Кандидатский минимум. статья функции спичечных эти

Историография, источниковедение и методы исторического исследования шифр-07.00.09

Научная статья 1
“Филумения в СССР и России как исторический источник»
Функции спичечных этикеток

Василий Фёдорович Бессмертный
Президент Международного Союза Филуменистов (МСФ) 
              МузеЙ СпичеК Большое Покровское,
             Москва, Россия,
                УДК 904               
    Аннотация. ABSTRACT Статья анализирует и впервые предлагает рассматривать спичечные этикетки, как исторические источники, раскрывает методы, определение и функции спичечных этикеток рассматривая: просветительскую, идеологическую, пропагандистскую, прогностическую функции спичечных этикеток. Автором рассмотрены методы, которые традиционно применялись в изучении исторических источников и впервые сделана попытка рассмотреть, как исторический источник спичечные этикетки, представители искусства малой графики, этот незаслуженно забытый и пока невостребованный неиссякаемый исторический источник информации, изучая который можно не только прикоснуться к истории нашей Родины СССР и России, изучать мощный пласт истории и культуры нашей страны,  но и окунуться в раздел химии, ведь спичечная головка, это чудо неорганической химии, прошедшее более, чем двухсотлетний путь и не получившее до сих пор достойного внимания и изучения. Спички входят в первую сотню достижений человечества наряду с изобретением колеса и покорением космоса и являются одним из ста лучших товаров России. Эта статья заключает, что спичечные этикетки имеют законное право на существование как исторический источник, учитывая их многомиллионные тиражи и возможность каждого человека прикоснуться не только к самим спичкам, но и к истории их изобретения и к той обширной информации, которую несет каждая спичечная этикетка, Ведь нет такого человека, который бы не держал в руках спичек.
   Ключевые слова: Keywords: Филумения, спичечная этикетка, функция, исторический источник, спички.
               Функции спичечных этикеток
  Введение. Слово филумения (phillumeny) происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (огонь), Термин был предложен британским коллекционером Марджори Эванс (Marjorie S. Evans) в мае 1943 года. В русском языке употреблялись слова филлумения и филлуменистика. Иногда даже проскальзывало непонятное слово «филломения и филломенистика». В конце 1960-х годов в одном из постановлений Политбюро ЦК КПСС было употреблено неграмотное слово «филумения» (с одной буквой л). Партийные деятели, далекие от филумении видимо посчитали раз другие виды коллекционирования: филателия, филокартия и прочие пишутся с одной буквой «Л», то тогда и слово «филлумения» должно писаться с одной буквой «Л». В результате практически на десятилетие слово было вообще изъято из орфографических и иных словарей, издававшихся в СССР и тем самым практически выброшено из жизни. В середине 1970-х слово «филумения» вновь появилось в словарях, но уже в редакции Политбюро, с одной буквой «Л» — «филумения». Спичечные этикетки представляют собой искусство малой графики, в котором отражена вся мировая история, впрессованная в эти миниатюрные кусочки, часто неказистой бумаги, сконцентрированная в коллекциях музеев и частных коллекциях филуменистов.
 По утверждению психологов каждый человек, стремящийся стать гармоничной личностью, в обязательном порядке должен иметь хобби. Согласно статистике всего лишь ВОСЕМЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ СТА ничего не собирали в своей жизни. Сегодня мы переживаем новый этап компьютеризации, который специалисты назвали эрой глобальной коммуникации. Информационные сети предоставляют пользователям необъятный мир информации. Интернет можно рассматривать как искусственное Всемирное информационное поле. На Земле сегодня образовалось и развивается дальше информационное общество. Информационное общество, это такое общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
. Обзор литературы
  1.Монография Богданова В. М. «Спичечные этикетки и их коллекционирование М., 1970 г.»,
 2. Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя. - М., 2006.
3.  Никитина И. В. Спичечные этикетки: мифы, идеалы и символы советской культуры // Человек. - 2005. - No 5
4. Книга Бессмертного В. Ф «Удивительный мир филумении», где на доступном для человека незнакомого с филуменией, языке, можно найти всё, что связано со спичками.
5. Монография Бессмертного В. Ф: «Терминология филумениста», где можно найти все термины, без которых невозможно стать настоящим филуменистом, да и человеку далекому от филумении эти знания пригодятся в жизни.
  В этих книгах даются сведения об истории возникновения и производства спичек, о коллекционировании спичечных этикеток и всего, что тем или иным образом связано со спичками, о содержании рисунков на спичечных коробках, тематике этих рисунков, художниках, о методике оформления коллекций и еще много нужной и полезной, а для настоящего филумениста, незаменимой информации.
    Истори;ческие исто;чники — это комплекс документов и различных предметов материальной и нематериальной культуры, отразивших исторический процесс жизнедеятельности того или иного народа в тот или иной период и запечатлевших традиции, отдельные факты и уже свершившиеся события из их жизни, на основании которых в наше время воссоздаются представления о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события. В этом плане я решил обратиться к собранной мною информации в ранее написанных мною книгам: «Удивительный мир филумении», монографии «Терминология филумениста», «Тарные этикетки» и «Истории» нескольких, наиболее значимых спичечных фабрик СССР, а также информации из своих многочисленных статей в журналах «Московский филуменист» и Сфинкс».
   Рассмотрение данных источников информации я построил на предложенном докторами педагогических наук О. Ю. Стреловой и Е. Е. Вяземским многоуровневом подходе к анализу исторических документов.
               Авторы выделили пять уровней анализа:
1. «паспортизация» документа: (где и когда он создан, кто его автор, вид документа);
2. историко-логический:    (о чем говорится в документе)
    3.  аксиологический:  (какие ценности заложены в документе);
 4.  критический:  (объективна ли информация, можно ли доверять этому документу);
       5.  праксиологический: (как использовать тот или иной документ в изучении истории, чем он полезен).  Взяв за основу эти пять методов анализа исторических документов, можно показать значимость филумении и спичечных этикеток, как важнейших исторических источников.
    Актуальность данной работы еще в том, что современное общество преподносит человеку нескончаемый информационный поток, который он должен уметь распределять по признакам полезности и достоверности. С изобретением и внедрением в реальную жизнь практически всех людей интернета, а интернет можно рассматривать, как искусственное Всемирное информационное поле, в головы людей вливается нескончаемый поток информации. В ХХ столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Так, если в 1900 г. было около 10.000 научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сотен тысяч. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на ХХ век.
 Количество научных публикаций удваивается: с 1900 года – каждые 50 лет.  С 1950- каждые 10 лет. С 1970 – каждые 5 лет. С 1990 – каждый год. В настоящее время информация удваивается каждые 72 часа.
     Признательность. Автор выражает благодарность и глубокую признательность Юрию Владимировичу Громову, старшему преподавателю
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург за советы и ценные замечания при работе над данной статьей. Концептуальное освещение филумения и её изучение получила в работах выдающихся российских филуменистов и многих учёных, исследования которых были использованы при написании данной статьи:
7. Мари;и Монтессо;ри
8. Ольги Юрьевны Стреловой
9. Евгения Евгеньевича Вяземского
10. Владимира Михайловича Богданова
11. Андрея Александровича Малеева
12. Роберта Сергеевича Дюпина
13. Рустема Эдуардовича Узбекова
    Актуальность данной темы в том, что в исторической науке сегодня вообще отсутствуют исследования филумении, как исторического источника, а ведь это мощный пласт культуры и истории нашей страны, который лежит на виду и пока никак не используется. Таким образом, существенная часть накопленного за последние годы эмпирического материала остаётся не введенной в научный оборот и практически не используется. Всё это убедительно свидетельствует о проведении дополнительных изысканий по обозначенной теме.
  Основной текст. Функции спичечных этикеток. Президент России Владимир Владимирович Путин призвал использовать возможности, открывающиеся в период исторических испытаний, как это было после Победы в Великой Отечественной войне. "После Победы в Великой Отечественной войне наши ученые, весь наш народ именно своим трудом и интеллектом добились бесспорных, прорывных достижений во многих областях и сферах", - сказал президент в видеообращении по случаю 75-летия Российского общества "Знание". "Мы с вами обязаны это помнить и имеем полное право этим гордиться, должны идти вперед, стремиться к новым горизонтам, опираясь на лучшие отечественные традиции научного поиска и просвещения, вместе решать большие, сложные, амбициозные задачи нового времени и в полной мере использовать те колоссальные возможности, которые всегда открываются в период исторических вызовов и испытаний", В. В. Путин. Он напомнил, что созданная в 1947 году, в трудный послевоенный период, научная и просветительская организация "Знание" сплотила выдающихся ученых, педагогов, деятелей культуры. "Их талант, опыт, мощная созидательная сила были нацелены на решение масштабных задач восстановления страны, на обеспечение широкого, по-настоящему массового образования, освоения научных знаний как фундамента социально-экономического развития" - указал президент. Рассматривая спичечные этикетки, можно найти в них отражение и того, военного и послевоенного времени, когда были выпущены эти этикетки и приобщиться, таким образом, к истории своей страны.
    Время есть только в материальном мире, в информационном мире времени нет, здесь рядом находятся сегодня, вчера и завтра. Будущее предначертано, его нельзя изменить, но отделить «зёрна от плевел» возможно и, чтобы разобраться в этом море информации, ежедневно выплёскиваемой на головы людей, каждому человеку нужно уметь распределять её по признакам полезности и достоверности и сразу отсекать не нужную, а порой и ложную информацию. Это дает возможность воспринимать окружающий нас мир в таком виде, какой он есть на самом деле, а не каким его преподносят заинтересованные общественные и не обязательно дружественные силы Казалось бы, что можно найти в этом незамысловатом, небольшом кусочке бумаги, а ведь на самом деле это большое окно в мир культуры и истории прошлого страны, изготовившей данную этикетку, которое позволяет увидеть мир глазами человека той эпохи, выявить значимые для этого человека, жившего в то время, приоритеты, символы и ценности». Ведь спичечные этикетки по своей сути представляют собой искусство малой графики, в котором отражена вся мировая история, впрессованная в эти часто из неказистой бумаги, миниатюрные кусочки и сконцентрированная в коллекциях музеев и частных коллекциях филуменистов. Чтобы разобраться в этом море информации, каждому человеку нужно уметь распределять её по признакам полезности и достоверности. Это дает возможность воспринимать окружающий нас мир в таком виде, какой он есть на самом деле, а не каким его преподносят заинтересованные общественные и не обязательно дружественные силы. В этом плане исторические источники, к коим, безусловно, можно причислить и спичечные этикетки, являются важнейшим, незаменимым звеном для истинного познания давно прошедших событий. Особенно важно уметь разграничивать объективную, субъективную и совсем необъективную информацию о прошлом, так как именно прошедшие события определяют вид и облик современного мироустройства, которое фейковыми новостями, придуманными людьми в своих корыстных интересах или просто по глупости часто переворачивают всё и полностью меняют вектор этой информации. Актуальный пример: еще в середине 90-х годов в украинской печати активно искали национальную идею и следы украинского народа открывали везде, где можно и даже там, где нельзя и даже там, где их нет и быть не может. В итоге анекдот про то, что древние укры вырыли море, ушёл в народ. В Интернете можно найти даже цитату из книги про это. Но стоит оговориться, что в руках ту книгу никто не держал. Также из анекдотов составлена вся история Украины: украинцы якобы выкопали Чёрное море для того, чтобы чаще мыться и стирать вышиванки. Перл, цитата из украинских книг: - «Чёрное море появилось искусственно благодаря таланту и труду древних укров». Но только почему-то они забыли сказать, что Чёрное море раньше называлось Русским морем. Может быть здесь украинцы и ни при чем. Множество "великих" открытий сделаны современными "учеными Украины". «Люди являются плодоносной ветвью украинского национального древа» (кандидат исторических наук Ю. Джеджула, «Тысяча лет украинской диаспоры»). «Арии (ории) – древнейшее название украинцев. Первые пахари мира. Приручили коня, изобрели колесо и плуг» С. Плачинда «Словарь древнеукраинской мифологии», Киев). В основе санскрита лежит какой-то загадочный язык «сансар», занесенный на нашу планету с Венеры. Не об украинском ли языке речь?» (Кратко-Кутынский А. Феномен Украины. «Вечерний Киев»,1993 г.). На самом деле украинский язык создали поляки, коверкая свой родной польский язык и перемежая его немецкими словами. Но началась сама украинская ученая эпидемия с информации, что украинские ученые открыли новый закон физики и придумали плюс ноль и минус ноль, да и всех великих русских людей записали в украинцы, в том числе и Юрия Гагарина. А вот на вопрос, почему великий украинский писатель Н. В. Гоголь не знал украинского языка, никак не могут ответить, а другой великий украинский писатель, Т. Г. Шевченко всегда и на русском языке в своих стихах негативно отзывался об украинцах. Так что, если провести даже поверхностный анализ этих лживых фейков приоткроется их истинная неприглядная или даже откровенно лживая личина их создателей. Именно при проведении анализа и сравнения исторических источников мы можем проверять любую информацию, написанную в учебниках, научных статьях, газетных публикациях или же высказанную устно, на историческую достоверность и исторические источники могут здесь дать ответ на любой провокационный вопрос или запрос и много правдивой информации можно почерпнуть, изучая спичечные этикетки.
  функциями спичечной этикетки являлись: просветительская, идеологическая, пропагандистская, прогностическая функции.
   Функции спичечных этикеток я решил рассматривать на основе своей коллекции спичечных этикеток, которая по оценкам многих серьезных филуменистов, является самой полной коллекцией спичечных этикеток в России Это коллекция спичечных этикеток объемом порядка 500000 единиц коллекционного материала.     Также, обоснование функции спичечных этикеток, я рассматривал на изучении материалов своего, единственного в России реального частного МузеЯ СпичеК Большое Покровское и выпусках оригинальных спичечных сувенирных наборов спичечной фабрикой при МузеЕ Спичек Большое Покровское, и на материалах тематических коллекций участника более полусотни выставок спичечных этикеток различного ранга, включая сюда и международные, за которые у меня и моей коллеги, помощницы и жены, Бессмертной Нины Алексеевны, множество грамот, дипломов, медалей и т. д, в том числе медали лауреатов ВВЦ. В МузеЕ СпичеК Большое Покровское хранится около сотни тематических коллекций филуменистов, членов МСФ по всевозможным темам.  К тому же мною написано ряд книг и работ по филумении и опубликованы десятки статей в журналах: «Московский филуменист» и «Сфинкс». Являясь Президентом Международного Союза Филуменистов МСФ, я имею довольно богатый опыт общения с иностранными филуменистами.            
      Спичечные этикетки можно рассматривать и как вещественный источник, фиксируя размер этикеток, материал из которого они сделаны, изображение на этикетках и полиграфию и, как изобразительный источник, так как в них присутствует сочетание словесных и изобразительных символов.
      Спичечная этикетка является искусством малой графики, а тиражам спичечных этикеток может позавидовать любое другое производство. У меня в коллекции есть этикетка с указанием тиража (девяносто миллионов штук). Такой тираж говорит сам за себя, ведь каждую этикетку увидят несколько человек, а значит информация, которую несет данная этикетка дойдет до нескольких десятков, а то и сотен миллионов людей. На основе анализа вышеперечисленных материалов, теперь можно определить и функции спичечных этикеток.
            Первая – просветительская (образовательная) функция, которую я решил рассматривать, пользуясь работой: «Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя. - М., 2006г. Стреловой О. Ю и Вяземского Е. Е. В этом учебнике представлен отечественный и мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приёмов и форм организации учебного процесса и спичечная этикетка может здесь служить незаменимым помощником и средством обучения.
    У меня в коллекции есть сувенирный набор спичек: «АЗБУКА», где на каждой коробке изображена одна из букв алфавита, то есть по ним можно учить АЗБУКУ самостоятельно во время игры, составляя самостоятельно из пустых спичечных коробок или этикеток слова, а это и есть, основной принцип итальянского врача и педагога Марии Монтессори, наиболее известной своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз этот знаком многим и звучит он так: "Помоги мне сделать это самому".
    Этикетки на коробках со спичками служили своего рода визуальным средством, при помощи которых граждане могли узнать о прошлом страны, исторических личностях: учёных, писателях, художниках политических и общественных деятелях, выдающихся исторических событиях, спорте, природных заповедниках, климатических, географических особенностях своей страны, разнообразии флоры и фауны, технических новинках, видах транспорта, о жизни и деятельности многочисленных народов в республиках, населявших СССР, Так МузееМ СпичеК Большое Покровское выпущен эксклюзивный сувенирный спичечный набор, посвященный малым народам России. Конкретно он посвящен «российским индейцам». В СССР их называли камчадалами, но на самом деле это небольшое племя ительменов, которое в стародавние времена переселилось из Америки на Камчатку. Я лично встречался с их вождем, к слову, он ранее преподавал в школе, что само по себе говорит, что никаких притеснений ительмены (российские индейцы) ни в СССР, ни в России не встречали, в отличие от американских индейцев, которых там попросту травили, раздавая одеяла зараженные чумой, оспой и другими болезнями.
     На этикетках можно ознакомиться с достопримечательностями различных курортов и городов СССР, почерпнуть сведения о промышленном развитии,
показателях экономического роста, составить себе представление о повседневной жизни людей в СССР и России: (природа, мода, спорт, игры, правила дорожного движения, отдых, туризм, культура).
       Вторая функция – идеологическая. У меня есть довольно обширная тематическая коллекция, созданная к 100-летию образования СССР, под общим названием: «Мы все родом из СССР». Рассматривая спичечные этикетки СССР, в большинстве из них можно встретить социалистические лозунги, призывы к строительству коммунизма, достижения народов СССР. На спичечных этикетках широко освещались юбилейные даты, связанные с Октябрьской революцией и Великой Победой 1941-1945г.г. Коммунистическая идеология нашла яркое воплощение в спичечных этикетках периода СССР, утверждая свою точку зрения на прошлое, настоящее и будущее страны. Через образы и лозунги, запечатленные на спичечных этикетках, пропагандировалась идея советского интернационализма, борьбы за мир, дружбы народов, использовалась символика СССР (серп, молот, красная звезда, красный флаг). Да и название самих спичечных фабрик указывало на их принадлежность к СССР: «Красная звезда», «Красный якорь», «Красный пахарь», Пролетарское знамя», «Революционный путь (Ревпуть», «Маяк» «Победа»  и т.д. и т.п. Через изображение жизни народов, проживавших в Советском Союзе, формировалось представление о равноправии всех союзных республик и населяющих их народов. Создавалось представление о романтике революционной борьбы, молодежь рассматривалась как главный строитель коммунизма, за которым будущее страны.
    Третья функция - Пропагандистская. Изображения на спичечной этикетке, по сути, одной из разновидностей малой графики, можно считать мини-плакатом, а также мини – рекламой или мини-отчётом, которые наглядно пропагандировали и здоровый образ жизни, и занятия спортом, призывали к бережному отношению к природе, сбору макулатуры, металлолома, вторсырья. С одной стороны, спичечная этикетка фиксировала элементы повседневной реальной жизни, с другой, формировала идеал будущей эпохи.
      Четвертая – прогностическая. Этикетки создавали представление о
коммунистическом будущем страны, о том, что СССР - многонациональное
государство, занимающее огромную территорию, с мощной армией, развитой экономикой, богатой культурой и устремленное в будущее. Много внимания уделялось и борьбе за мир и дружбе между различными странами, как социалистического лагеря, так и капиталистического. В МузеЕ СпичеК Большое Покровское есть тематическая коллекция Нины Алексеевны Бессмертной под названием «Последний шаг». Это предупреждение человечеству, ведь оно подошло к краю пропасти и еще один неверный шаг вперед, и оно скатится в пропасть.  На последней странице этой тематической коллекции изображена обезьяна со спичками и под ней надпись: - «Обезьяна со спичками лучше, чем обезьяна с гранатой или бомбой»
Список литературы
[1] Книга: Мария Монтессори «Помоги мне это сделать самому»
[2] Книга: Ольга Юрьевна Стрелова., Евгений Евгеньевич Вяземский. «Учебник истории: Старт в новый век: пособие для учителя».
[3] Книга: Фирсова Тамара Николаевна, Дружинин Валентин Михайлович. «Стандартизация в филумении»
[4] Монография: Богданов Владимир Михайлович : «Спичечные этикетки и их коллекционирование»


Информация об авторе:
Василий Фёдорович Бессмертный.
Президент Международного Союза Филуменистов (МСФ)


Рецензии