Даршаны духовного мира

В самой глубине человеческого сознания, на самой вершине микрокосма его мыслей,
чувств, представлений, ощущения "я", разума, потенциально существует некая точка
идеала, дающая ему духовную жизнь, некоего абсолютно созерцающего, не
соединенного с новыми причинами и следствиями субьекта. Ниже, ближе к поверхности
духовного микрокосма иматериального мира, находится фокус нашего сознания - эго,
ощущение "я". Чем более человек духовно развит, продвинут на пути к осознанию
Вечной Идеи, смысла своего существования, тем ближе этот фокус "я" к
Абсолютному Центру, тем менее последний потенциален и тем менее эго
локализовано и энергетически
напряжено как самостоятельный элемент, ложная сердцевина личности. Центром
становится Абсолют.
Такое представление о высшем "Я" человека, об абсолютности его истинной сущности с
древних времен является краеугольным камнем многих религиозных учений. В
христианстве это идея укорененности в Боге, о божественной сущности человека, в
индуизме (веданта) - это идея об Aтмане, который, будучи "меньше малого и больше
великого", скрыт в тайнике сердца людей и тождественен вселенскому абсолюту -
Брахману.
Существуют различные ступени, степени осознания душой Абсолюта, различные
стадии осознания ею самой себя. В конечном счете такое осознание - цель всей природы,
реализуемая в человеке наивысшей степени духовности. В индуизме эти ступени
назуваются даршанами, причем переход с одного даршана на другой осуществляется в
сравнительно большой отрезок времени, соизмеримый с продолжительностю одной
жизни. Однако для человека, привыкшего углубленно исследовать свой внутренний мир,
не является секретом то, что в различные моменты даже одного дня его личность
находится на различных уровнях осознания истинной Сущности.

(*) Этот рисунок - модель внутреннего мира человека. Верхним
пунктиром показан верхний предел, которого я когда - либо
достигал в себе. Нижний пунктир означает нижний предел
опускания моей личности в этом рождении.

То, что выделено здесь фигурной скобкой, представляет собой весь комплекс моих
состояний, которые я когда - либо испытывал, выстроенных в порядке близости
их к Истине, к пониманию Абсолюта, а следовательно, своей
сущности. Штрихи здесь и есть даршаны. Каждую секунду я
нахожусь на определенной ступени или подступени, мое моментальное
"я" есть то , что здесь прыгает, "мигает" с одной ступеньки на
другую. И если в течение жизни оно в общем поднимется, то тем лучше,
чем выше. Здесь есть ступени масштаба всей жизни, их немного- обычно
не более восьми. Есть мигаюшие крохотные микроступеньки
масштаба получаса. И за всю жизнь моя фигурная скобка либо
немного подвинется вверх (есть немного целеустремленных людей,
обладающих правильной концентрацией и ясно видящих цель
своего пребывания в этом мире, способных продвинуть ее на
два - три расстояния), либо опустится к неведению, либо останется
на месте. Мои верхний и нижний пределы являются "резко -
расплывчатыми" границами личности, которые в духовном онтогенезе
от ребенка к старику сдвигаются либо направленно, либо
скачкообразно.
Вот как связан уровень души в сансаре с моим относительным возрастом:

(**) здесь А равно Б по уровню в сансаре, они принадлежат одному
даршану. Но раз А равно Б, то это и есть А. Эта точка, ступенька
абсолютной лестницы как бы стоит на месте, а я прохожу
мимо нее. Моя душа словно бы проходит мимо абсолютной духовной матрицы,
и путь, который она прошла, является моим истинным, абсолютным возрастом.
Но есть ли эта неподвижная, абсолютная система отсчета?
Не механическое ли это представление? Я вновь вспоминаю принцип

(***) обращенности на себя, самозамкнутости в перегибе, и говорю: эта матрица так же
движется мимо другой... Мимо себя самой и в себе.


Рецензии