т.е. участвовать в его функционировании, проявляется в том, что, покидая тело, душа оставляет его мёртвым, а возвращаясь даёт ему жизнь и даже через несколько дней, показывая, что возвращение – чудотворение Бога, как это делал Иисус Христос, пребывая на Земле.

Святитель Феофан Затворник пишет, что душе принадлежат разум, чувства и память, а духу сознание и воля.   Подтверждение достоверности этого, можно найти логическими и научными рассуждениями. Начнём с того, что все указанные свойства души проявляются у неё в клинической смерти тела. Она имеет всё, что характерно для живого человека: думает, рассуждает, всё помнит, запоминает, ощущает к чему прикасается, испытывает радость и переживает о печальном, может испытывать страх, чувствительна к боли. Следовательно, именно душе принадлежит всё это, а не телу остающемуся безжизненным без души.

Стоит привести впечатления людей, побывавших на том свете от рая и ада. От рая: яркий, всё заполняющий, но неслепящий, даже осязаемый свет; ощущение необыкновенного покоя, любви и доброжелательности; радость в душе, яркие краски яркой природы, красота одежд небожителей, сладкозвучное с долгим звучанием каждой ноты пение ангелов, необыкновенные ароматы, и главное невозможность этим насытится, нежелание покидать его.  Никто не хотел возвращаться в земную жизнь. Теперь живут с мыслью, что вернутся туда, ждут этого, боятся грешить.

  От ада впечатления ужасающие, совпадающие с виденным блаженной Феодорой мытарствами, описанными в дореволюционной книге. Действительно страшно: темнота, жар, огонь, смрад, вонь, страшные бесы – их много, разные и мелкие, и очень большие, мучения людей, и жалко несчастных, кричащих. Есть ожесточённые души, проклинающие всё и вся. Есть нейтральные уровни, куда могут попасть отмоленные, получившие упокоение. Но, как и при жизни, они без Бога, без радости – только безжизненный покой без мучений за грехи. Интересно, что были у душ ощущения своих сердцебиений, духоты ада, чистейшего воздуха рая, и чувства: ноги в раю ощущали шелковистость травы, руки держали ароматное яблоко - то есть всё: и осязание, и обоняние, зрение, слух и переживания.

    
     Как же душа проявляет себя, находясь в теле?  В богословии считается, что она служит телу, дана, чтобы защищать его и оберегать, для чего и нужен её разум. Для служения телу она должна иметь информацию обо всём, что с ним происходит. И, пока душа не разлучена с телом, она воспринимает все воздействия на него через рецепторы тела, а не свои. Так люди лишённые зрения, зрением души не видят. И разум души у незрячих не получает зрительной информации о внешней среде, не имеет такого опыта, если только чудесным образом, как это было у святой Матроны. Ей, слепой, был показан Богом весь земной мир. Только покидая тело, душа начинает пользоваться своими органами чувств. Так душа слепой женщины вне тела была зрячей.

 Головному мозгу восприятия ощущений от органов чувств и их осознание невозможно и не нужно. Как отмечалось выше, мозг работает по закону «стимул - реакция». Реакция мозга возникает не потому, что он почувствовал боль, осознал, принял решение, а потому, что по нервным волокнам в мозг пришло возбуждение от специальных рецепторов тела, сигнализирующих, например, о повреждении кожных покровов - ранения. Мозг быстро отвечает стресс-реакций, и в частности, сжимаются кровеносные сосуды, увеличивается число тромбоцитов для остановки кровотечения. Затем организм будет залечивать рану имеющимися механизмами. Это всё, что может материальное тело, если только ещё автоматически отдернуть, например, палец при уколе, хотя это сделает спиной мозг.  Придумать как реагировать, что предпринять, головной мозг не может, он не думает.  Что делать, как реагировать, будет решать разум души у животных, а у человека ещё и дух с его сознанием и волей. При нападении врага, исходя из оценки ситуации и собственного опыта, как у животных, так и человека, возможно спасение бегством или борьба. Если получена рана от собственных действий, животное залижет рану слюной, имеющей бактерицидные свойства, и поскулит для хозяина, если есть таковой, а человек проведёт антисептические мероприятия, исходя опять же из своего опыта и знаний.
 

 Что касается вопроса мышления: откуда исходят помыслы, ответить на него можно однозначно: наши приземлённые мысли, как и у животных, имеющих также душу и её разум, вовсе не приходят из некого пространства, как предполагала академик Н.П. Бехтерева, т. е. из духовного мира, если Святой дух не почивает на человеке. Несомненно, зарождаются мысли в самом разуме души, основываясь на его знаниях, накопленного личного жизненного опыта, на её творческих способностях, хотя помыслы могут навеваться и внешними духовными силами.

  Что же позволяет разуму души иметь знания, личный опыт? Ответ также однозначен: наличие у неё памяти. В головном мозге сохраняются и накапливаются только образы раздражителей, ставшими условными сигналами, разного рода ассоциации, как, например, вид предмета и его название, а также всё заученное наизусть. Этого у человека немало, но память разума души несравнимо больше.   Всё, что видим, слышим, придумываем, читаем, наблюдаем в движении, какие чувства испытываем, сны – всё оставляет след в памяти разума души, причём с раннего детства. Об этом написал святой архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий) врач и священник в своей книге «Дух, душа и тело». Он сам был свидетелем того, что в пожилом возрасте женщина заговорила на языке, на которым говорила недолго только в раннем детстве. И это не единственный случай, показывающий сохранение в памяти всего, с чем сталкивается человек на протяжении жизни.

     Накопленное в памяти позволяет разуму души рассуждать, изобретать, принимать решения, но у человека важнейшую роль в мышлении играет дух с его сознанием. Как показывает психиатрическая практика, у человека лишённого сознания мышление неадекватно или отсутствует.

Поскольку мы, наделённые духом, хотя, как пишет святитель Феофан Затворник, не святым, а тварным, отличаемся от животных тем, что имеем сознание и волю, то эти качества несомненно принадлежат нашему духу.
 Не случайно архиепископ Лука в названии своей книге «Дух, душа и тело» дух поставил на первое место. Хотя он и написал, что признаёт учение И.П. Павлова, не подвергает его сомнению, но фактически всё, что написано владыкой не оставляет места мыслительной деятельности мозга, всё отнесено к духовной части человека. Сознание он относил к функции духа.

  Его глубокое осмысление многого, относящегося к психической деятельности человека просто поражает. Не исключено, что святому что-то было и открыто свыше. Он пишет о духе: наш дух способен совершенствоваться, развиться, познавать, что и будет продолжаться в Царстве Небесном. Не всё, чем дух владеет в земной жизни человека осознаётся его носителем. Сюда то и надо отнести понятие о подсознании, а не приписывать, как в науке, подкорковым структурам мозга. Дух человека обладает чувствительностью и энергетикой.  Архиепископ Лука пишет, что есть особенные люди, у которых и энергетика духа, и его чувствительность очень сильны. Эти люди способны воспринимать свойства предметов, не видя их глазами, а своей энергией двигать мелкие предметы. Такое было у Розы Кулешовой, согласившейся на научные исследования своих способностей. Убедились учёные, что нет обмана, что именно она обладает такими способностями. Однако, материальный источник этих её способностей естественно не установили.

  По мнению архиепископа Луки, сверхпамять и необыкновенные математические способности к исчислению являются также свойствами духа у некоторых людей. Архиепископ Лука, писал также, что дух наследуется. Это прослежено исследователями в потомстве от людей с высокими нравственными качествами и от людей порочных. Дух человека может материализоваться, что нередко проявляется в момент смерти, когда только что умершего видят его близкие родные, не находящиеся рядом, может отделяться от тела, присутствовать в другом месте, даже когда сам человек остаётся в обычном состоянии на своём месте. Такое бывает у святых людей.
Надо отметить, что оказалось возможным развить свойства духа у тех, кто не наделён его особыми свойствами. В конце 1980-х в КГБ был создан отдел, занимавшийся этим. Привлекались люди, наделённые необычными способностями, называемые экстрасенсами, и обычные. В результате был создан большой отряд людей способных получать скрытую секретную информацию, помогать в нахождении пропавших людей и другое, что принесло определённую пользу для обороноспособности страны. Об этом рассказал сам организатор отряда в одной из передач по телевидению. Конечно, опасно развивать и пользоваться этими свойствами духа человека. Легко можно попасть во власть тёмных духов, ищущих любой повод увести человека от Бога.
   
  Итак, имеющаяся у разума души память, о большом объёме которой поведал святитель Лука, позволяет накапливать знания и жизненный опыт, используемые в мышлении нашим творческим, изобретательным, рассудительным умом.

Может возникнуть вопрос о том, почему наш ум не совершенен и не одинаковый у всех, если он духовный. Да, он духовный, но индивидуален и различается у разных людей в связи с различием наследственности, воспитания, внешней среды. Он ограничен земным жизненным опытом, разным у разных людей. Представления о жизни, способности результативно мыслить, решать жизненные вопросы и активность памяти у всех свои, разные.

Как именно помыслы зарождаются в нашем духовном уме, как в нём хранится информация, как извлекается, для нас, поскольку духовное, непостижимо. Но попытаться понять, как помыслы из разума души преобразуются головным мозгом – исполнительным органом, управляющим мышцами тела, в словесную речь и движения мы можем. 

Для этого следует опереться на некоторые научные изыскания. В психологии есть представление о предметно - образном и словесном видах мышления человека, приписанных, естественно, головному мозгу, механизмы которых в науке не установлены, поскольку мозгу не принадлежат.

  Предметно - образное мышление – это мышление с помощью образов чего-либо ранее виденного, имеющегося в памяти, и возникающие, как говорят психологи, «в воображении», являющегося загадкой для науки. Первоначально, привычка мыслить физиологически спровоцировала меня на поиск ответа на вопрос, как эти образы создаёт зрительный отдел головного мозга. Иначе как же их видеть? Долго не находился ответ. Нет таких физиологических механизмов. Не может зрительный отдел мозга формировать какие-то картинки не через глаза, особенно когда он занят восприятием реальной. Нарушается закон «стимул- реакция», поскольку нет стимула перед глазами.

     Подсказка пришла из рассказа о том, как одна старушка увидела при закрытых глазах образ человека, как потом оказалось святого Серафима Саровского, которого раньше никогда не видела. Он обратился к ней с просьбой. Очевидно, что образ святого пришёл из духовного мира сразу непосредственно в зрительный отдел мозга и в слуховой, поскольку старушка и видела святого, и слышала его.  Получается, что нет необходимости мозгу создавать образы. Они приходят готовыми в головной мозг как из духовного мира, так и из духовного разума души, из её памяти. «Воображаемые» образы не только воображаются нами по нашему желанию. Это и реальные мысленные зрительные посылы из разума души, которыми осуществляется мышление. Так мы легко можем реально увидеть, например, предметы мебели и мысленно обдумывать варианты их перестановки, а можем видеть целые картины и даже в движении, отслеживая их глазами, можем и рассматривать их. Вообразить, вспомнить мы можем многое, ведь в памяти разума души, как написано выше, сохраняется всё, с чем человек встречается по жизни, даже сны.  Так, что предметные образы явно приходят из разума души, богатого этими образами, а память мозга ограничена тем, что в ней зафиксировано условно рефлекторно. Разум души может мыслить, манипулировать этими образами, увеличивая, уменьшая, видоизменяя в творческих поисках, что зрительному отделу коры головного мозга невозможно. Его предназначение только воспринимать реальные картины перед глазами. Воли он не имеет и не мыслит.

Надо отдать должное Создателю, за столь удачное решение мышления через видимые предметные образы. Мысль в виде такого образа адекватна для головного мозга, реагирующего на реальные зрительные стимулы внешней среды. У животных нет, как у человека, словесного мышления, они мыслят только такими образами. Помысл в виде видимого предметного образа появляется мгновенно и воспринимается зрительным отделом мозга, как, то реальное, что перед взором, и может спасти жизнь, быстро направив мозг на адекватную двигательную ответную реакцию. Животное может увидеть образ места, где еда или куда надо спрятаться, а «мелькнувшая мысль» в виде образа без слов у человека может быстро направить его на правильные действия в опасной ситуации.

   Если для образного мышления разум души использует зрительные структуры головного мозга, то при словесном мышлении, происходит его взаимодействие с речевым центром мозга.

      Само по себе слово является даром Божьим человеку, предназначенным для общения прежде всего с Ним, как это было у Адама, и с себе подобными.
Говорить мы обучаемся с детства путём врождённого свойства подражания. Нас учат из слов составлять предложения. Связь между видом предмета и его названием образует и фиксирует головной мозг условно рефлекторно. Заучивание путём многократных повторений текстов учебников, выступлений, стихотворений происходит также условно рефлекторно с образованием связи от предыдущего слова к последующему. Это и есть зафиксированная память мозга на то, что с чем связано.
 Слова запечатлеваются не только в мозговых структурах, но и в памяти разума души, и используются им для формирования мысли. Они направляется в речевой центр мозга, который управляет произношением слов посредством включения артикуляционных мышц гортани, и мы говорим либо вслух, либо размышляем просебя.

   Важно отметить, что у человека мышление, как образно-предметное, так и словесное осуществляются совместно с духом, с его сознанием, осознанно. Очевидно, что направляемые из разума души помыслы в мозг - исполнитель движений тела, воспринимаются и духом человека для контроля за мышлением разума. Дух, душа и тело самостоятельны, но тесно связаны. У человека мышление разума души адекватно только под контролем и направляющей деятельности духа человека. Он обладает своими знаниями и представлениями обо всем, касающемся человека и внешнего мира, в нём зарождаются желаниями и их волевая реализация двигательными структурами мозга. 

 Совместное мышление духа и разума души человека позволяет решать не только практические задачи. Возможна, благодаря изобретательским способностям разума души, и осознанная мыслительная манипуляция образами в творческих поисках. Мы можем представлять себе совершенно невероятные картины, в любых комбинациях и вариациях. Нет границ фантастическому воображению людей, отразившегося в произведениях фантастики.

  Выше отмечалось, что дух наш даёт нам кроме сознания ещё и волю. А что такое воля, которой нет ни у каких объектов в материальном мире?
Только у самого Бога она есть, и нам дал это качество. Воля – способность делать выбор и действовать, воплощать замыслы по интересам и запросам нашего духа, изначально данного для поиска Бога.

Наш духовный ум через волю способен оказывать влияние на врождённую деятельность мозга, притормаживая безусловные рефлексы. Так, мы можем не набрасываться на еду, сдерживать агрессию и свои естественные отправления. Волей человек может рисковать жизнью, лишать себя сна, голодать, делать то, что противоречит инстинкту самосохранения.

Чтобы осуществлять движения тела по воле нашего ума: пойти куда-то, сделать что-то, разум души включает мышцы тела через двигательные структуры головного мозга. Как правило, это уже с детства сформированные двигательные навыки, хотя по желанию ума возможно обучение и новым.


  Святитель Феофан Затворник отмечал тесную связь души и тела. Интересно, как эта тесная связь, и в то же время самостоятельность, телесного мозга, разума души и сознания от нашего духа, иногда ярко проявляется при чтении литературы. В этом случае, разум души воспринимает информацию от мозга, который зрением распознаёт сочетание букв в словах текста книги и условно рефлекторно активирует их речевое воспроизведение. Разум души воспринимает эти слова, может переводить их на свой язык образов, и мы в воображении можем видеть всё, о чём читаем. Мысленно мы своим разумом создаём образы героев, видим, как они действуют. Разум души фиксирует всё в памяти. Сознание воспринимает и участвуем в этой мыслительной деятельности.   Но, наверное, все сталкивались с тем, что в какой-то момент мысли куда-то уносятся, а текст продолжает читаться, но уже не воспринимается. Очевидно, что в этом случае сознание, то есть наш дух, теряет интерес к читаемому, в котором нет интриги или чего-то нового. И тогда он переключает разум на мысли о более важном для него. При этом включается и предметно - образное мышление, и мышление словами самого разума души без привлечения головного мозга занятого чтением книги. Идёт параллельно чтению полноценное осознаваемое мышление нашего ума, порой даже с принятием решений. А деятельность головного мозга, связанная с чтением текста книги, бесполезная, автоматическая будет продолжаться до тех пор, пока сознание не обнаружит, что мозг напрасно трудится.

  Вот уж, где отчётливо проявляется, что сам головной мозг не осознаёт свою деятельность, что нейроны не могут мыслить - оценить и понять, что они делают, принять решение.

Автоматическая деятельность головного мозга может и подводить человека во время выполнения работы. Если ослабим внимание, увлечёмся какой-то мыслью, неконтролируемая самим мозгом его машинальная деятельность, как говорят, на «автопилоте», может допускать ошибки в выполнение работы или в передвижении по привычным маршрутам. Если наш ум занят своими мыслями, он не замечает ошибки в автоматической деятельности мозга, не запоминается что было сделано им без осознания, и возникают вопросы: куда положил..., почему так сделал..., не мог так сделать...


  Тесная связь между телом, душой и духом человека проявляется и в том, что есть взаимозависимость между духовным умом и материальным телом, состоящая в том, что заболевание тела влияют на настрой ума, духа. В зависимости от воспитания, убеждений, силы духа и веры человека, он может при этом оставаться в оптимистичном, положительном, продуктивном настроении, а может, что называется, «падать духом», входить в уныние, тревогу, тоску. Это может быть и из-за внешних неблагоприятных обстоятельств. С православной точки зрения, уныние является грехом, потерей веры в промысл Божий, а грех включает в себя и наказание. Так, недавние исследования показали, что в плохом настроении человека, в депрессии, его иммунная система теряет активность. Мало того, что сопротивляемость к болезням снижается, возрастает риск онкологии, так как иммунная система борется с атипичными клетками, образующимися при сбое процесса их деления. Кроме того, подавленное состояние духа, стресс-реакция мозга на негативное воздействия, заключающаяся в подготовке организма к борьбе, при которой мобилизуется организм и сосуды сжимаются, может развиться гипертония с риском инсультов и инфарктов. Существуют психосоматические заболевания. Кстати улыбка, даже неестественная, принудительная, названная «американской», рекомендованная народу во время великой депрессии в США, положительно действовала на настроение - состояние духа.  А оптимистичный настрой духа, вера, способствуют выздоровлению при телесных заболеваниях.
 
Особый интерес представляет тесная связь между телом, душой и духом человека, проявляющаяся в психиатрической практике. Есть народная поговорка: «если Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума». Возможно таким образом останавливается человек, чтобы не накапливал грехи, а может это испытание нужно для его близких. Везде промысл Божий. Далеко не всё нам открывается, но похоже, что другая поговорка: «в здоровом теле (а главное - в здоровом головном мозге), здоровый дух!» отражает действительность.

  Медицинская практика показывает, что успешность мышления зависит от состояния мозга. У человека мышление адекватно только в присутствии духа с его сознанием. А дух присутствует только тогда, когда мозг в норме, активен и способен воспринимать посылы из разума души и от духа человека. Сон и патология мозга не позволяют ему воспринимать помыслы духовного ума. 

Тот факт, что хирургическое отсечение лобных долей, повергающее человека в состояние недееспособности, приводит к прекращению активации больших полушарий мозга и он погружается в постоянный глубокий сон, наводит на мысль о том, что мозг может также постоянно находится и на других уровнях снижения активности. А все уровни снижения активности мозга имеют место при засыпании: от бодрствования до глубокого сна. И, если сопоставлять, получается интересная картина.

Случаи, когда человек осознаёт кто он, многое помнит, сохраняет выработанные навыки, но стал медлительным, не способным обучаться, всегда адекватно воспринимать внешней мир и постоянно контролировать своё поведение, уровень активации нейронов его мозга соответствует самой начальной стадии погружения в сон. При этом мозг ещё способен воспринимать помыслы из разума души, но сознание от духа ослабляется. Знаю по жизни такой реальный случай заболевания.

Случаи, когда выраженность этих нарушений увеличивается, когда возникает необходимость в большем контроле за поведением, соответствуют дальнейшему снижению активации мозга, соответствующему неглубокому сну, при котором дух ещё не совсем покинул человека, помыслы из разума души мозгом ещё воспринимаются, но без полноценного осознания они, как и поведение не всегда адекватны. Это характерно для старческого слабоумия.

В промежутке между этими стадиями снижения активности при засыпании, есть стадия близкая к исходной, называемая стадией парадоксального сна, когда слабый шум воспринимается, как сильный, вызывая испуг. Если в головном мозге постоянно во время бодрствования устанавливается такой уровень понижения активации мозга, возникает заболевание, названное аутизмом. В этот период дух ещё не полностью покинул тело, и помыслы из разума души в мозг пробиваются. При этом наблюдается неадекватность поведения, связанная с ослаблением контроля за помыслами разума души со стороны духа, и наличие чувства страха. Очевидно, в таком случае также парадоксально, несколько освободившийся от контроля за помыслами разума, дух проявляет ярче свои свойства, и у больных обнаруживаются необычные его проявления: сверхпамять, необыкновенные вычислительные способности, врождённая грамотность, стихосложение и другое.

Если в бодрствовании устанавливается такой уровень пониженной активности нейронов мозга, который соответствует стадии сновидений во время ночного сна, когда посылы из разума души воспринимаются мозгом, но дух уже не проявляется, нет сознания, человек будет видеть сны наяву. Есть такая патология, когда больной бодрствуя, непрерывно что-то говорит, с кем-то внутри себя общается. Встречалась дважды с таким отклонением в поведении у людей в транспорте.

Уровень активности мозга, соответствующий глубокому сну, полностью блокирует мышление и человек становится недееспособным, как при отсечении лобных долей. Но возможны и уровни активации, предшествующие очень глубокому сну, близкие к стадии сновидений, когда мозг может принимать посылы из разума души, но без сознания. При этом сохраняются врождённые безусловные рефлексы: пищевые, оборонительные, связанные с выделительной системой. Мышление очень ограничено, но возможна выработка некоторых навыков, хотя без постоянной сторонней помощи человек существовать не может. Наблюдала такого подростка девочку в самолёте, соседку, посматривавшую на меня с неприязнью и опаской, когда её мама разговаривала со мной. Она была под полным контролем матери, знавшей, когда кормить, когда в туалет водить, одевать при выходе из самолёта.

Очевидно, что применение в медицине таких физических способов лечения психических заболеваний, как душ Шарко, циркулярный душ, раздражение кожи слабым электрически током и другие, фактически и направлены на усиление активности нейронов мозга. Но эти эффекты временные поскольку активация идёт непосредственно мозга. А всё определяется состоянием лобных долей, активирующих мозг. Нужна их самих активация.

Конечно, я не специалист в области психиатрии, и могу заблуждаться, но как физиолог нахожу эту связь между состоянием уровня активации мозга и успешности как мышления, так и поведения человека.


  Вот так богословский подход позволил составить представление о некоторых причины психических заболеваний. Помог он ответить и на целый ряд вопросов, остающихся в науке загадкой. Так становится понятен механизм сновидений. В этой стадии сна уровень активности мозга позволяет воспринимать ему помыслы из никогда не спящего разума души. Но поскольку уровень активности мозга при этом не достаточен для проявления сознания, как и его контроля за помыслами, приходящие мысли из памяти души фантастичны, но очень изобретательны, что свойственно разуму души, призванного решать жизненные проблемы для поддержания жизни как у человека, так и у животных.

Не разгадала наука и что такое «инсайт», то есть «озарение» – термин, которым И.П. Павлов назвал, как бы неожиданное принятие решения мозгом его подопытной обезьяной достать трудно доступную пищу после очень длительных безуспешных попыток и некоторого времени бездействия. Объяснить механизм этого явления в деятельности мозга науке не удалось. Животным в мышлении наукой было отказано – только условные рефлексы. Однако название явлению – озарение было дано, указывающее на мышление. С богословских же позиций оно находит объяснение. Взрослые животные, как и человек, в обычных более или менее стабильных условиях жизни, пользуются, в основном, уже сложившимися и укрепившимися условно рефлекторно выработанными головным мозгом навыками и представлениями ума. В экспериментах, как показали опыты И.П. Павлова на обезьяне и, к примеру, на крысах, когда группе их, удалось съесть ускользавшее от них яйцо только после очень длительных безуспешных попыток, когда они, после снижения активности, наконец, легли на отверстие в полу и приняли яйцо, сброшенной одной из них, на свои брюшки, задача решалась сначала тем, что они умеют. Если слишком долго нет результата, попытки прекращаются, и тогда включается разум души. Он творческий, находчивый и даже, каким-то образом, может быть групповым с разделением ролей в решении задачи. Животные тоже думают, но только предметными образами. Задачи решают.

  Но это у лабораторных животных, живущих в условиях полного обеспечения и в безопасности. В природе животные часто встречаются с какими-либо препятствиями и обстоятельствами, и разум у них включается чаще, более натренирован в принятии решений.  То же относится и к людям, в большинстве своём существующим в довольно нестабильной сложной деловой обстановке. Наш ум постоянно трудится, тренируется в решении возникающих задач. Но очень сложные задачи требуют большего напряжения ума, пока не озарит его, творческого и изобретательного, решение проблемы.

  Так, что «озарение» - это включение разума души у животных для решения задачи, когда она не решается имеющимися навыками и опытом.  У человека - это решение нашим умом трудной задачи, когда упорно и долго ищется решение. При этом возможны неожиданные случаи, как это было у известного учёного Д.И. Менделеева, которого озарение мыслью использовать таблицу для химических элементов посетило во время сна. Не исключено, что нашему духовному разуму возможны подсказки из духовного мира.

  Внушение, как метод лечения, в науке рассматривается как словесное воздействие на человека, применяемое в психотерапии. Название метода, получившим широкое распространение -  НЛП, что значит нейролингвистическое программирование, не соответствует действительности. Можно согласиться, что есть словесное программирование, но нейро – здесь не причём. 

 Внушить что-то можно только разуму души, который знает и понимает слова, в присутствии сознания или без него, как в гипнозе, физиологический механизм которого, как и внушения, остаётся загадкой для науки.
 
Психологи пользуются понятием и самовнушение. К самовнушению отнесены в науке такие известные случаи, непонятные, загадочные и врачам, и физиологам, как ложная беременность, когда у женщины, сильно желавшей забеременеть, в животе отложился жир так, будто там появился ребёнок, и такой случай, как появление у католических подвижников стигматов – кровоточащих ран на местах, где были у Иисуса Христа раны от гвоздей на руках и ногах. На одном из психотерапевтических курсов под руководством врача самовнушением у участников рассасывались послеоперационные швы, улучшалось зрение, изменялась форма частей тела в желаемую сторону увеличения или уменьшения, происходили положительные изменения в здоровье. Никакого объяснения этим явлениям в науке нет, есть только название – самовнушение, которое, как и внушение мало о чём говорит с точки зрения физиологического механизма явления.

   А разгадываются эти загадки знаниями о нашей душе. Очевидно, что здесь сильно озабоченный ум воздействует на ту часть души, которая, как говорится в богооткровении святому Феофану Затворнику, животворит тело. Душа, наверное, не просто так заполняет тело, а что-то делает в нём, если её уход оставляет тело без жизни. Действительно, как говорится в богооткровении, она поддерживает жизнь тела. И не случайно появляется душа у человека, да и у животных, как указывает святитель Феофан Затворник, в момент оплодотворения, а по причине того, что участвует она в процессе развития плода и всего дальнейшего существования организма. Нет ответа на вопрос – что такое врождённые механизмы в деятельности организма? Как они запрограммированы? Не животворящая ли часть души их запускает?

  Есть в литературе сведения о том, что молекулярных генетиков ставит в тупик такое наблюдение: в какие-то моменты без какой-либо причины, в клетке вдруг прекращается покой и начинается её бурная продуктивная активность. Весьма вероятно, что причиной тому и есть та самая регулирующая деятельность души, о которой говорится в богооткровении.  Очевидно, душа даёт и поддерживает жизнь тела тем, что запускает и ведёт физиологические процессы, имеющиеся в материальном теле.  В заботе о нём душа через свою животворящую часть, запускающую или контролирующую обменные процессы в организме, может подчиниться командам ума и усилить отложение жира, где надо, и создать воспалительный процесс, куда обеспокоенный ум мысленно направлен, и с рубцом послеоперационным, да и с заболеванием, справится.

    Сущность гипноза можно понять также только с богословской точки зрения. Верно научное представление о том, что для гипноза необходимо введение головного мозга в состояние неглубокого сна, когда сознание не проявляется, но разум души, а не какие-то отдельные неспящие области мозга, как считается в науке, активен, и воспринимает внушение от гипнотерапевта. То, что внушается в гипнозе, в памяти разума души может сохраниться и стать собственным убеждением. Так и сновидения близкие к пробуждению запоминаются. В том, что ответы пациентов в гипнозе на вопросы врачей бывают ложными, ничего удивительного нет. Наш разум в сновидениях – фантазёр без контроля сознанием. 

 Так, что внушение и самовнушение - это способы словесного воздействия приказом или убеждением в чём-то со стороны психотерапевта или собственного ума человека на разум души или на животворящую часть души человека.

  Что касается галлюцинаций, то очевидно, что наркотики, как и другие специальные химические вещества, снижающие активность нейронов мозга, вводящие его в сонное состояние и активирующие центр удовольствия мозга, могут в отсутствии сознания творческий разум души заставить нафантазировать нечто приятное, называемое галлюцинациями. Мозг здесь участвует только в том, что его изменённое состояние сопровождается отключением сознания, которое играет ведущую роль в мышления, а также в том, что воспринимает, как и во сне, фантастические мысли образы из разума души. При отравлении алкоголем, когда также отключается сознание, может активироваться центр агрессии мозга со всеми вытекающими последствиями.
Напрасно некоторые люди и публичные учёные не верят, что в состоянии так называемой «белой горячки» больные алкоголизмом видят бесов. Они реальная часть духовного мира. Видит их душа своим духовным зрением, скорее всего тогда, когда она готовится покинуть отравленное тело. Известно, что тёмные духи могут становиться видимыми грешниками перед смертью, вызывая у них сильный страх. В одной из книг Ю.Ю. Воробьевского описано как умирал Вальтер – попечитель свободомыслия. Он так кричал в ужасе, просил прощения у Бога, что напугал сиделку, сбежавшую от него. Когда умирают праведники, их души видят светлых Ангелов, и они легко, с улыбкой покидают эту жизнь.

  Галлюцинации при психических заболеваниях - особый вопрос, но главное и здесь, что это результат неадекватного мышления разума души в силу всё той же причины - отсутствия сознания.

  Однако бывают галлюцинации при сохранении сознания как результат психологической защиты. Это явление, названное психологами именно так: психологическая защита, также не раскрытое по своему механизму, связано с тяжёлыми психическими травмами человека. Врачи определяют несколько её разновидностей, включающих и избирательную амнезию, при которой не воспринимается всё, что связано или напоминает травму, а также различные изменения поведения и даже неосознаваемое раздвоение личности. Как отмечают доктора, все эти случаи не сопровождаются какой-либо патологией головного мозга, что и указывает на непричастность его к мышлению.
 С богословских позиций эти случаи, когда состояние головного мозга во здравии, а мышление нарушено, должны быть отнесены к реакциям духовной части человека. Очевидно, как справедливо полагают психологи, это, действительно защитная деятельность, но не головного мозга, а духовного ума, направленная на защиту тела от повреждения. Избирательное отключение памяти защищает тем, что избавляет от воспоминаний о травме и предотвращает её негативное действие, вызывающее страх, тревогу и стресс-реакции, которые могут переходить в дистресс – органические повреждения, угрожающие жизни.

  В случае крайне редко встречающейся психологической защиты в виде раздвоения личности, удивительного явления, когда обнаруживается, что в одном человеке живут две или даже несколько личностей, скорее всего разум души именно такой фантазией, уходя от своего травмированного образа, воплощается в образы других людей. Их множество хранятся в памяти разума души. Накапливается память о людях с их жизнями и действиями, как по сведениям о знакомых, встречающихся по жизни, так и из фильмов и книг. Это сродни тому, как человек, точнее – его душа, делает что-то под влиянием гипноза. Так, в этом случае душа может обретать образ художника и неосознанно человек начинает профессионально писать картины, девушки входят в образ балерины и танцуют, как настоящие балерины, взрослые ведут себя и говорят, как маленькие дети. Рассматриваемое полезное для человека защитное действие нашего духовного ума в данном случае, отражает находчивость ума и широту воображения нашего разума души.

  Что касается такого довольно распространённого психического заболевания, как шизофрения, есть основания полагать, что оно также связано с душой и духом человека, поскольку патологии мозга и здесь не выявляется. При этом заболевании сознание по каким-то причинам воспринимает мысли - фантазии разума души на некую определённую тему, как реальные, адекватные. Хотя сознание присутствует, эти больные видят или слышат то, что не видят и не слышат окружающие: облучение, слежка за ними и другое, воспринимаемое со стороны, как галлюцинации или бред. Поскольку причина заболевания и здесь связана с психическими травмами, и в данном случае нарушения имеют также защитный, а может и некий компенсирующий характер, придающий пострадавшим уверенность в себе, некую значимость.

  Подытоживая, следует отметить, что знания о духовности мышления человека позволяют разгадать целый ряд загадочных для науки по их физиологическому механизму явлений, ложно приписанных, как и мышление, головному мозгу. Всё как-то проясняется, но ровно на столько, на сколько нам открыто это в богословии.

 Заключая рассуждения о том, как мыслит человек, надо признать, что богословские представления, вытекающие из богооткровения святителю Феофану Затворнику, находят подтверждение не только в логических рассуждениях, но и на научной основе. А, следовательно, надо науке признать и то, что мы не только материальны, но имеем и духовную составляющую, дающую человеку мышление. При этом головной мозг, которому ошибочно приписана способность порождать мысли, является лишь исполнителем организации движений тела или его частей по воле духовного ума человека, а также движений речевого аппарата, воспроизводящего словесные мысли, исходящие из разума души. 

Постичь до конца все тайны нашей природы как материальной, так и духовной, очевидно, невозможно даже с учётом богословских знаний о нашей духовной составляющей. Возможности человека ограничены.
Много людей уверенных, что мыслит в нас мозг, и есть основание считать, что человек самодостаточен своим телом, ведь в нём есть всё, а душа нечто абстрактное, понятие для верующих.  А по-сути наши души сродни разумным духовным ангелам Божьим, облекшимся телом, и как говорил Иисус Христом о нас актуальное и сегодня: «сыны века сего догадливее сынов света в своём роде». Догадываются многие, что легче жить, не заботясь о своём, кажущимся далёким будущем, не интересуются своей душой. Так жизнь человека может ограничиться только земной, а в жизни вечной, где не будет тела и всего земного, будет только его духовная душа не готовая к жизни в духовном мире.

  Если бы люди имели возможность получать ещё в школе не ложное знание о мыслящем мозге, а истинное научное знание о нашем духовном мышлении, не было бы столько людей, введённых в заблуждение и неверующих. Все бы просто знали, как это было до революции, что мы не только материальные, но и одушевлённые и одухотворённые Божьи создания. В науке не было бы так много ложно приписанного головному мозгу. На сегодняшний день в ней кто-то ещё продолжает восхищаться невероятными потенциальными мыслительными возможностями и обширными объёмами памяти мозга, а кто-то высказывает разочарование, разоблачает его. Пишут, что мозг сработан грубо, что он жертва «взрывной эволюции», устроен на подобии гаджета и прочее. Учёный эволюционист Савельев С.В. в книге «Нищета мозга», упрекая сознание в двойственности и других изъянах, предлагает выбор: «приступить к усовершенствованию мозга, устранению дисфункций, или усилить его мощь техническими ресурсами».

   Совершенно нереальные предложения для живой системы, но страшновато становится от таких проектов. Наш головной мозг уже нуждается в защите, но, главное, в истинных знаниях о нём.

  Статья, в которой написано о вышесказанном, опубликованная доктором филологических и философских наук Гуревичем П.С. в альманахе «Человек.ru», называется так: «Может ли разум быть навигатором человечества?». Хочется спросить: Есть альтернатива? Есть надежда на нечто вроде всемогущего искусственного интеллекта, мечта о котором строится на незнании духовного устройства естественного? Вряд ли можно создать машину с сознанием и неосознаваемыми знаниями, как у духа человека.

 И хочется спросить: навигатором куда? В земной рай?  Наш ум изначально дан нам прежде всего для общения с Богом, а не для развития цивилизации, которая теперь так развилась, что нередко подавляет человека из-за перегрузок информационных и нервно-психических, и неизвестно куда ещё приведёт человечество активный технический и научный прогресс.
 Наш ум прежде всего должен быть навигатором в Царство Небесное.


Рецензии