Пособие по написанию стихотворений

И так, прежде чем обратиться непосредственно к нашей теме ,
позволю себе небольшое лирическое отступление (хотя это и не в моих правилах ) начинающий поэт хочет конкретики : Как писать стихи?! Если автор начнет увиливать и «растекаться мысью по древу» то читатель потеряет интерес  и перевернет страницу ( В нашем случае «клацнет» по клавише ,как говорят в Одессе) Потерпи любопытный читатель и я открою тебе свою тайну – плод бессонных ночей моих. (или своих)


Многие писатели и поэты « прозы. ру» люди невежественные:  старые графоманы и дилетанты , давайте посмотрим правде в глаза! Не обижайтесь , я один из вас , поэтому имею право так говорить! Есть ,конечно, приятные исключения.(это не я, без кокетства)Сами посудите:  почему среди нас нет Быкова , Глуховского , Сорокина, Сальникова ?

Чего мы хотим? Мы хотим творчества, самовыражения, признания, избавления от скуки  бытия. Я пытался начать «свое творчество» с романа или повести, но понял , это долго и  трудно И вряд ли найдется много читателей. Тогда мой выбор пал на короткий рассказ , здесь шансов больше (читать и писать  его легче), но лучше всего поэзия! Если архитектура это застывшая музыка ,то поэзия –это литература спрессованная в волшебный  емкий «формат» говоря современным языком.


Я помню чудное мгновенье:*
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Несколько строк , а как много сказано, целый роман !
Проза тоже кое что может ,например:

 «На пороге стоял мальчик и путался в соплях»**

Кинематограф –примитивное искусство , поэтому ни Пушкина , ни Ильфа экранизировать достойно трудно, а иногда в случае с «мальчиком ,который путался в соплях» просто невозможно! Все,  перехожу к делу!

            Как писать стихи!?

Это нетрудно ,но нужно следовать определенным правилам, или законам , которые я обнаружил. Самое главное -это стиль!Если нет своего приходится заимствовать. Многие художники (в широком смысле слова ) это хорошо понимали. Маяковский яркий пример-трудно перепутать этого мастера с другими. Ему присущи смелость и неожиданность метафор , желание изобретать новые слова-гений одним словом!

«Темно свинцовоночие»  , « До ночи грачей» , «Не мужчина, а — облако в штанах!» «Вы смотрите устрицей из раковин вещей»

Маяковский ,конечно, появился не на пустом месте  его собратья по перу -футуристы, тоже не лыком шиты!  Бурлюк , Хлебников, Лившиц … Но школьный курс литературы оставил нам  из футуристов только его имя, именно он общается с современными  школьниками «Как живой с живыми говоря»


Давайте перейдем к примерам. Хочу написать стихотворение, но своего стиля нет! (рылом не вышел) Стилизуем  под  русский романс 19 века.Второе правило должна быть фабула (что собственно происходит, сценарий…)  сюжетов немного: она (или он) любит, но  любимый(я) изменяет, бросает , тихо уходит, неожиданно , коварно, ночью…
«Она пришла ,его там нету, его не будет никогда» (шумел камыш)Он старый ,она молода ,красива, надежды на взаимность нет , остается только петь.«Капризная ,упрямая вы сотканы из роз» (капризная ,упрямая)Любимая уходит навсегда ,после ночи любви… «Я уйду с толпой цыганок , за кибиткой кочевой»( мой костер)Редкий случай , обошлась без коварства…

Сюжет понятен , романтичная обстановка (лес, река , костер, ночь…)Что получается: пара ночует в лесу у костра , среди ночи любимый исчезает, бросая девушку одну. Несчастная девушка обнаруживает пропажу тоскует , зовет любимого… Обычно к поискам  привлекаются силы природы и неодушевленные объекты(никого же нет больше): ветер, месяц, ясень , река, поле…Помните «я спросил у ясеня, где моя любимая…» часто происходит определенное братание с этими силами  и объектами(река-матушка ,  лес- батюшка, луна - сестра, колоски –братья) «… я твой тонкий колосок»Выбираем луна , она же сестра. Теперь нужны эпитеты(прилагательные, наречия…) Месяц –серебряный , луна –двурогая. Вспоминаем : «двурогая луна ,смотрела  в окна скучного вагона…» двурогая луна подходит.Девушка страдает, но как ? Душа горит пылает, сердце  горит, тлеет… Горит сердце- подходит. Но сердце –это грубовато , лучше сердечко (а то, как у Данко, горящие сердце), пафос нам не нужен.  В итоге горит сердечко ,как свечка , лучина ,уголек, или уголечек от костра. Уголечек – вроде, неплохо. Смотрим,  что у нас получилось:

Горит ,горит мое сердечко,
Как уголочек от  костра!
Замолви за меня словечко,
Сестра- двурогая луна.

Ведь только ты про это знала,
Когда он ночью уходил,
Зачем дорогу освещала,
Стараясь из последних сил?

Замолви за меня словечко,
А я побуду у костра,
Мое несчастное сердечко
Сгорит, истлеет до утра…

(Уголечек)

Второй пример : берем стилистику частушки , комсомольской песни.
Сюжет (ничего не в жизни  изменилось, нас волнуют любовь , измены , переживания):

Комсомолка работает на стройке социализма ,она  любит комсомольца Васю.
Он увлекается другой , обычный любовный треугольник. Но в отличии от 19 века
Конец должен быть жизнеутверждающим. Комсомолка себя в обиду не даст ,она отвлечется  работой , социалистическим соревнованием , но лучше новыми отношениями , тем более в комсомольцах желающих любви недостатка нет.Сюжет готов , детали : Вася приглашает разлучницу  ,в лес, общежитие, гостиницу, одинокое заброшенное строение. Общежитие неудобно(много лишних глаз), гостиница не по карману и ,вообще, плохо, лес -прошлый век. Остается –строение ! Строение звучит не поэтично.  Можно сарай , будка , заброшенный склад, заимка. Вот , заимка –это подходит!

У девушки остался Васин подарок ,который она сохранит (мало ли ветер переменится) Варианты : колечко, часики , крестик, букет, духи, вымпел, полевой цветок. Все отметаем , кроме цветка.Если всем дарить часики можно разориться. Разлучница (имя неважно) работает на фабрике, заводе, в зоопарке, магазине ,столовой , сортировочном цеху. Сортировочный цех- хорошо, но длинно. Пусть будет «сортировка»  Героиня мечтает расправится с разлучницей , Васю окончательно не «списывает  со счетов» Но грустить не собирается и открыта для новой любви.

Вот, что у нас получилось в этот раз :

А сегодня  я узнала ,что мне Васька изменил.
Он Маринку с сортировки на заимку пригласил.
Я обиду не забуду , но любовь попридержу,
Ну а Васькин  василёчек  я на память  засушу…

Знаю Васька непутевый , на него не рассержусь,
Но с Маринкой с сортировки я ,конечно, разберусь!
Долго горевать не буду ,что Василий обманул
Потому , что мне в столовке Колька снова подмигнул!

(Василек)

После написания,  стихотворение должно выстоятся .Это тоже мое правило , мозг продолжает работать и подбрасывает новые варианты и бракует старые выражения , поэтому приходится постоянно редактировать …
Удачи!




* К Керн. 
А.С Пушкин.

** Записные книжки.
И. Ильф.


Рецензии
)) Спасибо. прочёл с удовольствием.
У меня тоже есть пособие - http://proza.ru/2008/10/23/136
Но хочу Вас огорчить. Поэт никогда не набрасывает план своего стихотворения. Более того, он, чаще всего, не знает даже того, о чём собственно оно будет.
Стихи нашёптывает поэту его внутренний голос. А поэтическое искусство состоит в том, чтобы принять подсказанную строку, или забраковать её.
Поэты мужчины называют свой внутренний голос Музой.
Замечено, что если Музу подпоить немного, то она начинает верещать более разнообразно. А иногда выдаёт такие коленца, которые от неё уж никак не ожидают.
Свою Музу поэты холят и лелеют. Иногда проецируют на неё реальные черты жены, любовницы или секретаря партии и тем самым разнообразят своё творчество.

Дмитрий Маштаков   20.01.2023 10:53     Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен, огромное спасибо за такой развернутый замечательный отклик.("муза-секретарь партии" особенно понравилось:) Надеюсь ,Вы понимаете ,что
"пособие" понадобилось мне только ,как повод пошутить... Я ,начинающий поэт ,как бы это смешно не звучало, учитывая мой преклонный возраст:) Писать стихи начал ,как раз потому ,что моя Муза от меня сбежала. Мой преподаватель истории искусств, объяснял нам ,что искусство не что иное ,как сублимация сексуальной энергии...Он оказался прав:)

Михаил Вайнгортен   20.01.2023 12:08   Заявить о нарушении
Можно рассматривать сексуальную энергию несколько шире, а именно, как энергию творчества. И тогда значение сексуальности в искусстве становится очевидным.

Сексуальность, как проявление творческих сил.

Мужчина, хоть куда, в полном расцвете сил. И старый хрен для засолки хорош. В юбке нет ничего особенного, когда она колышется на бельевой веревке.
Таких цитат можно насобирать горстями ))


Дмитрий Маштаков   20.01.2023 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.