Кандидатский минимум. статья исторические источник

 
   





Историография, источниковедение и методы исторического исследования шифр-07.00.09
УДК 904                Василий Фёдорович Бессмертный
                Президент
                Международного Союза Филуменистов

Филумения в СССР и России как исторический источник
              Исторические источники
 Аннотация.  ABSTRACT     Учёные отыскали миллионы и миллиарды как фактов, так и артефактов, которые человечество оставило после себя за тысячи лет своего существования, но в этом море различной информации никто почему-то ни разу не вспомнил про спичечные этикетки. А это ведь такой мощный и совершенно неисследованный пласт истории и культуры народов СССР и России. Что такое факты всем понятно, а вот про артефакты, или непонятные факты, то есть то, что сделано искусственно и которое невозможно объяснить, знать нужно.
  К ним, например, можно отнести наскальную живопись, письмена на глиняных табличках, иероглифы Египта и прочее и это всё можно рассматривать как исторические источники, так как они позволяют нам приоткрыть тайны веков и ознакомиться с жизнью и деятельностью народов, живших до нас сотни и тысячи лет.          
 Исторические источники можно разделить на две части:
     Материальные источники – предметы быта, одежду, орудия производства, орудия охоты, здания и сооружения, памятники и прочее.
     Нематериальные источники– рисунки, тексты книг и рукописей, сказания, былины, предания, пословицы и поговорки.
 Представленное исследование посвящено вопросу проблем и перспектив развития, теории и практики современной филумении, и спичечных этикеток, как исторических источников.
  Цель. Цель этой работы, сделать анализ исторических источников и найти в этом море информации достойное место для филумении и спичечных этикеток, этого неиссякаемого источника различной информации.
 Новизной этой работы является впервые в истории изучение спичечных этикеток как исторических источников. Само слово филумения (phillumeny) произошло от греческого слова philos (филео) - (любить) и латинского lumen (люмен) - (огонь, пламя). В переводе на русский язык это можно назвать «огнём или пламенем любви». Филуменисты, это люди, коллекционирующие спичечные коробки, сувенирные и прочие наборы спичек, сами спички, литературу и документацию по истории спичек, технологии производства спичек. Но большей частью филуменисты коллекционируют спичечные этикетки, детское увлечение, пронесенное ими через всю свою жизнь.   
 Ключевые слова: Keywords: Филумения, спички, этикет, спичечные этикетки, исторический источник,
  Введение. Филумению, науку, которая изучает всё, что связано со спичками, можно сразу отнести к двум направлениям, как материальному, например у автора в единственном в России реальном МузеЕ СпичеК Большое Покровское есть спичка длиною пять метров восемьдесят восемь сантиметров, есть коробка спичек, которую изготовили к юбилею К. Е. Ворошилова в 1935 году; так и к нематериальному, например, первые спички, которые изготавливались из серы и белого фосфора плохо зажигались, но издавали при этом сильный неприятный запах и до нас дошла поговорка по этому поводу: - «Сначала вонь, потом огонь».      
    Кроме того изображения и надписи на этикетках также можно отнести к нематериальным историческим источникам. Это рисунки, тексты, и, как правило, на рядовых спичечных этикетках указана спичечная фабрика, на которой были изготовлены эти спички, ее логотип и другая информация. Все знают сегодня, что такое Балабановские спички, это мировой бренд качества. До революции такими спичками считались Лапшинские спички, которые выпускали спичечные фабрики основоположника спичечного производства в России, Василия Михайловича Лапшина. Кроме того, по спичечным этикеткам можно определить время, год, когда они были изготовлены, фабрика, на которой они были изготовлены, а по рисунку и тексту на этикетке, с какой целью, к какой определенной дате или событию и даже какой художник рисовал сюжет данной этикетки. Даже по такой малозначительной детали на этикетке, как цена коробки спичек, можно определить год этого выпуска и получить много другой важной и интересной информации.
   Спичечные этикетки незаслуженно забытый и пока невостребованный неиссякаемый ценный исторический источник информации, изучая который можно не только прикоснуться к истории нашей Родины, СССР и России, но и окунуться в раздел химии, ведь спичечная головка, это чудо неорганической химии, прошедшее более, чем двухсотлетний путь и не получившее до сих пор достойного внимания и изучения. Спички входят в первую сотню достижений человечества наряду с изобретением колеса и освоением космоса и являются одним из ста лучших товаров России.
   Филуменисты, это люди, коллекционирующие большей частью, спичечные этикетки и, которые свое детское увлечение, коллекционирование спичечных этикеток смогли пронести через всю свою жизнь. К примеру, коллекция спичечных этикеток автора насчитывает порядка пятисот тысяч единиц коллекционного материала и более шестидесяти лет коллекционного стажа. Спичечная этикетка по своей сути представляет искусство малой графики, и она несет как материальную информацию: бумага или иной материал, из которого этикетка изготовлена, краски, способы тиснения, гравировки, из чего сделана сама спичечная коробка и находящиеся в ней спички., так и нематериальную: изображения, тексты, сигнатура, цена и прочее.
    По утверждению психологов каждый человек, стремящийся стать гармоничной личностью, в обязательном порядке должен иметь хобби. За свою историю люди собирали всё, что видел глаз, начиная от оторванных пуговиц на автобусных остановках и заканчивая крадеными автомашинами.  Согласно статистике всего лишь ВОСЕМЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ СТА ничего не собирали в своей жизни. 
. Признательность. Автор выражает благодарность и глубокую признательность Громову Юрию Владимировичу, старшему преподавателю
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.      
    Концептуальное освещение соответствующая тематика получила в работах выдающихся российских филуменистов, исследования которых были использованы при написании данной статьи:
1. Владимира Михайловича Богданова
2. Андрея Александровича Малеева
3. Роберта Сергеевича Дюпина
4. Тамары Николаевны Фирсовой
5. Валентина Михайловича Дружинина
6. Рустема Эдуардовича Узбекова
    Актуальность данной темы в том, что в исторической науке сегодня вообще отсутствуют исследования филумении, как исторического источника, а ведь это огромный пласт культуры и истории нашей страны, который лежит на виду и пока никак не используется. Таким образом, существенная часть накопленного за многие годы эмпирического материала осталась не введенной в научный оборот и практически не используется. Всё это убедительно свидетельствует о проведении дополнительных изысканий по обозначенной теме.
  Основной текст. Ученый, даже любой человек, который занимается историческим познанием и открытием новых знаний, уже имеет основу из приобретенных им ранее знаний и умений, которые он получил в ходе предшествующих исследований, и он, естественно, в отличие от других людей, может использовать их как источник знаний. Поэтому можно сделать вывод, что такие общие основы носят эвристический характер. Эвристическими методами называются логические приёмы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи. В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач. Говоря простым языком, человек в этом случае часто выдает желаемое за действительность. Но, такие общие идеи и знания не могут дать достоверной и точной информации по узко изученной теме. Исследования должны проводиться эмпирическим путем, поэтому необходимо использовать в первую очередь первоисточники для изучения конкретных исторических событий. Яркий этому пример, восточная притча, как небольшой пример всеобщего непонимания, когда шесть слепых мудрецов из Индостана, отправились к слону, чтобы проверить свои теории и определиться, как слон выглядит. 
   Один лицом уткнулся в шершавый бок слона и воскликнул: »слон — прочная стена!»
   Второй, нащупав бивень, закричал: слон не что иное как гладкое и острое копье!»
   А третий, подойдя к слону, за хобот ухватился, слон и змея — одно и то же».
  Четвертый, подбежал к слону, колено руками обхватив, сказал:  таким быть может только дерево».
   Тут пятый, он сумел до уха допрыгнуть, закричал: на веер слон похож».
   Шестой неспешно добрался до хвоста и вымолвил: «Слон как веревка, да и только.». Таким образом каждый мудрец был по-своему прав в малом, но в целом ошибались они все.
       Такое бывает и в науке, иногда историки к определению термина «исторический источник» зачастую подходят прямолинейно и просто. Целое отнюдь не простая сумма составляющих. Но познание целого так или иначе предполагает анализ и осмысление взаимодействий всех его элементов. Об этом полезно помнить в командной работе, ведении переговоров и просто в общении с людьми другого мировоззрения.
     Важно понимать, что не каждый источник может быть использован для реконструкции исторических событий, потому что у любого источника есть своя ценность. Именно поэтому историк должен уметь отделять существенные исторические источники от несущественных, в этом и заключается работа историка. Необходимо в первую очередь выяснить, какие исторические источники могут быть использованы для изучения исторических фактов, а какие можно пока отложить в сторонку.
        В качестве отправной точки можно взять следующее определение исторического источника: «исторический источник, это любое явление, которое может быть использовано в целях исторического исследования, то есть для познания тех или иных прошедших событий». В практике повседневной работы историка такого определения обычно бывает достаточно. Но для дальнейшего изучения избранной тематики, необходимо установить четкое определение термина «исторический источник». В научно – методической литературе существует несколько определений данного термина:
1. По мнению И. Г.Дройзена: - «исторический источник – непосредственные остатки тех событий, которые происходили в прошлом. Такие остатки могут быть вещественными или же существовать в качестве народного фольклора» Историческая концепция И. Г. Дройзена аккумулировала в себе интеллектуальные достижения немецких школ историков (гёттингенской, гейдельбергской, берлинской). Его теория и методология истории, как одного из ведущих теоретиков истории, названная им «историкой», оказала существенное влияние на становление исторической науки в России.
 2. Л.Н. Пушкарев дает следующее определение историческому
источнику: - Основные типы исторических источников с точки зрения кодирования в них информации: письменные, вещественные, устные (фольклорные), этнографические, данные языка, кинофотодоку¬менты, фонодокументы. которые мы можем использовать для анализа и установления хода исторических событий» Под типами исторических источников Л. Н. Пушкарев имел ввиду такие весьма широкие категории источников, которые отличаются друг от друга самими принципами хранения и кодирова¬ния информации, т. е. наиболее общими его свойствами, предопреде¬ляющим его источниковедческую ценность. То есть он дал возможность понять, как и в какой форме закодирована в источниках та или иная информация и какое это имеет источ-никоведческое значение.
 Стоит отметить, что круг возможных источников, которые историки могут использовать в своих исследованиях, не фиксирован. Мы можем опираться одновременно на несколько точек зрения, среди которых есть две общепринятые:
  1. Исторический источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах
    2.  Исторический источник – это то, откуда мы получаем информацию о прошлом, т. е. не только прямое отражение исторического процесса, но и то, что помогает понять исторический процесс во всем его многообразии.
       Исторический источник – это, носитель информации о прошлом, причем носитель из того самого прошлого. Общепризнано делить исторические источники на такие типы: вещественные, изобразительные, письменные и фонические. Но, на взгляд автора, именно письменные источники представляют наибольший интерес для реализации цели этой работы, и не только потому, что спичечные этикетки можно отнести именно к этому типу источника, а потому, что письменные источники более наглядно и достоверно отдают свою информацию. Также к этому типу исторических источников нужно отнести всю литературу о спичках, в том числе и художественную и, к сожалению, малочисленные, сохранившиеся документы спичечных фабрик, Художественного совета и архивы выдающихся филуменистов.
   Письменные источники с фактическим содержанием могут достоверно служить для различных познавательных целей:
    Во-первых: принимая во внимание тот или иной исторический источник мы можем судить о внутреннем состоянии того человека, который являлся автором данного источника, судить о его эмоциональном и психическом состоянии и определить с определенной долей уверенности, что этот человек хотел выразить создавая этот свой исторический источник.
   Во-вторых: так же мы можем использовать данные типы исторических источников для извлечения истинных результатов именно тех событий, которые в нем описываются, или для описания и реконструкции самих исторических событий происходящих в тот временной отрезок времени.
  В-третьих: это использование исторического источника для выяснения оценки, которая в нем приводится. Изучение письменных источников необходимо потому, что оно ведет к расширению исторического знания, к изменению оценки исторических явлений, к глубокому пониманию социально-экономических процессов именно при критическом анализе письменных источников. Но чтобы это знание было объективным нужно рассматривать разные источники, а не полагаться на один. Эти процессы ведут к совершенствованию исторической критики, которая представлена двумя разновидностями
     1 Внешняя критика источника- начальный этап источниковедческого исследования, это проверка его подлинности. В принципе, это анализ внешних признаков источника, то есть бумаги, чернил, пишущих инструментов и т. д. Например, бумага начинает использоваться в качестве материала для письма не ранее середины XIV века. В первой четверти XVIII в. люди начинают пользоваться гражданским алфавитом. Металлическое перо вошло в обращение только в XIX веке. Если же возникают подозрения о подлинности документа, то проводится анализ, в котором выясняется происхождение и автор источника, происходит изучение содержания документа и сопоставление с известными фактами. В общем, происходит выявление действительности источника.
     2. Внутренняя критика заключается в анализе содержания самого документа и его интерпретации, когда нужно ответить на вопросы о том, насколько источник правдив, как полно описывает те или иные события, о чём умалчивает и почему, откуда взял информацию его автор.
    Самый эффективный и продуктивный вариант – это синтез двух стадий критики. Именно при их совместном, но параллельном использовании (когда результаты одного не перекликаются с другим), мы можем полноценно раскрыть исторический источник и правильно его истолковать.
     В работе над историческим источником можно выделить следующие стадии:
1.  Установление времени возникновения источника, определение места его создания, выявление личности автора и обстоятельств появления источника.
2.  Изучение внешних особенностей источника (формуляра, орудий письма, средств пересылки, работа над самим текстом с точки зрения выявления ошибок автора или переписчика, выявление вставок, расшифровка зашифрованного текста и неясных мест (исправления, помарки).
3.  Решение вопроса о подлинности исторического источника,
установление подлогов и подделок, если таковые обнаружатся.
4.  Изучение языка и языковых особенностей источника.
5.  Интерпретация источников, истолкование и оценка их содержания,
установление достоверности и научной значимости, содержащейся в источнике информации.
     Однако следует иметь в виду, что эта схема весьма условна. Поэтому, работая над источником, исследователь обычно следует своим собственным, проверенным методам. Но с полной уверенностью можно сказать, что изучение исторических источников при изучении прошлых событий в истории человечества чрезвычайно важно и необходимо.
     Таким образом, можно сделать вывод, что воссоздать ход событий
прошлого без исторических источников вообще не представляется возможным. События, которые давно минули, мы не можем увидеть, их не существует в настоящем, их не будет в будущем, для нас остались только следы тех, давно прошедших времен. Яркий пример тому наскальная живопись – изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Такими следами как раз и будут исторические источники, каковыми являются:
1.  Официальные документы (законы, указы, программы, газетные статьи).
2.  Личностные документы (мемуары, дневники, художественные произведения, письма)
3 Исторические источники в большинстве своем имеют реальную информацию.
4. При сравнении исторических источников создается понимание о субъективности каждого из них и об их относительности.   
5.  Исторические источники имеют постоянно пополняющийся характер.
6 Исторические источники показывают пример искажения информации в разные исторические эпохи.
    Найти истинное зерно, скрытое в любом историческом источнике, отделяя это зёрно от плевел, можно лишь критически оценивая и сравнивая информацию из разных источников, анализируя и сравнивая сами источники.
Схема анализа источника:
 Изначальный пункт начала анализа любого исторического источника – это установление происхождения текста источника. Для этого необходимо      
     1 установить первичные свойства данного текста, сделав анализ, оригинальный это текст или же это его копия или даже подделка, что очень актуально в наше время фейков и тотальной дезинформации.
   2 установить, текст этот является полным или частичным?  Имеется ли информация о самом авторе текста?  Является ли язык текста оригинальным или же это его перевод?
    3 Следующим пунктом устанавливается первичное содержание текста источника, то есть то, что автор хотел сказать этим текстом.
   4 Далее необходимо разграничить текст на составные смысловые части, если это возможно в данном отдельном отрывке.
     5 Следует учитывать субъективность исторических источников, ведь не всегда можно определить, что хотел передать автор и как он это сделал или зашифровал. Поэтому при анализе нескольких исторических источников, нужно установить, насколько достоверна та или иная информация, которая в них представлена.
    6 Если у источника имеется автор, то желательно знать, кто он, но необходимо установить являлся ли он непосредственным участником тех событий, о которых повествуется, либо же он описывал происходящие события при помощи первоисточника.  Пример, Новый Завет: Евангелия от Луки, Фомы и Иоанна, которые были написаны со слов по прошествии почти ста лет с момента происходивших событий.
      И, только благодаря упорному, часто неблагодарному, титаническому труду историков, которые находят, восстанавливают, анализируют данные источники, мы можем реконструировать ход давно прошедших событий нашей истории и большую помощь в этом нелегком, но нужном деле может оказать обыкновенная спичечная этикетка, которая нам расскажет кто и что делал в определенный период времени и каковы его практические достижения.

Список литературы
 [1] Монография: Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории.
 [2] Книга: Иоганн Густав Дройзен «Очерк историки» (1868)
[3] Книга: Фирсова Т Н, Дружинин В М. «Стандартизация в филумении»
[4] Монография: Богданов В М : «Спичечные этикетки и их коллекционирование»


Рецензии