Пособие по написанию стихотворений
позволю себе небольшое лирическое отступление (хотя это и не в моих правилах ) начинающий поэт хочет конкретики : Как писать стихи?! Если автор начнет увиливать и «растекаться мысью по древу» то читатель потеряет интерес и перевернет страницу ( В нашем случае «клацнет» по клавише ,как говорят в Одессе) Потерпи любопытный читатель и я открою тебе свою тайну – плод бессонных ночей моих. (или своих)
Многие писатели и поэты « прозы. ру» люди невежественные: старые графоманы и дилетанты , давайте посмотрим правде в глаза! Не обижайтесь , я один из вас , поэтому имею право так говорить! Есть ,конечно, приятные исключения.(это не я, без кокетства)Сами посудите: почему среди нас нет Быкова , Глуховского , Сорокина, Сальникова ?
Чего мы хотим? Мы хотим творчества, самовыражения, признания, избавления от скуки бытия. Я пытался начать «свое творчество» с романа или повести, но понял , это долго и трудно И вряд ли найдется много читателей. Тогда мой выбор пал на короткий рассказ , здесь шансов больше (читать и писать его легче), но лучше всего поэзия! Если архитектура это застывшая музыка ,то поэзия –это литература спрессованная в волшебный емкий «формат» говоря современным языком.
Я помню чудное мгновенье:*
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Несколько строк , а как много сказано, целый роман !
Проза тоже кое что может ,например:
«На пороге стоял мальчик и путался в соплях»**
Кинематограф –примитивное искусство , поэтому ни Пушкина , ни Ильфа экранизировать достойно трудно, а иногда в случае с «мальчиком ,который путался в соплях» просто невозможно! Все, перехожу к делу!
Как писать стихи!?
Это нетрудно ,но нужно следовать определенным правилам, или законам , которые я обнаружил. Самое главное -это стиль!Если нет своего приходится заимствовать. Многие художники (в широком смысле слова ) это хорошо понимали. Маяковский яркий пример-трудно перепутать этого мастера с другими. Ему присущи смелость и неожиданность метафор , желание изобретать новые слова-гений одним словом!
«Темно свинцовоночие» , « До ночи грачей» , «Не мужчина, а — облако в штанах!» «Вы смотрите устрицей из раковин вещей»
Маяковский ,конечно, появился не на пустом месте его собратья по перу -футуристы, тоже не лыком шиты! Бурлюк , Хлебников, Лившиц … Но школьный курс литературы оставил нам из футуристов только его имя, именно он общается с современными школьниками «Как живой с живыми говоря»
Давайте перейдем к примерам. Хочу написать стихотворение, но своего стиля нет! (рылом не вышел) Стилизуем под русский романс 19 века.Второе правило должна быть фабула (что собственно происходит, сценарий…) сюжетов немного: она (или он) любит, но любимый(я) изменяет, бросает , тихо уходит, неожиданно , коварно, ночью…
«Она пришла ,его там нету, его не будет никогда» (шумел камыш)Он старый ,она молода ,красива, надежды на взаимность нет , остается только петь.«Капризная ,упрямая вы сотканы из роз» (капризная ,упрямая)Любимая уходит навсегда ,после ночи любви… «Я уйду с толпой цыганок , за кибиткой кочевой»( мой костер)Редкий случай , обошлась без коварства…
Сюжет понятен , романтичная обстановка (лес, река , костер, ночь…)Что получается: пара ночует в лесу у костра , среди ночи любимый исчезает, бросая девушку одну. Несчастная девушка обнаруживает пропажу тоскует , зовет любимого… Обычно к поискам привлекаются силы природы и неодушевленные объекты(никого же нет больше): ветер, месяц, ясень , река, поле…Помните «я спросил у ясеня, где моя любимая…» часто происходит определенное братание с этими силами и объектами(река-матушка , лес- батюшка, луна - сестра, колоски –братья) «… я твой тонкий колосок»Выбираем луна , она же сестра. Теперь нужны эпитеты(прилагательные, наречия…) Месяц –серебряный , луна –двурогая. Вспоминаем : «двурогая луна ,смотрела в окна скучного вагона…» двурогая луна подходит.Девушка страдает, но как ? Душа горит пылает, сердце горит, тлеет… Горит сердце- подходит. Но сердце –это грубовато , лучше сердечко (а то, как у Данко, горящие сердце), пафос нам не нужен. В итоге горит сердечко ,как свечка , лучина ,уголек, или уголечек от костра. Уголечек – вроде, неплохо. Смотрим, что у нас получилось:
Горит ,горит мое сердечко,
Как уголочек от костра!
Замолви за меня словечко,
Сестра- двурогая луна.
Ведь только ты про это знала,
Когда он ночью уходил,
Зачем дорогу освещала,
Стараясь из последних сил?
Замолви за меня словечко,
А я побуду у костра,
Мое несчастное сердечко
Сгорит, истлеет до утра…
(Уголечек)
Второй пример : берем стилистику частушки , комсомольской песни.
Сюжет (ничего не в жизни изменилось, нас волнуют любовь , измены , переживания):
Комсомолка работает на стройке социализма ,она любит комсомольца Васю.
Он увлекается другой , обычный любовный треугольник. Но в отличии от 19 века
Конец должен быть жизнеутверждающим. Комсомолка себя в обиду не даст ,она отвлечется работой , социалистическим соревнованием , но лучше новыми отношениями , тем более в комсомольцах желающих любви недостатка нет.Сюжет готов , детали : Вася приглашает разлучницу ,в лес, общежитие, гостиницу, одинокое заброшенное строение. Общежитие неудобно(много лишних глаз), гостиница не по карману и ,вообще, плохо, лес -прошлый век. Остается –строение ! Строение звучит не поэтично. Можно сарай , будка , заброшенный склад, заимка. Вот , заимка –это подходит!
У девушки остался Васин подарок ,который она сохранит (мало ли ветер переменится) Варианты : колечко, часики , крестик, букет, духи, вымпел, полевой цветок. Все отметаем , кроме цветка.Если всем дарить часики можно разориться. Разлучница (имя неважно) работает на фабрике, заводе, в зоопарке, магазине ,столовой , сортировочном цеху. Сортировочный цех- хорошо, но длинно. Пусть будет «сортировка» Героиня мечтает расправится с разлучницей , Васю окончательно не «списывает со счетов» Но грустить не собирается и открыта для новой любви.
Вот, что у нас получилось в этот раз :
А сегодня я узнала ,что мне Васька изменил.
Он Маринку с сортировки на заимку пригласил.
Я обиду не забуду , но любовь попридержу,
Ну а Васькин василёчек я на память засушу…
Знаю Васька непутевый , на него не рассержусь,
Но с Маринкой с сортировки я ,конечно, разберусь!
Долго горевать не буду ,что Василий обманул
Потому , что мне в столовке Колька снова подмигнул!
(Василек)
После написания, стихотворение должно выстоятся .Это тоже мое правило , мозг продолжает работать и подбрасывает новые варианты и бракует старые выражения , поэтому приходится постоянно редактировать …
Удачи!
* К Керн.
А.С Пушкин.
** Записные книжки.
И. Ильф.
Свидетельство о публикации №222122800657
У меня тоже есть пособие - http://proza.ru/2008/10/23/136
Но хочу Вас огорчить. Поэт никогда не набрасывает план своего стихотворения. Более того, он, чаще всего, не знает даже того, о чём собственно оно будет.
Стихи нашёптывает поэту его внутренний голос. А поэтическое искусство состоит в том, чтобы принять подсказанную строку, или забраковать её.
Поэты мужчины называют свой внутренний голос Музой.
Замечено, что если Музу подпоить немного, то она начинает верещать более разнообразно. А иногда выдаёт такие коленца, которые от неё уж никак не ожидают.
Свою Музу поэты холят и лелеют. Иногда проецируют на неё реальные черты жены, любовницы или секретаря партии и тем самым разнообразят своё творчество.
Дмитрий Маштаков 20.01.2023 10:53 Заявить о нарушении
"пособие" понадобилось мне только ,как повод пошутить... Я ,начинающий поэт ,как бы это смешно не звучало, учитывая мой преклонный возраст:) Писать стихи начал ,как раз потому ,что моя Муза от меня сбежала. Мой преподаватель истории искусств, объяснял нам ,что искусство не что иное ,как сублимация сексуальной энергии...Он оказался прав:)
Михаил Вайнгортен 20.01.2023 12:08 Заявить о нарушении
Сексуальность, как проявление творческих сил.
Мужчина, хоть куда, в полном расцвете сил. И старый хрен для засолки хорош. В юбке нет ничего особенного, когда она колышется на бельевой веревке.
Таких цитат можно насобирать горстями ))
Дмитрий Маштаков 20.01.2023 20:56 Заявить о нарушении