Казахи и Самопознание

Иногда я просыпаюсь с надеждой – о том, что моя жизнь должна измениться к лучшему, если я наконец-то включу мозги.

Идея о возможном улучшении жизни с помощью ума давно привлекает людей, особенно умных. Когда ума много – сам собой возникает вопрос об утилизации его избытка во благо человечества - на всякие нужды человечества. Избыток в государстве картошки, свеклы и лука закономерно приводит к мысли о целесообразности экспорта данных продуктов – и, как следствие, появлению и развитию международной торговли – являющейся абсолютным благом. Даже не смотря на опиум, рабов и табак… С умом, должно быть, примерно так же. Благодаря его избытку в одном месте – и недостатку в другом – возникает…

А что, собственно, возникает? На самом деле – не так уж и мало. Я помню этот смешной видос, в котором Стивен Пинкер осторожно спорит с какой-то агрессивной феминисткой на тему “рациональности”. Является ли она действительно основным механизмом изменения человеческого общества к лучшему. Сторонники этой идеи утверждают, что человек перестанет вести себя плохо, – пусть и очень медленно,  - если ему доходчиво объяснить, что вести себя плохо нельзя – поскольку это не рационально. Мы постепенно становимся лучше, благодаря тому, что до нас удаётся достучатся людям умным и чему-то нас научить.

Спорить, иронизировать и насмехаться можно над любыми идеями. Саркастически приговаривая – да, щщас, разбежались, как же… На самом деле, эта идея крайне хороша – поскольку продвигает ту мысль, что мы становимся лучше, когда что-то начинаем понимать. Даже если вы приведёте миллиард примеров того, как это в действительности не работает. Эта идея прекрасна – потому что она крайне полезна. Если я прочитаю учебник по физике Ландау и Лифшица, или лекции Фейнмана – и пойму, о чём там написано, я стану лучше. Ладно, мы будем спорить о том, что лучше я не стану. Но в самой мысли о том, что я прочитал их учебник – и вдруг их учебник прочитали и поняли, что там написано, миллионы моих сограждан, – если бы вдруг такое произошло, даже если бы мы при этом все остались аморальными гондонами, - как не крути, такое событие невозможно было бы интерпретировать иначе, как в положительном ключе.  Читать полезно, когда прочитанное удается понять, даже если в самой полезности сразу не получается усмотреть какого-то морального прибытка.
Даже если мы скептически относимся к рациональности, как Стивен Пинкер, и ставим под большой знак вопроса способность человеческого общества изменится к лучшему благодаря способности что-то лучше понять, -  мы на эту способность всё-таки надеемся, и пытаемся научить ей своих детей. Мы за неё цепляемся… ну, то есть, конечно не мы. Я за неё цепляюсь. И казахи.

Если избыток маковой соломки породил мировую торговлю, – то избыток ума породил идею о том, что любую проблему можно решить – или приблизиться к её решению, - или не приблизиться, но открыть что-то новое и полезное по дороге к ложной цели. А решить её можно, потому что есть МЕТОД. Набор каких-то рациональных, понятных и простых шагов – пусть этот набор будет оооооочень большим – но тем не менее, если настойчиво и аутично по нему шарашить – то какой-то успех неизбежно к тебе придёт. “Метод” – как некий универсальный механизм использования своей рациональности во благо – это главный продукт избытка ума. Маковая соломка –>> мировая торговля, рациональность -–>> метод. Я об этом. Эту крайне простую мысль интуитивно получается ухватить даже полным идиотам. То есть казахам и мне.

Жена Нурсултана Назарбаева – гениальная тётка. Я сразу подумал о ней в крайне положительном ключе, когда услышал о том, как она продавила введение курса – всем пристегнуть ремни – “САМОПОЗНАНИЕ” в казахских школах. Странным образом, судьба развернулась так, что то, о чём я думал много лет назад, оказалось под моим носом. И сижу я в Алмате, и лежит передо мной учебник САМОПОЗНАНИЕ для пятого класса, и рабочая тетрадь по САМОПОЗНАНИЮ к учебнику САМОПОЗНАНИЕ для пятого класса. И ангел насмешливый парит над моим ухом и приговаривает – “Вот, ты этому радовался как ребёнок – на, получи. Я тебя сюда в Алмату специально заманил только ради этого…” Я машу руками по сторонам и бормочу – Бисмиллях…

Так можно ли внедрить “Метод”, чтобы стать хорошим человеком, - или дети, по словам Пинкера, становятся мудаками ещё в утробе матери? Жена Нурсултана Назарбаева, Пинкер и я много об этом думали – каждый по-разному, и только она решилась ринуться в бой, отхлестав меня и Пинкера воображаемой камчёй. Его - за заблуждения, а меня - за диванную нерешительность заняться хоть чем-то полезным и склонность к пустому трёпу, не способному воплотиться ни во что реальное.

Начнём с рабочей тетради по Самопознанию. Учебник – как теория самопознания – это не очень интересно, хоть и поучительно. Работа - практика – действие – жена Назарбаева – это наш путь.

Урок 1-2. БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. РАЗУМ И ВОЛЯ. Абдаллах ибн Аль-Мукаффа плюс Цицерон.
 
Задание 1. Напишите три самых важных качества, характеризующих разумного человека.
Задание 2. Тест “Волевой ли вы человек”. Перед Вами – полярная шкала…
Задание 3. Напишите три отрицательных качества, не свойственных человеку с сильной волей.
Задание 4. Напишите небольшой рассказ о том, как волевые качества помогли человеку преодолеть трудности.
Задание 5. Напишите список всего того, чего вы хотите достичь в жизни. Объясните, почему или зачем вам нужны поставленные цели.

Урок 3-4. Внешняя привлекательность и внутренний мир человека. М. Пришвин + Э. Буле.

Задание 1. Прочитайте высказывание Мартина Баксбаума.
Задание 2. Создайте коллаж на тему “Красота моей души”.
Задание 3. Подумайте и составьте собственные правила такого образа жизни, который сделает человека внешне и внутренне привлекательным.
Задание 4.  Прочитайте отрывок из списка А. Васильева (список понятий и представлений, которые он отождествляет с красотой) и попробуйте составить свой.

Кстати про список Васильева – у него там сидят французские бульдоги, цвет маренго, пустая сцена старого МХАТа, и почему-то Минотавр….

Не буду вас развлекать дальше – и немного ускорюсь.

Урок 5-6. О Достоинстве человека.  Ф. Ларошфуко + Л. Вовенарг + Дж.Сэмюэл + У. Гарсиа + Ф. Бэкон + П.Коэльо.

Нет, не могу пока ускориться. Посмотрите на Обработку данных! - : подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р), подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), вычислите их процентное соотношение (П = Р / И) x 100% (знак процента тут лишний – это опечатка) , результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

Мальчики – 0 – 10 , Девочки – 0 -15 – ВЫ СЕБЯ НЕДООЦЕНИВАЕТЕ.
Мальчики – 67, Девочки 69 – ВЫ СЕБЯ ПЕРЕОЦЕНИВАЕТЕ.

Люблю казахов за то, что согласно данной оценочной шкале, мальчики, по их мнению, должны вести себя скромнее, чем девочки. 67 баллов – значит мальчик себя уже переоценивает, а если 67 баллов у девочки – то это не так плохо, как у мальчиков!!!

!!!

Урок 7-8. Счастье человека. И. Кант + Р. Ингерсолл + Лев Ландау + учитель русского языка и литературы из Актау Светлана Рашидовна Мулаева + старший лидер бизнес группы “Мэри-Кэй – Центральная Азия” Татьяна Бережко.

Задание 5. Перед вами три ларца с сокровищами. Выберите своё сокровище из них.
СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ ЯЗЫК ПТИЦ!

Урок 9-10. Тепло человеческого общения. Марк Аврелий + И. Бентам.
Ну и так далее. Семейные ценности, Этика взаимоотношений в коллективе, Гражданская позиция человека, Картина мира, Энергия позитивной мысли, Мировосприятие человека, Духовный мир человека, Человек и человечество, Человек созидающий, Жизнь во имя любви.

РАЗГОВОР НАПОСЛЕДОК (это заключительная часть тетради)
Что в вас стало лучше, какие качества вы смогли в себе развить и какие умения сформировать, а что изменилось в худшую сторону?
---------------------------------------
Казахи – молодцы. По всем параметрам – пять баллов. В первую очередь – потому что мальчикам не рекомендуют задаваться слишком сильно, а девочкам - можно; потому что казахские политики позволяют своим жёнам заниматься практической философией; и потому что с восточным уважением, которое нам кажется несколько наигранным, относятся к корпусу моральных понятий и верят в то, что рациональный метод воспитания высоконравственного индивида - работает.

Конечно, ничего толкового из затеи с Самопознанием не вышло. Люди злы, насмешливы, и постепенно перестают относиться к мировосприятию человека и этике взаимоотношений в коллективе без иронии. Этому их учит тик-ток, ю-тюб, так же как раньше их этому учил научный коммунизм и институт изучения мозга Ильича. Ну что наш мозг – по сравнению с его высоким лбом и великим мозгом, способным – если мне не изменяет память о начальной школе -  к невероятному мультитаскингу, – ведь только он мог одновременно одним глазом заглатывать и запоминать тонны научных книг – а другим удовлетворять швейцарских проституток…

Ну вот, опять ирония. Куда ж от неё денешься, а ведь это и есть признак подлинного разврата души. Как говорил покойный Ролан Быков – не тот актёр велик,  кто может вас рассмешить, а тот, кто заставит вас разрыдаться. Поплачем же и мы над великой затеей жены Нурсултана Назарбаева. Какую жизнь и школу не возьми – всегда приходится заниматься тратой времени на какую-нибудь ерунду. Уроки патриотического воспитания, Закон Божий, научный коммунизм, основы традиционных или не традиционных ценностей и даже ОБЖ – по моему скромному восприятию – сильно уступают Самопознанию казахов. Жаль, что со сменой власти этому школьному курсу пришёл конец – и теперь нужно выдумывать новый велосипед, чтобы дать возможность детям периодически валять официального дурака в школе. А ведь это так полезно и так нужно в этом возрасте. Это развивает фантазию, разгружает нервную систему и стимулирует творческое развитие (о чём я вам говорю с уверенностью – глядя на весёлые рисунки, сделанные рукой одной неприлежной ученицы в её рабочей тетради).
 
Рациональные методы по воспитанию настоящего человека, увы, не работают. Они ещё пока сильно проигрывают утробе матери. Но мои симпатии на стороне тех, кто из упрямства ли, из-за хорошего воспитания в уважении к истинным ценностям ли, или к чему-то иному, упорно бъётся в закрытую дверь, пытаясь сэкономить силы, в надежде найти какой-то магический метод и пошаговую инструкцию по формированию – ну, что там стоит из нас формировать. Агрессивная феминистка, жена Нурсултана Назарбаева, лидер бизнес группы “Мэри-Кэй – Центральная Азия” Татьяна Бережко и я просыпаемся каждое утро с надеждой, что если включить мозги – то всё можно изменить к лучшему. Я, конечно, где-то к обеду меняю точку зрения, и начинаю подпускать некую успокаивающую ересь, мол, если уж до сего момента всё в жизни было через жопу – то пусть и дальше катится как прежде… Просто я – не казах.

P.S. Прогуливаясь третьего дня по проспекту Абая, я заглянул в библиотеку Абая. С неким неизбывным зудом найти что-нибудь интересное для чтения – но только, пожалуйста, не Пелевина. С удивлением я обнаружил, что две трети книг – на русском языке. Ясен пень – Пелевин и вся королевская рать поприветствовали меня со входа, но фикшен мне давно неинтересен. Слишком мало времени осталось, чтобы тратить его впустую. Зато в дальнем – если что, левом – углу были собраны книги казахов. Я с удовольствием отметил, что в Казахстане развита культура написания книг представителями правящей элиты. И многие из них вот так сходу пишут на русском.

Я понял, что самопознание – здесь, на востоке, – воспринимается как нечто важное и почётное. К этому стоит относится серьёзно и без хохотунчиков. Ну, это, как бы, личное дело каждой культуры. Мы больше ценим эмоции искренности, честности, ясности, самоиронии – здесь к этому еще примешивается и обязательное выражение серьезности, почти религиозной, и никакой иронии. Это влияет на стиль самопознания и самовыражения. Почему я и взял книгу мемуаров Нуртая Агубаева – кажется, бывшего местного главы МВД, -  “ВОСХОЖДЕНИЕ ПО НИСХОДЯЩЕЙ – история жизни через призму осмысления окружающего мира”. Название, по нашим меркам, так себе. Да и тяга к рациональности не сулит удачи. Но мы и так – обречены все. Если не знаешь, что сказать о своей жизни, – слушай другого. Вот и посмотрю, что там.
Всем мира.


Рецензии