Загадка оранжевого мессера

     Мне давно хотелось рассказать об одном любопытном эпизоде, произошедшим в небе над Северским Донцом 23 июня 1943 года. Считается, что тогда в одном воздушном бою, наш будущий дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков одержал сразу две воздушные победы, в том числе над каким-то знаменитым асом Люфтваффе.

     Сам бой описывается во многих публицистических статьях и книгах по-разному, в основном с акцентом на героизм и мастерство советских лётчиков. Добавлю и я свою лепту в описание этого боя, причём использую некоторые, слегка отредактированные и дополненные мною, документальные выписки  из «Журнала боевых действий» советской 207-й истребительной авиадивизии.

     Итак, в 18 часов 20 минут группа немецких самолётов в составе 9 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и 18 истребителей Ме-109 произвела налёт на советский аэродром Щенячье (20 км западнее Купянска в Харьковской области). Пикировщики под непосредственным прикрытием 6 Ме-109 подошли к аэродрому на высоте 3.000-4.000 метров и сбросили с пикирования более 20 бомб разного калибра. В результате налёта были повреждены 3 наших истребителя Ла-5 и легко ранен 1 человек.

     Для отражения налёта было поднято с аэродрома Щенячье 8 Ла-5 (двумя четверками) 5-го гвардейского истребительного авиационного полка, с аэродрома Булацеловка (80 км юго-восточнее Харькова) — 10 Як-1 из 867-го истребительного авиационного полка, с аэродрома совхоз Учебный – 4 Як-1. Всего 22 истребителя.

     Первую четвёрку Ла-5 вёл командир звена младший лейтенант В. И. Попков, его ведомыми были С. Г. Глинкин, А. И. Пчёлкин и Е. М. Яременко. Лётчики встретили группу Ю-87, идущих в строю клин на высоте 3.500 метров. Бомбардировщиков прикрывали попарно слева, справа, сзади, с превышением 200-300 метров 6 истребителей Ме-109.

     Четвёрка Попкова первую атаку по бомбардировщикам произвела спереди сверху. В результате этой атаки был расстроен строй пикировщиков, они беспорядочно сбросили оставшиеся бомбы и начали уходить.

     Пилоты «мессеров» прикрывающей шестерки видя, что на их подопечных навалилось 4 наших истребителя, в свою очередь бросились в атаку на «Сталинских соколов». Наши истребители оказались полностью скованы этой шестеркой Ме-109, после чего им было уже не до атак пикировщиков.

     Здесь я прервусь немного и дополню описание боя интереснейшим текстом, взятым из книги Н. Г. Ильина и В. П. Рулина «Гвардейцы в воздухе» (Издательство ДОСААФ, Москва, 1973):

     «Лидером пятерки шёл «мессер» с оранжевыми окантовками крыльев, с носом той же раскраски. Белая спираль, нанесенная на оранжевом коке винта, медленно ввинчивалась в воздушное пространство. С мстительной жадностью хищник принюхивался к воздуху. Раскрашенную машину знали на фронте. Ею управлял опытный гитлеровский ас. Фашисты гордились им и оберегали его.
     Попков разглядывал его. Давненько не виделись. Это тот самый, что бесчинствовал в небе над излучиной Дона, возле Богучар. До самого января 1942. Опаснейший враг. Всегда надежно прикрытый. Сваливается на жертву внезапно. Исчезает столь же стремительно. Загубил двоих однополчан. Были периоды, когда он исчезал на определенное время, а затем снова появлялся».

     Далее в книге пространно, на двух страницах, описывается поединок Виталия Попкова с немецким асом. Полностью всё пересказывать нет смысла, я процитирую лишь отдельные, наиболее яркие и существенные моменты.

     «Хвост «оранжевого» приближается. «Мессер» заполняет кольцо прицельного устройства. Отчетливо просматриваются детали самолёта, различимы даже швы и заклепки на его фюзеляже, отделанные с немецкой тщательностью. Уже виден на боку кичливого аса бегущий по волнам кораблик, рядом с которым пиковый туз...

     ...Короткий залп! Ручку на себя. И свечой вверх. Успел разглядеть вспыхнувший хвост «оранжевого». Попал!..

     ...А Попков, закончив свечу боевым разворотом, с короткой дистанции из двух пушек дал очередь по «оранжевому». Удар был точен. Огненная струя хлестанула по мотору и кабине вражеской машины, искромсав металл в клочья. На мгновенье «месс» замер в пространстве, словно встретился с преградой. Медленно опустил нос и под крутым углом вошел в беспорядочное падение. Не удержался гвардеец, чтобы не проводить его пристальным взглядом. До самого конца. До багряной вспышки, что поставила на Советской земле точку. И на бесчинствах фашистского аса...» 

     Эти строки фактически означают, что сбитый Попковым немецкий лётчик был уничтожен. Правда, в некоторых других публикациях пишется, что немец был взят в плен и его, якобы, представили Попкову. А кое-кто из аффтаров ничтоже сумняшеся даже утверждает, что этот ас был кавалером Рыцарского креста с Дубовыми листьями.    

     Хотя в одной из советских оперативных сводок было лишь зафиксировано, что Ме-109 с красным коком, якобы, произвел вынужденную посадку севернее Чугуева, причём о судьбе пилота ничего не сообщалось.

     Продолжу, однако, цитирование официального документа, то бишь «Журнала боевых действий» 207-й авиадивизии.

     «В это время из аэродрома Булацеловка и Щенячье было поднято ещё по четвёрке истребителей, которые пошли восьмёркой бить уходящих бомбардировщиков противника, которые уже успели собраться в строй. Эта восьмёрка начала преследование. Лётчик младший лейтенант В. И. Семёнов первым врезался в строй и произвел одну атаку по бомбардировщику противника, после чего последний воспламенился и беспорядочно упал. После первой атаки Семёнова, бомбардировщики в вираж не стали, а с разными курсами стали уходить со снижением. Развернувшись, Семёнов заметил отколовшегося Ю-87, которого догнал, а затем, подойдя к нему вплотную, дал одну очередь и сбил второго бомбардировщика.
     Этот бой ещё больше разгорелся после прихода ещё 12 Ме-109-х и разбился на три очага: первый очаг — 4 Ла-5 против 6 Ме-109 над аэродромом Щенячье, второй – 4 Як-1 против 9 Ю-87 и третий – 10 Як-1 и 4 Ла-5 против 12 Ме-109. Бой продолжался до линии фронта».

     Обратим внимание на очень важный вывод, сделанный командованием нашей 17-й воздушной армии на основе этого боя: «Бой отличается от всех ранее проведенных боев своей организованностью, что дало хорошие результаты боя. Бой велся не поодиночно, а парами и четвёрками, что показало, что четвёрка это самая маневренная, самая сильная единица в воздушном бою».

     То есть, до этого все воздушные бои проходили неорганизованно и с неудовлетворительными результатами? Получается, что так.

     А каковы же результаты этого воздушного боя? По нашим данным, противник потерял сбитыми 6 Ме-109 и 4 Ю-87, ещё 2 Ме-109 и 1 Ю-87 были подбиты. В том числе Попков сбил 2 Ме-109. Другими лётчиками его звена был сбит ещё один истребитель противника и один подбит. Отмечу особо, что Военным Советом Юго-Западного фронта за проявленное мужество и отвагу в этом бою Попков был награжден именными часами, а его лётчикам объявлена благодарность.

     Между прочим, с нашими лётчиками вели бой пилоты «мессеров» из состава 2-й группы 3-й истребительной эскадры «Удет» (II./JG.3 «Udet»), которые, по их заявлениям, сбили 6 русских истребителей.

     К сожалению, данные о наших реальных потерях в этом бою несколько разнятся друг от друга. Так, по одним данным, было потеряно 2 истребителя Як-1 и один лётчик. По другим данным, в воздушном бою был сбит 1 Як-1, лётчик которого спасся на парашюте. Кроме того, по данным наградных документов, не менее 2 наших лётчиков произвели посадки на повреждённых самолётах. 

     А вот немцы, несмотря на заявленные нашими лётчиками 6 сбитых Ме-109, абсолютно никаких потерь в истребителях не понесли. То есть, фактически «оранжевый» сбит не был.   

     Впрочем, подробности потерь нашей и вражеской авиации в данном случае для меня не столь существенны. Меня лично больше всего интересует один-единственный вопрос: кто был за штурвалом «оранжевого» Ме-109, с которым, как утверждают авторы книги «Гвардейцы в воздухе», сразился в том бою Попков?

     Однако поначалу выскажусь по поводу эмблемы «мессера». Дело в том, что такая эмблема — одушевлённый Пиковый туз с руками и ногами, плывущий на маленьком паруснике — действительно существовала. Она была изображена на самолёте Bf 109G-6 W.Nr. 18107 «Weisse 9» вместе с надписью «Seemann» унтер-офицера Георга Амона из 53-й истребительной эскадры «Пиковый туз» (JG.53 «Pik - As»). Однако в 1943 году этой эскадры на советско-германском фронте не было — она воевала в Африке и в районе Средиземноморья.

     Мысль о том, что самолет с этой эмблемой мог быть передан в другую эскадру на Восточном фронте мне пришлось отбросить. Потому что данный «мессер» всё время находился на Средиземноморском театре боевых действий и был сбит над Сицилией английскими «Спитфайрами» 3 июля 1943 года. Правда, за его штурвалом находился в то время не Амон, а другой пилот.

     Принимая всё это во внимание, совершенно непонятно, каким образом самолёт с такой оригинальной и запоминающейся эмблемой мог видеть наш лётчик за тысячи километров от Средиземного моря... 

     В общем, не удалось мне разгадать тайну «оранжевого», с которым вёл тогда бой Попков. Хотя, может быть, в этом не моя вина, а самого Виталия Ивановича. Ведь, между нами откровенно говоря, наряду с действительно выдающимися качествами лётчика-истребителя он имел также довольно спорную черту характера — был не менее выдающимся сочинителем всевозможных небылиц...   


Рецензии
Олег, замечательное повествование, как всегда. Но, это наверное, единственный случай, когда Вы меня разочаровали, так как не смогли разгадать тайну "оранжевого". А такое обещающее название, удивительно захватывающее начало. Тут я пытаюсь пошутить. Со всеми зимними праздниками Вас!!!! Здоровья, благополучия, мира и творческой плодовитости!

Ольга Ацегейда   09.01.2023 19:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга, за рецензию, поздравления и добрые пожелания!
Я тоже поздравляю Вас с праздниками и желаю всего самого наилучшего!
С уважением,

Олег Каминский   09.01.2023 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.